К истории флага единой Германии

       RLD

       Из мрака к свету - через кровь!

       Истолкование символики трехцветного государственного флага единой Германии.


       Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

       Будущее германское государство зародилось в IX веке п. Р.Х. в недрах империи франкского короля Карла Великого (вошедшего во французский героический эпос под именем «Шарлемань»), увенчанного в 800 году папой римским (епископом города Рима) короной римского «Императора Запада» (то есть, главы Западной Римской империи, прекратившей свое существование в 476 г. с отречением от престола последнего западно-римского Императора Ромула Августа, вошедшего в историю под штливым прозвищем «Августул» - «Августишка», «Августёнок»). В состав Империи (Рейха, или, говоря по-русски - Державы) Карла Великого (742-814), столицей которой считался «Вечный город» Рим - «глава Вселенной» (caput mundi) - хотя резиденция самого Карла находилась в городе Ахене - входили обширные территории Южной, Центральной и Западной Европы. Подобно древнеримским императорам, Карл Великий пользовался пурпурным (красным или алым) знаменем.

      Между прочим, красный цвет знамени изначально символизировал право императора (этот древнеримский, чисто военный, титул, ставший лишь впоследствии обозначать монарха-самодержца, первоначально, в республиканский период истории Вечного города, присваивался римским войском победоносному полководцу-триумфатору и не имел ничего общего с претензиями на единоличную власть) казнить (проливать кровь) провинившихся без суда и следствия, сообразуясь с законами военного времени. Кстати, именно поэтому именно красные флаги и знамена издавна использовались пиратами, повстанцами и революционерами - поднимая красное знамя, они как бы открыто демонстрировали свое посягательство на прерогативу монархов и других «богоданных» властей «казнить и миловать», «творить суд и расправу». Кроме того, Карл Великий, как венчанный римским папой «римский император», использовал в качестве знамени золотых одноглавых древнеримских орлов.

       При потомках Карла Великого(Каролингах) его «Западная Римская империя» распалась на три части. Внук Карла - Людовик (Людвиг) Немецкий (804-876) по Верденскому договору 843 года получил в удел имперские владения к востоку от Рейна - так называемое Восточно-Франкское королевство (будущую Германию).
 
       В 962 году германский король Оттон I Великий (912-973) из Саксонской (Салической) династии, победитель кочевников-венгров, совершил во главе сильного войска «вооруженное паломничество» в Рим, вынудив папу короновать его «римским императором», как некогда Карла Великого.

       Основанная Оттоном I «Священная Римская империя» (или Первый рейх, согласно терминологии позднейших немецких националистов, перенятой у последних национал-социалистами Адольфа Гитлера), название которой к концу Средневековья приобрело несколько более «национальный» характер - «Священная Римская империя германской (немецкой) нации» -, и представлявшая собой (несмотря на энергичные попытки некоторых одаренных императоров (кайзеров ) - например, Фридриха I Барбароссы или его внучатого племянника Фридриха II из дома Гогенштауфенов, превратить свои владения в сильное государство) весьма рыхлый конгломерат отдельных феодальных владений, просуществовала около тысячи лет (вследствие чего именуется в германской традиции также «Тысячелетней империей», или «Тысячелетним рейхом», о возрождении которого мечтали целые поколения германских патриотов и националистов, грань между которыми была порой настолько тонкой, что ее трудно было обнаружить).

       «Римско-германские» императоры - как правило, они сначала короновались в восьмиугольной церкви Октагон города Ахена германской королевской короной, а затем, взойдя предварительно на трон Карла Великого, шли походом в Италию, где папы более или менее добровольно возлагали на них корону римских императоров! - пользовались штандартами в виде позолоченных одноглавых римских орлов и различными знаменами (например, хоругвью с изображением Архангела Михаила, считавшегося покровителем всех воинов вообще, и христианского рыцарства - в частности).В старинных хрониках сохранились упоминания и изображения боевого знамени (Штурмфане или Штурмбаннер) римско-германских Императоров с изображением черного одноглавого римского орла на золотом (желтом) поле).

       Со временем в качестве боевого знамени владык «Священной Римской империи» утвердился красный стяг с прямым белым крестом. Этим знаменем пользовались также вассалы, подчиненные непосредственно императору - например, швейцарские кантоны (свергнувшие иго австрийских герцогов, но до 1648 года формально продолжавшие считаться частью Империи) или датские короли (у датчан это знамя получило название «Даннеброг»).

       Кстати, отзвук былой вассальной зависимости Дании от Первого рейха сохранился в самоназвании этой страны - «Данмарк», то есть «Датская марка»; «марками» назывались пограничные области Империи, находившиеся под управлением назначаемых кайзером чиновников - маркграфов или маркизов - например, Мейссенская марка, Бранденбургская марка, Восточная марка (Остмарк) - будущая Австрия (Ostarrichi=Oesterreich=Восточный рейх=Восточная империя), и т.д.
 
       6 августа 1806 года последний «римско-германский» император Франц II из австрийской династии Габсбургов был принужден победоносным «императором французов» Наполеоном I Бонапартом отказаться от короны «Священной Римской империи германской нации» и удовольствоваться более скромным титулом «императора Австрии». Римско-германский «Тысячелетний рейх» (800-1806) рассыпался на множество самостоятельных королевств, княжеств, великих герцогств, герцогств и вольных городов. У каждого из них был свой собственный флаг (черно-белый - у Пруссии, сине-белый - у Баварии, бело-зеленый - у Саксонии, красно-бело-красный - у Австрии, красно-бело-голубой - у Люксембурга, красно-голубой - у Лихтенштейна, и т.д.).

       «Черно-красно-золотые» (черно-красно-желтые) германские национальные цвета восходят к временам «Освободительных войн» против наполеоновской тирании. После поражения Великой армии Наполеона I в России по всей Германии стало шириться народное антинаполеоновское движение. В 1813 году был сформирован добровольческий корпус (фрейкор) под командованием офицера прусской королевской армии барона Адольфа фон Лютцова.

       Фон Лютцов, бывший офицер в полку предводителя повстанцев Фердинанда фон Шилля, вел своих добровольцев (в числе которых был и поэт-партизан Теодор Кёрнер, прозванный «немецким Денисом Давыдовым») в бой не за династические интересы отдельных германских монархов, а за единую, независимую Германию.

       Фрейкоровцы фон Лютцова именовались «черными егерями», поскольку носили черную форму с красной отделкой и золотыми (латунными) пуговицами, что в сочетании давало «германские национальные цвета» (во всяком случае, так считали романтически настроенные немецкие студенты и поэты, искавшие в средневековой эпохе истоки «сумрачного германского гения», который мечтали возродить ради восстановления «былого великолепия рейха»).

       В действительности, как мы уже знаем, ни держава Карла Великого, ни средневековая «Священная Римская империя германской нации», она же - Первый рейх, не имели черно-красно-золотого «государственного флага». Представление немецких романтиков-националистов начала XIX века о его существовании в средневековой Германии было основано на следующем недоразумении.

       В одном из немецких монастырей был обнаружен свиток с записями текстов средневековых миннезингеров (менестрелей) - так называемый «Манессийский песенник», на одной из иллюстраций к которому был изображен герб германских королей - черный одноглавый орел за золотом поле (гербом тех же самых германских королей, но уже в их втором качестве - как «римских императоров» с начала XIV века также считался орел, однако уже двуглавый).

       По какой-то непостижимой прихоти иллюстратора клюв и лапы «манессийского» черного орла были изображены не черными, как обычно, а красными. Из этого случайного обстоятельства немецкие романтики начала XIX века сделали ничем не обоснованный, но далеко идущий вывод о том, что в «Манессийском песеннике» был изображен якобы официальный «государственный герб Германского рейха» и, что, по правилам геральдики, та же черно-красно-золотая цветовая гамма должна была присутствовать на «государственном знамени Германской державы».

       В 1817 году несколько тысяч немецких студентов собрались на праздник в замке Вартбург (Тюрингия) в связи с 300-летием антикатолической Реформации (именно в Вартбурге «отец Реформации» доктор Мартин Лютер в начале XVI века перевел Священное писание с латинского языка на немецкий, что расценивалось немецкими романтиками-националистами как «начало борьбы германского духа и немецкого народа против универсалистского, антинемецкого, романского владычества римских пап») и четырехлетней годовщиной «битвы народов» под Лейпцигом, окончательно «переломившей хребет» владычеству Наполеона Бонапарта над Германией.

       Кульминацией «Вартбургского праздника» стало, между прочим публичное сожжение на кострах «сочинений, враждебных германскому духу» (повторившееся в 1933 году, после прихода Гитлера к власти). Съехавшиеся на «Вартбургский праздник» изо всех германских «удельных княжеств» студенты, выступавшие за объединение Германии, впервые подняли на этой встрече «национальный черно-красно-золотой флаг единой Германии».

       Надо сказать, что трехцветный «черно-красно-золотой германский флаг» образца 1817 года (приведенной нами на иллюстрации к данному краткому очерку) по своему внешнему виду значительно отличался от позднейшего трехполосного триколора-«дрейфарба» (о котором еще пойдет речь далее). «Вартбургский флаг» был сшит из двух темно-красных полос и одной черной между ними. В центре флага была вышита золотая дубовая ветвь (см. иллюстрацию, помещенную нами в заголовке настоящей историко-вексиллологической миниатюры).

       Как бы то ни было, черно-красно-золотая цветовая гамма стала общепризнанным символом стремления молодых немцев к свободе и единству. Флаг весьма рыхлого квазигосударственного образования - Германского Союза (под покровительством австрийского императора из династии Габсбургов, как наиболее могущественного германского государя описываемой эпохи) был черно-красно-золотым, а его военно-морской флаг (на некоторое время был даже формирован федеральный флот Германии) - черно-красно-золотым с двуглавым австрийским императорским орлом в золотом крыже (см. иллюстрацию в заголовке настоящей миниатюры).

       Под черно-красно-золотым знаменем (без крыжа с двуглавым габсбургским орлом) заседал в 1848 году во Франкфурте-на-Майне первый общегерманский федеральный парламент-бундестаг. Под этим знаменем вели бои на баррикадах против прусской королевской армии берлинские повстанцы в марте 1848 года и сражались против войск германских династов (в первую очередь - короля Пруссии и императора Австрии) революционеры-националисты Саксонии, Пруссии и Бадена, мечтавшие о германском единстве. Черно-красно-золотому «триколору» (то есть, «трицвету», или, по-немецки, «дрейфарбу»), было даже дано весьма поэтическое истолкование: «Из мрака к свету - через кровь».

       В 1867 году официальным государственным флагом стал, однако, не черно-красно-золотой, а черно-бело-красный флаг Северо-Германского Союза - предшественника возникшей четырьмя годами позднее Германской империи (Второго рейха) - объединения 18 северогерманских «лоскутных» королевств и княжеств.

       Когда обсуждался вопрос флага для этого Союза, Отто фон Бисмарк - будущий первый рейхсканцлер (имперский канцлер) единой Германии - предложил черно-бело-красный. Дело в том, что черный и белый были цветами флага Пруссии (игравшей в Северо-Германском союзе ведущую роль), а красный и белый (серебряный) цвета преобладали на гербах и флагах северогерманских торговых городов Гамбурга, Бремена и Любека - финансировавших создание нового союза.

       К тому же пруссаки испытывали стойкую антипатию к черно-красно-золотому флагу, под которым прусским войскам в 1848-1849 годах с оружием в руках противостояли германские революционеры-националисты (последние предлагали корону императора объединенной Германии последовательно австрийскому императору, а затем и прусскому королю, но оба монарха отказались принять ее, стремясь к объединению Германии «сверху», или «железом и кровью», по известному выражению Бисмарка).

       О том, какие чувства владели пруссаками в те годы, свидетельствуют приводимые нами ниже строки из письма принца Фридриха Карла Прусского - участника военных действий против использовавшей «общегерманские» черно-красно-золотые цвета Баденской революционной армии - от 17 мая 1849 года одному из своих бывших подчиненных:

       «Ныне наш король собирает большую часть молодежи, способной носить оружие, под увенчанными славой черно-белыми (прусскими - В.А.) знаменами, ибо речь идет о борьбе с величайшим врагом всего человечества, который дурачит его красивыми словами и стремится уничтожить религию, нравственность, священное (церковное - В.А.) и королевское (светское, гражданское - В.А.) право и всю собственность честных людей. Бог еще никогда не оставлял правое дело. Он и здесь нам поможет». (нем.: «Jеtzt schart unser Koenig den groessten Teil der waffenfaehigen Jugend um die ruhmgekroenten schwarzweissen Fahnen, denn es gilt der Kampf gegen den groessten Freind der ganzen Menschheit, der sie mit schoenen Worten betoert und Religion, Gesittung, heiliges und koenigliches Recht und alles Eigentum ehrlicher Menschen zu vernichten bestrebt ist. Gott ist noch nie von der gerechten Sache gewichen. Er wird es auch hier wohlmachen». Wolfgang Foerster. «Prinz Friedrich Karl von Preussen. Denkwuerdigkeiten aus seinem Leben». Erster Band. 1826-1864. IV Kapitel. «In der Pfalz und in Baden 1849». Stuttgart und Leipzig. Deutsche Verlags-Anstalt, 1910, S. 78).   

       Да и в Австро-Прусскую (Германо-Германскую) войну 1866 года против возглавляемой Пруссией коалиции северогерманских государств, чьи солдаты носили, в качестве отличительного знака, черно-белые (цветов прусского флага) нарукавные повязки, сражались армии возглавляемой Австрийской империей коалиции южногерманских (преимущественно) государств (Австрии, Саксонии, Ганновкера, Баварии, Бадена), чьи солдаты носили «общегерманские» черно-красно-золотые нарукавные повязки (как бы демонстрируя тем самым, что сражаются «за Германию против Пруссии»).

       В силу всех этих причин не черно-красно-золотой, а черно-бело-красный флаг стал сначала флагом Северо-Германского Союза, а затем и Германской империи (Второго рейха, по терминологии германских националистов, а позднее - и национал-социалистов), представлявшей собой не унитарное государство, а федерацию четырех королевств (Пруссии, Саксонии, Баварии и Вюртемберга), целого ряда Великих герцогств, герцогств, княжеств и т.д., некоторые из которых (например, Саксония или Бавария) даже сохранили собственную почту, армию, флаги, гербы и прочие атрибуты государственной власти, во главе с германским императором (но не императором Германии) из прусской династии Гогенцоллернов, продолжавшего одновременно оставаться королем Пруссии - крупнейшего «субъекта Федерации».

       Черно-бело-красный флаг оставался государственным флагом Германии до 1919 года, когда, после свержения монархии и поражения Германии в Первой мировой войне, там была провозглашена республика (хотя страна по-прежнему официально именовалась «Германским рейхом» и статья 1 Веймарской конституции гласила: «Германский рейх является республикой»).

       Поскольку черно-бело-красный флаг прочно ассоциировался в общественном сознании с монархическим режимом, новое германское государство отказалось от него, заменив черно-красно-золотым флагом, который, как восходящий к эпохе Освободительных войн и буржуазно-демократической революции 1848-1849 годов, был сочтен символом «демократических традиций германского народа».

       Германские социал-демократы (предпочитавшие до Ноябрьской революции 1918 года пользоваться «общемарксистскими» красными флагами и бантами), придя к власти и отдав красный флаг «на откуп» коммунистам, даже сформировали собственные военизированные отряды под названием «Рейхсбаннер Шварц-Рот-Гольд» («Черно-красно-золотой имперский стяг»), сокращенно «Рейхсбаннер» («Имперский стяг»).

       Цвета же черный, белый и красный правители Веймарской республики сохранили на военном и торговом флаге Германии: оба этих флага остались черно-бело-красными, но с черно-красно-золотым крыжем.

       Надо ли говорить, что все противники республиканского Веймарского режима неустанно подчеркивали свою приверженность черно-бело-красному и свое отвращение к черно-красно-золотому флагу, упорно именуя последний «черно-красно-желтым» (нем.: «Шварцротгельб»), «черно-красно-горчичным» (нем.: «Шварцротзенф»), а то и похлеще. Среди них имел широкое хождение, к примеру, следующий стишок:
      
       Die deutsche Fahn’ war schwarzweissrot -
       Wir war’n ihr treu bis in den Tod.
       Man hat genommen uns das Weisse -
       Nun hab’n wir Gelb, und Gelb ist Scheisse!

       (или, в несколько вольном переводе на русский язык:

       Германское знамя было черно-бело-красным -
       Ему мы были верны до смерти.
       Белый цвет у нас забрали -
       Теперь у нас есть желтый, а это - цвет дерьма!).
      
       Так обстояло дело в Германском рейхе. А вот в Австрии, в результате своего поражения в войне с Пруссией в 1866 году, исключенной из Германского союза, сложилась совершенно иная ситуация.

       Немцы в державе Габсбургов в одночасье оказались национальным меньшинством, ибо значительно больше половины населения исключенной из числа германских государств Австрийской империи (а затем и Австро-Венгерской Двуединой монархии, состоявшей из объединенных на основе личной унии Австрийской империи и Венгерского королевства) составляли венгры (мадьяры), различные славянские народности (чехи, словаки, хорваты, словенцы, украинцы-русины, сербы, боснийцы), итальянцы и т.д.

       Австрийские императоры из династии Габсбургов (являвшиеся одновременно королями Венгрии) вынуждены были непрерывно лавировать между различными народностями, населявшими их Двуединую (или Дунайскую) монархию, идя на постоянные уступки ненемецким народностям, вследствие чего австрийские немцы ощущали себя во все большей степени ущемленными в своих правах.

       В Австрии возник целый ряд немецких националистических союзов, партий и организаций, многие из которых - например, пангерманисты (всегерманцы) Георга Риттера фон Шёнерера - открыто выступали за отделение «Немецкой Австрии» (в территориальном отношении примерно соответствовавшей современной Австрийской республики, за исключением Южного Тироля, отошедшего по Трианонскому договору к Италии) от монархии Габсбургов и присоединение ее к Германской империи Гогенцоллернов (Второму рейху). Подобные настроения были широко распространены среди австрийских немцев, но они не могли демонстрировать их открыто, под черно-бело-красным флагом (ибо всякое выступление австро-немецких подданных Габсбургской монархии под флагом иностранной державы, каковой, с точки зрения международного права, являлась гогенцоллерновская «прусская» Германская империя, приравнивалось бы к акту государственной измены).

       И здесь на помощь австронемецким «пангерманцам» пришел порядком подзабытый черно-красно-золотой «национальный флаг всех немцев». Они стали широко использовать в своей пропаганде «немецкие национальные» черно-красно-золотые флаги, ленты и розетки. Когда «пангермански» настроенному школьнику Адольфу Гитлеру было приказано снять черно-красно-золотую розетку, он нашел выход из положения, выложив перед собой на парте в ряд три карандаша - черный, красный и желтый, к чему учитель - верный сторонник Габсбургов - уже не мог придраться. Словом, как много позднее писал Гитлер в своей книге «Моя борьба»:
      
       «Только...в немецкой Австрии буржуазия имела нечто вроде своего собственного знамени. Часть немецко-австрийского национально настроенного бюргерства присвоила себе знамя 1848 года. Этот черно-красно-золотой флаг стал официальным символом части австрийских немцев. За флагом этим...не стояло особого мировоззрения. Но с государственно точки зрения этот символ, тем не менее, представлял собою нечто революционное. Самыми непримиримыми врагами этого красно-черно-золотого флага были тогда - не будем этого забывать - социал-демократы, христианско-социальная партия и клерикалы всех видов. Тогда эти партии издевались над черно-красно-золотым флагом, забрасывали его грязью, ругались над ним совершенно так же, как они это делали в 1918 году с черно-бело-красным знаменем. Черно-красно-золотые цвета, которыми пользовались немецкие партии старой Австрии (монархии Габсбургов - В.А.), были в свое время цветами 1848 года…В Австрии за этими знаменами шла часть честных немецких патриотов. Но за кулисами этого движения и тогда уже осторожно прятались иудеи. А вот после того как совершилась подлейшая измена Отечеству, после того как самым бесстыдным образом предали немецкий народ, марксистам и Партии Центра (католической буржуазной партии периода Веймарской республики в Германии - В.А.) черно-красно-золотые знамена внезапно стали так дороги, что теперь они рассматривают их как свою святыню».
 
       К черно-бело-красным цветам флага «прусско-германского» Второго рейха Гитлер относился с большим пиететом, как к цветам «имперского флага, родившегося на полях сражений» победоносной для немецкого оружия так называемой «Франко-прусской» (а если быть точнее - Франко-германской) войны 1870-1870 годов, главным итогом которой, наряду с «возвращением в лоно рейха» Эльзаса-Лотарингии, стало провозглашение в «Зеркальном зале» Версальского дворца Германской империи (Второго рейха).

       Тем не менее, использование национал-социалистами в своей символике и черного, белого и красного цветов в их прежнем, «кайзеровском», сочетании представлялось Гитлеру неуместным, поскольку они символизировали в его глазах «старый (монархический - В.А.) режим, погибший в результате своих собственных слабостей и ошибок».

       К тому же черно-бело-красный флаг в его «старорежимном», или «кайзеровском», варианте, уже использовался в качестве эмблемы многочисленными правыми националистическими партиями и организациями Веймарской республики - например, Немецкой (Германской) Национальной Народной партией (НННП), примыкавшим к этой партии националистическим союзом «Стальной шлем» (Штальгельм) и т.д.

       Однако сама по себе черно-бело-красная цветовая гамма представлялась Гитлеру чрезвычайно привлекательной (хотя он не преминул, как мы увидим далее, истолковать ее в новом, национал-социалистическом духе). Он писал о ней буквально следующее:

       «Это сочетание красок, вообще говоря, безусловно, лучше всех остальных» и представляет собой «самый могущественный аккорд красок», который только можно себе представить.

       В конце концов был составлен окончательный проект партийного знамени: на красном фоне - белый круг, а в центре этого круга - черный «гаккенкрейц» (свастика, именующаяся в русской традиции коловратом). Интересно, что сам Гитлер в первом издании «Моей борьбы» обозначал свастику не заимствованным из средневековой геральдики термином «гакенкрейц» (крюковидный крест, от немецкого слова «гакен» - крюк), а «гаккенкрейц» (буквально: мотыгообразный крест, от слова «гакке» - мотыга). Но в последующих изданиях книги, в лексиконе национал-социалистического движения и гитлеровского Третьего рейха употреблялся исключительно термин «гакенкрейц» (крюковидный крест).

       Нарукавные «боевые повязки» («кампфбинден») национал-социалистов фактически копировали (в миниатюре) партийное знамя НСДАП. После создания штурмовых отрядов партии (СА) на красных повязках их «фюреров» (командиров) к черному коловрату в белом круге некоторое время добавлялись горизонтальные серебряные (белые) полоски, число которых варьировалось, в зависимости от ранга того или иного фюрера. Однако эти белые полоски были отменены не позднее 1932 года (на фотографиях, запечатлевших высшее руководство НСДАП – в частности, Германа Геринга – на «Съезде национальной оппозиции» в Бад-Гарцбурге, где был образован эфемерный антивеймарский «Гарцбургский фронт», эти полоски на повязках еще четко различимы).

       У высших партийных функционеров повязки украшались золотой отделкой – вплоть до золоченых четырехугольных звезд-«кубарей» в центре крюковидного креста. «Боевые повязки» чинов СС отличались наличием двусторонней черной каймы. На «боевых повязках» чинов СС, избранных депутатами общегерманского парламента (рейхстага), кайма была серебряного, а на повязках чинов резервных (ветеранских) формирований СС – светло-серого цвета.

       По мнению Адольфа Гитлера, новый партийный символ НСДАП являл собою сочетание «всех цветов, которые мы так любили в свое время», а также «яркое олицетворение идеалов и стремлений нашего нового движения», в котором красный цвет олицетворял заложенные в этом движении «социальные идеи», белый цвет - идею национализма (позднее, особенно после окончания Второй мировой войны, неонацисты и другие последователи Гитлера еще более «удачно» перетолковали белый цвет как идею борьбы за превосходство белой расы), «мотыгообразный крест - миссию борьбы за победу арийцев и вместе с тем за победу творческого труда, который испокон веков был антисемитским и антисемитским останется».

       В начальный период пребывания Гитлера у власти (1933-1935) красный партийный флаг НСДАП с черным вращающимся крюковидным крестом в белом круге получил статус государственного, наряду с восстановленным в своих правах трехполосным черно-бело-красным флагом кайзеровской Германии (черно-красно-золотой республиканский флаг сразу же попал под запрет).

       В 1935 году красный партийный флаг НСДАП с черным крюковидным крестом в белом круге был объявлен единственным государственным флагом Германии, каковым и оставался до мая 1945 года.

       В 1943 году в Советском Союзе из числа немецких военнопленных был сформирован Национальный комитет «Свободная Германия» во главе с генералом вермахта фон Зейдлиц-Курцбахом, члены которого носили, как это ни странно, не «демократические» черно-красно-золотые, а «реакционные», черно-бело-красные повязки с красной надписью готическим шрифтом «Свободная Германия» на средней (белой) полосе повязки, которая была в два раза шире верхней (черной) и нижней (красной) полосы.
 
       Вопреки широко распространенным (вследствие замалчивания властями СССР и ГДР исторических фактов) представлениям, деятельность этого комитета сводилась не только к чисто агитационно-пропагандистским акциям, направленным на разложение боевого духа гитлеровских войск (как это показано, скажем, в снятом совместно киностудиями СССР и ГДР, автобиографическом художественном фильме Конрада Вольфа «Мне было девятнадцать»).

       Под эгидой генерала артиллерии  Вальтера фон Зейдлиц-Курцбаха из числа германских военнослужащих, взятых в плен Красной армией, были сформированы вооруженные отряды, участвовавшие, в составе советских войск, в боях с частями германского вермахта - например в кровопролитном штурме Зееловских высот в ходе Берлинской операции. Причины замалчивания данных фактов правыми немецкими историками объясняются, очевидно, нежеланием упоминать об участии немцев в войне против немцев, а левыми историками ГДР и СССР - тем обстоятельством, что германские солдаты фон Зейдлица сражались против гитлеровских войск не под красными коммунистическими и даже не под черно-красно-золотыми «демократическими» знаменами, а с «реакционными» черно-бело-красными нарукавными повязками на левом рукаве полевых мундиров вермахта (от гитлеровцев их отличало лишь отсутствие изображения имперского орла со свастикой) над правым нагрудным карманом(и даже с боевыми наградами Третьего рейха на мундирах.

        О боях германских солдат, сохранивших верность национал-социалистическому режиму, с войсками генерала фон Зейдлиц-Курцбаха (имевшими в на вооружении даже танки),  писал, к примеру, участник обороны Берлина Гельмут Альтнер в своих воспоминаниях «Берлинская пляска смерти. Страшная правда о битве за Берлин»:

        «Говорят, что генерал Зейдлиц со своими танками находится в Зеелове. Какой-то гражданский якобы подстрелил его танк из панцерфауста (противотанкового гранатомета, обычно именуемого в русскоязычной литературе «фаустпатроном» - В.А.). Неужели Зейдлиц действительно мертв? (...)

        Хватаемся за оружие. Видим бегущих с фронта солдат, большинство бросает на ходу винтовки. Среди них и фигуры с черно-бело-красными нарукавными повязками, а также русские. По всем позициям разносится крик:

        - Войска Зейдлица!

        Мы целимся, как нас учили, в туловище, и стреляем. С тыла подходят танки и подкрепление. Мы наступаем, все время стреляя. Русские и войска Зейдлица отступают, сначала медленнее, затем быстрее, и, наконец, бегут. Мы уже почти не целимся. Расстреливаю магазин за магазином, и скоро казенная часть раскаляется от стрельбы докрасна.
 
        Раненый поднимает руку.

        - Товарищ, помоги!

        У него черно-бело-красная нарукавная повязка.

        Мы бежим дальше.

        Приближаемся к первому ряду траншей и останавливаемся, не желая идти дальше. Траншеи занимает подкрепление. Раздается случайный выстрел. Появляется командир роты и ведет нас за собой. Возвращаемся.

        Мертвые лежат между воронками, многие из них в серой полевой форме. Почти все - немцы, некоторые со свастиками (то есть с гитлеровской эмблемой орла на свастике - В.А.) на груди, некоторые с черно-бело-красными нарукавными повязками. Поблескивают награды. Теперь они лежат друг подле друга, успокоившись и примирившись в смерти».

        Интересно, что после безоговорочной капитуляции Третьего Райха в мае 1945 года товарищ Сталин распустил «черно-бело-красный» «Союз Немецких Офицеров» и Национальный комитет «Свободная Германия», а генерал артиллерии Вальтер фон Зейдлиц-Курцбах (заочно приговоренный в 1944 году к смерти за государственную измену гитлеровским Имперским Военным Трибуналом) - был в мае 1950 года приговорен советским военным судом сначала к смерти (!), а затем - к 25 годам тюремного заключения как «военный преступник» (хотя инкриминируемые ему военные преступления ничуть не помешали СССР преспокойно использовать его в годы войны в собственных целях!) и вышел на свободу только в 1956 году, после визита германского федерального канцлера Конрада Аденауэра в красную Москву! Смертный приговор, вынесенный Зейдлицу германским судом в 1944 году, был отменен послевоенным германским судом только в 1956 году. Но и это так, к слову...

       После почти одновременного провозглашения в сентябре-октябре 1949 года двух германских государств - Федеративной Республики Германии (ФРГ) на территории английской, американской и французской оккупационных зон (так называемой Тризонии) и Германской Демократической Республики (ГДР) на территории советской оккупационной зоны - оба эти государства восстановили в качестве государственного «демократический» черно-красно-золотой флаг Веймарской республики, о котором в немецком шлягере «Германия - это...» (нем.: «Deutschland ist...»), пользовавшемся в свое время немалой популярностью, поется:

       Schwarz, wie die Kohle im Revier,
       Rot, wie die Lippen der Maedchen hier,
       Gold, wie der Weizen und das Bier -
       Das sind die Farben von Dir!,

       или, в переводе с немецкого на русский:

       Черный, как уголь в шахте,
       Красный, как губы здешних девушек,
       Золотой, как пшеница и как пиво -
       Это Твои цвета!

       Надо ли говорить, что три полосы послевоенного черно-красно золотого флага немцев были расположены горизонтально, а не вертикально, согласно версии Курта Воннегута, отраженной в его известном шедевре черного юмора «Завтрак для чемпионов».

       Однако через 10 лет после  провозглашения в восточной части Германии Германской Демократической Республики (в 1959 году) на флаге ГДР (единственного из социалистических государств, не имевшего в символике масонской пятиконечной звезды-пентаграммы) был помещен ее государственный герб - не менее «масонский», чем пятиконечная звезда, золотой циркуль, наложенный на золотой молот и окруженный полукруглым золотым венком из колосьев (остававшийся на флаге «первого в германской истории государства рабочих и крестьян» до 1990 года). На военно-морском флаге ФРГ появился ее государственный герб - черный орел с красным вооружением (т.е. с красными клювом и лапами) на золотом щите, являвшийся репликой герба Веймарской республики и рисунка из «Манессийского песенника». Так сомкнулась цепь времен...

        Здесь конец и Господу нашему слава!

      


Рецензии
Глубокоуважаемый Вольфганг Викторович!
Почтительно приветствую Вас и желаю Вам всяческого благополучия и процветания.
Имею честь на протяжении многих лет являться Вашим постоянным читателем, читателем как книг, так и кратких эссе.
Выполненный Вами перевод "Теозологии" является образцом научного и исторического переводчества.
Глубокоуважаемый Вольфганг Викторович!
Некоторое время назад имел возможность ознакомиться (в пределах скромных познаний в немецком языке и возможностей компьютерного перевода) с изданным в 1913 году трудом Эрнста Беты "Земля и наши предки".
Учитывая масштабность Ваших изысканий и исследований, скромно полагаю, что данная книга может иметь для Вас научный и исторический интерес.
С Вашего позволения, отправляю Вам ссылку на книгу:

http://archive.org/details/Bertha-Ernst-Die-Erde-unserer-Ahnen-Text

Также ссылка на файл книге в формате "pdf":

http://archive.org/download/Bertha-Ernst-Die-Erde-unserer-Ahnen-Text/BethaErnst-DieErdeUndUnsereAhnen1913383S..pdf

Искренне желаю Вам крепкого здравия, творческого вдохновения, силы и успехов.
Почтительно,
Андрей.

Андрей Сальчук 2   29.07.2022 10:43     Заявить о нарушении
Спаси Христос, взаимно! Сердечно Ваш, Вольфганг.

Вольфганг Акунов   29.07.2022 17:15   Заявить о нарушении