Певец степей

                Певец  степей.

    Речь  здесь  пойдёт  не  о великом  Шолохове,  а   о  его  «крёстном  отце»  в   литературе -  российском  писателе  Александре  Серафимовиче.
-  Что  нам  Серафимович?! -  воскликнут  изощрённые  в  чтении   почитатели  Пауло  Коэльо  и  Харуки  Мураками,  Пелевина  и  Ерофеева…
     Действительно,  сейчас  Серафимовича  считают  устаревшим   представителем  «махрового»  социалистического  реализма»,  и   никем  иным.
Однако,  помимо  всем  известного  романа  «Железный  поток»,  Александр  Серафимович /Попов/  создал  немало  рассказов,  не   только  насыщенных   сочным  языком,  но и  пронизанных тонким  психологизмом.
    Стоит   углубиться   лишь в один образчик прозы Серафимовича, как сразу же захватывают плотная фабула и драматический сюжет. Один из малых шедевров — рассказ «У обрыва»; где кипит  яростная борьба человеческих характеров. Кроме Ярких и крепких рассказов, есть у Серафимовича небольшой роман - «Город в  степи», на страницах которого живо обрисованы «свинцовые мерзости» нарождения  «вечно дикого» капитализма.
   И всё же вершиной творчества прозаика служит знаменитый роман «Железный поток», некогда входивший в школьную программу. Он был экранизирован. На страницах эпопеи развернуты жуткие события лета 1918 года, когда измотанные части только что созданной Красной Армии под командованием Ковтюха (в книге - Кожуха), не выдержав натиска белоказаков, отступили с Кубани на Ставрополье сложным окружным путем через Главный Кавказский хребет и по берегу Черного моря.
     Среди полных подлинного трагизма сцен повествования одна особенно потрясает современного читателя. Когда голодные, слабо вооруженные подразделения рабоче-крестьянской армии подошли к Туапсе, дорогу им преградили спешно возникшие дивизии ставшей в одночасье суверенной Грузии, которая наряду с Абхазией при¬хватила и Сочи. Что же оставалось делать краснознамен¬ному воинству? Пришлось в самом прямом смысле прорубаться сквозь не столь уж прочный заслон. Бойцы независимой Сакартвело бесславно погибали под неистовыми ударами красноармейцев, брошенные офицерами, удравшими на судах невесть куда.
   Труд настоящего писателя всегда действен и современен, как сама история. Наряду с этим Серафимович еще и замечательный журналист. Его работа в этой сфере литературы ценится до сей поры. Будущие молодые репортеры учатся у Серафимовича, которого иные не в меру ретивые деятели масс-культуры так и норовят «списать в расход».

Сергей  Жуков. 2007


Рецензии
Читал только великолепный рассказ "У обрыва" у Серафимовича. Тени, котёл, каша, песок и баржа. Река. Казаки и трое на берегу. Столкновение мировоззрений. Всплывают механистические образы. Спасибо, что напомнили, Сергей! Перечитаю рассказ. "Железный поток" - приму к сведению. Спасибо!

Павел Сергеев 1   26.07.2022 16:07     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Павел. Да, много рассказов хороших у Серафимовича. Всё же такие писатели как Лавренёв, Федин, Каверин, несмотря порой на некую идеологизированность, являлись наследниками великой русской литературы 19 века. Ведь Куприн с Буниным уехали, надо было кому-то и здесь писать.

Сергей Владимирович Жуков   27.07.2022 10:49   Заявить о нарушении