Николай Семёнович Лесков и елецкий край

«Николай Семёнович Лесков и елецкий край» — такую тему  выбрал Антон Селезнёв - ученик Хмелинецкой школы Задонского муниципального района Липецкой области. Исследование высоко оценили на районной краеведческой конференции. Сегодня мы публикуем отрывок из этой работы.

«Елецкая округа была тем местом, где пересекались жизненные дороги ярких людей государства Российского. Они остались в памяти А. С. Пушкина. Именно к ним в своих воспоминаниях обращается Николай Семенович Лесков.

Остановимся более подробно на этой части творчества выдающегося русского писателя Н. С. Лескова (1831 — 1895), которая непосредственно связана с городом Ельцом.

Николай Семенович Лесков родился, учился и служил в Орловской губернии, а с нашим городом связаны детские впечатления писателя. Они упомянуты в его «Автобиографической заметке», там, где речь об отцовской службе: «Отец был превосходный следователь… и особенно долго жил в Ельце, где им было раскрыто весьма запутанное дело. Я помню, как мы с матерью ездили к нему в Елец». Это воспоминание о дороге перешло в «Очарованного странника». Образ дороги по пути в Елец стал образом жизненного пути писателя. «Поехали мы с графом и графинею в Воронеж и остановились в Елецком уезде, в селе Крутом лошадей кормить… Выезжаем, а гора здесь прекрутая-крутищая, и сбоку обрыв, в котором тогда невесть сколько народу погибло». Образ дороги вносит в творчество Лескова идею катастрофичности: лошади понеслись, мальчик пытается их остановить; он останавливает карету на краю пропасти, но лошади срываются и погибают, срывается и мальчик. В произведении сливается воедино реальный мир (елецкая округа у села Крутого) и мир высшей духовности (упал в пропасть… все думали, что «мертвый совсем, а глядим — так дышит, только воздухом дух обморило…»).

Образ елецкой дороги, на которой произошло переломное, роковое событие, становится символом жизненных испытаний главного героя повести.

Детские впечатления о Ельце нашли отклик и в рассказе Лескова «Грабёж». По его сюжету ельчане, будучи в Орле, совершают кражу. В этом рассказе Лесков выступает замечательным знатоком провинциальной жизни, точно передает наиболее примечательные особенности. Типичный люд захолустных городков живет жизнью, наполненной суетой, страхами, и в тоже время придерживается своих принципов, представлений о чести, правде, порядочности. Рассказ построен на сравнении ельчан и орловцев. Жители двух городов одновременно глупы и мудры, наивны и предусмотрительны. Действие происходит в Орле, куда приехали ельчане в поисках дьякона для своей церкви. Не простого, а «особо поющего», «как в нашем городе любят», чтобы мог и «вопль пустить и памятную завойку сделать».

Ельчане весьма настырно противопоставляют свой мир быту орловцев. Оно не на представлении «большой город» и «маленький город», а на показе буднично-житейского мира. Ельчане в рассказе живут по своим законам:

— На все у вас в Ельце, видно, свое правило?

— А то как же? У вас губернатор правила устанавливает, а у нас губернатора нет, вот мы зато и сами себе даем правило».

Ельчане в рассказе постоянно подчеркивают свое превосходство: «Елецкие купцы любят перед орловцами гордиться, и в компании часто бывают воители… У вас и город-то — не то город, не то пожарище — ни на что не похож, а сами-то вы в нем, как копчушки в коробке заглохли!». «Нет, далеко вам до нашего Ельца, даром, что вы губернские. Наш Елец, хоть уезд-городок да Москвы уголок, а у вас, что и есть хорошего, так вы и то ценить не можете».

Ельчане идеализируют свой «мирок» — они и физически сильнее: «что ни бой, то два-три кулачника от руки Павла Мироновича падают»; Елец выступает как законодатель мод — «такие часы у нас, в Ельце, самые модные»; елецкие невесты лучше орловских — «Невесты настоящие, скромные, на офицеров не смотрят, а в платочках молиться ходят. На такой женишься, это благодать в дом приведешь…».

Лесков показывает в рассказе, что принадлежность человека к «идеальному» миру не снимает с него нравственной ответственности. Неприятие реального мира неизменно приводит к ложному поступку. Именно поэтому совершается ельчанами нелепое и смешное преступление.

Ложный поступок стирает границу между городами и народами. Лесков подчеркивает, что Елец и Орел — это единое русское пространство. Он пишет: «У всех одно положение: Орел да Кромы — первые воры, а Карачев на придачу, а Елец всем ворам отец».

Единство русских людей особенно отчетливо проявляется тогда, когда возникает необходимость противостоять истинному злу: «И начали мы его утюжить, и по-елецки, и по-орловски», так как «не в одном Ельце уважают родственность».

Рассказ «Грабеж» Николая Семеновича Лескова мастерски воссоздает жизнь елецкого и орловского купечества, передает нравы провинциальной жизни и дает отчетливое представление о культурном фоне, отчасти сохранившемся и в современном Ельце».


Данный материал опубликован на сайте BezFormata 11 января 2019 года,
ниже указана дата, когда материал был опубликован на сайте первоисточника!Источник: Газета В краю родном 17.12.2012

(Материал из Интернет-сайта)


Рецензии