Ногаи в истории Золотой Орды и России

    Изучение истории Золотой Орды и постордынских государственных образований, мягко говоря, не поощрялось советскими партийными органами в СССР. А после постановления ЦК ВКП(б) от 1944 г. и вовсе стало чуть ли не под запретом. Мало известно и о ногайском народе.
    В новой России появились интересные работы об эпохе Золотой Орды и ее распада. Опубликованы документы, позволяющие иначе взглянуть на одно из наиболее могущественных государств Средневековья. Особый интерес представляют события, связанные с историей становления Московского государства, в том числе вкладе в это ногаев.
    Стремление Москвы стать наследницей земель распавшегося Улуса Джучи стало отчетливо проявляться к середине XVI в. По мнение известного русского историка И.В. Зайцева, взятием Казани в 1552 г. и подчинением Астрахани не ограничивались планы московского правительства. Планы были значительно большие, но останавливало их воплощение необходимость сохранения сложившихся отношений с Крымских ханством, которое после разгрома Большой Орды крымским ханом Менгли-Гиреем в 1502 г. фактически доминировало на постордынском пространстве.
                Ногаи
     Явно недооценен в истории вклад ногайских князей – потомков могущественного беклярибека Ногая, который с 1280 г. считался правителем западных областей Орды. Не исключается, что он сам получил имя «ногай» от этнонима народа, вождем которого стал. Но это другой вопрос. Ногай был женат на дочери византийского императора Ефросиньи и помогал Византии в её борьбе с дунайскими болгарами, активно вмешивался в ордынские междоусобицы, в одной из которых погиб. Согласно сохранившимся родословным отец Ногая был христианином несторианином. А если принять во внимание его женитьбу на византийской принцессе, христианином мог быть и он сам.
    Большая часть казанской аристократии имела ногайские корни. Если 80% казанского-татарского народа составляли потомки волжских булгар, то остальная часть населения современного Татарстана состоит преимущественно из потомки ордынских кыпчако-ногайских групп (по Д.М. Исхакову).  Именно они, которых окрестные народы называли татарами, и дали волжскому народу имя «татар».
    Ногаи активно участвовали в политических событиях Золотой Орды и после ее распада. Благодаря умелым действиям московских дипломатов к концу 50-х гг. XVI века значительное число ногаев было привлечено к участию в политике Москвы. Попытки турок обратить ногайских мурз (князей) против Московского государства успеха не имели. Согласно документам, в 1559 г. ногаи принимают активное участие в осаде Азака (Азов) и в военных операциях в Приазовье. Несмотря на то, что некоторая часть ногайской аристократии симпатизировала Стамбулу, значительная часть распавшегося Улуса Джучи уже отходила Московскому государству. Нейтралитет Османов с сохранением относительно дружественных отношений с Москвой в немалой степени способствовали этому.
    Только в Крыму не могли спокойно на это смотреть, в первую очередь на завоевание Казани и Астрахани. Но Москва предложила своего рода выкуп за переход волжских ханств под свою юрисдикцию. А именно – значительную надбавку к сумме выплачиваемой дани в Крым, на что там согласились.

    Так медленно, но верно Москва становилась наследницей Джучиева улуса на постордынском пространстве. 

    В 1734 г. императрицей Анной Иоановной ногаи-христиане были переведены в казачье сословие (ногайбаки). Первым наказанным атаманом этого казачьего войска стал Суворов Василий Иванович – выходец из «мензелинских служилых людей». Его официальное воинское звание – генерал-аншеф. Это отец будущего генералиссимуса, Александра Васильевича Суворова.

                Письменные свидетельства
    К сожалению, мало письменных документов осталось о той эпохе. Многие и безвозвратно потеряны, в том числе были преднамеренно уничтожены. По мнению И.В. Зайцева, ханы Большой Орды и астраханские ханы обладали каким-то книжным собранием. В «Бабур-наме», в повествовании о Тимуриде султане Хусейн-мирзе, правившем в Герате с 1469 по 1506 г., говорится, что «в дни казачества» он отдал свою сестру Бади ал-Джамал Бадке-биким замуж за Ахмеда «хана Хаджи-тарханского» (Астраханского).
    В хранилище рукописей дворца Топкапы в Стамбуле есть уникальная рукопись, переписанная в конце XV или начале XVI в. в Мавераннахаре либо в Хорасане. В начале XVI в. рукопись принадлежала внуку Ахмеда, сыну Сейид-Ахмеда Касиму, правившему в Астрахани (1502 – 1532). Сочинение посвящено генеалогии царствующих династий пяти народов: тюрок и монголов, мусульман (арабов), евреев, французов и китайцев.
    В Астрахани же существовала и собственная историографическая традиция. При дворе ханов работали писцы (бакши), ведавшие деловой, дипломатической перепиской. Об одном из таких писцов-бакши хана Абд ар-Рахмана, входившего в состав посольства в Москву вместе с князем Ян Магометом осенью 1540 г., упоминают русские летописи.
    Наконец, источники свидетельствую о развитии астрономии, геодезии и географии в Золотой Орде, без знаний которых немыслимы целенаправленные завоевательные походы на огромных просторах Евразии. К сожалению, уничтожение средневековых документов и сформировавшиеся представления в России о неких «бесписьменных народах», завоевавших чуть не половину обитаемого мира, не благоприятствует изучению истории тех времен. А незнание истории, как известно, не способствуя просвещению, способствует варваризации ныне живущих. И потому незнание своей истории периода Золотой Орды и становления Московского государства не есть хорошо для будущего страны.
   Казаки нагайбаки из села Париж. Фото из открытых источников   
Литература:
Зайцев И.В. Астраханское ханство. Ин-т Востоковедения РАН. – 2-е изд., испр. – М.: Вост. лит., 2006. – 303 с.
Трепавлов В.В. Тюркская знать в России (ногаи на царской службе)Вестник Евразии, 1998 с.97 - 109.
Глухов М.С. Tatarika – энциклопедия. Казань, 1997. С.430; Малахов В.
 Ахматнуров С.С. Казаки Золотой Орды. М.: Алгоритм, 2017. - 288 с.


Рецензии