Часть-2. Дальняя авиация в Кенигсбергской операции

                Продолжение               
               
    Кенигсбергская операция.               
  Хроника фронтовых событий.

 
 Второй день штурма Кенигсберга.
        (7 апреля 1945 года)


Седьмого апреля 18-я Воздушная армия впервые действовала в дневное время почти полным составом, так как 4-й авиакорпус подключился лишь к ночным вылетам. Более того, она наносила удары сразу по нескольким важным объектам противника. Так по Кенигсбергу с 13-55 до 15.10 полковыми группами работали 1-й, 2-й, и 3-й гвардейские авиакорпуса, а также 45-я тяжёлая бомбардировочная авиационная дивизия. Всего в бомбардировании принимало участие 503 самолёта Ил-4, Б-25, Ли-2 и Ер-2. Высота нанесения ударов варьировалась от 1100 до 3500 метров, но пилоты порою выходили за эти пределы, сообразуясь с текущими возможностями. 

Экипажам ставилась задача уничтожать скопление войск и укреплений противника только в центральной части Кенигсберга. Отсюда непосредственной точкой прицеливания, был определён сам центр города. Особое внимание уделялось наземной обстановке, размещению линии фронта и расположению советских войск, наступающих в направлении к эпицентру удара. Немецкие войска, наоборот, отступая, стремились укрыться в центральной части города. Именно по этим причинам и была определена сама точка прицеливания.

Авиационные ударные группы под прикрытием фронтовых истребителей 1-й Воздушной армии шли на цитадель волнами с интервалом от 3-5-ти до 10 минут в течение «одного часа пяти минут». За это время на город было сброшено 3743 фугасных авиационных бомбы общим весом 551 тонна в числе которых: 5 ФАБ-1000, 181 ФАБ-500, 664 ФАБ-250, 1690 ФАБ-100 и 1203  ЗАБ-100 ЦК.

Числовые значения в перечне указывают на общий тоннаж самого изделия, а индекс ФАБ трактуется как «фугасная авиационная бомба». В свою очередь серия ЗАБ-100 ЦК, в отличие от других боеприпасов, относилась к фугасам зажигательного действия, которые заполнялись горючими смесями и применялись для создания пожаров, а также поражения огнём боевой техники, живой силы, боеприпасов и нефтехранилищ.

Хотя пожары возникали не только от зажигательных авиационных бомб, но и обычных зарядов, которые приводили к детонации боеприпасов противника, воспламенению складов с горючим, административных, жилых и бытовых строений.

Надо сказать, что в начальный период операции условия для бомбардирования были достаточно хорошими, чему способствовало отсутствие облаков и хорошая видимость. Всё это обеспечивало экипажам точный выход на цель и прицельное бомбометание, а также возможность постоянно снижать высоту и делать по нескольку заходов, что повышало эффективность ударов. Однако уже через час обстановка кардинально изменилась.

В результате бомбардировки, весь город был охвачен сильными пожарами. В центральной его части горели целые кварталы. Постоянно гремели взрыва и рушились дома. От большого количества пожаров вся центральная и юго-западная части города были затянуты густым дымом, который клубами подымался на высоту 1000 метров. От гари, копоти и пыли было трудно дышать и ориентироваться в пространстве.

Кроме городских кварталов, выступающих как опорные пункты обороны, также горели, сопровождаемые взрывами, железнодорожная станция Ратсхов, северная товарная станция и северный вокзал пассажирской станции. В районе здания правительства прогремели шесть мощных взрывов, а недалеко от главного почтамта бушевали ещё два пожара и гремели взрывы.

Это был первый и последний выход дальних бомбардировщиков на Кенигсберг, но и его было вполне достаточно. В остальные дни штурма, 18-я Воздушная армия бомбила другие важные объекты противника в различных местах, в том числе и вблизи самого города. Все её действия непременно способствовали скорейшему завершению всей операции.

Надо ещё иметь в виду, что кроме ударов дальних бомбардировщиков в поддержку наступающих войск, работала авиация 1-й Воздушной армии генерал-полковника Хрюкина. От неё активно действовали бомбардировщики Пе-2, Ту-2 и штурмовики Ил-2, а также часть истребителей, приспособленных к прицельному бомбометанию в ходе штурмовки объектов.  На бомбардировку и штурмовку города ими было совершено 1256 самолётовылетов. Их «суммарный бомбоштурмовой удар по Кенигсбергу превышал общий бомбардировочный залп дальних бомбардировщиков».

Поскольку ещё до начала штурма противовоздушная оборона города была подавлена штурмовой авиацией, то во время ударов зенитный огонь был достаточно слабым. В западных и юго-западных частях города работали только две батареи зенитной артиллерии и пятнадцать орудий малого калибра, но к концу штурмовки и они замолчали. Тем не менее осколками снарядов зенитной артиллерии были повреждены пять самолётов Ли-2 и один Ил-4, из них три Ли-2 произвели вынужденные посадки.

                В ночь на 8 апреля 1945 года.

Уже ближе к полуночи, в тёмное время с 21.00 до 21.50 18-я, Воздушная армия силами 2-го и 3-го гв. Авиакорпусов, бомбила военно-морскую базу и порт Пиллау (Балтийск). В этот же период 1-й гв. авиакорпус и 45-я тяжёлая бомбардировочная дивизия наносили удары по железнодорожному узлу и городу Фишхаузен (Приморск). Частью сил 4-й гв. авиационный корпус штурмовал укреплённый район Бреслау.

Здесь надо заметить, что ударные группы бомбардировщиков в тёмное время суток истребительной авиацией не сопровождались. Причина - отсутствие навыков работы у лётчиков в ночных условиях, а также не готовность аэродромов для обеспечения данных действий.

                Военно-морская база, порт и крепость Пиллау.

Это второй по важности военный объект после Кенигсберга, который в этот день бомбили 182 дальних бомбардировщиков Ил-4, Ли-2, Б-25. Удар совершался в период с 21.07 до 22.35 с высоты 2900 - 3500 метров.
Всего было сброшено 1270 бомб, общим весом 181 тонна, в том числе: 66 ФАБ-500, 281 ФАБ-250, 352 ФАБ-100, 32 ФАБ-100 ТГА, 285 ЗАБ-100 ЦК, 25 АО-25, 45 АО-10, 160 САБ-100 и 24 ФОТАБ-35.

Основной заряд составили фугасные авиационные бомбы типа ФАБ, за исключением зажигательных бомб ЗАБ-100 ЦК, осветительных САБ-100, противотанковых АО-25, противопехотных кассетных АО-10 и для фото-подсветки ФОТАБ-35.
В результате совершённых ударов, в порту возникло двенадцать очагов пожара, из них шесть больших в самом центре. В северной и южной части прозвучало ещё по два мощных взрыва. Прямым попаданием бомбы, уничтожен морской транспорт, находящегося у восточного причала. На железнодорожной станции взорван эшелон с боеприпасами, пламя от взрыва наблюдалось экипажами с расстояния 20-ти километров.

Над военно-морской базой, самолёты обстреливались постоянным огнём четырёх батарей зенитной артиллерии и шестью батареями МЗА. С земли по экипажам работало до шести прожекторов.

Здесь так же, как и перед выходом дальних бомбардировщиков на Кенигсберг, проводилась тщательная зачистка боевых порядков противника от зенитной артиллерии и истребительной авиации. Разрушались аэродромы, позиции артиллерии, склады горючего и боеприпасов. А если ещё учесть, что средняя плотность зенитного огня в районе порта Пиллау составляла около пятнадцати тысяч снарядов в минуту, то явно требовалась более тщательная подготовка. Эту важную работу выполняла фронтовая авиация и ВВС Балтийского флота.

1-я Воздушная армия 3-го Белорусского фронта.

Штурмовая авиация в период с 12.03 до 14.02 нанесла два удара по аэродрому Нойтиф, расположенного в близи от крепости Пиллау. Работало в общей сложности 34 экипажа Ил-2. В результате ударов было сожжено четыре и повреждено пять самолётов, уничтожен склад с горючим, взорвано транспортное судно, выведено из строя лётное поле. Подавлен огонь двух батареи МЗА у аэродрома и двух батарей зенитной артиллерии на окраине города.

Кроме штурмовиков, в течение дня подымались фронтовые бомбардировщики Пе-2 и истребители сопровождения Як-9, которые также наносили бомбоштурмовые удары и блокировали аэродромы противника. Этим они создавали благоприятные условия для армейских и флотских штурмовых авиационных групп.   

Так пикировщики Пе-2 от 6-й гв. БАД в 11.30 составом 25-ти самолётов бомбардировали аэродром Гросс Диршкайм. В свою очередь истребители сопровождения блокировали с воздуха форпост Пилаусской крепости авиационную базу Нойтиф.

Вскоре на смену гвардейцам пришла 276-я бомбардировочная авиационная дивизия.  Ровно в 12.10 группами в составе 19-ти и 18-ми Пе-2 она нанесла бомбовые удары по аэродрому Нойтиф, перепахав лётное поле, разрушила вспомогательные объекты вместе с имеющимися на стоянках самолётами.

Истребители обеспечения сразу же блокировали аэродром, а вместе с ним и авиабазу Гросс Диршкайм, так как именно с этих мест, немецкие истребители прикрывали Пиллау и Фишхаузен. Кроме этого, экипажи истребителей вели разведку немецких войск и уничтожали авиацию в воздухе.

Покажется странным, что аэродромы противника подвергались бомбёжке и блокировке с воздуха по несколько раз в день. Вся причина в том, что немецкие войска имели высокую мобильность, живучесть, а главное умели быстро восстанавливаться. Так неоднократно разбитый аэродром Нойтиф с поверженными на нём самолётами, через некоторое время уже был готов к вылетам, а экипажи к защите порта Пиллау.

Военно-воздушные силы Балтийского флота.

В свою очередь морская авиация в период с 11.30 до 20-ти часов в три этапа атаковала корабли и транспорта в военной гавани Пиллау. В совокупности работало 82 штурмовика Ил-2 и 44 пикирующих бомбардировщика Пе-2. В результате было потоплено пять транспортов общим водоизмещением 25000 тонн, повреждено четыре транспорта общим водоизмещением 12000 тонн, потоплена одна баржа и сбит вражеский истребитель.

Все действия армейской и флотской авиации, выполнялись под надёжным прикрытием истребителей Як-3 и Як-9 группами от 19 до 30 самолётов. Помимо боевой техники, частично были разрушены оборонительные сооружения и уничтожена живая сила противника. Однако определить её численный состав не представлялось возможным из-за отсутствия «детальных» способов оценки и контроля боевых действий. 

Отсюда и соответствующие формулировки, указывающие лишь на вторичные последствия ударов таких, как «возник очаг пожара», а затем «прогремело три мощных взрыва» и так далее.  Хотя вполне очевидно, что от сотен сброшенных авиабомб образовалось столько же взрывов, которые нанесли ущерб противнику. Но определить его с большой высоты в полёте было проблематично, отсюда и возникли эти нехитрые фразы, которые «скрадывали» сам результат удара. Что же касается объективного контроля, то стоит заметить, что огненно-дымный купол взрывов, запечатлённый на пленку, всегда закрывал собою объект атаки.

Таким образом, только после тщательной обработки вражеских позиций в 21 час 07 минут для нанесения ударов по крепости Пиллау, была введена в бой 18-я Воздушная армия дальнего действия.
                *      *      *
Из представленного материала видно, что штурмовка и бомбардировка Пиллау и его укреплений началась раньше, чем сам штурм города, который проводился в период с 20 по 25 апреля 1945 года. Таким образом, все предыдущие действия снижали мощь города-крепости и дух её защитников, а главное- такие удары осуществлялись разными группами ежедневно, не давая противнику восстановиться должным образом.

Здесь надо заметить, что взаимодействие между разнородными силами в авиации всё же существовало и приносило определённый успех. Так командующий воздушной армии, входящей в состав фронта мог поставить задачу ВВС флота на подавление огня немецких кораблей, обстреливающих боевые порядки полевых армий. И это указание беспрекословно исполнялось, хотя ведомственная подчинённость между ними отсутствовала.

С другой стороны, в боевых донесениях авиационных частей и соединений в период операции, нет ни одного факта боевого взаимодействия морской авиации с кораблями Балтийского флота!? Хотя флотские ВВС постоянно вылетали на бомбардировку, торпедирование и штурмовку кораблей противника в Балтийском море и Данцигской бухте.

Морские лётчики так же уничтожали корабли и транспорта в военно-морской базе Пиллау и в районе полуострова Хель. Они вели разведку над морской акваторией и портах Либава, Пиллау, Свинемюнде, прикрывали базу Швентой. По сути, контролировали всю Балтику в прилегающем районе проведения операции несколькими фронтами. Всё это к тому, что роль авиации в минувшей войне в полную меру ещё не оценена и должным образом не освещена.

                Железнодорожный узел Фишгаузен.

Город Фишгаузен был самым важным железнодорожным и автотранспортным узлом, который связывал Кенигсберг с военно-морской базой Пиллау, а также с северной и восточной частью Земландского полуострова, где располагались основные силы противостоящей группировки и четыре действующих аэродрома. Более того, там же, недалеко от станции, имелся небольшой порт, куда заходили различные суда, доставляя оружие, боеприпасы и живую силу, а также вывозили раненых, беженцев и имущество.
Даже не смотря на постоянные бомбёжки, железнодорожный узел продолжал активно работать, выполняя текущие задачи в интересах немецких войск. Параллельно с этим производилась перегруппировка сил противника перед решающим сражением за последний оплот в Восточной Пруссии – город-крепость Пиллау.
                *     *      *
В период с 21.00 до 21.50 полковыми группами от 1-го гв. авиакорпуса и 45-й тяжелой бомбардировочной авиационной дивизии, наносились удары по городу и железнодорожному узлу Фишгаузен. В атаках участвовали 155 бомбардировщиков Ил-4 и Б-25. Высота боевого применения оружия 1000-3000 метров.
Всего было сброшено 1397 бомб, общим весом 168 тонн, в том числе: 58  ФАБ-500, 121 ФАБ-250, 626 ФАБ-100, 321 ЗАБ-100 ЦК, 249 САБ-100 и 22 ФОТАБ-35.

В результате бомбардировки в городе возникло пятьдесят очагов пожара. Из них: двадцать в его центральной части, а в западной, среди пожарищ, ещё два взрыва, повлекшие за собой новые возгорания. На самом железнодорожном узле появилось восемь очагов пожара, четыре из которых были большого размера. В центре ж/д узла произошло ещё три сильных взрыва, перешедших потом в пожары. Прямым попаданием бомб, был взорван воинский эшелон.

В ходе боя бомбардировщики обстреливались двумя зенитными батареями, одна из которых малого калибра. Противник, для обнаружения и целеуказания зенитчикам, применял до семи прожекторов. Над железнодорожным узлом постоянно патрулировали истребители типа «Мессершмит», которые попытались атаковать штурмовик Ил-2, но получив отпор, вышли из боя.
Погодные условия для бомбардирования были хорошими, более того, в ходе ударов, объект постоянно подсвечивался осветительными бомбами. Это позволяло экипажам точно выходить на цель и прицельно её бомбардировать.

                Укреплённый город Бреслау.

В период с 21.29 до 21.50, окружённую крепость бомбили 28 самолётов Ли-2 от 4-го гв. авиакорпуса. Удар наносился с высоты 1200-1500 метров. Всего было сброшено 118 бомб, общим весом 24 тонны, в числе которых: 90 ФАБ-250, 26 САБ-100 и 2 ФОТАБ-35. В результате бомбардировки в городе возникло десять очагов пожара, а в районе ботанического сада прогремел один взрыв.

При атаках на Бреслау, самолёты были обстреляны огнём пяти батарей зенитной артиллерии и ещё двумя малокалиберными. В помощь зенитным расчётам работало до тридцати прожекторов. В результате обстрела три самолёта получили осколочные пробоины. Один бомбардировщик был подожжён, но экипажу удалось сбить пламя скольжением. Другой Ли-2 подвергся атаке истребителя противника, но стрелкам удалось от него успешно отбиться.
Двенадцать самолётов Ли-2 задание не выполнили. Один из-за неисправности, а одиннадцать из-за отсутствия освещения цели. Три самолёта с задания не вернулись, были сбиты.

В 23.14, с высоты 350 метров, транспортный С-47 сбросил в тыл противника четыре человека. Приземление группы произошло в 70-ти километрах северо-западнее Берлина. Это были войсковые разведчики, которые уже работали на подготовку к Берлинской операции.

                Результаты боевых действий.

Всего, в течение дня 18-й Воздушной армией было совершенно – 907   самолётовылетов, сброшено на позиции противника 6528 бомб, общим весом 924 тонны. Три самолёта Ли-2 из боевого задания не возвратились.
                *      *      *
Метеобстановка: на северном направлении по маршруту – облачность 6-10 баллов, высота нижней кромки 600-1000 метров, дымка, видимость 4-6 километров. В районе целей – облачность 3-5 баллов, временами ясно, видимость 5-10 километров. На южном участке фронта – облачность 6-9 баллов, высота нижней кромки 1000-1300 метров, видимость 2-3 километра.


Примечание: В публикации были использованы материалы Центрального архива Министерства обороны РФ и Центрального архива Военно-морского флота России.

                Продолжение следует…


Рецензии