Классики против нигилизма

Разговоры о нигилизме в Романе «Отцы и дети» составляют основу сюжета. Новое течение получило огромный резонанс в том числе после публикации романа 1862 г. Нигилистические настроения «витали» в воздухе еще за долго до публикации романа, сама отмена крепостного права уже свидетельствовала о коренном сломе сознания в обществе. Кроме того, народовольческие движения зародились непосредственно в 1862 г и сами народовольцы не скрывали влияния нигилистической философии на них.
Евгений Базаров является, пожалуй, самым известным нигилистом русской литературы. Он молод, умен, прагматичен, не принимает догматов и старается во всем разобраться сам. Образ нигилиста дополняет его профессия- врач, человек, который знает как все устроено изнутри и не верит в «загадочность» женского взгляда, ведь глаз женщины устроен так же, как глаз мужчины и ничего необычного в нем нет. Базаров отрицает музыку, искусство и любовь, он считает, что все в мире можно обьяснить с помощью логики и анализа.
Говоря о нигилизме, нельзя обойти стороной Ницше. Философия нигилизма по Ницше заключается в концепции «сверхчеловека», освобожденного от навязанных убеждений, моральных принципов и предрассудков. Сверхчеловек-это человек будущего, способный скинуть с себя оковы воспитания, культуры и морали. Сверхчеловек по Ницше-это человек явивший свой настоящий животный лик,способный двигаться в будущее, расчищая себе дорогу к цели. Недаром главным трудом Ницше считается «Так говорил Заратустра». Ницше считает, что для достижения высшей цели, человек должен быть свободен по-настоящему, то есть по сути быть свободным от самой жизни.
Базаров являет собой того самого сверхчеловека, то есть лишенного всяческих предрассудков и отрицающего привычные ценности. Он готов добиваться своей цели несмотря ни на что, он представитель человека воли, который смог преодолеть стадию «духовной наполненности», поскольку никогда не утруждал себя чтением художественной литературы, созерцанием произведений искусства и прослушиванием музыки, для него не существует понятий о морали и совести. Базаров опасен, поскольку в его системе ценностей нет ничего, что могло бы спасти его от греха. Базаров нигилист, следовательно, атеист, а это значит, что он лишен некой жизненной опоры, некого свода правил, перефразируя Ницше. «Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мной, тогда я изменю мнение о самом себе». Это фраза очень точно подчеркивает его отношение к себе, в своих убеждениях он готов идти до конца преступая все правила морали. Базаров готов пойти по головам, поскольку для него нет ничего запретного.
Базаров отрицает главную христианскую добродетель-любовь. Он считает, что любви не существует.» Какая это таинственность отношений между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, что это за отношения». Базаров отдаляется от Бога, поскольку изначально отрицает божественное начало. Сама концепция нигилизма богопротивна, поскольку она подразумевает «убийство Бога в человеке». Вот тут нам бы следовало обратиться к образу героя романа Достоевского «Преступление и наказание» Родиону Раскольникову. Раскольников-это пример человека, который «убил» Бога в себе. Возникает вопрос, когда Раскольников стал безбожником. На первый взгляд, в тот момент, когда зарубил старуху-процентщицу, но тут следовало бы порассуждать, как он дошел до страшного греха. Роман был опубликован в 1866г, как раз в самый разгар нигилистических идей. В романе Достоевский подчеркивает свое негативное отношение к нигилизму, не даром мама Раскольникова в письме к сыну пишет:» Молишься ли ты богу, Родя, по-прежнему и веришь ли в благость творца и искупителя нашего? Боюсь я, в сердце своем, не посетило ли и тебя новейшее модное безверие? Если так, то я за тебя молюсь. Вспомни, милый, как еще в детстве своем, при жизни твоего отца, ты лепетал молитвы свои у меня на коленях и как мы все тогда были счастливы!» Как известно, Достоевский был глубоко верующим человеком и вполне естественно, что нигилизм был ему чужд. Достоевский задумывал Раскольникова вовсе не как безумца, скорее, как падшего ангела. Ведь Раскольников убил старуху по вполне благородным мотивам, он хотел спасти свою семью от нищеты, избавить сестру от нежеланного замужества, в конце концов не стать Семеном Мармеладовым, чья фраза «нищета-это порок» по сути укрепила веру Раскольникова в то, что его дело правое.

Вот тут мы подходим к главному и на мой взгляд так и нерешенному вопросу романа Достоевского-«можно ли убить ради благой цели»? По всей видимости можно, но смотря кому. Если исходить из христианского мировоззрения, то безусловно нельзя, ибо в таком случае нарушается одна из заповедей Христа. Но если исходить из концепции нигилизма, то убить вполне себе можно, если не сказать нужно, ибо именно через убийство человек в полной мере раскрывает философию нигилизма, поскольку он нарушает правила нравственности, тем самым плюя в сторону общества и его правил. Более того, вместе с убийством, человек убивает свою душу, а следовательно, и Бога, что вполне соотносится с идеологией нигилизма, которая по своей сути подразумевает отречение от всяких моральных представлений.
В случае Раскольникова, отречение от Бога произошло не в момент убийства Алены Ивановны, а в тот момент, когда он поддался идеям нигилизма, в тот момент, когда мысль об убийстве стала его посещать все чаще и чаще. Вспомним разговор Раскольникова с Порфирием Петровичем о статье студента для журнала, в которой он изложил свою теорию об обыкновенных «необыкновенных людях». Раскольников разделил людей на тех, чья цель в жизни порождать себе подобных и тех, чья цель двигать мир вперед, расчищая дорогу к цели. Родион говорит о праве на убийство и приводит в пример Ньютона, который по мнению Раскольникова был бы обязан убить любого, кто встал бы на пути к великому открытию. «Я просто-запросто намекнул, что «необыкновенный» человек имеет право... то есть не официальное право, а сам имеет право разрешить своей совести перешагнуть... через иные препятствия, и единственно в том только случае, если исполнение его идеи (иногда спасительной, может быть, для всего человечества) того потребует. Вы изволите говорить, что статья моя неясна; я готов ее вам разъяснить, по возможности. Я, может быть, не ошибусь, предполагая, что вам, кажется, того и хочется; извольте-с. По-моему, если бы Кеплеровы и Ньютоновы открытия вследствие каких-нибудь комбинаций никоим образом не могли бы стать известными людям иначе как с пожертвованием жизни одного, десяти, ста и так далее человек, мешавших бы этому открытию или ставших бы на пути как препятствие, то Ньютон имел бы право, и даже был бы обязан... устранить этих десять или сто человек, чтобы сделать известными свои открытия всему человечеству.» Как мы видим, Раскольников сам себя провозгласил «необыкновенным человеком», просто теории переросли в действие, Раскольников стал расчищать дорогу к цели. Во время убийства, Раскольников постоянно думает о том, как бы ему не потерять рассудок. «Рассудок и воля», постоянно повторяет он. По сути, рассудок и воля являются главной и единственной силой нигилиста, в отличии от верующего человека, чья сила заключается в вере Бога, который не оставит человека в трудный час. У каждого человека вера проявляется по-разному, одни боятся «божественной кары», другие слепо следуют заповедям, и лишь малая часть в полной мере понимают суть веры. В сущности не важно, кто и как верит, важно лишь то, что верующий человек неспособен на то, на что способен нигилист. Сочетание рассудка, то есть хладнокровного расчета и воли, то есть возможности достигать своей цели невзирая на внешние факторы, создают «необыкновенного человека».


На примере Раскольникова можно рассматривать нигилизм не просто, как отказ от моральных ценностей, а претензию на, что-то гораздо более значимое, на место Бога. Ведь сама теория об «обыкновенных» и «необыкновенных» людях по своей сути утопична. Человек не может решать кому жить, а кому умереть, это прерогатива только творца. Раскольников же, своей теорией допускает возможность замены Бога человеком, когда не Бог властен над жизнью людей, а сам человек водит Бога за нос и вершит человеческие судьбы. Раскольников понял, что такая роскошь, как убийство, позволительна только Богу, Раскольников не смог стать Богом. Но если он не смог стать Богом, не смог стать «необыкновенным» человеком, поскольку не смог последовать философии имморализма, значит он не стал нигилистом, следовательно, стал грешником, потому как в философии «нигилизма» такое понятие, как «грех» отсутствует, а ведь именно чувство греха заставило Раскольникова сдаться властям.

Достоевский очень добрый человек, поскольку только такой писатель, как Федор Михайлович мог позволить Раскольникову искупить свою вину. Достоевский позволяет своему герою доходить до крайней черты, творить самые ужасные вещи, но в конце спасти свою душу. Раскольников искупает свои грехи Острогом. Более жестокий  писатель пустил бы главного героя скитаться по свету, сделав так, что бы того до конца дней мучала совесть, бессонница, хроническая депрессия, душевные терзания и прочие радости жизни. Но Раскольникову предоставляется шанс искупить свои грехи, более того, Родион искупает грехи через любовь к ближнему, то есть через любовь к Соне Мармеладовой.

Крайне важно рассмотреть окончания произведений «Отцы и дети» и «Преступление и наказание», дело в том, что смерть Евгения Базарова можно рассматривать, как божью кару  и как бы парадоксально это не звучало, кару спасительную. Дело в том, что мировоззрения Базарова и Раскольникова во многом схожи. Базарова можно рассматривать, как потенциального преступника, который не совершил преступления только по той причине, что у него бдительный ангел-хранитель. Возьмем хотя-бы дуэль Базарова с Павлом Кирсановым. Кирсанов вызывает на дуэль по благородным мотивам, он считает своим долгом защитить будущую жену своего брата, которую Базаров пытался соблазнить, Евгений же, принимает дуэль, хотя изначально не прав и он преступил нормам морали поцеловав Фенечку зная, что она его не любит, более того, зная, что она любит Николая Кирсанова. Получается, что Базаров был готов убить, только из-за того, что посчитал себя оскорбленным. По задумке Тургеньева, Базаров-это грешник, который должен был совершить главный грех, то есть убить, но так и не смог , потому как Бог милостлив и прибрал к рукам  Базарова раньше, чем тот смог дойти до высшего проявления нигилизма. Тургеньев испытывает отвращение к нигилизму буквально на физическом уровне, ведь Базаров умирает грешником не имея возможности искупить свой грех, любовь ускользает от Базарова и он не может ничего с этим поделать, он наказан за свое изначальное отрицание божественного проявления и умирает за отречение от Бога. Базаров умирает грешником. Достоевский же, позволяет Раскольнику совершить главный грех, но в то же время, позволяет ему покаяться и искупить свои грехи. Получилось так, что убийца достоен прощения больше, чем тот, кто никого не убивал. С другой стороны, глупая смерть Базарова уберегла его от душевных мук и страданий, кое посещали Раскольникова.


Рецензии