1997 год

(Посвящаю «Богородичнику», медбрату Луке,
приведшему меня к вере Христианской)

Эпиграф:
«Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода».
(2 Кор. Гл.3 Ст.17)

1
Светло – синяя футболка

   Тогда мне было семнадцать лет, и я ходил в светло-синей футболке с надписью «Акапулько» и в шортах «Бермудах». На моей голове была стрижка «Спортивный ёжик». Правда, это весной – летом. А осенью – зимой я ходил в кожанке и в вязаной чёрной шапке на голове. На моей полке, чуть ли не до потолка стояли аудио и видеокассеты. Интернета и флешек тогда не было. Под полками стоял журнальный стол забитый тетрадями с моими дневниковыми записями и папками со стихами. На столе печатная машинка. Я посещал литературное объединение. Ни друзей, ни девушки, ни работы, ни учёбы, у меня не имелось. Жил я с сестрой и с родителями. Дни на пролёт я слушал русский рок, писал стихи и гулял по лесу.
    Приближалось время призыва в армию.

2
МОНИКИ

    В армию мне ой как не хотелось идти, потому, как не нужно быть «семи пядей во лбу», что бы понять что из меня там просто «сделают котлету».
    Каждое утро, мы с мамой, которая каждый раз отпрашивалась с работы, ездили в так называемые «МОНИКИ», куда направляют людей на особое обследование. Нам приходилось вставать засветло, ехать сперва на электричке, потом на метро.
    Очереди невероятные!
    Обратил внимание на то, что все ребята моих лет, были обязательно со своими мамами. Врачи непрестанно удивлялись данному факту: Почему такие взрослые оболтусы ходят ко врачам со своими мамашами? Ведь самостоятельнее, удобней!
    Помню как мама куда-то отошла, а я продолжал сидеть один в течении получаса. Мама одного сынка, глядя на меня, глумливо сказала: - «Ну, что, тебя мамка бросила? Один остался?». А я думал, что в это время я мог бы сидеть дома перед телевизором, и пить пиво, а не маяться в очереди.
    Тогда я «фанател» популярнейшей в те дни панк группой «Гражданская Оборона» и её лидером Егором Летовым. Я по-особому воспринимал его творчество. Считал, что буквально Егора понимать нельзя. Что это юродство. И когда я увидел надпись «Егор Летов» в лифте, я подумал, что это накарябали очередные мажоры, которые ничего не понимают в творчестве Егора. А я вот, всё понимаю! Летов не такой плохой, каким себя выдаёт! Это философ отшельник. Шаман. Гуляет по лесу, как и я и у него весьма ранимая душа!
    Когда мы прошли все процедуры и появился шанс получить – таки отсрочку от армии, мы здорово проголодались. Мама купила «Хот – дог» и по бутылочке крепкого пива «Балтика – девятка». О, помню! Это были минуты счастья! Тогда у меня, ко всему прочему, в кармане лежал, только что купленный альбом Летова «Хорошо». С которым, по шуточному высказыванию продавца, было уже «плохо», так как он расходился словно горячие пирожки.
    И так, имея купленную кассету в кармане, шанс на отсрочку, утолённый голод и градус алкоголя для снятия стресса, мне настолько захорошело, что я стал рассказывать маме про то, что в природе существует такая уточка, под названием баклан. Правда, зачем я это ей рассказывал, не знаю.

3
Вася

    Пройдя обследование в МОНИКАХ, военкомат меня направил на дальнейшее обследование в неврологическую больницу, где я познакомился с двадцати двух летним художником Васей. Я тогда ещё курил и, понятное дело, познакомились мы с ним в курилке. Он увидел символику группы «Куин» у меня на футболке и сказал, что ему нравятся ранние «Куин». Однако такие «попсовые» вещи как «Человек невидимка», терпеть не может. Мы разговорились и стали общаться.

4
Лука

    В больнице был такой Лука – сектант. Вообще, в больнице за пациентами ухаживали сектанты – Богородичники, которые поклонялись не Богу, а Божией Матери. На том месте, где собираются больные, что бы пообщаться, даже стоит икона Девы Марии в полный человеческий рост.
    Меня поразило то, с какой любовью Лука ухаживал за больными! Один старичок, по прозвищу Филин, совершенно беспомощный, в благодарность за то, что Лука просидел над ним в молитве всю ночь, утешая его, подарил помидор. Тогда Лука, абсолютно серьёзно, без улыбки сказал: - «Я буду хранить этот помидор у самого сердца»! Понятно это образное выражение. Я в этот момент прослезился…
    Через какое-то время я сам стал помогать больным. Например возил того же Филина в коляске. Он растопырил руки, когда я его ввозил в палату, и один больной, насмешливо произнёс: - «Кар-кар»! Меня это разозлило, я взорвался и спросил на повышенных тонах: - «Ну что кар-кар»?! А он, улыбаясь мне в глаза, значит, и отвечает: - «Прилетели-и-и…». Типа Филин с крыльями и всё такое.

5
Только водку!

    С Васей мы регулярно выпивали. Он бегал в ближайший магазин за вином и водкой. Как выяснилось, вино мне пить нельзя. По крайней мере красное. Потому как у меня шалит сердечко. А в нём много сахара. Я помню, как выпил этого сладкого вина, встал у стенки, в моих глазах почернело, руки онемели, и я стал сползать. Казалось, что я проваливаюсь в какую-то бездну – мглу. И Вася тогда мне сказал: - «Серёга, что с тобой?». Я еле – еле пришёл в себя и заявил, что вино больше пить не буду. Только водку!      

6
Лесной пидор

    Любил я читать Васе свои произведения. Причём читал я громко, во всю палату.
    Был один такой смешной случай, когда я прочитал фантастический рассказ про то, словно я был в лесу и некий дух – женщина стал меня преследовать и предлагать на мне жениться, на что Вася расхохотался: - «Это был пидор! Ха – ха – ха! Это был лесной пидор! Бабы выходят замуж, а не женятся!». 


7
Покаяние

    Выйдя из больницы, я решил всё-таки определиться со своей духовной ориентацией. Я понял что я – Православный человек, и предложил маме, пойти со мной в ближайшее время в церковь.
    А всё случилось так: После того как я выписался из больницы, и военкомат дал мне отсрочку, мы с Васей решили это дело отметить. Выпили. Познакомились с какими-то девчонками и на шестнадцатом этаже одной многоэтажки поссорились. Кажется, не поделили девушку и подрались. Точнее обменялись ударами. Он сам подставил вторую щёку, и я ударил наотмашь! Не ожидал от себя такого! Спустились во двор, где ему стало плохо. Я оставил лежать поверженного Васю на весенней траве, а сам направился домой еле стоя на ногах.
    Дома, увидев клип группы «Армия любовников», со своей любимой Ла Камиллой, я под воздействием алкоголя расплакался. Обнял маму. Сказал, что её люблю и попросил прощение за всё. А так же предложил пойти со мной в ближайшие выходные в храм.
    Мы пришли в старинную церковь Владимирской иконы Божией Матери, семнадцатого века, где меня крестили в детстве. Этот день стал одним из самых счастливых дней в моей жизни! И мама, и я прослезились.
    Я исповедался у того самого священника – старичка, который меня и крестил. У отца Сергия Кочкина (кажется). И вот через неделю я пошёл причащаться. Вы не представляете, какое это было для меня счастье! Как будто некий груз упал с моего сердца, с моей души!
    Мама мне купила крестик. Самый простенький – дешёвый. Повесила она его мне на шею, на ниточку. Но мне показалось, что эта тоненькая, белая ниточка, надёжнее металлического троса! Такова вера неофита! Когда человек только уверует, ему кажется что Господь, настолько к нам близок, что мы и не думали! Это состояние окрылённости, весенней влюблённости! Кажется, что весь мир твой и можно даже по воде ходить! Поют птицы! Весна! Весна! И рай уже наступил! Ах, какое счастье я тогда испытал!

8
Видеокамера, волшебные камни и чудо семейство

    На мой восемнадцатый день рождения, мама купила мне видеокамеру. Мы в детстве с сестрой мечтали о видеокамере! И вот оно! Сбылось! Камеру мы купили на ВДНХ, где несколько месяцев назад, я со своими коллегами из ЛИТО читал со сцены стихи.
    Продавец что-то очень долго объяснял, но его объяснения нам не понадобились. Когда мы приехали домой, разобрались во всём моментально сами.
    Запомнился ещё один момент, который бы мне не хотелось проигнорировать. Мы купили камушки помогающие, якобы от вампиров и от неудач. Чушь конечно! Штука в том, что я, настолько в это поверил, что шокировал продавщицу вопросом, правда ли эти камни защищают от вампиров, на что та ответила: - «Главное в это верить»!
    Мама мне подарила Лунный Камень, который я стал носить на груди вместе с крестиком.
    Когда мы возвращались домой с ВДНХ на электричке, вместе с нами ехала семья. Женщина в старинном платье, в старинной шляпе. Как будто это была актриса, которая ехала из театра, забыв переодеться. От неё пахло чем-то приятным и успокаивающим. Рядом сидели, видимо, её взрослый сынок и беременная жена сына. Тоже, в каком-то длинном, старинном платье. И такое счастье от них исходило! Такое тихое счастье! И это счастье передалось мне!
    Первое что я отснял на видеокамеру, это свой фотоархив, который пустил под музыку «Куин». К нам пришла в гости тётя Галя, и мы решили подшутить над отцом. Папа пришёл с работы и вдруг видит, как по телевизору показывают фотки из нашего фотоальбома под музыку «Куин»! Мама сказала что я, его сын, стал настолько популярным поэтом, что благодаря Елене Борисовне Камшилиной, моей «литературной маме», имеющий вес в городской администрации, наши фотки транслируют по местному ТВ.
    В результате, папа понял, что тут имеет место какой-то подвох, стал оглядывать место между телевизором и тумбочкой. В результате обнаружил – таки спрятанную видеокамеру. Так были мы разоблачены.
    Следующим моим видео-экспериментом, стала запись, где я показываю свою комнату под песню моего обожаемого тогда Бориса Гребенщикова «Дубровский». Я медленно водил камеру по интерьеру комнаты: кассеты, полки, иконы и в итоге открытое окно с радугой после дождя!
    С пришествием цифровых технологий, все записи, включая эту, были утрачены, и мне пришлось восстанавливать утраченный «шедевр», дорогой для моего сердца, заново. Комната, понятно, уже изменила свой вид. Радугу так же «вызвать» не удалось. Да и качество моего допотопного, тогда ещё, кнопочного мобильника, оставляло желать лучшего.
   
9
Так просто жить легче!

    Мой двоюродный брат Максим, который моложе меня, в этот же период времени, так же как и я уверовал в Бога. Правда, пошёл не по нашей Православной проторенной дорожке, а стал Свидетелем Иегова.
    Я частенько стал заглядывать в гости к нему и к его маме. К сестре моего отца тете Тане, которая так же приняла «иеговизм». Мы заваривали чаёк и на протяжении часа, а то и более, рассуждали на тему, чья вера правильнее.
    Особо запомнился один момент из наших «дебатов». Я спросил образованного Максима, зачем ему это надо, и он ответил гениально: - «Так просто жить легче»!

10
Лето. Поездки.

    Лето мы провели сразу в двух местах: И на юге, под Новороссийском, где небыли десять лет, и под Смоленском.
    Помню перед отъездом, я спал на балконе, на раскладушке. Поставил икону Преподобного Серафима Саровского на подоконник (это было как раз после наших «дебатов» с моим двоюродным братцем, во время которых, в лесу, мы употребили сухое винцо), и заснул. Тогда я слушал Бориса Гребенщикова и самый модный на тот момент в мире музыки альбом группы «Мумий Тролль» «Морская», который звучал буквально изо всех открытых окон каждой пятиэтажки!
    Утром следующего дня нам действительно предстояла двухдневная поездка на поезде, с проездом через ужасный туннель, с ночёвкой, с неимоверной жарой, полуобнажёнными женскими телами, да запахом рыбы, который появился в вагоне после того как проводник вымыл пол.
    Я же, всё время лежал на полке и рассматривал карту своего любимого леса, которую выжег на деревяшке выжигалкой «Досуг», слушая альбомы БГ и уже упомянутую «Морскую».
    Когда же мы поехали в Смоленск, я уже не слушал музыку, а читал книгу митрополита Вениамина Федченкова «Всемирный Светильник», про Преподобного Серафима Саровского. Тогда я просто помешался на этом святом! Феликс Разумовский, отснял замечательную передачу в которой рассказал как Отец Серафим молился 1000 дней на камне, находился в затворе, творил чудеса… В итоге, я захотел стать таким же как этот святой! О юность! О, порывы неофита! Смешно!
    В Смоленске мы посетили, помню, кладбище, где были захоронены наши предки. Там я покормил большую собаку из своих рук, подражая Святому Серафиму, который кормил из рук медведя. Сестрёнка сняла это на видеокамеру и произнесла: - «Ну, ты совсем, братец, как батюшка Серафим»! Что, безусловно, мне весьма польстило.
    А вот со своим крёстным диалога не получилось. Он меня обнял и думал, что я ему сильно обрадуюсь. А я оказался для него, каким-то отчуждённым и холодным.
    Помню, что в Смоленске мы постоянно пили. Пили в меру и это держало нас всех в определённом тонусе.

11
Рай

    Вернувшись в свой город назад, я опять стал гулять по лесу. Тогда я уже перешёл к чтению книжки протоиерея Артемия Владимирова «Учебник жизни». Это о том, как важно любить Бога, родину, маму… Казалось бы, такие избитые истины, но меня это тронуло до слёз! С такой душой и с такой детской наивностью это было написано!
    В один солнечный денёк, помнится, я купил по своей традиции бутылочку белого винца «Монастырская изба», прозванная в народе «теремок». Я решил что, раз в неделю, «побухать» не грех. И вот, прочитав выдержки из книги отца Артемия, я настолько на себя обозлился, что решил более не пить ни грамма и разбил бутылку с остатком вина о камень! И что самое удивительное, я действительно, относительно долгое время воздерживался от алкоголя. Курить же я бросил ещё с момента выхода из больницы.
    Когда я разбил бутылку, на моей совести стало так легко, что я, присев на поляну, стал смотреть на белые облака на фоне ясного голубого неба, на зелёную траву… Алкоголь, тем не менее, всё ж продолжал делать своё дело, и под его воздействием я решил, что так должно быть выглядит рай! Так мне хорошо стало на душе! Так легко и комфортно! Безусловно, я прослезился, и твёрдо решил с этого момента начать вести праведный образ жизни как батюшка Серафим Саровский.               
          
12
Дела сердечные

    Ни девушки, ни работы у меня тогда не было. Я пытался устроиться почтальоном, но вакансий не было. А что касается девушек, то я пытался «подбить клинья» к одной такой Даше с волосатыми подмышками, из литературного клуба, который посещал, а так же, к соседке моей бабушки, грудастой красавице. Ни с той, ни с другой у меня не сложилось. Первой я был неровня. Она МГУ-шница, а у меня девять классов. А вторая, просто «фифа». Ей не понравилось, что я поцеловал её при встрече в щёчку. Что я был с пивом. Что всё время говорил на религиозные темы.
    Что ужаснее всего, моя мама, тайком, следила за нами. Когда я понял что «провалил экзамен», и что «грудастая фифа» меня «забраковала», придя домой я услышал от родительницы что мы, красивая пара. Сказал что мы не пара. И вообще, когда я с этими девушками встречался, мне хотелось только одного: поскорее уйти от них. Прийти в свой домик, выпить пивка, и сесть в кресло на балкон что б почитать Библию. Библию я воспринял как Величайшую Книгу всех времён и народов, в которой пронумерована не только каждая глава, но и каждая строчка!

13
Стремление к святости и искушения

    Неизбежно наступила осень. Я решил стать святым. Попрошу вас не смеяться! Молодость, неофитство…
    По моему тогдашнему мнению, для того что б стать святым, нужно было соблюдать три пункта: (1) Ходить в церковь, соблюдать посты и праздники. (2) Не употреблять алкоголь. (3) Сохранять девственность (тогда я ещё был девственником).
    Девственность у меня получалось сохранять не более трёх дней. После трёх дней, моя голова, словно бы наполнялась ватой. Ни о чём, ни думалось. Глаза постоянно были масленые. Если случалось услышать голос певицы по радио, в моей груди вспыхивало огнём, и случалась моментальная эрекция!
    Помню, такое случилось на песню Мадонны «Эротика». Позднее я переслушал эту песню раз десять, будучи удовлетворённым, и никак не мог понять, что же меня тогда так дико возбудило.
    В другой раз, я решил просто полистать журнал с телепрограммой (несмотря на то, что телевизор старался не смотреть). И как нарочно, мне попались на глаза три фотки с корреспонденткой, которая, как бы шутя, задирает свою майку и демонстрирует очень красивые обнажённые груди! Кадр за кадром! Сперва грудки немного оголяются, потом сильнее и наконец, вырываются на свободу! А личико такое наглое! А улыбочка такая бесстыжая! Мол, и где твой Бог? И где твой грех? Ерунда всё это! Прости Господи! Короче у меня случилось непроизвольное семяизвержение!
    То же касается и вина. Помню, я воздерживался от алкоголя недели две-три. Тогда мы по своей традиции, с сестрой и мамой, поехали в Москву. Я купил себе новый альбом Гребенщикова «Лилит». Как нарочно, тоже с голой женщиной на обложке, и песней «Дарья – Дарья», словно с намёком на волосатую Дашу с которой у меня не сложилось. И тогда мне пришла в голову идея выпить. Я притронулся рукой к маме и краснея сказал: - «Мам, я понимаю, что это грех, что ты была очень рада, когда я завязал, но позволь мне сегодня немного выпить». Мама согласилась и я обрадовался. Ещё бы: У меня есть альбом БГ, который я буду слушать, у меня есть Библия, которую я буду читать, а святость… Да Бог с ней! Да, я простой грешный парень, но Бог милостив!

14
Комната - келья

    Когда выпал снег, моя религиозность приняла оттенки фанатизма. Я купил крест, иконы, и вся моя комната стала напоминать келью. Каждый вечер я зажигал лампаду и делал по тысячу поясных поклонов! Как выяснилось, потом, исходя из слов моего тогдашнего духовника отца Георгия Трифоновского, я «делал физзарядку». И эти поклоны, почему-то, не считаются настоящими.
    До сих пор помню полумрак комнаты, язык пламени перед распятием, и дерево за окном, бросающее свою тень на искрящийся в лучах фонаря снег.

15
Чаркин

    Мамин коллега по работе Николай Иванович Чаркин, продавал спирт в своём гараже. И вот, значит, зима, холод, темно. Мы идём вдоль железной дороги, вдоль гаражей, к Николаю Ивановичу.
    Мысленно, я представляю, что у меня внутри, где-то в области сердца горит лампада пред иконами. Пред теми самыми иконами, которые стоят у меня на полке: Батюшка Серафим, Иисус Христос, Богородица, Николай Угодник и так далее…
    Снаружи холодно, а внутри так тепло – уютно…
    В гараже Чаркина, его зелёный «Жигулёнок». Тот самый, на котором мы ездили на Курский вокзал встречать деда.
    Николай Иванович курит. А это значит что он уже «продегустировал» спирт разбавленный водой. На его велосипеде, у руля, наклейка с изображением певца Буйнова, которого он очень уважает.
    И вот, первая кружечка идёт по кругу. На каждого. А после вместе с баклажками возвращаемся домой, где ждёт продолжение. И столько в этом есть уюта, добра и радости, что и передать нельзя!
    Кстати, три года назад, от момента написания данного произведения, Николай Иванович отдал душу Богу. Царствие ему небесное!   

16
Отец Георгий

    Как я уже написал, моим духовником на тот момент был отец Георгий. Приходя рано утром в нетопленный храм, я удивлялся, как ему не холодно? Я мёрз просто невероятно!
    Помню, как привёл в церковь бабушку, которую возмутила моя неофитская идея-фикс уйти в монастырь. Батюшка сперва принял её за мою маму, но та сказала, что является моей бабушкой. А отец Георгий в свою очередь, твёрдо сказал, что я не потяну монастырь и вообще я впал в прелесть. Бабушка его поблагодарила. А ещё я не ел мясо. И когда духовник сказал что Библия не запрещает есть мясо, моя мама сказала, что поставит этому батюшке свечку за здравие, за то, что вправил мне мозги на место.

17
Сиреневые полосы зари

    В то время я стал слушать песнопения иеромонаха Романа Матюшина – Правдина. Каждое утро я просыпался засветло и шёл в лес. Видел, как наступает рассвет. Те самые «сиреневые полосы зари», как у отца Романа.
    Запомнился момент, когда я решил пройтись пешком по твёрдому насту снега, подражая Спасителю, который ходил по воде. Я провалился… Как усомнившейся апостол Пётр.
    Помню, как любил встречать солнце песней: - «Святый Боже! Святый Крепкий! Святый Бессмертный помилуй нас»!
    О, 1997-ой год! Моё, ещё 18-летие! Мои первые шаги к вере! Дорогие моему сердцу моменты! Ценю вас! Люблю вас! Не забуду вас! Благословенные, счастливые деньки! Слава Тебе Господи! Аминь.
21 июля Чт. 2022г.


Рецензии