Почему существует Опричный фандом?

Художник портрета Феди Басманова - Феликс Лиевский.

ПОЧЕМУ СУЩЕСТВУЕТ ОПРИЧНЫЙ ФАНДОМ? ЛИЧНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МНЕНИЕ.

Изучая историю профессионально тридцать один год, начиная с поступления на истфак и включая годы ее преподавания в вузах и частным образом, я не думала, не гадала, что окажусь однажды заинтересованным участником вышеназванного  Интернет-сообщества…

Ну, то есть начну в один прекрасный день делать фан-видео и писать стихи, посвящая всё это персонажу, про которого давно знала, но которому в силу «серьёзности» и «педагогичности» своей профессии не придавала большого значения, то есть... Фёдору Басманову.
 
Кто же это такой? Некоторые историки и любители истории, опираясь на некоторые источники, считают его ни много ни мало, а юным любовником… Ивана Грозного.
 
Про столь пикантные  вещи ни при подготовке детей к ЕГЭ, ни в вузах рассказывать учащимся, ясное дело, не принято. Потому и тему эту, встречая, я, как и большинство других моих коллег с улыбочкой обходила стороной. Прочитаешь, бывало, одну фразу в какой-то статье или книге, услышишь что-то такое в историческом видео, и дальше пошла изучать реформы, войны и итоги правления Ивана IV, чтобы потом рассказать об этом школьникам и студентам… Ну, подумаешь типа: «Хи-хи, Иван Грозный человек был неординарный, мягко говоря, сложный и нестандартный, с него всё станется, удивляться нечему. Хи-хи».

Попадались мне сведения и про любовников Петра I (знатных и не очень) и про тоже самое у зарубежных королей. Также не удивительно. Раз уж нетрадиционная любовь есть сейчас, что бы ей не быть в прошлом? Дело-то житейское...

Тем более, если вспомнить Рим, Грецию, самураев у которых помимо меча при себе обязательно должна быть косметичка, пиратов, увешенных серёжками и пр. Всё «это» давно существует... Ничего необычного.

А Фёдор Басманов вдруг зацепил. И как выяснилось не меня одну, а ещё достаточное число таких же вполне себе гетеросексуальных взрослых  женщин, ну и молодых девушек, разумеется, а вовсе не одних только странных парней другой ориентации. Как, казалось бы, должно быть...

Началось всё с кинематографа. Геннадий Васильев (фильм «Царь Иван Грозный» 1991 года по мотивам произведения А. К. Толстого «Князь Серебряный») и Сергей Эйзенштейн («Иван    Грозный» 1944-45), пригласив в свои картины интересных, талантливых актёров, создали яркие и привлекательные образы юного царского фаворита.

Так, например, Федя Басманов Михаила Кузнецова (в фильме С. Эйзенштейна) вызывает у меня восхищение искренностью своих юношеских восторгов по адресу статного красавца-царя (Николай Черкасов). А мятущаяся, раненая душа самого царя, недавно похоронившего любимую жену Анастасию, ищет и находит преданного друга, заполнившего горькую сердечную пустоту.

Что же касается, Басманова, созданного Дмитрием Писаренко (фильм Г. Васильева), с которого, в общем то и напрямую началась вся моя история с Опричным фандомом, то этот образ вызвал в конце фильма жгучее сострадание к молодому, красивому парню, которого оклеветали, а жестокий царь-параноик, забыв личную привязанность и цинично издеваясь напоследок,  отправляет на казнь…

Можно сказать, что «всё понятно», женщины, вообще, любят страдальцев и даже в реальной жизни в мужчин влюбляются часто «из жалости»… Но не будем пока торопиться.

В фильме «Царь Иван Грозный» живописно показано беспощадное, кровавое время Опричнины. Фильм очень мрачный. Главный герой и героиня (это не Басманов, а князь Серебряный и его невеста Елена), преследуемые бедами, вынуждены расстаться навсегда, царь сошёл с ума, погубив много людей —  хороших и не очень…
Басманова, единственного из всех, кстати, по фильму (в отличии от книги А. К. Толстого) спасает от казни… Василий Блаженный.

Итак, кино оставляет после себя тугое ощущение безнадёги. За всех искренне больно, в том числе и за Федю, хотя ещё недавно, все две серии он привычно издевался на другими, высмеивал, оскорблял, травил ядом и медведем, оклеветывал, подставляя под казнь, участвовал в разорении имений и похищении чужих жён, пытался заманить в ловушку, соблазняя мальчиками в бане.

Притягательность же этого героя для меня проявилась в том, что он, обречённый на казнь, неожиданно для зрителя становится другим. А точнее, наверное, самим собой. На полу, в ногах у царя, отрекшегося от него отца и оболгавших врагов, плачет и умоляет не тот порочный и безжалостный демон, которого мы видели весь фильм, а искренний, беззащитный и… влюблённый мальчик. Его унижение не вызывает брезгливости именно из-за этой искренности, из-за той боли, которую он испытывает. Он плачет. Высокий, крепкий парень на вид лет двадцати пяти с длинными волосами и серёжками в ушах... И это не противно.

Другие герои к грядущей казни относятся стоически смиренно или гордо, он же отчаянно умоляет царя о пощаде и совсем не делает вид, что не боится. Ему очень страшно, потому что разрушился весь его мир (как в общем то и у всех перед лицом смерти). Но те горечь и отчаяние в глазах, это совсем не простой ужас перед мучительной казнью, это горечь и отчаяние растоптанной любви. Он любил царя, не только потому, что зависел от него, питался и жил его милостью. Он просто его любил. Как человека. А сейчас его прогоняют и хотят уничтожить.

Проще говоря, в критический момент слетела маска безнаказанной, гадкой, вызывающей сволочи, которую он носил, чтобы страх перед его подлостью и вседозволенностью останавливал любых потенциальных врагов. Он упорно хотел казаться гораздо хуже, чем был. Но так и не стал внутри тем изощрённым отморозком, какого усердно и убедительно изображал. И его переиграли... настоящие отморозки.

Вот так я и прониклась. Члены семьи и друзья-подруги, кто узнавал о моём новом увлечении, сильно удивлялись и реагировали, в основном, в той или иной степени гомофобно.  Люди боятся нетрадиционно-ориентированной романтики, видят в ней какую-то угрозу, следуя или пропаганде или сами. Искренне. От души. Почему боятся, я, может, и догадываюсь, но рассуждать не буду.

Тема моя немного другая и отклоняться от нее не стоит, а то много времени уйдёт впустую.

Знакомясь с людьми из Опричного фандома, кто также делает видео, пишет художественные произведения (прозу и стихи), создает рисунки и картины, я не сразу поняла, что же так цепляет очень разных людей в этом Басманове?
Трагичность судьбы очередной жертвы кровавого тирана Ивана?

Реальный Федор, действительно, долго не прожил, его или казнили или сослали в монастырскую тюрьму также по доносу в возрасте около двадцати одного года. Правда, реальный повод в источниках назван куда серьёзнее, чем попытка приворота, понятая царём, как попытка наведения порчи, о чём говорится в книге Толстого и фильмах... Их, кстати, больше чем два, но перечислением отклоняться от курса снова не буду. Я назвала два самых известных и культовых кино для Опричного фандома.

Загадочность смерти? Казнили не казнили?

Красота актёров, сыгравших Фёдора, по которым начинают «страдать» девушки и женщины традиционной сексуальной направленности?

Интерес к запретному?

Возможность посмеяться над неприличными темами?

Наверное, всё вместе взятое в разных степенях для каждого. Или ещё что-то личное. Всё не угадаешь.

Но, на мой взгляд, есть, и что-то общее, социологическое даже, что может и не осознаётся сразу, но понимание приходит потом. И, что я сама осознала также не очень давно.

Начнём с того, что Иван Грозный был личностью яркой, демонстративной во многом, талантливой и... откровенной. Он красочно и, вызывая сострадание, живописует своё сиротское детство (папа умер рано, потом маму отравили). Объявляя Опричнину, устраивает грандиозное шоу со своим исчезновением, отречением, публиным обвинением бояр в предательствах. Образно и страстно переписывается с предавшим «другом детства» и бывшим соратником Андреем Курбским. В своём завещании 1572 года Иван, кстати говоря, прежде чем расписать, кому и что оставляет после себя, многословно и подробно кается во всем, что плохого сделал в ту же Опричнину...

То есть... в  убийствах своих подданных, чрезмерной гордыне, грабежах, обжорстве, необузданной ярости, тяге к злодеяниям, матерной брани, пьянстве, жажде богатства, разврате, и в том числе… в «чрезественном блужении чресел», то есть в неестественных половых связях. А начинает своё покаяние, вообще, с того, что вёл себя как скотина...

А вот он, пожалуйста, и оригинал: «...Аз разумом  растленен бых,  и скотен умом и проразумеванием,  понеже убо самую главу оскверних желанием и мыслию неподобных дел,  уста разсуждением  убийства,  и блуда,  и всякаго злаго делания,  язык срамословия,  и сквернословия, и гнева, и ярости, и невоздержания всякаго   неподобнаго   дела,  выя  и  перси  гордости  и  чаяния высокоглаголиваго разума,  руце осязания неподобных,  и грабления несытно,  и  продерзания,  и  убийства  внутрення,  ея же помыслы всякими скверными и неподобными оскверних,  объядении и пиянствы, чресла  чрезъестественная  блужения,  и неподобнаго воздержания и опоясания на всяко дело зло,  нозе течением быстрейших ко всякому делу  злу,  и сквернодеяниа,  и убивства,  и граблением несытнаго богатства,  и иных неподобных  глумлений».

Так, что, если кто и надумал в -надцатый раз упрекнуть меня в том, что разговорами о Феде Басманове, я покушаюсь на светлый облик и добрую память великого православного царя Ивана, который ничего такого гомосексуального и, вообще, ничего неприличного «ни-ни», то не утруждайтесь. Ему уже давно не нужны адвокаты. Он сам во всем признался по горячим следам, в аккурат сразу после отмены Опричнины. И в крови, и в распутстве всех мастей…

Он был искренен в раскаянии и прекрасно знал свою буйную натуру. Скажу честно, Ивана Грозного я очень люблю, как исторического персонажа. Первый царь, он, действительно, велик. Практически, - это основатель Московского государства в новом статусе. Равные ему только Пётр 1 (основал империю) и Ленин (основал СССР, сменил не только политическую форму власти, но и экономику).

Первая половина правления Ивана, вообще, лепота да и только, не нарадуешься — одни прогрессивные реформы. Даже парламент (земский собор) основал на Руси, именно, он. Кто первый раз узнаёт, все очень удивляются. Не в современном нам, конечно, а в средневековом смысле слова. Но всё же... Армию реформировал, первую типографию открыл, с Англией начал торговать, огромные территории осколков Золотой Орды присоединил (Казань, Астрахань). В личной жизни тоже сплошная идиллия — любимая жена Анастасия, в которой души не чаял.

А вот потом, после смерти Анастасии, как подменили,  и как понеслось...
Опричнина, казни, кровь и мясо, мрачные каратели — люди в чёрном с вениками и мёртвыми собачьими головами... То ли были заговоры и внутренние враги, то ли, просто буйная паранойя началась... Так, из царя-реформатора  Иван достаточно быстро превращается в учебниках в полусумасшедшего чёрта на троне. Войны проигрываются, страна разоряется... 

Тут уж подумаешь, да что там эта содомия? Что за ерунда, вообще? Она не прибавит ни убавит тяжести всех прегрешений злосчастного царя…

Можно, конечно, много говорить о чёрном пиаре иностранцев: варварская страна и Ivan the Terrible  —  Иван Ужасный… Говорить, что не всё так мрачно, жертв мало, ну то есть гораздо меньше, чем в той же Англии или Франции 16 века.

Но, во-первых, Иван своей жестокости и ее неправедности не отрицал, в том же самом своём завещании, а во-вторых, говори не говори, а «осадочек»,  у большинства, столкнувшихся с этой страницей русской истории, всё равно остаётся неприятный.

Я не буду здесь слишком много факты исторические перебирать, хотя в силу профессии, наверно, должна бы. Просто статья эта не историческая. Она про людей, а не про пыль столетий. Про эмоции. Про настроения и, в определённой степени, про искусство.

Все те люди, которые морально и творчески поддерживают Опричный фандом, в центре которого культ несчастного красавца Феди Басманова и его т.н. «совратителя» Ивана IV, искренне любят их обоих. Ну, просто так. Не смотря ни на что… Особенно Федю. От Ивана у некоторых, как я уже говорила, «осадочек» со школьной скамьи.
 
Мы придумываем смешные и романтические истории, возвышенные и неприличные, милые и иногда садистичные, с матом и без мата, дописываем, дорисовываем и монтируем историю Московской Руси с точки зрения парочки «Федя+Ваня». Развлекаемся и отдыхаем.

Почему же такое упорство? Почему Опричнина? Почему Иван?  Гомосексуальных  и вообще интересных, любовных историй в прошлом найти можно много… Почему бы  Леонардо да Винчи так живо не обсуждать, например? Не додумать, что Наполеон был влюблён в Александра I, на основании одной брошенной фразы?

Но те, кто трепетно умиляется над парочкой Федя-Ваня, придумывает счастливые концы или, напротив, усугубляет трагизм ситуации, кто так или иначе живёт этой темой или просто интересуется ей, на самом деле, как стало мне ясно, ищет в Иване Грозном периода Опричнины хоть что-то человеческое...
 
Не хочется нам верить и признавать, что человек вдруг так резко озлобился, сошёл с ума и переродился в монстра. Так сильно он мог любить свою Анастасию и, что после неё больше не любил никого, а только пытал, убивал и, потом опомнившись, как от помешательства исступлённо отмаливал грехи? Даже сына зашиб в ярости. Так, например, совсем неизвестно ничего о том, что вторую жену, Марию Темрюковну, и других последующих жён Иван любил, так же сильно как первую. Да и, вообще, любил...   

Как же так? Такой страстный человек! В чём-чём, а в страстности и темпераменте в широком смысле ему отказать нельзя. Даже поверхностно зная историю, это становится понятным. 

И тут на помощь приходит юный фаворит Федя, который лет шесть неразлучно везде с царём, подаёт ему вино за обедом, в девятнадцать лет получает право командовать большим войском, женится на царской родственнице, получает право официально передавать царское «фи» даже самой царской тётке, изгоняет митрополита и глумится над ним. И это всё уже не из фильмов. Это из летописей и других источников. За что же такие блага и достоинства человеку очень молодому и не очень уж знатному?

Ещё тогда, при жизни обоих героев плотно ходили слухи об их связи, зафиксированные в четырёх несвязанных друг с другом источниках (Курбский, Альберт Шлихтинг, Генрих Штаден, Александр Гваньини). И хотя все их можно голословно раскритиковать, мол, это всё предатель Курбский и вредные клеветники иностранцы, но четыре — это слишком много, чтобы быть просто фантазией. Договориться о такой одинаковой клевете, все эти люди точно не могли и переписать её друг у друга тоже.

Слухи эти, кстати, были живы ещё в 17 веке, и в период Смуты они негативно отразились на сыне Фёдора — Петре Басманове, сподвижнике Лжедмитрия I.
На самом деле я не хочу ничего доказывать — «было» или «не было», мне, по большому счёту, всё равно… Не вопрос жизни и смерти.

Но тем, кто фанатично хочет верить, что царь святой и «ничего не было», скажу —  колхоз, как и вера дела добровольные. Только надо помнить, что тогда придётся поверить и в то, что государь всея Руси в собственном завещании, адресованном родным сыновьям и очередной жене, вдруг решил заняться самооговором?
Достоверность царского завещания 1572 года, кстати говоря, давно доказана специалистами по 16 веку. Например, Р. Скрынниковым.

Итак, как бы парадоксально это не звучало, но молодой любовник Федя хоть как-то спасает моральный и общечеловеческий облик царя Ивана в наших глазах. Поэтому мы его так и любим.
 
Да, Иван не был ни пушистым котёнком, ни уравновешенным философом на троне. Он, конечно же, был жесток и гневлив, но привязанность и любовь, пусть даже к молодому парню, хоть чуть-чуть, хоть ненадолго, но превращает его из злобного любителя варить бояр в кипятке и сажать на кол, в человека, способного на любовь и благодарность. Может быть, даже нежность...

К слову говоря, фильм С. Эйзенштейна - более удобный материал для создания новых легенд и зарисовок о милой, почти идиллической любви Ивана и Фёдора. Наверное, потому что создавался достаточно давно и откровенных и грубых намёков, в отличии от фильма 1991 года, герой Михаила Кузнецова позволить себе не мог. Да, и, ещё... поскольку не была снята до конца 3-серия, в которой  Федя Басманов погибает, в нём нет тех трагизма и боли, которые показаны у Г. Васильева.
И пусть Иван всё же, вероятно, и  погубил  Фёдора в итоге, мы будем, наверное, придумывать, что он выжил, чудом спасся или хотя бы умер легко...

Конечно, злодейства царя Ивана в иностранных источниках, скорее всего, смачно преувеличены, и он не мог быть при такой должности полным безумцем и кровавым маньяком исключительно ради своего удовольствия. А потому за первого русского царя, выставленного в учебниках садистом-шизофреником и за державу, в общем-то, обидно...

Но разве обычный человек пойдёт искать исторические доказательства адекватности одного из основателей нашего государства по пыльным архивам и тихим библиотекам?
Гораздо проще обычным людям узнать, ну или даже придумать про взаимную, крепкую любовь с красивым юношей Федей, про хоть какие-то тёплые человеческие отношения. Тем более, что, как минимум, пять конкретных зафиксированных оснований к этому есть. Косвенные факты также можно найти.

А те, кто уверен, что странный культ Феди Басманова как-то оскорбляет Ивана Грозного, обвиняя его в неправильной, недопустимой сексуальной жизни, слишком шаблонно и поверхностно судят обо всём этом...

Потому что не столь важно, на самом деле, КОГО ты любишь, а важно, то, что ты просто способен любить и быть человеком...

Гойда!


ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫ: ДМИТРИЙ ПИСАРЕНКО В РОЛИ БАСМАНОВА. РЕАЛЬНЫЙ БАСМАНОВ? http://proza.ru/2023/03/01/813


22 июля 2022 года


Рецензии
Радует, что Писаренко - оригинального но, к сожалению, малоизвестного и, пожалуй, недооцененного артиста, настигла слава: пускай даже спустя много лет и в рамках такого весьма специфического явления, как фандом. Одно можно утверждать точно - в определенных кругах Писаренко стал культовым. Вам спасибо за увлекательную заметку.

Паша Цвибышев   14.03.2024 23:02     Заявить о нарушении
Вам спасибо за внимание!

Анна Косыгина Соболь   21.03.2024 16:35   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.