Вводное занятие 7 кл. Человек раздвигает горизонты
"Пять веков - это много или мало? Двадцать поколений сменилось с тех пор, и мало кто из наших современников может проследить свою генеалогию в такую даль. Но мы живем в государствах, тогда уже процветавших, ходим по улицам, сохранившим те же названия, входим в те дома, смотрим на те фрески, берем в руки те книги ... И люди того времени хорошо знакомы нам по школьным учебникам: вспомним, что 500 лет назад Афанасий Никитин уже побывал в Индии, экспедиции москвичей достигли Иртыша, а Бартоломеу Диаш готовился отплыть к неизвестному еще мысу Доброй Надежды, и Колумб догадался уже, как достичь Индии западным путем. Книгопечатание быстро распространяется по Европе, здесь работают уже три десятка университетов, а по улицам Торуни и Флоренции ходят пытливые подростки Николай Коперник и Никколо Макиавелли Рафаэлю Санти и Мартину Лютеру исполнилось по два года. Да, знакомые все имена - начинается Новое время, мир становится тесен.
Для кого тесен? И что значат слова "Новое время" применительно ко всему земному шару? Вряд ли их смысл одинаков во Флоренции и в Москве, в Толедо и в Стамбуле, в Пекине и в Мехико! Но что-то общее есть: никогда еще не было на Земле такого разнообразия жизненных укладов и стилей мышления, никогда прежде не оказывались они так тесно прижаты друг к другу. А потому не бывало еще столь острой, повсеместной борьбы между "старым" и "новым" образом жизни, в результате которой старые стереотипы поведения исчезают, а новый строй мысли и действий развивается, обучаясь в ходе борьбы и воздвигая тот мир, наследниками которого мы стали пять веков спустя". С.Смирнов. "Пятьсот лет назад".
Что можно считать началом новой истории?
Уклад жизни людей, приоритеты общества, психологию меняли новшества и изобретения.
В силу ряда причин вперёд в это время выходит Запад Европы. Вспомним, почему,
Важнейшие изменения в технике и быту в Западной Европе к концу XV века:
Изобретение книгопечатания.
Появление огнестрельного оружия.
Появление многопарусных кораблей.
Распространение доменных печей.
Изобретение механических часов.
Распространение навигационных приборов.
Появление шкафов и секретеров.
Широкое использование водяных колёс.
Изобретение горизонтального станка и самопрялки.
Применение лёгкого плуга, переход к трёхполью.
Возникновение мануфактур.
Натуральное хозяйство начинает постепенно сменяться товарно-денежным. Быстрее всего это также происходит в Западной Европе. С наступлением Нового времени на смену ремесленному производству Средних веков приходит мануфактурный тип производства. А культуру двигают идеи Возрождения(Ренессанса) - первенство в мире человека, его знания, опыта, мудрости.
О том. как изменило мир печатное слово, рассуждал Виктор Гюго в романе "Собор Парижской Богоматери":
"В XV столетии все изменяется.
Человеческая мысль находит способ увековечить себя, не только обещающий
более длительное и устойчивое существование, нежели зодчество, но также и
более простой и легкий. Зодчество развенчано. Каменные буквы Орфея
заменяются свинцовыми буквами Гуттенберга.
Книга убьет здание.
Изобретение книгопечатания -- величайшее историческое событие. В нем
зародыш всех революций. Оно является совершенно новым средством выражения
человеческой мысли; мышление облекается в новую форму, отбросив старую. Это
означает, что тот символический змий, который со времен Адама олицетворял
разум, окончательно и бесповоротно сменил кожу.
В виде печатного слова мысль стала долговечной, как никогда: она
крылата, неуловима, неистребима. Она сливается с воздухом. Во времена
зодчества мысль превращалась в каменную громаду и властно завладевала
определенным веком и определенным пространством. Ныне же она превращается в
стаю птиц, разлетающихся на все четыре стороны, и занимает все точки во
времени и в пространстве.
Повторяем: мысль, таким образом, становится почти неизгладимой. Утратив
прочность, она приобрела живучесть. Долговечность она сменяет на бессмертие.
Разрушить можно любую массу, но как искоренить то, что вездесуще? Наступит
потоп, исчезнут под водой горы, а птицы все еще будут летать, и пусть
уцелеет хоть один ковчег, плывущий по бушующей стихии, птицы опустятся на
него, уцелеют вместе с ним, вместе с ним будут присутствовать при убыли
воды, и новый мир, который возникнет из хаоса, пробуждаясь, увидит, как над
ним парит крылатая и живая мысль мира затонувшего".
Впрочем, распространены две точки зрения на момент смены средневековья новым временем: по одной, возникшей ранее, это произошло с началом Великих географических открытий в конце XV века. В целом мы будем придерживаться этого варианта. Но есть другое представление - до середины XVII века в целом ещё продолжалось средневековье, только позднее, а новая история начинается с английской революции. Сторонники этого подхода обращают внимание, что в этот период ещё господствует доиндустриальное хозяйство, укрепляются позднефеодальные формы государств, процесс вызревания товарно-денежных отношений ещё идёт медленно.
Повсюду в Старом Свете возникали единые, мощные централизованные государства. Но в Западной Европе их развитие ускорялось городским хозяйством, торговлей и мировым рынком, а в России, Османской империи, Иране, царстве Великих Моголов в Индии, китайской империи Мин опоры на денежное хозяйство ешё не было. Россия будет лишь с XVII века, особенно с Петра, подбираться к этому. Собственно, на местие Руси именно с начала нового времени появляются Россия, Украина и Белоруссия.
Вопрос: Как вы думаете, почему в процессе ускорения развития Западной Европы важной считают дату 1453 год - окончание Столетней войны и взятие османами Константинополя?
Можно к этому добавить, что после этой даты ускорилось развитие Запада и замедлилось - Восточной Европы, что характерно для последующих веков.
Конечно, особую родь для рубежа эпох сыграли Великие географические открытия.
Можно сказать, что после плавания Колумба и путешествия Магеллана история становится всемирной, взаимосвязанной на разных континентах. Не говоря уже о том, что все убедились, что Земля - это шар, а не диск или "сундук", как считал Козьма Индикоплов в VI веке, стоящий на китах или слонах. Мир, известный до конца XV века цивилизации Евразии и Северной Африки, начинают называть Старым Светом, а заново открытый - Новым Светом. И вскоре разница в уровне развития Западной Европы и открываемых европейцами новых земель оборачивается колонизацией заморских территорий, гибелью многих культур, истреблением местного населения, ренессансом рабства и работорговли (во времена Ренессанса в культуре!), превращением открытых земель в сырьевой придаток метрополий... В то же время европейцы начинают сажать картофель, пить чай и кофе, знакомятся с томатами и кукурузой, к сожалению, распространяется курение табака. А африканцы, индейцы, филиппинцы усваивают христианство и европейскую письменность.
Человек раздвигает в это время горизонты... Не только географические, но и космические. Открытие Коперника, выход его книги в 1543 г. дали научное представление о Солнечной системе. И меняет представления о самом себе после открытия Гарвеем системы кровообращения. Мировое устройство глобально становиться подвластно знанию после формулирования законов Кеплера и Ньютона.
Тот – на войну, чтоб испытать фортуну,
Тот – в море, чтобы земли открывать,
Тот – в университет, во храм науки.
(В.Шекспир. "Два веронца")
В поэме англичанина Джона Мильтона "Возвращённый рай", написанной во второй половине XVII века, Господь поднимает Адама на самую высокую гору Рая, где тот видет целый мир, прозревая будущее стран и народов...
Оттуда Пращур взором охватил
Простор, где возвышались города
В древнейшие и новые века,
Столицы пресловутых государств,
От Камбалу, где Хан Катайский правил,
От Самарканда, где струится Окс,
Где Тамерлана горделивый трон;
И до Пекина - пышного дворца
Китайских Императоров; потом
Свободно взоры Праотец простёр
До Агры и Лагора, городов
Великого Могола; дальше вниз,
К златому Херсонесу[Малакке], и туда,
Где в Экбатане жил Персидский Царь,
А позже в Исфагани правил Шах;
К Москве, державе Русского Царя,
И к Византии, где воссел Султан,
Рожденьем турок; зоркий взор Адама
Владенье Негуса не пропустил,
И отдалённый эфиопский порт
Эркоко, и приморье малых стран,
Края Момбасы, Квилоа, Мелинды,
И Софалы - она и есть Офир
По мнению многих; дальше увидал
Он Конго, и южнейшую Анголу,
И Нигер, и Атласский горный кряж,
И царства Альманзора, Фец и Сус,
Марокко, и Алжир, и Тремизен [Тлемсен],
Затем Европу различил, где Рим
В дальнейшем правил миром; может быть,
Град Мехико прекрасный он сумел
Духовным созерцаньем разглядеть,
Столицу Монтесумы, и стократ
Пышнейший Куско, в ПЕру, где престол
Атабалипы, и Гвиану, край,
Ещё не разорённый; Эль-Дорадо
Прозвали Герионовы сыны [испанцы]
Его столицу...
..Как будто перед нами - карта мира XVII века (можно показать, например, карту Меркатора), где уже есть четыре части света и примерно так расположены с востока на запад государства и города (Адам как будто бы следует за уже известным поясным временем!). Жаль, что почему-то великий поэт не упомянул в самом начале Японию, а в конце - берег Северной Америки, где уже были в его время английские колонии, сыгравшие в ближайшей истории немаловажную роль.
Итак, последуем за человечеством в эпоху, когда раскрыаались горизонты. Нас ждёт разговор о Реформации и Контрреформации, преобразованиях, проводимых королями, падишахами и сёгунами, новых учебных заведениях и блестящих театрах, научных и философских дискуссиях и знаменитых судебных процессах... Через XVII век - время приоритета познания мира - мы дойдём до XVIII-го - "века Просвещения". Будем видеть, каково во всём этом место нашего Отечества - России, чем приросла она в период Великих открытий, почему у нас не было Реформации, а была Контрреформация, чем похож и непохож Пётр Великий на своих европейских "учителей"... Будем пользоваться непосредственными источниками и изучать, как отобразились данные времена в позднейших литературе и искусстве.
Дополнительно на дом: Вспомните какие-либо литературные, музыкальные, кинопроизведения, посвящённые XVI-XVIII векам и приготовьтесь о них немного рассказать.
Свидетельство о публикации №222072200067