Тысяча лет назад

Литература:
А.Иегошуа. Путешествие на край тысячелетия. Москва-Иерусалим. 2003.
Э.Поньон. Повседневная жизнь Европы в 1000 году. М. 2004.

 И вот мы добрались до рубежа первого и второго тысячелетий от Рождества Христова. Иными словами,  до наших дней осталась тысяча лет. Всего одна тысяча... Но жизнь людей за это время изменилась настолько,  что глубокое средневековье 1000 года для нас - очень отдалённое и мало понятное время...
  Сразу оговоримся: далеко не все культурные миры знали тогда эту дату. Более-менее перешли на "эру Господню"("Domini") западноевропейцы. В странах восточного христианства принятую ещё в VI веке дату Рождества знали, но календарные эры были другие - например, от сотворения мира. Мусульмане, буддисты, индуисты и язычники жили по совершенно другим датам.
 Чтобы лучше представить себе картину тогдашнего мира, откроем две книги - "Взгляд на всемирную историю" Дж.Неру и "Годовые кольца истории" С.Г.Смирнова.
Из книги Смирнова:
"Как жили люди на Земле, когда их было вдесятеро меньше, чем сейчас, когда неверующие были наперечет даже там, где их не преследовали, когда слово "республика" было непонятной абстракцией даже для того, кто знал латынь? ...Поэтому мы окунемся в мир тысячного года новой эры, и постараемся не уставать от чересполосицы держав и народов той поры, от чехарды непривычных имен, от вереницы странных событий - эти вещи заслуживают понимания!
Начнем со "столицы мира" - в ту эпоху подобного титула заслуживал, пожалуй, только Константинополь. Не было в конце 10 века более населенного, богатого, просвещенного города; нигде не было столь активной торговли, такого сильного правительства, такой мощной армии. И византийцы были уверены, что так будет всегда! Ведь совсем недавно воинственные императоры Никифор Фока и Иоанн Цимисхий сокрушили военную мощь мусульман на море, отвоевали у них Сирию, дошли до Иерусалима - но тут пришлось повернуть назад, поскольку вмешались правители Египта, а киевский князь Святослав вторгся в Болгарию. Потом восстали магнаты: Варда Склир, Варда Фока. Государь Василий II усмирил их - правда, с помощью Владимира Святославича, за которого пришлось выдать сестру императора. Зато теперь киевский князь крестился, а значит - стал духовным вассалом империи. И хотя болгары (давно уже крещеные) непрерывно восстают против византийского господства, но с ними Василий теперь легко справится. А потом он наведет порядок на Кавказе, добьет мусульман - и тогда великая православная империя охватит все владения Древнего Рима, и много новых земель впридачу!
Так думают сотни тысяч жителей роскошной столицы. Но крестьяне знают иное: налоги растут! Императоры резко увеличили военные расходы, отвоеванные земли разорены, крестьяне бегут от налогового тягла на земли крупных феодалов. От того возгордились византийские вельможи - Склиры, Фоки, Дуки, Ангелы. Чуть ослабеет центральная власть, и их распри разорвут державу. Авторитет имперской власти надо постоянно поддерживать успешными войнами; поэтому Василий II развяжет новую войну с Болгарией, разорит ее, заслужит прозвище "Болгаробойца"... При этом император истощит внутренние людские ресурсы своей державы, и заодно сокрушит своего потенциального союзника в борьбе с натиском мусульман. Потом Василий аннексирует Армению - в итоге еще один верный и храбрый союзник империи станет ее озлобленным подданным. И когда через полвека тюрки-сельджуки вторгнутся с востока в Малую Азию сердце Византии, они не встретят серьезного сопротивления. Таков печальный и не предвидимый никем завтрашний день великой державы.
  Однако конец империи - это не конец цивилизации! Территория, контролируемая византийским правительством, будет неуклонно уменьщаться, но зона влияния византийской культуры растет и будет расти. Болгария и Русь, Сирия, Грузия и Эфиопия уже несут на себе неизгладимый след приобщения к этой культуре. Путешественники из Индии и Эфиопии восхищаются архитектурой Константинополя, беглые монахи-несториане ведут проповедь в степях Монголии. Прекрасная византийская литература покоряет умы и сердца образованных людей самых разных вероисповеданий ..."
Насыщен событиями исламский мир. Как отметил Дж.Неру:
"Около этого времени Махмуд Газневи совершал свои набеги на Индию, примерно тогда же ослабела Аббасидская династия халифов в Багдаде, а турки-сельджуки оживили ислам в Западной Азии".
Добавим: Фирдоуси пишет "Шах-наме", уже известен молодой учёный-хорезмиец Бируни, сложил первые стихи великий слепой сириец Маарри...
Из книги Смирнова:
"Перенесемся теперь в мир ислама. Он простирается от Атлантики до Инда и также переживает культурный расцвет, хотя его политическое единство в далеком прошлом. Арабы-завоеватели давно смешались с гораздо более многочисленными побежденными, прониклись местными интересами и осваивают культурное наследие своих подданных и предшественников...
Слово "ислам" означает "покорность", но порядка в исламском мире нет. Вместо одного халифа (то есть "заместителя" пророка) царствуют трое в Багдаде, Каире и Кордове. Они принадлежат к разным династиям, придерживаются разных религиозных толков и ненавидят друг друга. А багдадский халиф - тот просто кукла в руках самозваных персидских правителей Буидов, которые без боя заняли славный Багдад, объявили себя наследниками древних царей Ирана - Ахеменидов и Сасанидов, халифа же рассматривают как верховного жреца Аллаха, и только.
Иное дело в Каире, где правит Хаким - третий халиф из династии Фатимидов. Он действительно правит, а не только царствует - и дрожь пробирает подданных от стиля правления этого юноши. Как все Фатимиды, Хаким покровительствует поэтам, художникам, астрономам; при нем построена обсерватория, завершена великая мечеть Аль-Азхар. И он же приказал перебить в Каире всех собак, повелел, чтобы все лавки закрывались днем и торговали ночью, когда сам халиф ездит в одиночестве по улицам на своем сером ослике. Скоро Хаким запретит продажу меда и заставит вырубить в Египте все виноградные лозы; он запретит всем женщинам выходить из дома, и даже изготовление женской обуви прекратится. Откуда такой деспотизм?
Он возможен лишь при полном отрыве правителей от управляемых. Действительно, Фатимиды чужды египтянам и по происхождению (они - берберы из Северной Африки), и по вероисповеданию (они шииты, а египтяне - сунниты). Такие различия накопились в исламском мире за неполных четыре века его существования ...
На дальнем западе лежит Иберийский полуостров, он же Билад-аль-Андалуз, "страна вандалов", от которых осталось одно лишь имя в устах иноязычных иноверцев. Здешний Кордовский халифат не уступает Египту по уровню развития экономики и блеску культуры. Правда, он менее централизован, но сильная государственная машина не нужна местным мусульманам для отражения разрозненных северных варваров - христиан. И хотя нынешний визирь Аль-Мансур ("осененный победою") из года в год водит войска на север, это не вызвано военной необходимостью - просто визирь благочестивый человек и зарабатывает себе загробное блаженство. Важно, конечно, и то, что он первый в Кордове оттеснил от власти законного халифа Омайяда. Но никто в халифате не ждет божьей кары за этот грех ... хотя кара будет! Через полвека отряды крестоносных "варваров" из Пиренеев дойдут до столицы халифата, и просвещенная Кордова навсегда утратит свое державное и культурное первенство в Западной Европе".
Что мы видим в Европе?
Из книги Неру:
"Мадьяры, или венгры, и поляки также начинают образовывать государства, расположенные между Священной Римской империей и новым русским государством. Тем временем в страны, находившиеся на западе и юге Европы, прибыли на кораблях люди из Северной Европы, они жгли, грабили и убивали. Ты читала о датчанах и других людях с севера, которые приходили в Англию грабить и опустошать страну.
Эти северные люди, норманны, как их называют, направлялись в Средиземное море, поднимались на своих кораблях вверх по большим рекам и, куда бы ни приходили, повсюду убивали, грабили и увозили добычу. В Италии царил хаос, а Рим был в плачевном положении. Норманны ограбили Рим и угрожали даже Константинополю. Эти разбойники и грабители захватили северо-запад Франции, где теперь находится Нормандия, а также Южную Италию и Сицилию. Постепенно они селились там, становясь сеньорами и землевладельцами, как это часто делают удачливые разбойники, добившись успеха".
О норманнах - добавление у Смирнова:
"Иной будет судьба норманнов, чьи походы потрясали Европу в 9-10 веках. К тысячному году этот натиск в основном схлынул: в Норвегии и Дании образовались национальные королевства, а норманны, поселившиеся в Англии и Франции, усвоили местный язык и культуру, превратились в католических рыцарей. На их счастье, в 10 веке Европа вступила в эпоху бурного развития феодальной экономики, этнической консолидации и державостроительства. В этом процессе переродившиеся норманны (их правильнее называть нормандцами) сыграют выдающуюся роль. Зато собственная культура норманнов расцветет только в маленькой уединенной Исландии - там тысячный год принимают за середину "века саг", а потом будет еще "век хроник" и т.д.".
А ведь для многих европейцев наступваший тысячный год был знАком конца света. Всё пытались объяснить его приближением: и неурожаи,  и непрерывные феодальные междоусобицы на землях бывшей империи Карла Великого, и набеги норманнов и венгров. А тут ещё землетрясение 989 года во многих странах, и необычайно холодное лето со снегом в 993 году, и великое наводнение в Европе 999 года... Ничего не произошло в 1000 году - в Византии распространилось мнение,  что надо ожидать антихриста в 1033-ем, через тысячу лет после смерти и воскресения Христа...
Вопрос учащимся: Подумайте,  почему тогда этот страх почти не коснулся Руси.
"На Западе не прошел еще ужас перед ожидавшимся неминуемым "концом света", и большинство католиков продолжает бормотать привычную молитву: "От меча норманна и стрелы мадьяра упаси нас, господи!" Только в Риме есть люди, сознающие, что переселение народов в Европе уже завершилось, что внешняя угроза со стороны мусульман, норманнов и восточных степняков миновала. Наступило "время собирать камни" - то есть содействовать оформлению феодальных монархий, постараться объединить всю Европу в "католическое сообщество" новых народов.
Таковы надежды наиболее образованных церковников, самый яркий из которых - кардинал Герберт, новоизбранный папа Сильвестр II. Француз из Оверни, он в молодости провел пять лет в просвещенной Барселоне и многому научился у тамошних ученых мусульман и иудеев. Там Герберт увлекся математикой, астрономией и музыкой; он научился строить астролябии и органы, которые позднее выменивал на "непродажные" книги. Страстный библиофил, он не собирал писания "отцов церкви", но всю жизнь выискивал сочинения греческих и римских классиков. Вернувшись на родину, Герберт создал в Реймсе первое во Франции гуманитарное училище - прообраз католических университетов. Человек такой учености не мог остаться в стороне от государственных дел: Герберт стал епископом, активно участвовал в возведении на трон Гуго Капета - основателя новой династии, сменившей выродившихся потомков Карла Великого. Герберт стал учителем сына Гуго будущего короля Роберта II, а также учителем сына германского императора будущего императора Оттона III. Благодарные ученики сделали учителя папой, и мудрый старец не оплошал в новой роли: за четыре года своего правления церковью он не только ввел в употребление десятичные "арабские" (вернее, индийские) цифры, но и основал в Европе три новых национальных королевства!
Сильвестр короновал первого христианского конунга Норвегии Олафа и первого короля мадьяр Иштвана (как раз в 1000 году)- тем самым Рим официально признал вчерашних "варваров" полноправными европейцами. Тот же папа учредил архиепископию в Гнезно, выведя польскую церковь из-под германского верховенства, и короновал польского князя Болеслава Храброго - это был большой успех в соперничестве Рима с Константинополем, но он посеял долгую вражду между католической Польшей и православной Русью".
Это необыкновенный папа - конечно, одна из главных "персон года"  в мире.
Добавим к "людям года", если бы таковых выбирали в те времена, Гвидо д'Ареццо(Гвидо Аретинского), сподвижника Герберта-Сильвестра. Он, между прочим,  предложил названия нот - ут-ре-ми-фа-соль-ля-си. С этих слогов начинались стихи молитвы - гимна Иоанну Крестителю, исполняемой на гамму. В дальнейшем "ут" стала нотой до - по первому слогу слова "доминус" - Господь.
Ut queant laxis
Resonare fibris,
Mira gestorum
Famuli tuorum,
Solve polluti
Labii reatum,
Sancte Johannes.
Есть мнемонический перевод М.И.Катунян:
Утробою отверстой чтобы
Ревнители твои сумели
Миру возгласить деяний чудеса
Фальшь совлеки с их губ,
Солгать дабы не смели,
Лаская слух напевом,
Святый Иоанне. (Си)

Конечно же, для предков многих наших соотечественников и жителей ближних стран второе тысячелетие начиналось в Киевской Руси, где правил князь Владимир Красное Солнышко и недавно произошло официальное принятие христианства. Вновь заглянем в книгу Смирнова:
"Далее - почему именно на востоке Европы сложилось самое крупное из здешних государств, превосходящее по площади державу Карла Великого? К тому же государство Каролингов не намного пережило своего основателя, а Русь сохраняет единство, несмотря на распри наследников после смерти каждого киевского князя. Любопытно протекают эти распри: побеждает тот претендент, который сидит в Новгороде. Его поход на юг всегда успешен, и всегда победитель остается в Киеве, а север не проявляет склонности к сепаратизму. Кстати, каков статус князя на Руси в это время? Кто он монарх, просто воевода, или ...?
И если "греческий" путь одна из основ процветания Киевской державы, то "персидский" путь был опорой Хазарского каганата, занимавшего в 7-10 веках низовья Волги и контролировавшего степи до Дона и Северного Кавказа. В середине 10 века Багдадский халифат погряз в усобицах, интенсивность прикаспийской торговли упала. Это обусловило не только успехи Никифора Фоки и Иоанна Цимисхия в войнах с мусульманами, но и полный разгром хазарской державы Святославом в 965 году. После этого Киевское государство не имело равносильных соперников в Восточной Европе".
Рядом с Русью - ещё и Волжская Булгария, с которой военные столкновения перемежаются с взаимовыгодной торговлей. При этом на Руси укрепляется христианство, а у булгар - ислам. Владимир заключает договор с ханом булгар. Для татарской культуры, второй по масштабу в России, это государство занимает такое же место в истории, как Русь для русской.
И также в это время переживает расцвет Дуклянское княжество на территории современной Черногории, где правит также...князь Владимир!  И тоже Святой! И годы его правления - те же, что у стольнокиевского (980-1016). Бывает же такое! А ещё - история великой любви к Владимиру Дуклянскому царевны охридской Косары, полюбившей его пленником и добившейся его освобождения...
По обеим книгам заглянем теперь в Китай.
Их книги Неру: "В 960 году в Китае начинается правление новой великой династии. Это была династия Сун, основанная Гао-цзу [Тай-цзу. — Ред.]. Но и внутри страны и на ее границах продолжались беспорядки. Тяжелые поземельные налоги были большим бременем для крестьянства и вызывали сильное возмущение. Как и в Индии, вся система землепользования в стране была слишком обременительной для народа, и не могло быть ни мира, ни прогресса, пока она не была бы полностью изменена. Но всегда трудно осуществить эти коренные преобразования снизу доверху. Верхи извлекают выгоду из существующей системы и поднимают крик, когда предлагают внести изменения. Но если не провести изменения своевременно, то они приходят без приглашения и опрокидывают весь строй! Династия Тан пала, потому что не осуществила необходимых преобразований.
Династия Сун по этой же причине постоянно испытывала трудности".
Из книги Смирнова:
"А что творится на другом конце Степи - в китайском мире? В начале 10 века погибла в мятежах великолепная империя Тан, и страна распалась на независимые уделы. Это соблазнило степняков-киданей, которые захватили весь север страны; позднее от их самоназвания произойдет русское название великой страны - "Китай". В середине 10 века юг и центр Поднебесной державы были объединены полководцем Чжао Куан-инем, основавшим новую династию Сун. Но отвоевать север страны не удалось - напротив, "железная" киданьская империя Ляо разбила сунские войска, и южане согласились платить ей дань. Вскоре оседлые скотоводы запада - тангуты - провозгласят свою недолговечную империю Си-Ся.
Но не только войнами занят Дальний Восток! Китайская цивилизация продолжает свое многовековое развитие, несмотря на политические кризисы, вторжения и упадок державной власти. Уже стала привычной бумага, идет книгопечатание с досок, скоро будет создан подвижной шрифт. Изобретен порох, ширится его военное применение. Купцы и монахи далеко разнесли достижения древней культуры, и кое в чем вчерашние ученики превзошли учителей. Северный вьетнамец Ле Хоан оказался удачливее китайского воеводы Чжао Куан-иня : отразив очередную китайскую агрессию, он сумел впервые объединить всю свою страну в прочное независимое государство. Корейцы и японцы создали свои азбуки, их литература не уступает китайской, дворцы и храмы в Хэйяне (будущем Киото) достойно соперничают с сунской архитектурой".
И - ещё восточнее, Япония.
"Только в политическом отношении острова явно отстают от континента, и причин тому две: относительная изоляция Японии избавляет ее от участия в континентальных распрях, а периодические муссонные дожди делают излишним строительство оросительных каналов, их регулярную очистку - всю ту сложную систему, которая обусловила раннее развитие китайской государственности. В тысячном году Япония еще не нуждается в сильной центральной власти, и не имеет ее (как, впрочем, и большинство европейских королевств). Долгое правление кампаку - канцлеров из дома Фудзивара носит традиционный, подчеркнуто мирный характер. Но на политическом горизонте страны сгущаются тучи: северные князья с дружинами самураев отвоевали у айнов равнину Канто будущую житницу Японии. Набравшись сил, новые хозяева земель зарятся на верховную власть. Недалек уже упадок режима Фудзивара, долгие усобицы феодалов и чреда военных диктаторов из кланов Тайра и Минамото, удивительно похожих на своих европейских современников и коллег - графов Орсини и Колонна в Италии, герцогов Анжу и Блуа во Франции и в Англии, немецких князей-воевод из Пруссии и Бранденбурга".
Заметим ещё одно имя - Мурасаки Сикибу, дворцовая фрейлина. Ей принадлежит роман,  до сих пор читаемый не только в Японии - "История принца Гэндзю". В Японии, как нигде в это время, расцвела литература с тонкими душевными переживаниями.
Поразительно, но японисты замечают, что развитие Японии в средние века шло по модели, более "классической", чем развитие Западной Европы!
Обратим взгляд на южную и юго-восточную часть Азии. Смирнов:
"Юго-восток Азии часто называют Внешней Индией, но никогда не зовут Внешним Китаем. Отчего же цивилизация крайнего юга Азии охватила своим влиянием гораздо больший регион, чем ее дальневосточная ровесница? Видимо, главную роль в этом сыграло отсутствие в Китае развитой государственной религии, и наличие таких религий в Индии: буддийские монахи-проповедники проникают сквозь горы, леса и пустыни в края, недоступные для имперских армий, а мореходы Южного океана издавна плавают на Мадагаскар и в Новую Гвинею, проникают в Полинезию...
Величественный холм-храм Боробудур на Яве напоминает о былом расцвете морского царства Шайлендра. Его преемник - держава Шривиджайя с центром на Суматре - борется за морскую гегемонию с южноиндийским царством Чолов".
Неру:
"Южная Индия, безусловно, обладала большей энергией, чем Северная, а ее колонии за морем, Ангкор и Шривиджайя, находились на пороге блестящего периода своего расцвета".
И подробнее об Индии у Смирнова:
"... Материковая Индия являет собою очень пеструю картину. Давно распалось последнее общеиндийское царство Гуптов, его наследие по-разному преломляется на юге в древней стране тамилов, на севере - в военно-феодальных княжествах раджпутов, на востоке - в самобытной Бенгалии и на западе - по соседству с миром ислама. Огромно языковое и этническое разнообразие южного субконтинента, столь же разнороден спектр местных религий и философий. А впереди еще вторжение мусульман - меч Махмуда Газневи уже занесен над раждпутами. Фанатичному воителю нетрудно будет победить каждого отдельного раджу, но покорить весь индийский мир одной военной силой невозможно. Только через два века другой мусульманский султан - веротерпимый Мухаммад Гури - сумеет, покровительствуя купцам и ремесленникам, подчинить себе анархическое воинство Северной Индии".
А есть ещё империя Гана и эфиопские царства в Африке. Таинственный Зимбабве - об этом речь на особом занятии,
"Совсем незнаемый в Старом Свете мир - Америка. А ведь там уже цветут цивилизации!
Что там происходило? Увы, мы слишком мало об этом знаем. Известно, например, что около тысячного года в будущей Мексике последний правитель-тольтек из династии Кецалькоатля был изгнан из своей столицы Толлана и бежал в страну Майя, где он основал новый город Чичен-Ица. Но чем были вызваны эти события? Какие социальные конфликты раздирали Толлан? Какие переселения народов происходили в это время в Мексике? Какие племена или социальные слои в государстве Майя сплотились вокруг нового лидера и почему? Мы не можем это понять не хватает информации.

Мы знаем одно, что и в Мексике и в Перу, а также в соседних с ними странах на протяжении многих столетий существовали цивилизации. В некоторых отношениях они достигли удивительно высокого уровня, в других отношениях — столь же удивительно отставали".
Мир 1000 года напоминает неравномерно освещённый дом: одни его окна ярко горят, а что в других - трудно разглядеть в полутьме.
"Приходится довольствоваться взглядами в отдельные освещенные окна - даже это помогает, при должном размышлении, понять, что происходит в доме".
Вопросы: Перечислите, из каких источников мы знаем про мир 1000 года. Что из той эпохи особенно интересно и важно для нас?


Рецензии