Информация к размышлению Государыня и разбойник
Художественный фильм «Государыня и разбойник» создан режиссером — документалистом Екатериной Толдоновой. Соответственно и сюжетная линия близка к документальному повествованию. Государыня — Екатерина Великая пытается понять действия разбойника — Емельяна Пугачева.
Обоих объединяет желание сделать жизнь народа России свободной и справедливой, но методы используются диаметрально противоположные. Оказалось, народ не с императрицей, а с разбойником. Почему?
Размышление над этим «почему?» сподвигло Екатерину на встречу с Пугачевым, на такой некий «круглый стол». На самом деле такой встречи в истории не было, но Толдонова, опираясь на многие разумные деяния императрицы, представила нам такой вариант познания причин крестьянского восстания.
Екатерина понимает несправедливость отношений народа и власти и задается вопросом прежде всего к себе: «Почему наша власть так беспринципна? Почему она такая наглая, аморальная? Почему они так относятся к своему народу? Они обложили его как зверя судами, законами, армией. Почему они не боятся?»
Пугачев подтверждает: «Хочешь спасти Россию от бунта черни? Спаси ее и от варварства и жестокости власти».
Несмотря на то, что «переговорщики» по разные стороны баррикады, разговор они ведут на равных:
- Ну, здравствуй, разбойник Емельян Пугачев!
- И тебя со свиданьицем!
Причин успеха восстания благодаря фильму и реальному состоянию две.
Первая: «Не против тебя я был, против рабства... Даже зверь, когда ему больно, рычит и бросается, а человек все терпи? Вот я и не стерпел.» (Е. Пугачев)
Вторая: противоречия самой элиты: «Стоит мне освободить народ, так они прибегут и повесят меня на первой же березе. Так что освобожденные мной мужики не успеют насладиться своей свободой. Их снова сделают рабами». (Екатерина II).
А между ними простой солдат, вчерашний мужик, пять лет воюющий за Россию, но на этот раз оказавшийся в особо трудной ситуации: «Не можем мы против брата родного, мужика воевать, рука не поднимается. Но приказ, есть приказ, я как остальные. Мы ведь такие же мужики, русские. Совесть без зубов, а загрызает».
Фильм создан давно, в мирном 2009 году, но разве он не злободневен в настоящем 2022 году? Я смотрела фильм не только с интересом — с удивлением. Ведь как бы все просто: «не кулаками после драки махать», а включить это самое «искусство дипломатии».
Ведь была же, например, Коллонтай, удержавшая Швецию от вступления во время второй мировой войны в действия со стороны Германии. Может быть кто-то помнит фильм Натансона «Посол Советского Союза» с несравненной, элегантной Юлией Борисовой в главной роли?
Художественные фильмы нужны рядовому зрителю, они помогают размышлять, сердцем искать истину в происходящем, хотя и не являются этой самой истиной в последней инстанции. Они нужны душе человеческой.
Толдонова в своем фильме и внешний облик Пугачева представляет другим. Мы помним Сергея Лукьянова («Капитанская дочка», 1958 год), Евгения Матвеева («Емельян Пугачев», 1978), Владимира Машкова («Русский бунт»,1999) — все богатыри, красавцы, мимо такого не пройдешь, не оглянувшись. А в «Государыне и преступнике» Дмитрий Муляр кажется невысоким, неярким, невзрачным.
Тяжелая цепь с железным ошейником сгибает его, уменьшая рост в сравнении со статными в треуголках имперскими конвоирами.
Но вот крупный план - и ты принимаешь выбор режиссера! На грязном неухоженном лице небольшие умные глаза.
Михаил Ромм писал о Никандрове, первом исполнителе роли Ленина в кино ( «Октябрь», 1927 год). Никандров, рабочий металлургического завода, был внешне похож на Ленина. Его обучили некоторым жестам вождя и поставили на броненосец. Это был, так называемый в кино, «типаж». Карьера Никандрова быстро сошла на нет.
Кино может все, объяснял Ромм отчуждение Никандрова, но оно не может сделать глупые глаза умными. Для переговоров такого уровня, как в фильме «Государыня и преступник» типаж не подходил, нужны были умные глаза. Толдонова их нашла. Ее Пугачев мудр и светел душой. Поэтому за ним пошел народ, он доверял свету этой души.
Уходя от императрицы, Пугачев говорит последние слова на французском: «Я буду умирать тысячу раз». Царица теряется: «Тот ли ты, за кого себя выдаешь?»
Вопрос не праздный. Идея об участниках восстания разных национальностей, от французов до турок, «гуляет» среди историков. И это дает Толдоновой возможность задать преступнику совсем современные вопросы:
- Кто из европейских монархов стоит за бунтом?
- Кто из российских вельмож в этом участвовал?
- Кто надоумил назваться супругом Петром Федоровичем?
Фильм «Государыня и преступник» критикуют, в основном, за искажение исторической правды. Смешно! Фильм изначально не документален, задуман, как притча, как возможность поразмышлять над историческими событиями.
Сильного умного противника надо уважать, с ним надо договариваться, а не торжествовать, когда он уже пленен, притом пленен, потому что его сдали свои же. Умная оппозиция нужна - это аксиома. Но с умной оппозицией сотрудничать непросто.
Толдонова вернулась в документальный мир. Она говорит: «Документальное кино бедное, но за ним правда».
Болеющим за Россию я бы советовала посмотреть фильм «Государыня и преступник», возможно, он вам понравится.
На афише: Алена Ивченко в роли Екатерины Великой
Свидетельство о публикации №222072301360
Беляева -Семерина Людмила 24.07.2022 10:33 Заявить о нарушении
Нина Ватрушкина 2 24.07.2022 10:35 Заявить о нарушении