Папина пластинка

  Хочу рассказать о семейной реликвии, которой в январе 2022 года исполнилось 65 лет. Это папина пластинка с записью его голоса.

  «Здравствуйте, мои дорогие Галя, Надя, Миша и Валюшка! Поздравляю вас с наступающим, 1959-м, годом и желаю всем хорошего здоровья, радости и успехов в жизни! Миша и Надя, помогайте маме дома, ухаживайте за своей сестрёнкой Валей, учитесь в школе и музыке старательно, с хорошими и отличными оценками. Валюшка должна слушаться маму, а то Дед Мороз конфетку не принесёт…
  Хотя я нахожусь далеко от вас, но мысленно я с вами и сегодня вместе поднимаю бокал за наше хорошее семейное благополучие и счастливую семейную жизнь.
  Большой новогодний привет Грумковым: Валентине Васильевне, Лёне, Лене и Тане. Тёте Вале кроме хорошего здоровья желаю в новом году творческой работы и получение ещё одной международной Золотой медали!
   Отдыхаю я хорошо, в Ялте тепло, хороший климат. Скучаю, что нет вас со мной. Обнимаю вас всех за новогодним столом и крепко целую. Ваш папка».

  Вот такое задушевное звуковое письмо на гибкой виниловой пластинке получили мы под Новый, 1959-й, год из санатория для военнослужащих в Ялте от нашего папы. Гвардии подполковник дальней авиации Прохор Борисович Гнеденко вышел в этом году в отставку по приказу "100", и мы всей семьёй поселились в Рязани. Мне тогда было менее двух лет.
  В те годы фактически в каждом доме был проигрыватель с граммофонными пластинками, музыка которых скрашивала семейный быт в праздничные дни. Ведь кроме радио тогда ничего не было: чёрно-белые телевизоры только начали появляться, а про интернет ещё и слыхом не слыхивали…
  В нашей семье всегда тянулись к музыке. Зная эту нашу привязанность, отец и прислал нам звуковое письмо с последующей песней. Запись была сделана прямо на обложке гибкой пластинки с фотографией отца на фоне санатория. Это было какое-то чудо советской техники, которое нам принёс в конверте обычный почтальон!..
  Кроме поздравления с Новым Годом нас, папа поздравляет и семью Грумковых – наших родственников по маминой линии. Валентина Васильевна Грумкова – известная в стране кружевница. Её панно и полотенца с цветной вышивкой хранятся во многих музеях страны. А тогда, в 1959-м, она получила Золотую медаль на Международной выставке в Брюсселе, где были представлены её работы. С этим знаменательным событием отец тоже не забыл поздравить мастерицу.
  На пластинке также была записана песня «Снежинки», которая в 50-е годы XX столетия была хитом. Причём все без исключения, слушавшие эту запись, считали, что это отец сам и поёт!..  Кроме как на пластинке я эту песню больше никогда не слышала, авторы песни и исполнитель – тоже неизвестны. Папе очень нравилась эта песня: обладая приятным голосом, он частенько напевал её дома.
  Его уже давно нет в живых. Участник Великой Отечественной войны, он ушёл из жизни в 70 лет, прожив нелёгкую и насыщенную событиями жизнь, о чём оставил подробные воспоминания в своей книге «Мой боевой Ли-2» («Ваганты», Рязань, 2006).
В 2007 году на рязанском телевидение была записана передача, где мы с мамой рассказывали о своей родословной. Там же звучала и эта пластинка, создавая неповторимый колорит ушедшей эпохи.
  ...Пришли новые времена, другие технологии. Негде уже слушать пластинки, исчезли магнитофоны и плейеры. И многие жалуются, что диски уже не на чем «крутить». А зачем их крутить? Ведь записи теперь спокойно могут умещаться в кармане на флешке или в сотовом телефоне! Но не заведёт ли нас технический прогресс в тупик?.. «О времена, о нравы!»  – крылатая фраза Цицерона, наверное, будет уместна всегда.
  Но с возрастом, когда нахлынут воспоминания, хочется иногда вдохнуть аромат детства. Вот тогда мы и слушаем папину пластинку, где звучит его голос и песня – живые свидетели другой эпохи, которую не вернуть.

СНЕЖИНКИ (50-е гг. XX в.), слова и музыка неизвестного автора

Новогодняя ночь темна,
Огоньки старый год зажёг.
Мы, обнявшись, идём, улыбается нам
Новогодний снежок.

В эту ночь мы с тобой вдвоём,
Может, счастье своё найдём.
Вместе легче тропинками жизни шагать,
И невзгоды тогда нипочём.

Припев:
Снежинки – на твоих чуть дрожащих ресницах;
Снежинки – запушили всю землю вокруг;
Снежинки – может быть, это только мне снится,
Как люблю я тебя, мой хороший, мой ласковый друг.

За столом собрались давно
Все друзья, чтоб бокалы поднять.
Все зашли к нам сюда в новогоднюю ночь,
Только нет ни тебя, ни меня.

Мы успеем – пускай подождут!
Не нарочно ведь мы, не шутя
Заблудились с тобой в старом школьном саду,
А над нами кружатся, летят

Припев:
Снежинки – новогодняя зимняя вьюга;
Снежинки – все аллеи в саду замели;
Снежинки – нам с тобой, дорогая подруга,
В новогодний подарок большую любовь принесли.

Не один километр пути
Мы с тобой по стране прошли:
Если любишь, легко можно в жизни пройти
Все дороги родной земли.

Ты мне стала ещё родней,
Всех дороже твой ласковый взгляд.
И день будущей свадьбы мне краше всех дней
И желанней всех праздничных дат.

Припев:
Снежинки – серебристые звёздочки счастья;
Снежинки – запушили твой шарф голубой;
Снежинки – не страшны мне любые ненастья,
И в мороз мне тепло, если рядом, родная, с тобой.

26.08.2022


Рецензии