Информация к размышлению Государыня и разбойник

Информация к размышлению: фильм «Государыня и разбойник»


Художественный фильм «Государыня и разбойник» создан режиссером — документалистом Екатериной Толдоновой. Соответственно и сюжетная линия близка к документальному повествованию. Государыня — Екатерина Великая пытается понять действия разбойника — Емельяна Пугачева.

Обоих объединяет желание сделать жизнь народа России свободной и справедливой, но методы используются диаметрально противоположные. Оказалось, народ не с императрицей, а с разбойником. Почему?

Размышление над этим «почему?» сподвигло Екатерину на встречу с Пугачевым, на такой некий «круглый стол». На самом деле такой встречи в истории не было, но Толдонова, опираясь на многие разумные деяния императрицы, представила нам такой вариант познания причин крестьянского восстания.

Екатерина понимает несправедливость отношений народа и власти и задается вопросом прежде всего к себе: «Почему наша власть так беспринципна? Почему она такая наглая, аморальная? Почему они так относятся к своему народу? Они обложили его как зверя судами, законами, армией. Почему они не боятся?»

Пугачев подтверждает: «Хочешь спасти Россию от бунта черни? Спаси ее и от варварства и жестокости власти».

Несмотря на то, что «переговорщики» по разные стороны баррикады, разговор они ведут на равных:
 
 - Ну, здравствуй, разбойник Емельян Пугачев!
 - И тебя со свиданьицем!

Причин успеха восстания благодаря фильму и реальному состоянию  две.

Первая: «Не против тебя я был, против рабства... Даже зверь, когда ему больно, рычит и бросается,  а человек все терпи? Вот я и не стерпел.» (Е. Пугачев)

Вторая: противоречия самой элиты: «Стоит мне освободить народ, так они прибегут и повесят меня на первой же березе. Так что освобожденные мной мужики не успеют насладиться своей свободой.  Их снова сделают рабами». (Екатерина II).

А между ними простой солдат, вчерашний мужик, пять лет воюющий за Россию, но на этот раз оказавшийся в особо трудной ситуации: «Не можем мы против брата родного, мужика воевать, рука не поднимается. Но приказ, есть приказ, я как остальные. Мы ведь такие же мужики, русские. Совесть без зубов, а загрызает».

Фильм создан давно, в мирном 2009 году, но разве он не злободневен в настоящем 2022 году? Я смотрела фильм не только с интересом — с удивлением. Ведь как бы все просто: «не кулаками после драки махать», а включить это самое «искусство дипломатии».

Ведь была же, например, Коллонтай, удержавшая Швецию от вступления во время второй мировой войны в действия со стороны Германии. Может быть кто-то помнит фильм Натансона «Посол Советского Союза» с несравненной, элегантной Юлией Борисовой в главной роли?

Художественные фильмы нужны рядовому зрителю, они помогают размышлять, сердцем искать истину в происходящем, хотя и не являются  этой самой истиной в последней инстанции. Они нужны душе человеческой.

Толдонова в своем фильме и внешний облик Пугачева представляет другим. Мы помним Сергея Лукьянова («Капитанская дочка», 1958 год), Евгения Матвеева («Емельян Пугачев», 1978), Владимира Машкова («Русский бунт»,1999) — все богатыри, красавцы, мимо такого не пройдешь, не оглянувшись. А  в «Государыне и преступнике»  Дмитрий Муляр кажется невысоким, неярким, невзрачным.

Тяжелая цепь с железным ошейником сгибает его,  уменьшая рост в сравнении со статными в треуголках имперскими конвоирами.

Но вот крупный план -  и ты принимаешь выбор режиссера! На грязном неухоженном лице небольшие умные глаза.

Михаил Ромм писал о Никандрове, первом исполнителе роли Ленина в кино ( «Октябрь», 1927 год).  Никандров, рабочий металлургического завода, был внешне похож на Ленина. Его обучили некоторым жестам вождя и поставили на броненосец. Это был, так называемый в кино, «типаж». Карьера Никандрова быстро сошла на нет.

Кино может все, объяснял Ромм отчуждение Никандрова, но оно не может сделать глупые глаза умными. Для переговоров такого уровня, как в фильме «Государыня и преступник» типаж не подходил, нужны были умные глаза. Толдонова их нашла. Ее Пугачев мудр и светел душой. Поэтому за ним пошел народ, он доверял свету этой души.

Уходя от императрицы, Пугачев говорит последние слова на французском: «Я буду умирать тысячу раз». Царица теряется: «Тот ли ты, за кого себя выдаешь?»

Вопрос не праздный. Идея об участниках восстания разных национальностей, от французов до турок, «гуляет» среди историков. И это дает Толдоновой возможность задать преступнику совсем современные вопросы:
 - Кто из европейских монархов стоит за бунтом?
 - Кто из российских вельмож в этом участвовал?
 - Кто надоумил назваться супругом Петром Федоровичем?

Фильм «Государыня и преступник» критикуют, в основном, за искажение исторической правды. Смешно! Фильм изначально не документален, задуман, как притча, как возможность поразмышлять над историческими событиями.

Сильного умного противника надо уважать, с ним надо договариваться, а не торжествовать, когда он уже пленен, притом пленен, потому что его сдали свои же. Умная оппозиция нужна  -  это аксиома. Но с умной оппозицией сотрудничать непросто.

Толдонова вернулась в документальный мир. Она говорит: «Документальное кино бедное, но за ним правда».

Болеющим за Россию я бы советовала посмотреть фильм «Государыня и преступник», возможно, он вам понравится.


На афише: Алена Ивченко в роли Екатерины Великой


Рецензии
Фильм не видела. Судить могу только по твоей рецензии. Но мне не кажется по ней, что автор дает какое-то прояснение в запутанной нашей Российской истории. Она пытается создать новый миф о Великой правительнице мудро управляющей тупым русским народом и знающей, что нужно ему. Здесь главные герои оба самозванцы: одна незаконно захватила императорский трон, второй -незаконно обьявил себя Императором Петром lll , чтобы вернуть трон законному наследнику. Так что и Государыня и Разбойник одного поля ягоды.

Беляева -Семерина Людмила   24.07.2022 10:33     Заявить о нарушении
Наверное, можно и так сказать: оба самозванцы. Но меня удивила эта злободневность проблем, это искреннее желание понять друг друга, но считать свое мнение единственно правильным, это неумение услышать друг друга на всех уровнях. Муж после прочтения моих размышлений тут же пошел и посмотрел фильм по компьютеру и сказал, что фильм изумительный. Это единственный раз, когда он тут же посмотрел. Я ждала его скупой характеристики и уже угововаривала себя, что фильм не понравится, но ведь я написала свое видение, а не его или кого-то бы ни было. К сожалению, и в обыденной жизни мы не умеем слышать друг друга, один навязывает свое понимание другому и нередко делает это агрессивно. Спасибо за комментарий, Люда!

Нина Ватрушкина 2   24.07.2022 10:35   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.