150-й день

                150-й день.

              Итак, сегодня почти юбилейная дата, 150-й день с начала специальной военной операции в поддержку народных республик Донбасса. Особо комментировать нечего: оперативная пауза с перспективами неблагоприятного её завершения.
              Конечно, генерал-лейтенант Конашенков объявит об очередных могучих ракетных ударах, уничтожающих за один залп почти тысячу «националистов и наёмников» и уничтожении очередных десяти установок Himars, всех орудий М777 и очередной порции противокорабельных ракет Harpoon в сёлах под Одессой, а также пяти сбитых украинских самолётах и двадцати беспилотниках. Разумеется, с учётом новелл в нашем законодательстве никто не может себе позволить усомниться в его словах, иначе это можно расценить как «клевету на наши Вооружённые Силы». Но, как говорил Иосиф Виссарионович Сталин, есть логика намерений и логика фактов.
             Россия стоит перед очередной развилкой на пути.
                Один путь – объявление хотя бы частичной мобилизации, максимальное использование остатков советских военных запасов и перевод всего народного хозяйства на военные рельсы. Это путь так называемого «военного социализма», в котором нет места для хозяйственной инициативы предпринимателей, а есть жёсткие директивные планы и жесточайший контроль за их исполнением.Но для этого война должна обрести свой смыл для всего народа, а не только для узкой группы элиты, решающей за народ его судьбу.
                Есть второй путь: признать сложившееся положение дел, вступить в переговоры и постараться хотя бы частично закрепить status quo, сохранив Крым и, возможно, территории народных республик, отведя войска на отдых и переформирование и начав практически заново создавать современную армию с учётом приобретённого опыта. Разумеется, это будет удар по престижу, но его легче пережить, чем потерю боеспособной армии и последующую политическую смуту, результатом которой может стать даже распад страны. Но это требует куда большего мужества, чем объявление специальной военной операции, понимания происходящих в мире процессов и умения действовать вдолгую, а не только в краткосрочной перспективе.
                Есть третий путь, условно назовём его «путём самурая», для которого главное «путь, а не его завершение», или, проще говоря, пустить события на самотёк в надежде на усталость Запада от украинских событий, проблем с энергоносителями и ухода с политической сцены президента США Байдена в силу возраста, болезни или проигрыша Демократической партией выборов. Можно пытаться медленно выгрызать у ВСУ очередные населённые пункты, наносить ракетные удары по украинской инфраструктуре и ждать, когда недовольные жители сметут "диктатуру клоуна". Это тоже вполне вероятный сценарий, но ведь может получиться и так, как пел Семён Слепаков в своей «Песни о нефти»: «А что, пля, если нет?».
            Есть и четвёртый путь, в котором реализуется чудо. Читая вчера отзыв Егора Холмогорова о заключенном вчера в Стамбуле «Зерновом соглашении», я прямо-таки преисполнился гордости от того, что Россия с Турцией закрепили господство на Чёрном море. Только вот почему-то наши представители могут принимать участие в досмотре украинских судов, вывозящих зерно, не самостоятельно, а только вместе с представителями ООН, Украины и Турции, и не везде, а только в проливах. Украина сохраняет контроль над своим черноморским побережьем, и попытки изменить ситуацию с попыткой «воссоединения Николаевской и Одесской областей с Россией» закончатся колоссальным международным скандалом. Поэтому мнение профессора Игоря Скурлатова кажется мне более адекватным.
            Когда-то был такой жанр школьных сочинений: «Если бы я был (президентом, губернатором, директором школы, «царём горы»). На месте Владимира Владимировича я бы выбрал второй путь, но я реалист, хотя и балуюсь иногда сочинениями эссе в стиле «фэнтези».
            Поэтому мне кажется, Россия снова застынет в раздумьях, как витязь на распутье на знаменитой картине Виктора Васнецова в ожидании чуда от очередного «хитрого плана Путина».Много ли отвела ей судьба времени на раздумья, я не знаю, но почему-то кажется, что это время сокращается как "шагреневая кожа" из одноимённого романа Оноре де Бальзака.
            Но, может быть, я и ошибаюсь. Буду на это надеяться и продолжать искать смыслы тех войн, которые вела Россия на протяжении своей бурной истории.


Рецензии