В каком году было основано Болотное? Ч. 8

Продолжение письма Галины Александровны Ковальчук (Голишевой):

 «…Для составления родословной своей семьи, Голишевых, пришлось просмотреть массу документов. Поэтому можно сказать, что все семьи  из дер.Голяшевой – это потомки томских служилых людей 17 века (конные или пешие казаки), из которых Голишевы – потомки конных казаков Прокопия и Амоса Голещихиных, принимавших участие в основании Томска в 1604 году, а Басалаевы и Шелковниковы – на службе с первых лет существования Томска. Современным Голишевым будет, вероятно, небезынтересно узнать, о существовании легенды, что отец Прокопия и Амоса Сергей Голяш был казачьим атаманом, сподвижником легендарного Ермака. Эту легенду сохранили потомки другого их брата Куземки Сергеева сына Голещихина, который служил в Нарыме в первой половине 17 века. [2] А родом Сергей Голяш был из Соли Вычегодской, это уже не легенда, а достоверно. Фамилия «Голишевы» трансформировалась во времени: Голещихин – Голяшев – Голешев – Голишев, последняя пишется с 40-х гг. 19 века. А оказались они на речке Лебяжьей следующим образом.

Немного истории.

В 17 веке томские служилые люди получали жалованье хлебное (т.е.хлебом, зерном или мукой), соляное (солью) и денежное. Вся эта «казна» доставлялась тогда в Томск из Тобольска (а в Тобольск доставлялась из Москвы). Для снятия остроты хлебного довольствия всех жителей нового Томского города администрация приискивает угодные для пашни земли вблизи города, основывая «государеву десятинную пашню», обрабатывать же их специально присылались сначала из Москвы, а потом из Тобольска и Туринска, ссыльные «в пашенные крестьяне». Весь полученный с «десятинной пашни» хлеб крестьяне обязаны были сдавать в «государевы житницы», а отсюда выдавалось жалованье служилым и тамошней администрации. Но только «десятинной пашней» хлебный вопрос не мог быть решен, слишком уж мало было крестьян в первой половине 17 века, и много было прочих, кому нужен был хлеб. Тогда служилым людям стали предоставлять участки земли для собственных нужд для «собинной запашки» с условием зачета им хлебного жалованья, в зависимости от их собственных посевов ржи, пшеницы, овса. В течение ста лет существования нового города, земли вокруг Томска, выше по Томи до современной Кемеровской области, на Оби выше и ниже от устья Томи были розданы служилым разного чина людям или самовольно ими приисканные и потом закрепленные.

Почти все нынешние деревни под Томском, вверх по течению Томи, по ее притокам – это деревни, основанные, в основном, томскими казаками в 17 и в начале 18 вв. На отдаленных землях стали создаваться заимки, т.е. обустроенное хозяйство, с постоянным или сезонным проживанием семьи, или однодворные деревни. Деревни увеличивались за счет отделившихся дворов детей, за счет приселяющихся извне. Зачастую земля давалась в собственность нескольким лицам, даже разных сословий, казакам, посадским, крестьянам, с термином в документах «вобще», т.е. как бы в коллективную собственность. Свой «пай» («повыток») каждому собственнику-хозяину определялся уже внутри этого владения.
Например, сопоставим списки томских служилых людей начала 18 века и современные названия деревень Притомья.

Григорий Степанович Шелковников (дер. Шелковникова), Василий Родионов сын Таскаев (дер. Таскаева), Иван Кириллов сын Мальцов (дер. Мальцова), Иван Дмитриев сын Бжицкого (дер. Бжицкая), Иван Григорьевич Кожевников (дер. Кожевникова) (именно в Притомье, не на Оби), Петр Петров сын Малютин (дер. Малютина), Викула Петров сын Лязгин (дер. Лязгина), Афонасий Иванов сын Посников (дер. Посникова), Петр Иванов сын Порскоков (ныне дер.Проскокова, раньше называлась Порскокова) и т.д.

Через 100 лет после основания Томска, в начале 18 века в Томском уезде существовало около 100 руских селений, в которых официальная статистика насчитывала 3203 двора.
Среди них было немало дворов и томских казаков Голещихиных (Голяшихиных) Басалаевых, Шелковниковых, Филоновых. Как видим, казаки были не только воинами, но и осваивали в хозяйственном отношении новые земли.

Кое что о Голишевых (Голещихиных).

Потомство Кузьмы Сергеева сына Голещихина, рядового пешего казака, стали осваивать Нарымский край, и ныне в Каргасокском районе Томской области целые деревни состоят из Голещихиных (фамилия не изменилась!), потомство Прокофия Сергеева сына Голещихина, десятника конных казаков – обосновалось в Томске. Конный казак Амос Сергеев сын Голещихин получил земельные участки в среднем течении Томи в 1656 и 1662 гг., там выросли деревни Анкудинова, Талая, Тайменная. Из пяти его сыновей Яков обосновался в Томске, Тихон и Ерофей – в деревне Анкудиновой, Гаврило и Андрей – по речке Лебяжей (от них и ведется наша родословная Голишевых из Болотного). В документах 1703 года упоминается деревня Голящихина, на речке Лебяжей. В 1720 году – дер. Дмитрия Голещихина.

Интересна своим топографическим описанием заимка Дмитрия Голещихина в «ревизских сказках» 1720 года: «деревня Дмитрия Голещихина по Лебяжей. Посадский Трифон Иванов Ботев, 80 лет, у него жена Марина 70 лет…а пашенного земля по поступке казачья сына Бориса Шелковникова  с прошлого 719 году в урочищах та земля вверх по речке Лебяжей до Березовой речки до вершины, а с вершины прямо до Болотной речки, а вниз до вышеописанного Ивана Татаринова межи, а та пашенная земля вообще с Дмитрием Голещихиным да Борисом Шелковниковым, а той земли по скаске ево на ево повытке в длину и поперег с лесами и болотами верста, а пашет на той земле на себя полторы десятины ржи а в дву потому ж, да положенных  денег з дворового числа платит по семи рублев по 16 алтын по 4 денги, да подымных на 720 год рубль 11 алтын 4 денги. Сено ставитна той пашенной земле по заполью и меж поль по 200 копен…».[3] (Транскрипция документа сохранена).

Описание географическое (или топографическое) это и есть окрестности Болотного: речки Лебяжья, Березовая и Болотная!...».

 Евгений Терентьев


Рецензии