Научная работа

Данная работа затрагивает  духовный  аспект современного общества. Она написана на стыке двух наук: литературоведения и ОПК.  Поэт, как творец, отражает в своих произведениях духовные проблемы народа.  В стихотворениях, как в зеркале,  отражается все, что происходит в душе человека.  Верит ли лирический герой в Бога? Как он относится к нему?
Я выдвинул гипотезу: Лирический герой в произведениях современных поэтов верит в Бога.
Цель исследования: Доказать, что лирический герой верит в Бога и по-особенному относится к нему.
Задачи исследования: в лирике поэтов Новороссийска найти стихотворения, которые подтверждают или опровергают  гипотезу.  Провести смысловой и сопоставительный анализ стихотворений. Узнать, верит ли лирический герой в Бога, и если верит, то насколько глубоко. Понять, в каких жизненных ситуациях лирический герой обращается к Богу. Приоткрыть завесу тайны отношений  человека и Бога.  Узнать, о чем просит лирический герой у Бога.
Объект исследования: лирика современных поэтов Новороссийска.
Предмет исследования: картина мира лирического героя в современной поэзии.
Значимость и прикладная ценность работы состоит в том, чтобы помочь учащимся и людям,  интересующимся литературой, более глубоко понять смысл произведений современных авторов, открыть для них возможность духовного и нравственного роста и развития через проникновение в картину мира автора.
Методы анализа лирического произведения:
- Сравнительно-аналитический
-   Исследовательский
-   Поисковый
В ходе исследования я пришел к выводу: лирический герой в произведениях современных поэтов верит в Бога, но обращается к нему только в трудных жизненных ситуациях. Он просит у Бога о мире, покое, счастье. Чаще лирический герой – человек, который бывает в храме не очень часто. Это проблема современного общества. Вера человека и церковь существуют отдельно.  Но Православная Вера остается духовной основой картины мира современного лирического героя.
























Краевая научно-практическая конференция «Эврика»




Секция: Литературоведение



Проблема веры и отношение к Богу
в лирике современных поэтов  Новороссийска


 


Содержание
Введение ………………………………………………….............................…….....3
1. Основная часть ……………………………………… ……......................................4
1.1. Обзор литературных источников………………..…..............…........................4
 1.2.1 Анализ стихотворения «Молитва творцу»
Александра Письменного……………………………………..................... ………..5
1.2.2. Анализ стихотворения «О душе» Александра Письменного …....................6
1.3. Анализ стихотворения «Царство скорби и покоя»  Виктора Жуковец………7
  1.4. 1. Анализ стихотворения «Святая Русь» Вячеслава Чижова ...........................8
1.4.2. Анализ стихотворения  «Рождество» Вячеслава Чижова..............................8
1.5. Анализ стихотворения «Молитва»  Калиновской Надежды Емельяновны……………………………………………………........……………....10
1.6.1. Анализ стихотворения  Густовской Алеси Павловны
«Люблю я слушать  колокольный звон» ……….……..........……………………...10
1.6.2.  Анализ стихотворения Алеси Густовской «Тайна исповеди».....................11
1.7. 1.  Анализ стихотворения «Путь Пророка» Александра Липина …………...11
1.7.2 . Анализ стихотворения «Яркий свет жизни»  Александра 

1.7.3. Анализ стихотворения «Пьеса длиною в жизнь»
Александра Липина…………………………………………………...………...…...12
1.8. Анализ стихотворения  «Ироничное» Людмилы  Бойко..................................14
1.9. Анализ стихотворения «Адам и Ева» Николая
Дмитриевича Ломаченко 2. Заключение………………………………….............…………………..…………...15
3. Список использованной литературы………………...............……….....................18


Введение
Актуальность выбранной темы: В современном обществе, после советского режима наступило новое время возрождения Веры.  Поиск пути к Богу, поиск нравственных ориентиров – это то, с чем сталкивается каждый человек.   Данная работа затрагивает  духовный  аспект современного общества. Она написана на стыке двух наук: литературоведения и ОПК.  Поэт, как  человек  и как творец, отражает в своих произведениях духовные проблемы народа.  В стихотворениях, как в зеркале,  отражается все, что происходит в душе человека.  Верит ли лирический герой в Бога? Как он относится к нему?
На наш взгляд выбранная  тема актуальна  потому, что почти не изучена.  Новый литературный материал – стихотворения, в которых поэты города- героя обращаются к Богу, по нашим данным не рассматривался. Этот факт подтверждается отсутствуем работ в сети Интернет и печатных изданий на данную тему в городских и сельских библиотеках. Этот факт  не мог оставить нас равнодушными. Образ Бога, как  спасителя мира, его  создателя, вершителя судеб, исцелителя, встречается довольно часто. Хотя большинство людей верующие, но есть и те, кто  не признает существование Бога. В лирике его образ  встречается часто. Богу и духовности человека  уделяется большое внимание в  стихотворениях современных поэтов Новороссийска.
Данная тема может быть интересна аудитории всех возрастов, тем более подрастающему поколению, которое нуждается в духовной основе жизни.  Ведь испокон веков человек ищет смысл существования. А стихотворения Новороссийских поэтов помогают найти Бога, полюбить, принять. Ведь именно в Боге – сила. Ни один  русский князь не шел на битву без благословения, ранее народ не мог представить жизни без Бога. Так почему же вера ослабла? Люди не чувствуют, что Бог есть. Но если думать, что его нет, и человек произошел от обезьяны,  то откуда взялась обезьяна? Даже этот факт подтверждает существование Бога, он  все равно дает о себе знать, раскрывая нам тайны мироздания.
Я выдвинул гипотезу: Лирический герой в произведениях современных поэтов верит в Бога.
Цель исследования: Доказать, что лирический герой верит в Бога и по-особенному относится к нему.
Задачи исследования:
- Найти  в лирике поэтов Новороссийска стихотворения, которые подтверждают или опровергают  гипотезу. 
- Провести смысловой и сопоставительный анализ стихотворений.
- Узнать, верит ли лирический герой в Бога,  и если верит, то насколько глубоко.
-Понять в каких жизненных ситуациях лирический герой обращается к Богу и о чем просит.
Объект исследования: лирика современных поэтов Новороссийска.
Предмет исследования: картина мира лирического героя в современной поэзии.
Значимость и прикладная ценность работы состоит в том, что помочь учащимся и людям,  интересующимся литературой, более глубоко понять смысл произведений современных авторов. Открыть для них возможность духовного и нравственного роста и развития через проникновение в картину мира автора.
Мною были использованы следующие методы  анализа лирического произведения:
- Сравнительно-аналитический
-   Исследовательский
-   Поисковый

Основная часть

1.1. Обзор литературных источников
В своей работе мы обратились к изучению проблемы веры и отношения к Богу,  его роли  в стихотворениях современных поэтов Новороссийска. Мы изучали несколько сборников стихотворений: «Горит свеча» 2009 года, в котором нашли стихотворения Людмилы Бойко и Александра Письменного; «Светлые мысли»  открыл для нас  стихотворения Александра Липина,  конечно же, мы не могли оставить без внимания сборник стихотворений «Родное подворье» Николая Дмитриевича Ломаченко – учителя химии нашей 24 школы. В сборник «Родники» 2016   вошли стихотворения учителя нашей школы Густовской Алеси Павловны.
Мы провели отбор материала для дальнейшего анализа. В лирических произведениях каждый читатель слышит то, что  может понять, осмыслить. Каждый человек чувствует особое воздействие стихотворения на его душу,  понимает его настолько глубоко, насколько глубоким человеком он сам является. Мы рассматривали стихотворения даже те,  где нет четкого упоминания о Боге, но есть тоска по встрече с ним, есть малейший намек на волнение души и стремление к Богу. 
1.2.1 Анализ стихотворения  Александра Письменного  «Молитва творцу»
В своей работе мы более подробно остановимся на стихотворениях Александра Письменного. В произведении  можно встретить неоднократное обращение к Богу. Одно из стихотворений так и называется «Молитва творцу». В эпиграфе  приведены следующие строки:
« Бойтесь равнодушных - от них всё зло в этом мире».
          Именно о равнодушии и зле пойдет речь в данном стихотворении.
Лирический герой жаждет  правосудия, исправления людей. Он готов на крайние меры: добивается своих целей даже  через жестокость и насилие:
Я бы рушил и жег, гнал бы толпы на плаху,
Разжигал бы в сердцах пламя вечных тревог…
Лирический герой настроен воинственно, но это нужно ему для дела. Иначе люди не поймут.  А ему необходимо сделать, чтобы сдержать клятву, данную на небесах.  Но лирический герой осознает, что он - человек, у него есть душа! Он должен жить по Божьим законам на земле, хотя это порой очень трудно. И чтобы нормально  жить на земле, глядя на греховность этого мира,  лирический герой просит у Бога одного:
Мне б холодное сердце  и нервы из стали,
И бесстрастного разума трезвый расчет…
Значит, лирический герой  осознает, что через него может совершаться добро, только если он не потеряет человечность. А именно ее потеряли многие люди в современном обществе. Их сердца стали черствыми, а значит они стали равнодушными. Но Господь «не оставляет человека в покое, потому что в покое человек черствеет, и почва его сердечная, засохшая и затвердевшая, может наконец стать неспособною принять слово Божие».   Лирический герой стихотворения еще чувствует, но просит о «нервах из стали» и «трезвый расчет». Он, как и большинство людей, не понимает, что став таким, он уже не сможет слышать Бога. 
Есть ли место на Земле людям черствым и злым?  На той самой Земле, которую он создал?   Люди живут, словно в потемках, по милости Божьей. Они грешат и грешат и ничего в своей жизни не исправляют. Ведь если посмотреть на современный мир, то не многие люди соблюдают заповеди.  Его лирический герой просит у Бога того, чего ему не хватает для счастливой жизни.
Научи же исполниться вечным терпеньем
Мою веру, что будет наказано зло.
Пусть отчаянье будет коротким мгновеньем,
Пусть спасет эту жизнь моей веры тепло…
Лирический герой надеется на лучшее и не допускает того, что отчаянье будет всегда. Современный человек хочет получать от жизни только положительные эмоции. В жизни любого человека есть время испытаний. Ему нельзя отчаиваться. Испытания – временные, они продлятся мгновения. Но именно это время – решающее в отношении между человеком и Богом. Только Святые могли отказаться от своей жизни земной во имя Бога. Они жертвовали своей жизнью, защищая веру, проповедуя ее ценой своей жизни. А в этом стихотворении лирический герой еще не достиг вершин святости. Он надеется, что жизнь земная будет спасена его верой.
1.2.2. Анализ стихотворения  Александра Письменного  «О душе»
В стихотворении «О душе» нет прямого упоминания Бога, но оно полностью пропитано его ожиданием, неиссякаемой тоской по его присутствию в жизни. Лирический герой начинает свое рассуждение с  простой зарисовки. Он говорит нам о том, что в ней  не осталось времени на то, чтобы зайти в храм и помолиться.  Так же он говорит, что мы ушли от духовной – бессмертной, к временной – мирской жизни, где мы уже забыли о заповедях:
Ведь сняв скрижали с алтаря,
Ты искрошил их злу в угоду,
В очаг заботы бросил зря…
Ведь действительно, забыв о заповедях,  душа умирает. А сколько семей сейчас в России, которое регулярно, каждые воскресенье посещают храм, причащаются? Ведь именно причастие возрождает нас к вечной жизни. Невозможно жить без помощи Бога, тогда жизнь- просто существование. 
Ведь если душу приспособить,
Она недолго так живет,
Она вернет себе свободу,
Сломается или умрет.
Лирический герой просто призывает вернуться к истокам. Вспомнить заповеди и жить по ним.  Он хотел бы вернуть людей в жизнь с Богом и для Бога.  Сохранить жизнь души может каждый, вспомнив о Боге и забытых, давно нарушенных заповедях. А если душа умрет, можно ли жить? Как это может быть, возможно? Ведь мы живы только потому, что у нас есть душа:
Но невозможно, невозможно
В жизнь верить с мертвою душой!..
"О душе"
Лирический герой прав– уже  не жить, не верить в жизнь, если  душа – усохла, умерла… Поэтому так важно обращаться к Богу и просить его обо всем. «Мучает ли нас искушение, тревожат ли сомнения, - пойдем с ними прямо к Тому, Кто, Быв искушен, может и искушаемым помочь»
1.3. Анализ стихотворения  Виктора Жуковец  «Царство скорби и покоя»
Хорошо, если ты молод – у тебя вся жизнь впереди. Но зачастую человек начинает избавлять душу от порочных грехов, готовить ее к  встрече с спасителем мира только в конце своего жизненного пути. И тут, конечно же,  возникает царство мертвых, образ крестов и могил.  Как в стихотворении  Виктора Жуковец «Царство скорби и покоя» :
Царство скорби и покоя.
Вокруг, и тут и там кресты….
Трава – сорняк стоит стеною.
Цветы, надгробные  венки
В том царстве скорби и покоя….
Не плачь, не хмурься, не кривись –
Что суждено, то не отринуть.
Всевышним скроена так жизнь –
Прожить свой век и мир покинуть. ..

Настоящий праведник – покинет мир с легкостью – для него это встреча с создателем, которую он ждет. А грешник, не раскаявшийся, ничего не сделавший для своей души – с тяжестью. Но Бог призывает к служению каждого. Душа каждого человека для него дорога. И путь искупления – пост и молитва  даны нам давным-давно.


1.4. 1 Анализ стихотворения  Вячеслава Чижова «Святая Русь»
В стихотворении «Святая Русь» Вячеслава Чижова показан  нам этот путь очищения от грехов.  Лирический герой не просто понимает свои грехи, он стремится к Богу, чтобы спасти душу.
Страсти благостью поста
Я пощусь два дня в неделю,
Вспоминая жизнь Христа.
Как свершился сговор в среду,
Как молиться вышел в сад.
Как Иудою был предан
И как в пятницу распят.
Но шагая в воскресенье
В храм далекий через лес,
Отметаю все сомнения,
Что Он, смерть поправ, воскрес!
В храм идя к Живому Богу,
Весь иным я становлюсь,
Осязая ту дорогу,
Где прошла святая Русь. 
Пост- это воздержание от пищи животного происхождения. В год в церковном календаре несколько постов, самый длинный перед праздником «Пасхи». Лирический герой соблюдает пост, он становится сильнее духовно. Он может противостоять греху.
Жизнь современного праведника, живущего не по законам нашего времени, а по законам , оставленным апостолами, сложна. Но тем слаще награда верующему: суметь в мире суетном и скоростном  остановиться, задуматься о всей душе, грехах.
1.4.2. Анализ стихотворения  Вячеслава Чижова «Рождество»
Народ, погубивший Христа, был им самим и выбран. Среди всех народов мира именно он оказался излюбленным. В стихотворении «Рождество» Вячеслава Чижова есть такие строки :
Мы и не ведаем с вами подчас:
Счастье двойное в том скрыто для нас,
Что в Вифлееме родился Христос,
А не средь русских полей и берез!
Главное счастье – Его Рождество,
Чтобы погибло греха естество.
Счастье другое – оно не слабей:
Если б родился Спаситель людей
В древней Руси – то на наш бы народ
Лег бы проклятия вечного гнет.
Наш бы Иуда, губитель души,
Продал в то время Христа за гроши.
Мы бы орали тогда, не Они,
Нашему князю: Мессию распни!
Природа человеческого сердца двояка. Она может быть как безгранично доброй и милосердной, так и черствой и жестокой. В течение жизни, как нам доказывает история,  некоторые люди смогли стать добрее, перейти от негатива к позитиву. И не только исправить, но и утвердить путь добра и света в этом мире. Праведниками становятся. Даже Мария Египетская искупила свои грехи перед Богом и стала Святой.    Теперь ей  поют хвалу в храмах, где царит особая атмосфера.

Прохлада храма так легка!
Прохлада храма – исцеленье.
Иконы, ясный лик Христа –
Надежда, вера поколений.

В свечах стоит иконостас,
И купол храма, как защита.
И сила Божья входит в нас.
Она сильна и многолика.

И действительно, очень многие люди отмечают особую атмосферу в каждом храме. Можно почувствовать полет души, когда человек искренне молится.  Николай Васильевич Гоголь  писал: "Владеем сокровищем, которому цены нет, и не только не заботимся о том, чтобы это почувствовать, но не знаем даже, где положили его. У хозяина спрашивают показать лучшую вещь в его доме, и сам хозяин не знает, где лежит она. Не будьте мёртвыми душами, но живыми. Есть только одна дверь к жизни, и эта дверь - Иисус Христос".



1.5. Анализ стихотворения  Калиновской Надежды Емельяновны
«Молитва»
Научиться молиться – возносить господу Богу искренние свои молитвы, полные благодарности за то, что в жизни у нас уже есть. Осознавать, как много нам он уже дал. Только через благодарность мы можем познать всю глубину своей собственной души, всю бескрайность своего сердца.  Новороссийская поэтесса  Калиновская Надежда Емельяновна пишет в стихотворении «Молитва»:
Господь ты наш! Спаси и сохрани
Моих родных, детей и внуков.
Молитву о любви к тебе  прими,
Услышь среди других блаженных звуков.
Господь ты наш! Дай им покой
И радость в жизни дай им тоже!
Здоровьем, силой, красотой
Прошу, не обдели их,  Боже!
В  стихотворении-мольбе лирический герой, даже скорее героиня,   призывает дать покой душе, а еще здоровья, сил и,  как ни странно,  – красоты. И душевной,  и духовной, и телесной, потому что в жизни мы должны видеть красоту  природы, и человеческих поступков.   Также в стихотворении звучит просьба услышать молитву. Это значит, что лирический герой осознает, что,  возможно,  настолько грешен, что его мольбы может не слушать Бог. "Воцерковленные" люди уверены, что всех их мольбы слышит Бог, у них более тесная связь с Богом, они часто ходят с храм. Они исповедуются,  и причащаются,  и не сомневаются, что Бог их слышит. Человеку нужен Бог, и только в общении с Богом он получит отдых от суетной жизни. Поэтому должен  стремиться простой народ в храм и в воскресенье,  и в праздники, чтобы жива было душа, чтобы было согрето молитвой сердце.
1.6.1.  Анализ стихотворения  Густовской Алеси Павловны «Люблю я слушать  колокольный звон»
Другая проблема затронута в стихотворении Алеся Павловны Густовской. Нехватка времени и быстротечность жизни. В современном мире человек просто не успевает посещать храм. Лирический герой хотел бы находиться в храме, он любит слушать колокольный звон, но зайти – некогда.
Люблю я слушать колокольный звон,
Искать в душе своей напевы.
Пусть будет прожит по-другому он –
День Воскресенья!- хоть один в неделе.
… И только колокольный звон порой
Вдруг окружает и меня со всех сторон.
Но встречи с Богом случаются очень редко. И это время благостной молитвы и искреннего покаяния. Ведь даже колокольный звон – это символ – призыв вечной хвалы Богу, призыв к молитве.
 
Только сам человек выбирает свой путь: верить ли ему или жить без  веры. Путь сознательных зароков, самосовершенствования,  или ему придется столкнуться  с испытаниями  жизни,  узнать  несправедливость мира и задумываться о душе., когда он сам находится на грани между мирами, когда он сам не может понять,  на земле ли он или в аду. 
1.6.2.  Анализ стихотворения Алеси Густовской «Тайна исповеди».
В стихотворении "Тайна исповеди" показана ситуация, когда лирический герой ничего не может сам сделать. Его грехи не дают ему жить. Он не может даже выносить страдания души, полной раскаянья.  И только таинство исповеди возрождает лирического героя к жизни:
Заметает жизнь порошею,
Мне тропы не отыскать.
За спиной – с тяжелой ношею:
Мне во век ее не снять!...
                ________
Слезы льются словно речкою,
Мне легко теперь идти.
В воскресенье в храме с свечкою
Я стою: «Ты, Бог, прости!» 
После того, как священник "отпустил" грехи - наступает в душе лирического героя новый виток жизни. Чистота и искренность, желание все делать правильно появляется у лирического героя. Он становится частым гостем храма и не перестает молить Бога о прощении своих грехов.
1.7. 1  Анализ стихотворения  Александра Липина «Путь Пророка»
В стихотворении «Путь Пророка»  тоже обращается к Богу. Хотелось бы уточник значение слова пророк.  Пророк — в общем смысле, человек, заявляющий о том, что контактирует со сверхъестественными или божественными силами и служит посредником между ними и человечеством; провозвестник сверхъестественной воли.
Утверждения о пророках встречаются во многих религиозных культурах, включая иудаизм, христианство, ислам, зороастризм, также существуют утверждения о пророчествах Сивилл, дельфийском оракуле, и т. п.
Крест – в данном стихотворении воспринимается как жизненный путь пророка.
То есть человек разделяет крест Бога во имя добра. Он оставляет свой путь и разделяет дорогу Христа, как это сделал Симон. «Выход, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его»
«Но жизнь его и есть та цель,
К которой он всегда стремился».
В своей книге «Веер леди Уиндермир».  О.Уайлд писал: «  У каждого святого есть прошлое, и у каждого грешника есть будущее». Эта фраза актуальна и по сей день. И в стихотворении Александра Липина «Путь Пророка» лирический герой считает, что даже жизнь можно начать сначала, забыв своё прошлое. Лирический герой призывает отречься от Сатаны.
1.7.2. Анализ стихотворения  Александра  Липина  «Яркий свет жизни»
Лирический герой стихотворения Александра  Липина  «Яркий свет жизни» просит нас радоваться и ценить каждый миг жизни.  Он хочет добиться того,  чтобы мы жили жизнью сейчас, чтобы не просили вернуть назад прошлое. Хоть в жизни все повторяется, каждый день всходит солнце, Земля вращается вокруг своей оси,  мы даже за это должны благодарить Бога. Ведь только он способен дать жизнь, которую мы, оказывается,  не ценим.
«Живи! Смотри вперёд!
И только лишь тогда
Житейский лед растопит доброта»
Лирический герой верит в победу добра над злом.
1.7.3. Анализ стихотворения  Александра Липина  - «Пьеса длиною в жизнь»
Еще одно стихотворение новороссийского поэта Александра Липина  - «Пьеса длиною в жизнь» нас  очень заинтересовало.  В эпиграфе к стихотворению «Пьеса длиною в жизнь» приведена всем известная фраза Уильяма Шекспира :
 Весь мир – театр,
А люди в нём – актёры.
В этом стихотворении о Боге хоть и говорится всего один раз, но ему отведена главная роль. Как можно догадаться из эпиграфа, в данном стихотворении речь пойдет о мире, где жизнь – спектакль, а люди – все актеры. В стихотворении встречаются следующие строки:
Мы – актеры на сцене,
Мир – Театр Чудес!
Лирического героя мучает вопрос, кто является сценаристом его жизни.
Он не знает,  когда закончится эта пьеса, и не может привыкнуть к тому, что в жизни может всё закончиться «На самом интересном месте», или кардинально  измениться:
Ведь финал мой неясный
И не сыгран пока,
Но сценарий прекрасный
Написала Рука…
Лирический герой догадывается, что все заранее написано, но кто управляет жизнью? События, встречи, люди, ситуации не зависят от тебя,  и ты ими не управляешь, это случайность. Тогда кто это совершает? Напрямую в этом стихотворении нет ответа, но есть намек и возможно имеется в виду не просто сила, а Высшая сила, которой и является Бог для православного человека.
В жизни только ему ведомо,  кем ты будешь завтра:
Жизнь -  престранный театр:
Слепой случай… - и бац!
Нынче ты император,
Завтра просто паяц…
Лирический герой осознаёт, что жизнь земная – временная и быстротечная, и человек не всегда распоряжается ею правильно. Мы живем, ограничен лишь срок на земле, а душа – вечна, и она  может всё!
Но кто разум свой слышит,
Тот способен понять:
Что душа совершенна
И не знает преград,
Для неё Мир не сцена
И не бал-маскарад»
А также лирический герой понял, что создателем жизни и всего мира является Бог.  Именно Он послал всех людей на землю за определенной целью:
Наша жизнь не случайна
И её автор – Бог!
Таким образом, и жизнь и твоя роль в жизни зависит только от Бога,  и от твоих усилий,  и от твоей вечной души.  И если ты не веришь в него,  ты не видишь путь. Если ты не просишь, не уверен, что тебя услышат, значит и живешь, исполняя роль, но не проживая ее.  Без души, без настоящих чувств, без Бога человек не одухотворен. И хотя Бог создал его по образу и подобию своему и разрешил быть Творцом, люди упускают счастье наполнить свою душу новым бытием. И когда мы воскреснем, что мы сможем сказать в свое оправдание? Я сомневался, поэтому не молился и не  просил?
Поэтому проблема веры и отношение к Богу остро строит в лирике современных поэтов города-героя Новороссийска.
1.8. Анализ стихотворения  Людмилы  Бойко «Ироничное»
Лирический герой стихотворения Людмилы  Бойко «Ироничное» , наверное, часто обращается к Богу, прося его о том, чтоб он избавил её от страданий. Но она напрасно считает, что Бог не обращает на неё внимания. И из-за этого лирический  герой уверен, что Бог её не слышал:
Но я боюсь,
Что ты,
Как всякий бог,
Молитв не слышал
И помочь не мог.
Но не может послать нам Бог то, что навредит нам. То, что мы просим не всегда пойдет нам на пользу. Понять, что трудности и испытания даются нам только нужные, полезные для нашей души – лирический герой не может. Возможно он излишне эгоистичен. Порой  человеку воздается за его грехи, чтобы тот осознал всю глубину своего падения, чтобы он встал на путь покаяния.  Только осознанный отказ от греха помогает человеку исправиться. И Бог тогда во всем помогает, и даже «наказание»  служит помощью.
1.9. Анализ стихотворения  Николая Дмитриевича Ломаченко «Адам и Ева»
В стихотворении Дмитрия Ломаченко «Адам и Ева» лирический герой   дает свою оценку поступкам прародителей рода человеческого 
«И, чтоб там, в будущем потом не говорили,
Вкусив запретного плода
Адам и Ева согрешили.»
Нельзя не слышать воли Божьей. А Бог не может с нами по-другому говорить – только через Священное писание, через Апостолов, через пророков. А человек не читает в современном обществе этих книг. Не знает наизусть писание. Он ищет ответов, а свет почувствовать не может. Божья Благодать во всем и всегда. В каждом дне, в каждой встрече, в каждом  сказанном нами слове. Лирический герой в стихотворении  недоумевает, что все человечество пошло  лишь от ребра Адама.
«Все это в прошлое ушло,
Но точит мысль мозги упрямо,
Что человечество пошло
Всего лишь от ребра Адама»
Современный человек не видит чудес, которые случаются  по воле Божьей. И  теперь трудно поверить, что все человечество – это дети Адама и Евы, согрешившие перед Богом. Ева соблазнилась словами Дьявола, она ослушалась сама и заставила ослушаться Адама.  Лирический герой воспринимает Бога , как создателя.
Заключение.
Людмила Бойко, Александр Письменный, Николай Ломаченко показывают проблему современного общества – проблему безверия.  И даже мольбы у каждого лирического героя – свои.  Кто-то  обращается к Богу и  верит, что его слышит Бог, кто-то считает, что мольбы будут не услышаны.  Лирический герой взывает к Богу в особенные минуты своей  жизни,  а иногда и просто думая о семье и родных. Во всех стихотворениях можно прочувствовать, что для лирического героя Бог – это  высшая сила, от него  зависит все.   Ситуации, когда лирический герой обращается к Богу,   разные.  Кто-то разгневан на Бога, но лишь потому, что тот создал мир слишком злым и жестоким. Другой же смертельно болен, он знает, что скоро умрет, но можно прочувствовать  готовность встречи с Богом. Третий же просто благодарит Бога за то, что он создал этот мир, каким бы тот не являлся.
Каждый из поэтов Новороссийска видит бога и мир по-своему, но всех их объединяет чувство веры, которое у лирического героя, как мы убедились, есть. С верой душа преображается. И Бог одинаково сильно любит каждого человека на земле, каждому дает шанс покаяться и измениться. Но лирическому герою трудно поверить, что  минуты отчаянья будут коротки. Никто из лирических героев поэтов Новороссийска не призывает верить в Христа так, как заповедовал Иисус Христос: «Если будете иметь веру и не усомнитесь, то сделаете не только это, но и горе скажете: поднимись и бросься в море – и будет так» . Так сильно никто из лирических героев  в Бога не верит. Никто не обладает такой силой даже в поэтической картине мира. Святые могли отказаться от своей жизни земной во имя Бога, а лирический герой – человек, который  плохо знает основы православной культуры. Он не жертвует своей жизнью, защищая веру, проповедуя ее ценой жизни. Он взывает к Всевышнему и лишь надеется, что Бог его услышит. Жизнь его похожа на театр,  и в ней нет времени для общения с Богом. Но лирический герой понимает, что по воле Божьей и наш народ мог быть виновен в смерти Христа. 
Новороссийские поэты в своем творчестве обращаются к проблеме веры, раскрывают в своих стихотворениях отношение к Богу.  По проанализированным стихотворениям можно судить, что человечество надеется быть услышанным Богом.
А. С. Пушкин писал:  «Есть Книга, в которой каждое слово истолковано, объяснено, проповедано во всех концах земли, применено ко всевозможным обстоятельствам жизни и происшествиям мира; из которой нельзя повторить ни единого выражения, которого не знали бы наизусть, которое не было уже пословицей народов. Книга сия называется Евангелием - и такова её вечно новая прелесть, что если мы, пресыщенные миром или удручённые унынием, случайно откроем её, то уже не в силах противиться её сладостному влечению... Я думаю, что мы никогда не дадим народу ничего лучшего Писания… Его вкус становится понятным, когда начинаешь читать Писание, потому что в нём находишь всю человеческую жизнь. Религия создала искусство и литературу; всё, что было великого в самой глубокой древности,  - всё находится в зависимости от этого религиозного чувства, присущего человеку так же, как и идея красоты вместе с идеей добра. Поэзия Библии особенно доступна для чистого воображения. Мои дети будут читать вместе со мною Библию в подлиннике… Библия всемирна» 4.  Но в современном обществе, хотя эта книга доступна всем, читают ее не многие. Отсюда неверие и пессимизм, беспросветность и обыденность жизни. Если бы человек задумывался о соблюдении всех десяти заповедей,  данных Моисею, то и время для него шло бы по-другому.
В своем исследовании мы пришли к выводу, что лирический герой – человек верующий, но невоцерковленный, т.е. не посещающий храм каждое воскресенье, не участвующий в церковных таинствах. Он верит, порой молится, порой призывает Бога помочь ему.
Новороссийские поэты будут продолжать обращаться к «Проблеме веры и отношения к Богу».  Ведь отношения Бога и человека всегда остаются тайной.
Исследование данной темы может быть продолжено, так как далеко не все стихотворения охвачены в нашей работе. Сборники стихотворений в двух литературных обществах «Гори свеча» и «Родники»  выходят ежегодно, а значит,  нам будет над чем работать.. Возможно, будет интересным включить в работу и изучение биографии самих поэтов Новороссийска., так как мы столкнулись с тем фактом, что  биография Александра Липина сама по себе трагична. Обращение к Богу,  возможно,  связано и с биографией поэтов. Так у Александра Липина была тяжелая прогрессирующая форма миопатии,  с 12 лет ограничила его в движении, оставив лишь возможность читать и думать. И тут в 17-18 лет Бог открыл ему способность к поэзии. Записывать стихи он не мог, но подолгу хранил их в памяти.  Помогали записывать стихотворения родные. Он умер, не дожив 3 недели до своего 25-летия. Было бы интересным включить в нашу работу изучение биографии современных поэтов.
В заключение хотелось бы сказать, что  каждое стихотворение – это квинтэссенция  жизни души, вырвавшаяся наружу, уложившаяся четко  в размер стиха. Это отдельный загадочный мир, в который можно погрузиться, только читая между строк. И даже проблема веры и отношения к Богу находит в них свое отражение.

В ходе исследования я пришел к выводу: лирический герой в произведениях современных поэтов верит в Бога, но обращается к ним только в трудных жизненных ситуациях. Он просит у Бога о мире, покое, счастье. Чаще лирический герой – человек «невоцерковленный». Это проблема современного общества. Вера человека и церковь существуют отдельно.  Но Православная Вера остается духовной основой картины мира современного лирического героя.




Список использованной  литературы
1. Липин А. Светлые мысли. Стихи. Новороссийск. ИД «С легкой руки», 2008.-76 с.
2. ГОРИТ СВЕЧА. Литература Новороссийска. Выпуск седьмой. Новороссийск. ИД «С легкой руки», 2010.-180 с.
3. ГОРИТ СВЕЧА. Литература Новороссийска. Выпуск шестой. Новороссийск. ИД «С легкой руки», 2009.-160 с.
4. Родники. Новороссийск, 2017. - 124 с.
5. Ю.М.Лотман. В школе поэтического слова. - М., 1988, -348 с. 
6. День за днем. Дневник православного священника. М.,2007.- 446с.
7. Святое Евангелие. М., 2012. –  607с.
8. Даниил Сысоев. Закон Божий. Благотворительный фонд «Миссионерский центр иерея Даниила Сысоева». М., 2014. – 543с.


Рецензии