Над суетою земли поднявшись Гл. 12

                Над суетою земли поднявшись…
                (О творчестве В.С.Соловьёва)
               Часть пятая «Единство родовое и духовное»
                Глава двенадцатая
                «О мироздании, с Преподобным Сергием молящемся»
Вот и добрались мы почти до финала.  Вспомним, что русский поэт и религиозный философ В.С.Соловьёв происходит из славного рода московского, что был воспитан он в «московском благочестии». Вспомним, что погребён Поэт и Философ с другими членами славной семьи на территории знаменитого Новодевичьего Монастыря…
  Потому обратимся напоследок к стихам, созданным близкими родственниками  -  сродниками, как в старину говорили,  - и слово это в большей степени отражает единство...
 Весь день из рук не выпускав пилы,
Вдали соблазнов суетного мира,
Простой чернец, без церкви и без клира,
Молюсь в лесу, среди туманной мглы.
Заря зажгла сосновые стволы,
Запахло земляникой; стало сыро...
Звучи, звучи, вечерняя стихира
Под тихое жужжание пчелы.
Ветха фелонь, чуть тлеет ладан скудный.
Вдали сияют ризой изумрудной
Луга в благоухающих цветах,
Мой храм наполнен медом и смолою.
Пречистая! склонившись к аналою,
К тебе взывает юноша-монах.
     О ком эти любви преисполненные  строки? Конечно, о том, кого величают Игуменом Земли Русской - о Преподобном Сергии Радонежском. Написал об одном из самых любимых народом русским Святых племянник Владимира Сергеевича – тёзка своего знаменитого деда – Сергей Михайлович Соловьёв.  Нет здесь, наверное, присущих самому Владимиру Сергеевичу философской глубины, почти «физического» ощущения подъёма к сферам небесным, но есть, как было уже сказано, воплощение любви к Преподобному, отражение того, что в житиях пишется.
   А что значили жития святых для истинно русских людей, объяснять, наверное, незачем. «Я любил слушать жития святых», - вспоминал своё детство Старейший Звонарь Даниловской Обители М.И.Макаров. Слёзы радости наворачивались и на глаза маленького Вани – будущего автора «Лето Господня», «Богомолья», «Неупиваемой чаши». Читая жития Святых, оба они, как и многие-многие русские люди – дети, думали о том, что тоже могут стать святыми, если будут «поступать правильно» - по Правде Божией.
 Конечно, «впитали» эти мысли, эти чувства и будущие писатели, философы в семье Соловьёвых. 
    А в стихотворении, кроме, конечно, самого Преподобного, огромную роль играет Образ Мироздания Божьего – потому что воплощали Святые Угодники, в лесу поселившиеся, «Пророчество Исаево», как говорится в одном из произведений Н.С.Лескова, словно «восстанавливая» связи, грехом Адама и Евы порушенные. (См. также «Сверхвременная» и «сверхнациональная» соборность»).
    Слова молитвы Преподобного здесь кровно соединились, словно «срослись»                с образом русского пейзажа.  «Простой чернец, без церкви и без клира», - но Церковь он построит, освятит, изгонит пытавшихся напугать его бесов  – и вот уже много веков устремляется в этот  небольшой храм великое множество молящихся со всей Руси   Святой,  - даже  - со всего мира...               
     «В лесу вечерний туман. Лес замер таинственно, точно слушает. В траве идут двое. Идет старый монашек, согбенный днями. Белеет его холщовый подрясник и скуфья. В тонком сумраке сквозит морщинистое, с голубыми глазами, лицо. Светит на нем неземная нетронутость, небесная тишина. Такая целомудренная нетронутость бывает на лицах старых русских мужиков. Все лесные звуки, свет и молчание как бы запечатлены на лице старого монашка. А с ним медведь…»
 Нечто похожее, хоть и в прозе. Это о другом прославленном Святом,  через четыре                с половиной века по земле ступавшем – Преподобном Серафиме Саровском. Написал                о тоске души по «Серафимовой Руси» писатель-эмигрант И.С.Лукаш.
Возвратимся же к Преподобному Сергию и воплотившему образ его С.М.Соловьёву.
Невозможно не увидеть, не прочувствовать вслед за автором единство молитвы – молитвы Преподобного и мироздания Божьего – человека и окружающего мироздания,                о чём говорилось в предыдущих главах в связи  с творчеством знаменитого «дяди».
И вспоминаются, конечно, эти строки А.М.Жемчужникова о святой поре золотой осени 
В ясный день природа — это храм вселенский:
В нём богослуженье до ночи с утра.
«Вселенским храмом» становится и лес, в котором «вдали соблазнов суетного мира» несёт служение и Преподобный Сергий. И храм его «наполнен медом и смолою».
Алтари повсюду, где благочестиво
Остановит путник взоры и шаги –
пишет А.М.Жемчужников.
А  Преподобный Сергий воплощает в стихотворении и воплощал в земной жизни своей  не просто благочестие, а Святость. Сколько чудес совершил он по Милости Божией,                по молитве, как в житие Преподобного сказано. (Кто забыл, пусть обратится к Житию Преподобного Сергия).
И взывает, «склонившись к аналою», Молитвенник Земли Русской к Деве Пречистой,                а вслед за ним оба поэта из профессорской семьи -  и весь благочестивый народ русский…
А знаменитые строки есенинские, от русского пейзажа неотделимые… 
И тополя, что «звонно чахнут», и  ивы, «кроткими монашками» ставшие, и молитва                «на копны и стога», и наконец, «схимник-ветер», целующий «язвы красные незримому Христу». Последний образ к строкам С.М.Соловьёва, наверное, ближе всех. (Кто забыл, пусть прочитает)…
Но всё же, в отличие от этих прекрасных стихов Крестьянского Поэта, произведение Племянника Русского Мыслителя преисполнено Радости – Радости духовной  - Радости Богообщения.  (Как на восьмой ступени осмогласия,  которое мы не раз упоминали).
  И, конечно, неотделимы строки С.М.Соловьёва – вернее, - нераздельны они с великими, неповторимыми полотнами, созданными М.В.Нестеровым. «Юность Преподобного Сергия», «Преподобный Сергий Радонежский», «Труды Сергия Радонежского» и как начало всего (имеется в виду Образ) – «Видение Отроку Варфоломею»…
     У А.П.Чехова в рассказе «Случай из практики» есть замечательные слова о том, что накануне Праздника природа вместе с людьми «собиралась молиться».
 А в стихотворении С.М.Соловьёва, как и на  полотнах М.В.Нестерова, всё мироздание молится вместе с Преподобным…
 А ещё об одном  - близком В.С.Соловьёву человеке, стихи слагавшем, побеседуем в следующей главе…
(Финал последует)


Рецензии