Новый друг или Ласка шагает в сказку

Светило солнце. Лёгкий ветерок ласкал верхушки вековых кедров. Иголки звеня, переливались на солнечных лучах, и казалось, что деревья объяты пламенем. Не зря манси кедр сравнивают с огнём, называя его Ульпа – Огненное дерево. Поляна летнего стойбища в музее Торум Маа была устлана пышным, зелёным ковром разнотравья, из ковра высунув свои жёлтые головки, стояли лютики, греясь на солнышке. По краям поляны расположился иван-чай, бутоны цветов налились и стояли готовые выпустить пух. Над поляной висел гомон птиц, разных мастей, которые радовались короткому северному лету, занимаясь своими, только им известными делами.

***

У лабаза из колотых плах копошилась белка Фрося, доставая прошлогодние запасы кедровых орешек, которые уже начинали нарываться, готовясь выпустить корни. Вдруг за всем этим птичьим гомоном белка уловил слабые всхлипы, кто-то плакал в зарослях молодой рябины. Фрося крадучись, короткими перебежками, направилась на плачь.
– Кто здесь? – осторожно позвала Фрося. Но ей никто не ответил. Фрося, тихонько ступая по мху, подошла к рябинкам, у которых она увидела незнакомого зверька, рыжего окраса, величиной с белку. Но зверёк был слишком худой для белки и хвост тощий и облезлый. И тут Фрося увидела его зубы, длинные острые, как сосновые иглы, только белого, как снег, цвета. Перед глазами сразу всплыл образ рыжего кота, который ей оторвал хвост. От испуга Фрося ощетинилась и тут увидела на глазах зверька слезы. Белка подумала, может он не такой плохой, раз плачет, и Фрося спросила:
 – Кто ты и почему плачешь?
Зверёк сквозь слезы посмотрел на белку и сказал:
 – Меня зовут Ласка, я живу на берегу озера за следующим холмом, а плачу я потому, что у меня болит зуб. Чтобы спастись от боли я пришла сюда. Старая Ронжа мне сказала, что здесь в музее, живёт мудрая бесхвостая белка Фрося, которая сможет мне помочь, вылечить зуб.
– Тогда здравствуй! Меня зовут Фрося, – сказала белка, – Вот только я не знаю, как тебе помочь, надо спросить моего друга Валеру.
– А кто такой Валера? – спросила Ласка. Щека у неё распухла, и она придерживала её лапкой.
– Это бурундук, у него в прошлом году болел зуб, он его вылечил какой–то травой, – сказала Фрося.
– Тогда побежали к нему, – сказала Ласка. И зверьки запрыгали по поляне, к лестнице, где жил Валера, разгоняя по дороге бабочек и стрекоз.

***
Валера уже не спал, он копошился под корнями старого кедра, громко хрустя чем–то, когда к нему подбежали Фрося и Ласка.
– Валера, привет! Нужна твоя помощь, – на ходу верещала Фрося.
Валера обернулся на голос, из пасти зверька торчали муравьи. И тут бурундук подпрыгнул, громко щебеча, большими от недоумения глазами, глядя на Ласку.
– Юви, что с тобой произошло? Со вчерашнего дня, ты стал меньше белки, если так пойдёт, то ты превратишься в лису, величиной с муравья.
– Я не лиса, а Ласка, – сказал зверек, насупившись, – и кто такой Юви, я не знаю.
– Лис Юви, это наш друг, – сказала Фрося.
– Валера, познакомься, это Ласка, мой новый друг, а это Валера. – Представила их друг другу Фрося.
Валера встал на задние лапки и поклонился, выбросив правую лапку вперёд в причудливом реверансе и сказал: «Очень приятно, Валерий, к вашим услугам».
Фрося от такой выходки бурундука прыснула со смеха, а затем, сделав серьёзный вид, продолжила говорить.
– Мы к тебе пришли по делу, у Ласки заболел зуб и мы не знаем, как его лечить, поэтому пришли к тебе за советом, ведь ты в прошлом году вылечил свой зуб, какой-то травой, – сказала Фрося, и с надеждой посмотрела на Валеру.
Валера задумался, а затем произнёс: «Я бы с радостью помог, но я не помню, какая трава мне помогла, потому что, я ел всё подряд».
– Но я думаю, что смогу вам помочь, – сказал Валера и запрыгал вверх по лестнице, а Фрося и Ласка поскакали следом.

***
Свернув в лог, Валера начал обследовать заросли разнотравья, принюхиваясь к каждому растению.
– О подорожник, – подпрыгнул Валера и подбежал к растению с большими плотными и жилистыми листьями. На тоненьких ножках из центра растения росли стебельки с множеством семян, – вот его надо погрызть.
Ласка принялась откусывать кусочки листа, корчась от боли и горьковатого привкуса.
– Какой противный вкус! – сказала она, откусывая очередной кусочек листа, – меня сейчас вырвет. – Ласка еле сдерживала рвотные позывы.
– А вот и иван-чай, он содержит множество полезных веществ, – тараторил Валера, не обращая внимания на Ласку, – так сказал смотритель дядя Вова, иди, поешь его листья. – Позвал зверёк Ласку. Ласка, морщась и плюясь, подошла к высокому стеблю с длинными, мягкими листочками и фиолетовыми цветочками.
– Надеюсь, это растение будет не таким противным, – и Ласка принялась грызть листок.
Хоть вкус у Иван-чая был сносным, но Ласка все равно морщилась.
А Фрося сказала: – Смотрите, я нашла мать-и-мачеху, она должна помочь, – и Фрося ткнула в растение с жёлтыми цветами и многогранными, мясистыми, бархатными листочками.
Ласка грызла мать-и-мачеху, а Валера сидел рядом с ней с охапкой каких-то листьев и ждал, когда Ласка закончит жевать мать-и-мачеху.
– Ты чего это принёс? – спросила Ласка, прожевав листья, боль действительно немного утихла, но пульсирующие нарывы отдавались в голове, как будто дятел пытался продолбить её голову.
– Это листья берёзы, и я думаю, будет не лишним, если ты съешь лист, другой, – и Валера протянул Ласке плотный темно-зелёный листок.
Ласка нехотя взяла его и принялась грызть, и вдруг как закричит:
– Ты совсем меня решил отравить! – и Ласка заплакала, крупные слезы текли по мордашке. А Валера от крика отбежал немного и принялся грызть оставшийся лист, – не понимаю, что она так нервничает? – думал зверёк, от расстройства, не замечая горечи листа...

***
Ласка плакала от боли: – Не помогает ваша трава, только живот мутит, да ещё он всякую гадость подсовывает, – и она кивнула в сторону Валеры.
И тут звери притихли, насторожились, по лестнице поднималась девушка в длинном сиреневом хантыйском платье с красивыми орнаментами, вышитыми вручную, на плечах лежал цветастый Павлово-Посадский платок с длинными кистями, каштановые распущенные волосы ласкали плечи девушки, в руке она держала дамскую сумочку. Вид у неё был задумчивый, и она не сразу заметила зверей, спрятавшихся в высокой траве.
И тут Фрося, запрыгнув на перила, защебетала:
 – Лиза здравствуй!
Девушка повернулась на голос и обомлела:
 – Фрося, ты умеешь говорить? А я думала, что Вячеслав Юрьевич выдумывает, – изумленно воскликнула Лиза.
– Кто такая Лиза? – спросила шепотом Ласка бурундука Валеру, который глазел на девушку.
– Лиза — это экскурсовод, она водит людей и детей по музею и без умолку говорит им что-то, – также шёпотом пискнул Валера.
– А она нас не обидит? – продолжала Ласка.
– Нет, конечно, примилейшее создание, – ответил Валера.
А Фрося тем временем продолжала:
 – Лиза помоги нам, пожалуйста! Сегодня к нам в музей пришла Ласка, у неё сильно болит зуб, мы перепробовали всю траву в музее, но зуб так и не проходит, – быстро щебетала Фрося.
– Да, а как я смогу вам помочь? – спросила ошарашенная девушка, от того что разговаривает с белкой и тут же добавила, – хотя сейчас должен подъехать Вячеслав Юрьевич, он нам поможет, пошли.
И вся компания направилась к выходу из музея. Лиза шла и думала: «Может это сон, ведь не бывает такого, чтобы звери разговаривали, хотя в нашем музее всё может быть…» 

***

Они стояли у входа в музей. По дороге на холм на высокой скорости летел автомобиль. Увидев машину, Валера заметался по площадке и заверещал: – Чудовище, спасайтесь, кто может! – и наутек бросился вверх по лестнице, пробежал несколько пролетов и остановился, обернувшись на скрип тормозов.
Лиза, Ласка и Фрося стояли на площадке с невозмутимым видом: – А вот и Вячеслав Юрьевич приехал, – сказала Лиза и стала спускаться по ступенькам.
Из машины вышел Слава. Валера с большими глазами смотрел, как он вышел и захлопнул дверь, – А-а-а, - закричал Валера, - чудовище выплюнуло Славу…
– Валера, привет! Ты чего это с утра разорался? Это не чудовище, а мой автомобиль, он мне нужен, чтобы быстро передвигаться с одного места в другое.
Валера с опаской посмотрел на машину, но вскоре успокоился.
– Вячеслав Юрьевич, здравствуйте! – на ходу сказала Лиза, подходя к Славе.
– Здравствуйте! – поздоровался Слава со всей компанией, – куда это вы собрались? И тут Слава заметил Ласку, которая жалась к Фросе, мордашка её блестела от слез.
– Слава, тут такое дело, – быстро затараторил Валера, – к нам пришла Ласка, у нее опухла морда и она плачет…
– Сам ты морда, – пропищала Ласка с обидой в голосе, – вообще-то я женщина, прояви уважение.
Слава еле сдержался, чтобы не рассмеяться:
 – Лиза, Фрося, что тут у вас произошло?
Фрося защебетала первой: – Сегодня утром к нам в музей пришла Ласка, у нее сильно болит зуб, даже мордочка опухла, мы в музее перепробовали все растения, пытаясь снять боль, но зуб так и не проходит. Помоги нам, пожалуйста, – и белка с надеждой посмотрела на человека.
– Лиза, – сказал Вячеслав Юрьевич, - загружай всю компанию в свою сумочку, поедем к ветеринару, уж он-то точно поможет.
Лиза открыла сумочку, и Фрося с Лаской запрыгнули в неё.
– Валера, а ты поедешь? – спросил Слава бурундука, который с опаской смотрел в сторону автомобиля.
– Я даже не знаю, я сильно хочу, но боюсь, – метался по пролету Валера.
– Не бойся, сядешь рядом со мной, а девчонки сядут назад, – сказал Слава и протянул руку бурундуку. Валера в два прыжка забрался на плечо человека и сказал: – Ну всё, я готов к путешествию, поехали.
И они сели в машину.

***
Забравшись в машину Валера осмотрелся, спрыгнув с плеча Славы на сиденье. – Обалдеть! Какая у тебя нора просторная, да ещё и сама двигается, – произнёс с восхищением бурундук, – Мне бы такую, по лесу ездить, – мечтательно произнёс он…
А Слава тем временем завёл двигатель и поехал.
– А-а-а, что это такое, - за переживал Валера, которого на поворотах начало бросать в стороны.
– Давай я тебя пристегну, – сказал Слава и натянул ремень, пристегнув Валеру к спинке кресла.
– Так-то лучше, – пропищал бурундук и стал глазеть в окошки.
А Слава тем временем выехал на улицу Рознина и поехал в ветклинику, останавливаясь время от времени, чтобы пропустить пешеходов и на светофорах.
– А кто это у тебя постоянно говорит? – вдруг спросил бурундук.
– Это радио играет, – ответил Слава.
– А с кем играет? – опять поинтересовался Валера.
– Да так, ни с кем, само собой, чтобы мне не было скучно, оно поёт песни, говорит где какая погода и рассказывает последние новости, – отвечал Слава.
– Фрося, ты слышала? Его радива, как наша сорока, тётка Феня. Та тоже как прилетит, так все новости у чума расскажет, и про погоду, и песни, мы её всем лесом ждём, чтобы узнать, что в мире творится, - прощебетал восторженно Валера, – я её теперь «радивам» буду называть.
Слава с Лизой заулыбались, а Фрося покачала головой: – Это ты у нас как радио, говоришь без умолку…
И тут же посмотрела на Лизу и спросила:
– Долго ещё ехать? А то Ласке совсем плохо.
Лиза, пожала плечами: – Даже не знаю, я там ни разу не была. – И тут же обратилась к Славе, – Вячеслав Юрьевич долго ещё ехать? Ласке совсем худо, и её кажется укачало.
– Всё, мы почти на месте, – сказал Слава и остановился у белого трехэтажного здания с красной крышей.
– Пошли быстрее, – сказал Слава, отстегивая Валеру.
Они вышли из машины и зашли в здание, на котором было написано «Ветеринария».

***
Зайдя в здание, они прошли к кабинету, на котором было написано «Ветеринар». Фрося и Ласка сидели в Лизиной сумочке, только рыжие головки торчали из клапана сумки.
– Совсем как две сестры, – подумал Слава, глядя на зверей, – только расцветка немного отличалась и форма голов. Валера сидя на плече друга, с живым любопытством разглядывал всё вокруг.
Слава подошёл к двери, постучал и вошёл в кабинет, Лиза зашла следом.
– Здравствуйте, – хором сказали они.
За столом у окна, сидел мужчина лет пятидесяти с хвостиком и смотрел в монитор компьютера, сквозь огромные очки. Не глядя на посетителей, он сказал:
– Присаживайтесь, я вас слушаю. – И его пальцы застукали по клавиатуре.
Валера с любопытством смотрел, что там делает этот мужчина в белом и спросил Славу шёпотом:
– Слава, а кого это он там давит, насекомых что ли?
– Нет, он просто заполняет карточку, – так же шёпотом ответил Слава.
– Ну-с говорите, – обратился доктор и повернулся на стуле к вошедшим.
Увидев странную компанию, доктор не смутился, а сказал:
– Кого будем смотреть? – И он стал переводить взгляд с Валеры на Фросю с Лаской.
И тут Лиза дрожащим голосом заговорила:
– Доктор у нашей Ласки болит зуб, – и она вытащила зверька из сумки.
– Насколько я знаю, Ласка – это дикое животное, принадлежащее к отряду куньих, охотится на маленьких зверьков типа мышей, бурундуков и белок. Белка и бурундук я так понимаю, это её завтрак? – Сказал доктор.
Фрося от ужаса выпучила глаза, а Валера чуть не свалился с плеча Славы от услышанного.
– Нет они наши друзья, и никто никого кушать не будет, – быстро вмешался в разговор Слава, поймав падающего Валеру.
– Тогда давайте посмотрим нашу Ласку, – сказал доктор открыв шкафчик и надев резиновые перчатки на руки.
– Откройте пасть своему другу, только смотрите чтобы она вас не укусила, вдруг она бешеная, – сказал врач Лизе.
– Я сама открою, – пропищала Ласка и открыла пасть.
– Ух она какая, как будто говорит, – пробормотал доктор и стал осматривать зубы Ласки, подсвечивая налобным фонариком и тыкая острой железной штуковиной в десна зверька.
– Так, понятно, ага, ясно, – говорил доктор.
Но никто из присутствующих так и не понял, что понятно и что ясно, этому дядьке.
А доктор, тем временем взял из лотка с инструментами щипцы и что-то выдернул из пасти Ласки. Она только успела ойкнуть от боли, и боль начала постепенно уходить.
Доктор щипцами взял тампон, окунул его в какую-то жидкость и обработал место боли.
– Ну всё, – произнёс врач, снимая перчатки и убирая инструменты, – это обычная кость и судя по виду рыбья, скорее всего от маленького карася.
И он показал друзьям белую реберную косточку рыбы, которая с конца уже почернела.
– Она то и вызвала боль у вашей Ласки, – продолжал говорить доктор, – но я смотрю, что вы уже успели обработать чем-то ранку? Иначе нагноение было бы гораздо больше. И врач посмотрел на компанию.
– Конечно обработали, какой только травы не съели, – сказала Лиза, – иван-чай, подорожник, мать-и-мачеху и даже березовые листья…
– Вот и правильно, всё это в комплексе не дало развиться нагноению, – подтвердил доктор, – кто хоть из вас такой знаток травник?
И все хором кто ответил, кто прощебетал: – Это Валера, наш бурундук.
Доктор сдвинул очки на нос, посмотрел на бурундука и сказал:
– Молодец, держи пять, – и протянул руку Валере.
Валера от растерянности и радости чуть снова не свалился с плеча Славы, но удержался и ударил своей лапкой по ладони доктора.
А Слава и Лиза, поблагодарили его: – Спасибо большое вам! Нам пора идти на работу, а если снова хотите увидеть наших друзей, то приходите в музей «Торум Маа», они там живут.
– Обязательно зайду, – сказал доктор и снова сел за компьютер, а компания пошла на улицу.

***

Обратно ехали молча. И вдруг Слава сказал:
– Ласка, если хочешь, можешь поселится в нашем музее, но только уговор, что никого кушать не будешь.
И тут заговорила Фрося:
– Вы, люди, не понимаете, а лесные звери все знают, что на священной земле нельзя никого есть, поэтому в нашем музее столько разных животных, белки, бурундуки, соболь, лис и все живут в мире и согласии. Хищники уходят охотиться за территорию музея, поэтому Юви поселился в старом городище. Да и соболь приходит только на зимовье, но в музее никого не трогает. И Ласка не сможет, если хочет, то пусть живёт.
И тут Лиза спросила:
– Фрося, скажи, почему я понимаю вас? Я думала, что только хранитель может разговаривать с вами.
– Видишь, – ответила Фрося, – Славе дар достался от шамана Ювы, когда он его назначил хранителем. Но вообще нас может понять любой человек, тот у кого чистая душа и сердце, у кого нет злых помыслов, тот кто верит в сказку. У тебя весь этот набор присутствует, поэтому ты понимаешь нас и можешь разговаривать с нами. Я давно наблюдаю за всеми работниками музея и у вас много таких людей, просто они не знают этого, а мы не показываем.
– Ласка, – спросил Валера, – а где ты поймала рыбу?
– Да это не я, – ответила Ласка, – это мальчишки вчера рыбачили на озере, увидели меня и бросили мне карасика, я его и съела. Вот кость и застряла в десне. Но если бы не эта кость, то я не встретила бы вас, можно я буду приходить к вам?
– Конечно можно, – ответил за всех Валера.
Машина остановилась и все отправились в музей.

***
Уже на верху, у лабаза из колотых плах Лиза спросила Ласку:
– Ласка, скажи, какое твоё настоящее имя?
– Не знаю, – ответила Ласка, – меня с детства так все называют. Но если выбирать себе имя, то я хотела, чтобы меня называли в честь тебя, потому что мне сразу понравилось твоё имя – Лиза.
– Ну как хочешь, – сказала девушка, – но опять два имени одинаковых, может мы тебя будем звать по-хантыйски Лисапета, а сокращённо Лиса?
– Хорошо, давайте, – согласилась ласка Лиса.
– И ещё, – проговорила девушка, – я тут подумала и мне пришла идея написать занятие для детей «Ласка шагает в сказку», где у ласки заболел зуб, и она искала лекарственное растение, которое вылечит её зуб.
– Круто, – ответил молчавший до этого Валера, – а я тебе помогу.
– Хорошо, по рукам, - сказала Лиза, и все засмеялась и стали расходится по своим делам.
Солнышко поднялось высоко, ветер ласкал не скошенное разнотравье из которого торчали высунув свои любопытные жёлтые головки лютики. Жизнь шла своим чередом.


Рецензии
Самое сложное в написании произведения - это наверное гармонично совместить быль и небыль, прошлое и настоящее, да так чтобы затягивало. По-моему здесь это получилось. Валера жжёт! Спасибо за время с улыбкой!

Анатолий Брусницин   26.12.2022 07:16     Заявить о нарушении