Картина Мизонтропии 2. 1
По произведениям Захара Прилепина и Томаса Манна.
Режиссёр – Мария Александрова.
Роли исполняют:
Р.Сидоренко,
Л.Милютин,
Г.Кацнельсон.
Премьера 22 апреля 2022 на сцене Дома Актёра ВТО СТД. Санкт-Петербург
В спектакле «Допрос. Шоу» Мария Александрова обращается к теме взаимоотношений человека и власти, в истории философской мысли эта тема практически вечна, попытки её осмысления и изучения предпринимались во все времена и эпохи, так как её опорные точки принадлежат к основополагающим вопросам философской мысли. Одновременно пристальное внимание к этом объекту, объясняется его безграничной актуальностью, исследование взаимоотношений человека и власти всегда давало учёным возможность поиска оптимальной парадигмы управлением человеческим обществом понимание его устройства и законов управляющих им. В спектакле «Допрос. Шоу» этот сложный вопрос философии и обществознания исследуется через сценическое воплощение сюжетной конструкции, созданной путём драматургической компиляции, сплетающей в себе сюжеты произведений Захара Прилепина и Томаса Манна. Эта сложная, многомерная конструкция совмещает в себе реализм и фантасмагорию, в её реалистической компоненте Максимова использует сюжет максимально приближенный к реалиям нашего времени. В его основе случай из повседневной жизни людей нашего времени, это история, которая могла произойти с каждым из нас. В этом реалистическом приближении персонажи спектакля – это люди нашего времени, в их образах каждый из нас может легко узнать знакомых, самих себя, тех кто окружает нас в пространстве нашей социализации. Реалистичность этих персонажей не имеет жесткой временной и географической фиксации, эта практически тривиальная история могла произойти в некой точки пересечения оси времени и пространства на урбанистических просторах двадцать первого века.
В спектакле этот тривиальный сюжет из произведения Прилепина соединяется с фантасмагорией Томаса Манна и это сюжетное соединение - тандем, это особая плоскость, открывающая нам возможности для многостороннего изучения взаимоотношения человека и власти. В этом тандеме история, запечатлённая в произведении Томаса Манна, создаёт сопряжённую сюжетную плоскость, в начальной точке пути нашего познания она параллельна реалиям жизни героев нашего времени и между ними виртуальная граница, которая теряет свои очертания в процессе развития. Сюжет истории запечатлённой в произведении Томаса Манна создаёт возможность для абстрагированного метафизического познания и исследования причинно-следственных связей, механизмов управления человеческим сознаниям и философии власти пространства, которые абсолютно необходимы нам в понимании современной проекции системы управления обществом. Другой интересной особенностью этой условно-выделенной сюжетной плоскости в её сюжете и персонажах, они абстрагированы во времени и пространстве, их образы одновременно реалистичны и фантасмагоричны. Их гротесковые силуэты создаёт эффект экстракции темы из прокрустова ложа временных, этнических и географических условностей и это позволяет зрителю абсолютироваться в своём метафизическом исследовании взаимосвязи человека и власти.
Наше проникновение в пространство темы взаимоотношений человека и власти в спектакле начинается с фрагмента литературоведческой лекции Дмитрия Быкова, в ней мы слышим размышления о великом европейском мыслителе двадцатого века Томасе Манне, который в своих произведениях многосторонне исследовал эту тему в европейском обществе в период становления третьего рейха. Эти размышления в спектакле выполняют двуединую задачу познания, в одной части которой размышления Быкова выполняют функцию своеобразного предисловия, подготавливающего зрителя двадцать первого века к осмыслению плодов исследований Томаса Манна. Её вторая часть возводит метафизический мост, соединяющий две проекции сюжетного пространства спектакля. Одна из этих плоскостей проецирует реалии нашего времени, в ней живут персонажи Захара Прилепина, а другая фантасмагорическая с героями Томаса Манна и здесь это практически сюрреалистическое пространство является литературной квинтэссенцией исследований великого мыслителя.
В истории под названием «Допрос. Шоу» окно возможности открывается нам в небольшом фрагменте жизни двух друзей, в котором возникает точка излома их жизненного пространства. Эта точка создаётся в спектакле с помощью ситуации, в которой происходит разрушение однородности пространства повседневной жизни персонажей. В этой точке мы получаем возможность наблюдения образов людей, живущих упорядоченной жизнью далёкой от действий и проявления какой – либо активности, представляющей угрозу монолиту власти. Излом жизненного пространства выражается в ситуации, когда двое друзей неожиданно оказываются в фокусе внимания власти, в это ситуации направление вектора влияния власти сфокусировано на персонажей и это разрушает установленный ими порядок вещей и размеренное существование. Деструктивное действие этого фактора имеет глубинный характер, так как под влиянием его происходит полное, безвозвратное разрушение, которое выводит за границы точки возврата. В этой ситуации мы наблюдение процесса разрушение парадигмы жизни, утрату уверенности в подконтрольности собственной жизни, существование персонажей на руинах прежней системы жизненных ценностей в пространстве мировоззренческого вакуума.
В этой истории волна деструкции разрушает иллюзорные стены зон их эмоционального комфорта и двое друзей оказываются в ситуации, в которой они оказываются абсолютно-беззащитны перед безразличием и цинизмом окружающих их мира. В нём они подобны малым детям, брошенным на выживание дикие джунгли двадцать первого века и эта ситуация открывает нам плоскость познания конфликта человек vs власть. В нём соотношение сил не равноценны, мир вокруг персонажей безучастно смотрит на них в ожидании финала, сам конфликт его характер людям не интересен.
В начальной точке конфликта человек vs власть наше изучения образов двух персонажей показывает нам, что вторжение фактора власти в пространство внутреннего мира персонажей заставляет их взглянуть под другим углом на окружающий их мир и на собственную жизнь. Фактор власти подвергнуть критическому анализу их собственные мировоззренческие системы, так как они более не являются опорной системой их жизни и не могут дать ответы на возникнувшие в результате конфликта вопросы.
Конфликт человек vs власть в спектакле «Допрос. Шоу» изучается в сложном многомерном пространстве, образованное тремя индивидуальными проекциями, две из которых показывают на конфликт со стороны человека и одна со стороны власти. В истории этого конфликта реакция двоих друзей на вторжение фактора власти создаёт эффект раскола, причиной которого контрадикция в восприятии этой ситуации. В нашем наблюдении пространства этого конфликта мы видим, что вторжение этого мощного фактора влияния раскрывает в персонажах аспекты их индивидуальности, которые до этого скрывались в глубинах их внутреннего мира. Эта ситуация создаёт предпосылки для раскрытия неизвестных аспектов индивидуальности персонажей. В спектакле наше внимание, сосредоточенно на участниках конфликта и предоставляет нам возможность последовательного изучения процесса изменения мировоззренческих систем персонажей. В этом процессе его начальная (исходная) точка обозначена в картине жизни персонажей до момента вторжения в их жизненное пространство фактора власти. В этой точке мы видим и персонажей в эмоциональном сбалансированном состоянии, при котором концептуальные основы их собственных мировоззренческих систем выстраивают паттерны их взаимоотношений между собой и внешним миром. Вторжение фактора власти разрушает эту сбалансированную систему и двое друзей оказываются в центре зоны отчуждения, которая возникает в связи с тем, что среда их обитания находится вне зоны влияния фактора власти и люди в ней продолжают жить в привычном режиме. Эта ситуация представляет нам прекрасную возможность изучения двустороннего когнитивного диссонанса, при котором персонажи с их конфликтом не находят понимания в окружающем мире, так как люди пространства их социализации не испытывают на себе деструктивного влияния фактора власти, поэтому они не понимают первопричины и природу конфликта.
Эта форма контрадикция приводит к формированию зоны отчуждения вокруг персонажей и проявлению конфликта человек vs среда обитания. В истории двух друзей деструктивный характер фактора власти создаёт точку раскола в их взаимоотношениях, в ней их жизненные пути-дороги расходятся, каждый из них следует своей тропой самопознание. На этом пути каждый из них оказывается в зоне отчуждения, в которой каждый из них фокусирует свой мыслительный процесс на поиске новых жизненных ориентиров, формированию приемлемой парадигмы существования, позволяющей им защитить себя или минимизировать это деструктивное влияние.
В спектакле «Допрос. Шоу» ситуация раскола интересна возможностью изучения двух параллельных сюжетных линии, каждая из которых позволяет нам возможность последовательного метафизического изучения внутреннего мира людей, погружённых в процесс самопознания и поиска новой системы жизненных координат. В этом процессе персонажи проходят длинный, тернистый путь преодоления различны психологических барьеров, ломают внутренние комплексы и исследуют границы собственных возможностей. В финале пути их самопознания возникают две диаметрально-противоположные концепции взаимоотношений человека и власти, которые представляют из себя идеальный материал для сравнительного анализа, при котором зритель получает возможность сопоставления концепций персонажей и своего собственного понимания взаимоотношения человека и власти.
Спектакль «Допрос. Шоу» создаёт сосредотачивает наше внимание на многостороннем изучении конфликта человек vs власть и здесь главным инструментом нашего познания является особая мульти призма. Её главной особенностью является возможность разнонаправленного взгляда на конфликт, его образующие компоненты и на самих участников. Через эту призму зритель может видеть конфликт глазами двух друзей и власти, проекция которой здесь воплощена в образе полицейского. В образе этого персонажа концентрично изображены характерные черты человека власти, чей образ мысли и жизни являются реальной проекции особого раздела метафизического познания философии власти. В истории философской мысли это направление всегда было объектом пристального внимание мыслителей всех веков и народов, которые пытались определить и оптимизировать концепцию власти и её паттерны взаимоотношения с обществом.
В галерее персонажей сюжетного пространства спектакля реальная проекция власти воплощена в ярком, гротесковом образе некого полицейского – следователя, ведущего дело двух друзей. В этом образе мы получаем возможность изучения реальной проекции философии власти, которая определяет его парадигму его жизни, концепцию восприятия людей сферы его влияния. вторжение этого персонажа в пространство двух друзей жизни создаёт два идентично-направленных вектора влияния, под влиянием которого инициируется процесс форматирования жизненного пространства друзей, происходит создание у них новой парадигмы жизни и мировоззренческой системы. В финале этого процесса мы видим две полярные концепции, различия между ними велики, но в них всё ещё остаются точки совпадения.
Мария Александрова в спектакле «Допрос. Шоу» соединяет в сюжетном пространстве две истории одна созданная Прилепиным, а другая Манном, они образуют сложный литературно-драматургический тандем, сосредоточивающий внимание зрителя на технологиях управления человеческим сознанием. В истории человечества властители человеческих жизни регулярно использовали для своих властных игр и воплощения собственных замыслов. Фантасмагория сюжета Томаса Манна в спектакле создаёт картину некого шоу, в нём публика является объектом нейролингвистических технологий, с помощью которых создаётся иллюзия чуда или манипулирование человеческими эмоциями и чувствами. Мистицизм и игра иллюзий этого шоу выступает в качестве яркой декорации для показа НЛП технологий, которые в реалиях нашего времени для людей власти являются инструментом управления общественным мнением. В спектакле совмещение двух литературных проекций создаёт нам всем возможность изучения инструментов управления общества и технологий с помощью которых решатся судьбы людей во все времена и эпохи. Александрова в своём спектакле даёт нам всем шанс прожить жизнь персонажей и попробовать увидеть в их образах и судьбах некое зеркало собственной жизни и попробовать сделать её менее зависимой от мизантропических, жестоких реалий окружающего мира.
- Видео фрагмент и анализ спектакля вы можете посмотреть на моём авторском Youtube канале «Мой Не_Критический Взгляд» :https://youtu.be/pm8l1XIbE14
Свидетельство о публикации №222072200960