Николай Семёнович Лесков и елецкий край
«Елецкая округа была тем местом, где пересекались жизненные дороги ярких людей государства Российского. Они остались в памяти А. С. Пушкина. Именно к ним в своих воспоминаниях обращается Николай Семенович Лесков.
Остановимся более подробно на этой части творчества выдающегося русского писателя Н. С. Лескова (1831 — 1895), которая непосредственно связана с городом Ельцом.
Николай Семенович Лесков родился, учился и служил в Орловской губернии, а с нашим городом связаны детские впечатления писателя. Они упомянуты в его «Автобиографической заметке», там, где речь об отцовской службе: «Отец был превосходный следователь… и особенно долго жил в Ельце, где им было раскрыто весьма запутанное дело. Я помню, как мы с матерью ездили к нему в Елец». Это воспоминание о дороге перешло в «Очарованного странника». Образ дороги по пути в Елец стал образом жизненного пути писателя. «Поехали мы с графом и графинею в Воронеж и остановились в Елецком уезде, в селе Крутом лошадей кормить… Выезжаем, а гора здесь прекрутая-крутищая, и сбоку обрыв, в котором тогда невесть сколько народу погибло». Образ дороги вносит в творчество Лескова идею катастрофичности: лошади понеслись, мальчик пытается их остановить; он останавливает карету на краю пропасти, но лошади срываются и погибают, срывается и мальчик. В произведении сливается воедино реальный мир (елецкая округа у села Крутого) и мир высшей духовности (упал в пропасть… все думали, что «мертвый совсем, а глядим — так дышит, только воздухом дух обморило…»).
Образ елецкой дороги, на которой произошло переломное, роковое событие, становится символом жизненных испытаний главного героя повести.
Детские впечатления о Ельце нашли отклик и в рассказе Лескова «Грабёж». По его сюжету ельчане, будучи в Орле, совершают кражу. В этом рассказе Лесков выступает замечательным знатоком провинциальной жизни, точно передает наиболее примечательные особенности. Типичный люд захолустных городков живет жизнью, наполненной суетой, страхами, и в тоже время придерживается своих принципов, представлений о чести, правде, порядочности. Рассказ построен на сравнении ельчан и орловцев. Жители двух городов одновременно глупы и мудры, наивны и предусмотрительны. Действие происходит в Орле, куда приехали ельчане в поисках дьякона для своей церкви. Не простого, а «особо поющего», «как в нашем городе любят», чтобы мог и «вопль пустить и памятную завойку сделать».
Ельчане весьма настырно противопоставляют свой мир быту орловцев. Оно не на представлении «большой город» и «маленький город», а на показе буднично-житейского мира. Ельчане в рассказе живут по своим законам:
— На все у вас в Ельце, видно, свое правило?
— А то как же? У вас губернатор правила устанавливает, а у нас губернатора нет, вот мы зато и сами себе даем правило».
Ельчане в рассказе постоянно подчеркивают свое превосходство: «Елецкие купцы любят перед орловцами гордиться, и в компании часто бывают воители… У вас и город-то — не то город, не то пожарище — ни на что не похож, а сами-то вы в нем, как копчушки в коробке заглохли!». «Нет, далеко вам до нашего Ельца, даром, что вы губернские. Наш Елец, хоть уезд-городок да Москвы уголок, а у вас, что и есть хорошего, так вы и то ценить не можете».
Ельчане идеализируют свой «мирок» — они и физически сильнее: «что ни бой, то два-три кулачника от руки Павла Мироновича падают»; Елец выступает как законодатель мод — «такие часы у нас, в Ельце, самые модные»; елецкие невесты лучше орловских — «Невесты настоящие, скромные, на офицеров не смотрят, а в платочках молиться ходят. На такой женишься, это благодать в дом приведешь…».
Лесков показывает в рассказе, что принадлежность человека к «идеальному» миру не снимает с него нравственной ответственности. Неприятие реального мира неизменно приводит к ложному поступку. Именно поэтому совершается ельчанами нелепое и смешное преступление.
Ложный поступок стирает границу между городами и народами. Лесков подчеркивает, что Елец и Орел — это единое русское пространство. Он пишет: «У всех одно положение: Орел да Кромы — первые воры, а Карачев на придачу, а Елец всем ворам отец».
Единство русских людей особенно отчетливо проявляется тогда, когда возникает необходимость противостоять истинному злу: «И начали мы его утюжить, и по-елецки, и по-орловски», так как «не в одном Ельце уважают родственность».
Рассказ «Грабеж» Николая Семеновича Лескова мастерски воссоздает жизнь елецкого и орловского купечества, передает нравы провинциальной жизни и дает отчетливое представление о культурном фоне, отчасти сохранившемся и в современном Ельце».
Данный материал опубликован на сайте BezFormata 11 января 2019 года,
ниже указана дата, когда материал был опубликован на сайте первоисточника!Источник: Газета В краю родном 17.12.2012
(Материал из Интернет-сайта)
Свидетельство о публикации №222072200630