Монгольское нашествие Часть 2 Злогорькие годы

Литература:
Рассказы русских летописей XII-XIV в.в. М. 1973.
С.Агаев. Хафиз и пленница султана. М. 2013. Девичья башня. М. 2015. Дороги хаджа. М. 2016. Улица Иисуса. М. 2017.
В.Каргалов. Колумб Востока. М. 1988. Русский щит. М. 1972. Монголо-татарское нашествие на Русь. Разные издания.
А.Карпов. Батый. М. 2017.
В.Ряховский. Евпатий Коловрат. Разные издания.
В.Ерохин. За Русскую землю. Рязань. 1954.
Н.Языков. Евпатий. Разные издания.
В.Замыслов. Князь Василько. Княгиня Мария. Ярославль. 2001.
Ю.Татаринов. Посланник Аллаха. Минск. 2013.
Г.Абашидзе. Лашарела. М. 1982. Долгая ночь. Тбилиси. 1968. Цотнэ. М. 1982.
Р.Фиш. Джалолиддин Руми. М. 1985.
Э.Вист. Фридрих II Гогенштауфен. М. 2005.
В.Пашуто. Александр Невский. М. 1975.
С.Мосияш. Александр Невский. М. 1972.
К.Симонов. Ледовое побоище. Разные издания.
Кто с мечом... М. 1975.
В.Караев, А.Потресов. Загадка Чудского озера. М. 1976.
А.Югов. Ратоборцы. М. 1956. Отважное сердце. М. 1984.
Р.Иванченко. Золотые стремена. М. 1990.
А.Хижняк. Даниил Галицкий. М. 1956.
С.Хмельницкий. Каменный щит. М. 1980.
Т.Зульфикаров. Поэма о князе Михаиле Черниговском. М. 1989.
Н.Заболоцкий. Рубрук в Монголии. Разные издания.
М.Симашко. Емшан. Разные издания.
Г.Фёдоров-Давыдов. Курганы, идолы, монеты. М. 1968.

 Это занятие продолжает предыдущее - о драматических годах монгольского нашествия в XIII веке.

  Новым великим ханом монголов провозглашён второй сын Чингисхана Угэдэй.
  Теперь союзник монголов в борьбе с остатками империи Цзинь - южная китайская империя Сун. Не без помощи её войск пали последние твердыни цзиньских правителей. Однако сунский император не удовольствовплся в 1234 г. территорией,  которую он получил при разделе цзиньских земель, и попытался занять Лоян. Войска Угэдэя затопили местность,  разрушив плотины на Хуанхэ,  и погубили сунскую армию, лишив противников приобретений. Через несколько лет ведения военных действий Южная Сун стала выплачивать монголам дань.
  С 1231 г. Угэдэй начал вторжение в Корею.  Через семь лет царство Корё попросило мира и признало зависимость от монголов, выражавшуюся в уплате дани и посылке заложников. Вместо царского титула "чжон" правитель Кореи должен был теперь именоваться "ван" - князь.

  Отступая, наступать? В 1225-1226 г. г. Джелал-ад-Дин, ранее пострадавший от завоеваний Чингисхана, сам бесчинствует в Закавказье. Захваченным в плен десяти тысячам грузинских воинов было предложено перейти в ислам. После их отказа все пленные были убиты на мосту через Мтквари (Куру), получившем известность как «мост десяти тысяч тифлисских мучеников». Согласно грузинскому источнику, хорезмшах снёс купол собора Сиони и заменил его троном для себя.  В Узбекистане и Туркменистане Джелал - национальный герой, ему стоят памятники. В Азербайджане и Грузии он стал одним из тех, кого проклинали веками. Ох, непросто было учитывать разницу в исторических образах у бывших "братских народов"! В 1231 г. монголы разбили беглого хоремшаха в Арране и вынудили его бежать в горы Курдистана, где Джелал был убит.
И в том же году уже монгольские войска Джурмагуна вторгаются в Южный Азербайджан, а в 1235 г. - в Северный. В 1239 г. взят Дербент, в 1236 году вновь подверглись нашествию аланы (осетины).
  "Бедствия,  которые постигли все страны, превосходят всё, что история может рассказать", - с ужасом писал армянский летописец Киракос. При помощи катапульт, Джурмагун захватил и разграбил Ани и Карс. Монголы везде жестоко убивали население и разрушали города, пользуясь тем, что на всех правителей и князей сам вид монголов наводил ужас. Фактически, никаких битв не было. В 1240-е монголы под командованием Байдзу пойдут и на Западную Армению.

  Незадолго до самого Чингисхана скончался его старший сын Джучи(возможно, ему "помогли"). Унаследовал западный улус империи сын Джучи Бату-хан, вошедший в русскую историю как Батый.
  Уже в 1229 г. монголы вновь появились в пределах Европы, перейдя Яик и разбив местных кипчаков, башкирские племена и булгарские дозоры. В 1232 г. монголы уже предприняли попытку разорить Биляр в самой Волжской Булгарии.

  Целью монголов провозглашалось дойти до "последнего" западного моря. Осуществлять её стал 29-летний Бату-хан, которого заранее признали правителем ещё не завоёванных европейских стран.
  После смерти Чингисхана титул хана у монголов носили только его потомки, В дальнейшем это распространилось на все государства, где у власти были чингизиды. На курултае в 1235 г. в западный поход собрались 20 чингизидов, а также Субэдей-багатур, руководивший походом 1221-1223 г.г. Силы  монголов оценивают как 100-150 тысяч воинов (то есть 10-15 туменов). Кроме монголов, Батый собрал покорённые сибирские и степные тюркские племена. Все силы орды в русских летописях и европейских хрониках традиционно продолжали называть татарами.

  Нашествие Батыя началось там же, где бесславно кончился поход Субэдея и Джебе - осенью 1236 г. монголы осадили "Великий город" Булгар. На этот раз многочисленные противники смогли взять и разрушить первую столицу на своём пути. Надолго монголы на Средней Волге не остались, Булгар удалось достаточно быстро позднее восстановить, но Волжская Булгария превратилась в подчинённую монгольским ханам территорию.
  Дальнейшей целью войска Батыя была Русь, где князья продолжали разорительные и разобщающие усобицы.

Вопрос: Подумаем. Почему в древности греки как следует использовали передышку между двумя нашествиями персидских войск, а в XIII веке такую передышку между монгольскими вторжениями никак не использовала Русь, не подготовившись сообща к отпору?

  Весной и летом 1237 г. орда Батыя провела в Нижнем Поволжье, совершая набеги на мордовские и буртасские земли и готовясь ко вторжению в пределы Руси. Одновременно пришлось подавлять в дельте Волги восстание восточных кипчаков под руководством Бачмана.
  По одной версии, в начале декабря Батый стал станом на границе Рязанского княжества, в районе реки Воронеж, по другой - подойдя к Пронску. Хан отправил к рязанскому князю посольство с требованием покорности.
  Рязанский князь Юрий Ингваревич не дождался помощи от соперника - Юрия Всеволодовича Владимирского, а помощь из Чернигова от близких родственников опоздала (её-то и привёл на пепелище Рязани воевода Евпатий Коловрат).
  В ответ в стан Батыя поехал наследник - Фёдор Юрьевич с дарами и предложением оставить зесли княжества. "И пришел князь Федор Юрьевич на реку на Воронеж к царю Батыю, и принес ему дары, и молил царя, чтобы не воевал Рязанской земли. Безбожный же, лживый и немилосердный царь Батый дары принял и во лжи своей притворно обещал не ходить войной на Рязанскую землю, но только похвалялся и грозился повоевать всю Русскую землю. И стал у князей рязанских дочерей и сестер к себе на ложе просить. И некто из вельмож рязанских по зависти донес безбожному царю Батыю, что имеет князь Федор Юрьевич Рязанский княгиню из царского рода и что всех прекраснее она телом своим.
Царь Батый лукав был и немилостив, в неверии своем распалился в похоти своей и сказал князю Федору Юрьевичу: «Дай мне, княже, изведать красоту жены твоей». Благоверный же князь Федор Юрьевич Рязанский посмеялся и ответил царю: «Не годится нам, христианам, водить к тебе, нечестивому царю, жен своих на блуд. Когда нас одолеешь, тогда и женами нашими владеть будешь».
Безбожный царь Батый оскорбился и разъярился и тотчас повелел убить благоверного князя Федора Юрьевича, а тело его велел бросить на растерзание зверям и птицам, и других князей и воинов лучших поубивал. И один из пестунов князя Федора Юрьевича, по имени Апоница, укрылся и горько плакал, смотря на славное тело честного своего господина. И увидев, что никто его не охраняет, взял возлюбленного своего государя и тайно схоронил его. И поспешил к благоверной княгине Евпраксии и рассказал ей, как нечестивый царь Батый убил благоверного князя Федора Юрьевича".
  Есть немало литературных произведений,  посвящённых истории княгини Евпраксии. В романе Яна "Батый" она бросается с маленьким сыном с колокольни в княжеском детинце в Рязани. Но в городе Зарайске всегда были убеждены, что это произошло там, в местном кремле и даже название города объясняли тем, что здесь "заразилась", то есть убилась несчастная княгиня...
  «И обступили город, и начали биться пять дней не отступая. Воины Батыева войска переменялись и отдыхали, а горожане бились бессменно. И многих горожан убили, а других ранили, а иные от долгой битвы обессилели...И не осталось во граде ни одного живого, все заодно погибли и одну на всех чашу смертную испили. Не осталось там ни стонущего, ни плачущего: ни отца и матери по детям, ни ребёнка по отцу и по матери, ни брата по брату, ни по родным, но все вместе мёртвыми лежали. И всё это случилось за грехи наши!" "Токмо дым и пепел". Как известно, Рязань уже не возродилась на прежнем месте, столица княжества под тем же названием перешла в город Переславль-Рязанский.
  Согласно "Повести о разорении Рязани Батыем", отряд Евпатия Коловрата, застав Рязань в руинах, настиг монголов "в земле Суздальской" и бился с ними до конца. Евпатий поверг в поединке шурина Батыя Хостоврула и удостоился, мёртвый, похвалы врага (будто бы хан сказал:"Если бы такой вот служил у меня, - держал бы у самого сердца своего"). Место этого сражения до сих пор спорно, чаще всего традиция называет Берендеево болото под Переяславлем-Залесским, хотя некоторые историки считают, что это было ещё в районе Коломны.
  Можно взглянуть на карту, на которой направление Батыева нашествия на Северо-Восточную Русь напоминает вопросительный знак, на что обратил внимание В.Чивилихин. Вертикальный штрих внизу этого знака пронзил Рязань и дошёл до Коломны - края рязанских владений на границе с Владимирской Русью. Там монголов встретило войско княжича Всеволода. Князь Юрий же продолжал собирать силы...
  В битве под Коломной погиб самый младший сын Чингисхана - Кюлькан, но пал и опытный воевода Еремей Глебович. Князь Всеволод вырвался из окружения и ускакал с остатком отряда во Владимир.
  В Москве "сидел" совсем юный сын Юрия Всеволодовича Владимир, реально же сопротивление Батыю возглавил воевода Филипп Нянька. Городок монголы взяли только через пять дней, Нянька погиб, а княжич попал в плен."А татары подошли к Москве, взяли её той же зимой и убили воеводу Филиппа Нянка, а князя Владимира, сына великого князя Юрия в плен взяли. Той же зимой Юрий вышел из Владимира в малой дружине собирать свои силы, и оставил за себя сыновей своих Всеволода и Мстислава".
  Роковой "знак вопроса" стал описывать полукружие - монголы пошли на восток, к стольному Владимиру. "В конце января великий князь Юрий выехал накануне осады из Владимира с малой дружиной к Ярославлю, а оттуда за Волгу, с ним пошли племянники Василёк, Всеволод и Владимир Константиновичи (дети старшего брата Юрия, Константина) и, придя, стал станом на реке Сить,(впадает в Мологу) поджидая Ярослава с полками и Святослава с дружиной своей. А во Владимире заперся его сын Всеволод с матерью и с епископом и с братом и всеми жителями».
  «Подступивши ко граду со всей стороны и начавша бить пороки по граду и внутри града, и сыпавшася камение великие издалече… и выбивша стену у Златых врат, такоже и от Лыбеди у Орининых врат и у Медяных, такоже от Клязмы, у Воложьских врат, и прочее весь град разбивша, и внутрь камением насыпавша». Одновременно осаждавшие совершили налёт на Суздаль, где устроили погром и перебили священников и монахов, что было для монголов обычно нехарактерно.
  "От Владимира татары рассеялись по всей земле Владимирской"... Пали Юрьев, Ростов, Дмитров, Ярославль, Судиславль, Городец-Повольский, Кснятин,  Кашин, Галич Мерьский, захвачен Углич... "В один февраль месяц взяли 14 городов, кроме слобод и погостов».
  "И жда брата своего Ярослава и не было его". «Господин, князь, уже обошли нас татары». На реке Сити 3 марта силы Юрия столкнулись с двумя потоками монголов - во главе с Батыем и Бурундаем,
  «И встретились оба войска, и была битва жестокой и побежали наши перед иноплеменниками. И тут убит был князь Юрий, а Василька взяли в плен безбожные и повели в станы свои".» «Битва была великая и сеча злая, и лилась кровь, как вода».
  «А Василька Константиновича Ростовского татары взяли в плен и вели его до Шерньского леса, принуждая его жить по их обычаю и воевать на их стороне. Но он не покорился им и не принимал пищи из рук их, но много укорял их царя и всех их, говоря: "О, глухое царство оскверненное! Никак меня не отведете от христианской веры, хотя я и в очень великой беде нахожусь. Богу же как ответ дадите, у Которого много душ погубили без правды? За них мучить вас должен Бог в бесконечные века, ибо спросит Господь за души те, которые вы погубили. Они же заскрежетали зубами на него, желая насытиться кровью его... Они же, жестоко мучив его, умертвили четвертого марта, в середину Великого поста, и бросили его тело в лесу. Некая женщина, увидев тело Василька, рассказала своему богобоязненному мужу; и тот взял тело князя, завернул его в плащаницу и положил в тайном меcте».
  «Красив лицом, с очами светлыми и грозными, Василько был храбр, добр сердцем и ласков с боярами».
  "Кирилл же, епископ Ростовский, в то время был на Белоозере, и когда он шел оттуда, то пришел на Сить, где погиб великий князь Юрий, а как он погиб, знает лишь Бог - различно рассказывают об этом.  Кирилл нашел тело князя, а головы его не нашел среди множества трупов; и принёс он тело Юрия в Ростов, и положил его со многими слезами в церкви святой Богородицы».    
  Четыре недели оборонялся форпост новгородских владений Торжок. Взяв его, Батый двинулся было к Новгороду и дошёл до Игнач-креста на Валдае. Место Игнач-креста определяют по-разному, но ясно одно: отсюда Батый повернул назад. Начиналась весна и распутица в этих болотистых краях.
  Вопрос учащимся: А какие причины дополнительно могли заставить повернуть Батыя?
  Монголы были остановлены будто бы в Долгомостье, в 30 км от Смоленска. Горожанин Меркурий, с одной городской сотней, отогнал врагов и освободил пленных. Легенду о Меркурии Смоленском трудно подтвердить документально.
  "Обратный" вопросительный знак упёрся в маленький Козельск, расположенный у верхней Оки в черниговских владениях. Четыре тысячи осаждавших, три монгольских воеводы погибли здесь. Последние защитники Козельска погибли, сражаясь врукопашную. "О князе Василии неведомо, и иные глаголяху, что он в крови утонул, потому что был очень мал. Оттуда же татары не смеют его нарекать градом Козельском, но зовут град злый, понеже бились около него семь недель".
  Около года Батый копил заново силы в степи.
  Один отряд - во главе с Бурундаем - вновь в конце 1239 г. пошёл на северо-восток и разорил то, что осталось - Гороховец, Нижний Новгород  и Муром, а также подчинил мордву. Другие  силы наносили кинжальные удары по Южной Руси. 3 марта пал Переяславль-Южный, в октябре - Чернигов.
  В это же время, 26 декабря 1239 г., силы Батыя взяли в Крыму Судак (Сурож).
  К Днепру подошёл передовой отряд Менгу-хана. "Встал он на той стороне Днепра у Городца-Песочного. Увидев город, удивился красоте его и величеству его. Прислал послов своих к (киевскому князю) Михаилу (Всеволодовичу) и к горожанам, желая их обмануть, и не послушали его". Михаил бежал в Венгрию, не удержался в Киеве смоленский князь Ростислав, наконец, пришёл Даниил Галицкий. Даниил "поручил Киев (воеводе) Дмитрию для защиты от иноплеменных народов, безбожных татар".
  Наконец, подтянув силы, Батый начал новый поход "к последнему морю".
  Монголы перешли Днепр в местах городков "чёрных клобуков"(торков) и осадили Киев. "В год (от сотворения мира) 6748-й (1240-й). Пришел Батый к Киеву с силой тяжкой, со многим множеством силы своей, и окружил город, и осадила (город) сила татарская. И был город в осаде великой. И пребывал Батый у города, и воины его осаждали город, и нельзя было слышать (друг друга в городе) из-за звуков скрипа телег его, рева множества верблюдов его и ржания табунов его, и была заполнена земля Русская врагами..." "И взошли горожане на разбитые стены, и здесь можно было видеть, как ломались копья и раскалывались щиты, (а) стрелы затмили свет побежденным". После трёхмесячной осады в начале декабря был шестидневный штурм.
  «Взяли татары Киев и храм святой Софии разграбили и монастыри все. А иконы, и честные кресты, и все церковные украшения забрали и избили мечом всех людей от мала до велика» "Горожане сделали еще второе укрепление вокруг (церкви) святой Богородицы (Десятинной)". Там и погибли вместе с храмом последние защитники города. "А назавтра пришли (татары) на них, и была битва между ними великая. Люди тем временем выбежали на церковь, и на своды церковные с пожитками своими, и от тяжести повалились с ними стены церковные, и так был взят город (татарскими) воинами"). Пленного воеводу Дмитра Батый пощадил "мужества ради его".
  Почему бездействовал Даниил? Не собрал достаточное количество сил и решил переждать нашествие, уйдя к границам Польши и Венгрии... За ним в Венгрию последовали многие местные князья, но городское население стойко сопротивлялось,
  Степняки почувствовали себя не в полной силе уже в Прикарпатье, где не смогли взять некоторые крепости, например, Данилов и Кременец. Но княжеские столицы - Галич и Владимир-Волынский - пали. Галичане разделили судьбу владимирцев (на Клязьме) - многие погибли, укрывшись в Успенском соборе.
  Через Юго-Западную Русь Батый пошел в Польшу и Венгрию. Три тумена во главе с Байдаром и Орду двинулись в земли Малой Польши, взяв Люблин, Сандомир и Краков. В считанные недели с января по март 1241 года пали десятки городов Польши. Основные силы во главе с внуком Чингисхана в марте 1241 г. пошли через перевалы Карпат в пределы Венгрии. Батый особо надеялся на завоевание Венгрии - края европейской степи. Хан писал королю Беле, называя его "маленьким королём мадьяр":
«Узнал я сверх того, что рабов моих куманов ты держишь под своим покровительством... Приказываю тебе впредь не держать их у себя, чтобы из-за них я не стал против тебя. Куманам ведь легче бежать, чем тебе,— предупреждает Бату,— так как они, кочуя без домов, в шатрах, может быть, и в состоянии убежать, ты же, живя в домах, имеешь земли и города. Как же тебе избежать руки моей».
  Первый серьёзный отпор монголы встретили 1 апреля 1241 г.  у Вроцлава, где польско-чешско-немецкое рыцарское войско отбило их. Однако 9 апреля при Легнице рыцари потерпели поражение, в битве пал их предводитель князь Генрих Благочестивый. Побывав у самой границы Саксонии, не взяв силезские города, захватчики повернули в Моравию. В мае, согласно чешской традиции, там состоялось победоносное для мораван и чехов сражение, в котором разбил монголов посланный королём Вацлавом I воевода Ярослав.
  В начале XIX века поэт Вацлав Ганка воспел это сражение в песне "Ярослав". Об этом же и у Яна:"При Оломоуце, обложенном татарами, произошла кровавая встреча: здесь предводитель чешского войска, Ярослав, нанёс татарам чувствительное поражение, и от его храброй руки пал хан Пайдар." И уж совсем легендарный сюжет, упомянутый Л.Н.Гумилёвым:"Татарский предводитель, взятый в плен чехами при Ольмюце, оказался английским тамплиером по имени Питер." Питер или чингизид Байдар? Пал или взят в плен?  Была ли битва под Оломоуцем? Во всяком случае, от Оломоуца и из Моравии монголы вскоре ушли. «Следуя приказу о скорейшем движении в Венгрию, эти силы не могли терять время на осаду городов. Они разделились на несколько маленьких отрядов и грабили страну по мере продвижения. Богемский король Вацлав отбросил одну из этих орд при Кладно, что укрепило чешский моральный дух, но не оказало влияния на монгольскую стратегию. В противовес широко распространенной легенде, в Моравии не было решительных битв; через неделю или две все орды пересекли её территорию»(Г.Вернадский).
  Вскоре все Батыевы войска оказались стянуть в Венгрию, где 11 апреля король Бела IV был разбит при Шайо с участием тех же Субэдэя и Бурундая. Последовательное сопротивление Батыю оказал герцог Хорватии Коломан. Штурм города Варадин (Орадя)в Трансильвании был со столь ожесточённым сопротивлением его защитников,  что появилась легенда,  будто там погиб сам Батый. В Венгрии монголы потеряли много месяцев, натолкнувшись на ответные атаки местного населения. Здесь рассказывают об отряде Прекрасной Ланки, соажавшемся до последнего воина, о стойкости Секешфехервера,  не сдавшегося противнику.
  Разбитый при Шайо, Бела зимой бежал через Буду и хорватские владения до самой Адриатики, где укрылся на острове Чиово в королевском городе Трогире,  который монголы не взяли.
  В романе Яна "К последнему морю" ошибочно утверждается, что Батый взял Сплит. Он спутан с городом Солин недалеко от Ядрана, но не на море. И вот - Адриатика, это и есть "последнее море" Батыя. Здесь степняки почувствовали себя весьма беспомощно,
  Но монголы - недалеко от Триеста, далее - Италия.
  Всю Западную Европу охватила паника. Средневековый летописец Альберик в начале XIII в. писал о монголах с ужасом: «Голова у них большая, шеи короткая, весьма широкая грудь, большие руки, маленькие ноги, и сила у них удивительная. У них нет веры, они ничего не боятся, ни во что не верят, ничему не поклоняются». Даже в Англии молятся:"Господи, огради нас от татар!" В тот момент в испуганной Европе казалось, что «всадники дьявола», как окрестили ордынцев — повсюду. «Несть им числа». Само название татар производят от Тартара. И вдруг с весны 1242 г. начинается обратное движение войск Батыя. Его орда проходит через Зету (часть Черногории), Сербию, север Болгарии, наскоро грабя, что попадётся, уходит за Дунай и возвращается в половецкие степи.  Что произошло?
  Называют разные причины.
  Слишком малые силы, оставшиеся у Бату-хана для завоевания Европы, к тому же измотанные непривычными условиями.
  Нараставшее сопротивление на Руси и в других покорённых землях.
  Утверждение на престоле великого хана Гуюка, не любившего Батыя, хоть и участвовавшего до 1240 г.в его походе, непредсказуемость ситуации в Каракоруме.
  А, может быть, слухи о мощи сил юного полководца князя Александра Невского, в это время разбившего шведов на Неве и немецких рыцарей на Чудском озере. Эту версию выдвигал в своей эпопее В.Ян.
  Это - тема обсуждения с учениками.
  Можно согласиться с А.С. Пушкиным.
  В 1243 г. Батый, закончив свой поход отступлением, сделал своей ставкой Сарай(Сарай-Бату) на Нижней Волге, в районе ниже Волгограда. Улус Джучи стал Золотой Ордой - отдельным владением Батыя, включающим Среднее и Нижнее Поволжье, Урал, юг Западной Сибири, часть Прикаспия, Приаралье и Хорезм,  Дон и Северное Причерноморье. Русские земли рассматривались как отдельная территория, находящаяся в зависимости от Орды.
  В 1245 г. Батый впервые утвердил великого князя на Руси,  дав вводимый надолго ярлык Ярославу Всеволодовичу. Тот правит во Владимире, отправив  только воеводу в совсем опустевший Киев. Окончательно утвердить великого князя должны в Каракоруме.
Кем правил хан Золотой Орды?
Вот что писал об этом египетский писатель XIV в. ал-Омари: «Кыпчаки сделались подданными монголов. Потом они смешались и породнились с ними, земля одержала верх над природными и расовыми качествами их. Все они стали точно кыпчаки, как будто они одного с ними рода, оттого, что монголы поселились на земле кыпчаков, вступили с ними в брак и остались жить на их земле».

Монголам удалось победить Румский султанат. В результате соглашения Конийский султанат был обложен данью, которую должен платить ежегодно в золоте, шелке, верблюдах и овцах. Однако Монгольская империя не принимала действий по захвату Никейской империи.

  Прочитаем фрагмент очерка С.Г.Смирнова "1250-ый":
  "Сам Чингисхан, его дети и ближайшие соратники к 1250 году уже умерли, а внуки основателя громадной державы управляют улусами (военными округами) в разных ее концах и съезжаются в столицу Каракорум лишь изредка, чтобы на очередном совещании - курилтае - избрать нового главу империи - кагана или внести изменения в военную политику державы. Только эти задачи остались общими для всего народа-войска, а текущими административными делами и сбором податей с покоренных народов ведают имперские чиновники, набранные из местных купцов и грамотеев. Это они определяют внутреннюю политику в разных частях державы и понемногу перевоспитывают царевичей-чингизидов на свой лад. Те легко поддаются их влиянию, ибо связаны боевым товариществом лишь со своими воинами, а к далеким родичам нередко относятся как к соперникам. В 1248 году дело едва не дошло до гражданской войны: новоизбранный каган Гуюк захотел отомстить своему бывшему начальнику в походе на Русь - Бату - за прежние обиды. Две армии двинулись навстречу друг другу - но тут Гуюк внезапно умер. Похоже, что кто-то из друзей Бату пожертвовал жизнью Чингизова внука ради единства дедовской державы.
И вот в 1251 году в Каракоруме собирается очередной курилтай последний в истории монгольской империи, хотя никто из участников об этом не подозревает. Партия Бату одержит полную победу. Его друг Менгу станет новым каганом, а сам Бату будет объявлен старшим в роде и избавлен от вмешательства столичных властей в дела его западного улуса - Золотой Орды.
Не менее важны военные решения курилтая. Громадная профессиональная армия требует постоянного боевого применения; вопрос лишь в том, какому из трех открытых фронтов отдать предпочтение: Южному Китаю, Ближнему Востоку или Западной Европе. Китай ближе всего, и поход туда предрешен, но по поводу других направлений есть разногласия. Покойный Гуюк намеревался продолжить западный поход, чтобы под его командой степняки дошли до Ламанша и Пиренеев, превзойдя успехи Бату в Восточной Европе. Но сам Бату не хочет вмешательства чужих войск в дела его улуса; поэтому монгольские тумены двинутся на Багдад и Сирию - завершать разгром мусульманских держав. Командовать западной армией будет молодой Хубилай - брат кагана, а начальником его штаба станет Кит-Бука-нойон, несторианин, способный, по мнению монгольских правителей, найти общий язык с христианами Сирии и Малой Азии. И если европейские рыцари-крестоносцы, владеющие крепостями и гаванями на восточном берегу Средиземного моря, поддержат монгольский натиск, то странам ислама придется совсем туго.
Действительно, притесняемые мусульманами армяне Ближнего Востока помогут монголам так же, как они помогали рыцарям-франкам во время первого крестового похода. Но сами франки отнесутся к идее военного союза с монголами, как к предложению изгонять бесов с помощью сатаны. Почему так?"

В это время, как только миновала угроза завоевания монголами всей Европы, там нашлись переговорщики с чингизидами. И первым был... папа римский Иннокентий IV. На взгляд церкви, надо было отвести от христиан такую кару,  как нашествие степняков-язычников. При этом по@прежнему ходили упорные слухи,  что на северо-востоке Азии живут преемники легендарного пресвитера Иоанна, и не это ли - великие ханы? Папство также после сокрушения Византии жило иллюзиями, что теперь легче обратить в католичество как можно больше стран. И не будет ли грозный хан татар союзником против мусульман, не поможет ли крестоносцам? С такими соображениями на восток в далёкий путь был направлен монах-францисканец Плано Карпини.

Карпини отмечал: «монголы произвели великое избиение в земле Русии, разрушили города и крепости и убили людей, осадили Киев, бывший столицей Русии и после длительной осады они взяли его и убили жителей города: отсюда, когда мы ехали через их землю, мы находили неисчислимые головы и кости мёртвых людей, лежавших в поле; ибо этот город был весьма большим и очень многолюдным, а теперь он обращён почти ни во что: едва существует там двести домов, а людей тех держат они в самом тяжёлом рабстве».
И вот посольство, миновав владения Золотой Орды, прошло по землям улуса великого хана и добрались до Каракорума, добившись приёма у Гуюка.
Гуюк воссел на престол, и все склоняли перед ним колени — «за исключением нас,— не забывал повторять Карпини,— которые не были ему подчинены». А среди собравшихся (а их было несколько тысяч) присутствовали представители самых разных покоренных народов. Карпини видел здесь вождей китаев и солангов, встретил русского князя из Суздаля, двух сыновей грузинского царя, посла багдадского халифа и не менее десяти представителей других правителей мусульманских стран. Над императором держали зонт, весь убранный жемчугом (кажется, Карпини был первым европейцем, увидевшим зонт).
Один русский по имени Кузьма поддержал их материально. Помощь явилась очень кстати. Растратившие все деньги в дороге монахи нуждались даже в еде. Кузьма — золотых дел мастер— рассказал им, что трон императора сделал он, он же вырезал печать Гуюка.
Ответ Гуюка Карпини:
«Силою бога все земли, начиная от тех, где восходит солнце, и кончая теми, где заходит, пожалованы нам... Ты сам во главе королей, все вместе без исключения, придите предложить нам службу и покорность. С этого времени мы будем считать вас покорившимися. И если вы не последуете приказу бога и воспротивитесь нашим приказаниям, то вы станете нашими врагами».
Плано Карпини оставил книгу "История монгалов, именуемых нами татарами»". Он локазался свидетелем пребывания в Каракоруме великого князя Ярослава. Он указал, что Ярослав был приглашён к столу матери Гуюк-хана. Та «в знак почёта дала ему есть и пить из собственной руки». После этой трапезы русский князь почувствовал недомогание и скончался через 7 дней, по пути домой. Русские летописи, сообщая о смерти великого князя, указывают, что он был оклеветан неким русским вельможей — Фёдором Яруновичем. В обнаруженном в XX веке письме римского папы Иннокентия IV Александру Невскому понтифик сообщал сыну убитого князя, что тот перед самой смертью принял католичество. Возможно, в этом и состоял оговор. Есть и версия о том, что мать Гуюка была особо враждебна к Бату-хану и хотела отравлением Ярослава ему "осложнить жизнь".
Рассказывал Карпини и о трагической судьбе русского князя Михаила Черниговского, убитого в ставке Батыя.
Карпини и галицкий летописец свидетельствуют, что целью поездки Михаила было, как и у других князей, выказать покорность Батыю и получить от него санкцию на свои владения. Плано Карпини свидетельствует, что обрядом, за неисполнение которого последовала гибель Михаила, было поклонение идолу Чингисхана. Папский посол возвращался через Русь,  в сопровождении человека из свиты черниговского князя.
Русское "Сказание о убиении в Орде князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора» сообщает: "И все поганые проходили через огонь и кланялись солнцу и идолам. Волхвы также хотели провести Михаила и Феодора через огонь. Михаил же и Феодор сказали им: «Не подобает христианам проходить через огонь и поклоняться ему, как вы поклоняетесь. Такова вера христианская: не велит поклоняться ничему сотворенному, а велит поклоняться только Отцу и Сыну и Святому Духу». Михаил же сказал Феодору: «Нельзя нам поклоняться тому, чему они поклоняются»...Борис и бояре начали еще настойчивее уговаривать и просить его, чтобы послушался их. Михаил же ответил им: «Не внемлю я вам и душу свою не погублю». После этого Михаил сорвал с себя княжеский плащ свой и швырнул его в ноги к ним, говоря: «Возьмите славу света этого, к которой вы стремитесь!» Когда услыхал Елдега, что не уговорили Михаила, то поехал к царю и поведал ему речи Михаила...И тут приехали убийцы, соскочили с коней и, схватив Михаила и растянув ему руки,. начали бить его кулаками по сердцу. После этого повергли ниц на землю и стали избивать его ногами. Так продолжалось долго. И вот некто, бывший прежде христианином, а потом отвергшийся христианской веры и ставший поганым законопреступником, по имени Доман, отрезал голову святому мученику Михаилу и отшвырнул ее прочь. После этого сказали Феодору: «Если ты поклонишься богам нашим, то получишь все княжество князя своего». И ответил Феодор: «Княжения не хочу и богам вашим не поклонюсь, а хочу пострадать за Христа, как и князь мой!» Тогда начали мучить Феодора, как прежде Михаила, после чего отрезали честную его голову"...

После возвращения Карпини в Рим энтузиастом сближения с великим ханом стал король Франции Людовик IX, прозванный Святым - инициатор новых крестовых походов, при этом плачевно попавший в плен в Египте. В 1253 г. из Акры он отправляет в Центральную Азию другого францисканца - Гильома Рубрука. Его путь лежал также сначала в Сарай (через Константинополь и Крым)к хану Батыю, а затем - в Каракорум к Менгу.

Из поэмы Н.Заболоцкого "Рубрук в Монголии".

Мне вспоминается доныне,
Как с небольшой командой слуг.
Блуждая в северной пустыне,
Въезжал в Монголию Рубрук.

«Вернись, Рубрук!» — кричали птицы
«Очнись, Рубрук! — скрипела ель. —
Слепил мороз твои ресницы,
Сковала бороду метель.

Тебе ль, монах, идти к монголам
По гребням голым, по степям,
По разоренным этим селам,
По непроложенным путям?

И что тебе, по сути дела,
До измышлений  короля?
Ужели вправду надоела
Тебе французская земля?

Небось в покоях Людовика
Теперь и пышно и тепло,
А тут лишь ветер воет дико
С татарской саблей наголо.

Тут ни тропинки, ни дороги,
Ни городов, ни деревень,
Одни лишь Гоги да Магоги
В овчинных шапках набекрень!»

А он сквозь Русь спешил упрямо,
Через пожарища и тьму,
И перед ним вставала драма
Народа, чуждого ему.

В те дни, по милости Батыев,
Ладони выев до костей,
Еще дымился древний Киев
У ног непрошеных гостей.

Не стало больше песен дивных,
Лежал в гробнице Ярослав,
И замолчали девы в гривнах,
Последний танец отплясав.

И только волки да лисицы
На диком празднестве своем
Весь день бродили по столице
И тяжелели с каждым днем.

А он, минуя все берлоги,
Уже скакал через Итиль
Туда, где Гоги и Магоги
Стада упрятали в ковыль.

Туда, к потомкам Чингисхана,
Под сень неведомых шатров,
В чертог восточного тумана,
В селенье северных ветров!

..............

Прищурив умные гляделки,
Сидели воины в тени,
И, явно не в своей тарелке,
Рубрука слушали они.

Не то чтоб сложной их натуры
Не понимал совсем монах, —
Здесь пели две клавиатуры
На двух различных языках.

Порой хитер, порой наивен.
С мотивом спорил здесь мотив,
И был отнюдь не примитивен
Монгольских воинов актив.

Здесь был особой жизни опыт,
Особый дух, особый тон.
Здесь речь была как конский топот,
Как стук мечей, как копий звон.

В ней водопады клокотали,
Подобно реву Ангары,
И часто мелкие детали
Приобретали роль горы.

Куда уж было тут латынцу,
Будь он и тонкий дипломат,
Псалмы втолковывать ордынцу
И бить в кимвалы наугад!

Как прототип башибузука,
Любой  монгольский мальчуган
Всю казуистику Рубрука,
Смеясь, засовывал в карман.

Сын Батыя несторианин Сартак расположен к предложениям посла. Но Батый отверг принятие католичества и союз с Людовиком Святым. А великий хан был слишком далеко, чтобы это было ему нужно.

Менгу продолжает завоевание Китая. В 1253 году монголы в обход сунских владений покоряют царство Дали в верховьях Янцзы. В этом походе выделился брат великого хана Хубилай.

Между тем в отношении к игу Золотой Орды на Руси обозначилось две линии - Александра Ярославича Невского, призывавшего терпеть иго, добиваясь мирно его ослабления, и Даниила Галицкого, сопротивлявшегося Орде и создававшего союз правителей Восточной Европы против него. При этом Даниил признал необходимость сближения с католическими странами и папством и принял титул короля. Линию Даниила в общем поддерживал брат Александра великий князь Андрей.
В 1252 г. в ответ на сопротивление Андрея аыплате дани Батый послал против него "Неврюеву рать"( по имени темника Неврюя). Андрей бежал через Новгород и Псков в Швецию. Через четыре года он возвратился на Русь и при помощи Александра примирился с Ордой...
Против Даниила Орда послала войско Куремсы.
Вопрос: Почему в это время на Руси возникла пословица:"Злее зла честь татарская"?
Недолго после смерти Батыя в 1255 году ханом был Сартак. Произошла его ссора с дядей Берке. И вновь роковым оказался путь в Каракорум для утверждения на престоле - Сартак в пути умер. Ставший ханом Берке, близкий к мусульманской знати, заставил русские дружины воевать на его стороне против Хулагу на Кавказе.
Даниил был вынужден вместе с Бурундаем и Васильком Романовичем принять участие в походе 1258 года против Литвы и Чёрной Руси. Чтобы ещё более ослабить позицию Даниила, монголы решили ослабить его союзников, к которым относился венгерский король Бела IV и польский Болеслав V Стыдливый. В 1260 г. вновь были взяты Сандомир и Краков. В результате около 10 000 поляков попало в полон.
Вот уже и Даниил вынужден допустить уплату Орде дани и снести крепости в своих владениях. В русские княжества направлены ордынские чиновники,  проведшие перепись населения и установившие
нормы выплаты дани. "У кого денег нет, у того дитя возьмут"... К этой системе в 1259 г. подключён и избежавший нашествия Великий Новгород. 1262 г. - восстание в Северо-Восточной Руси против сборщиков дани. В Орду к Берке едет Александр. Он, обещав покорность, добивается от Берке отмены плана жестоко покарать Русь и службы князей на Кавказе. В конце 1263 г. Невский умирает в Городце-Повольском - на обратном пути.  "Злее зла честь..."

В Иране брат Менгу Хулагу провозгласил себя ильханом.
В 1255 году монгольская орда легко преодолела центральную и восточную Анатолию.
Клин клином? Только монгольские тумены покончили с Аламутом, этим "змеиным гнездом".
В 1256 г. Хулагу окончательно обособил свою власть от великого хана. Фактически завершилось образование на месте Чингизовой империи четырёх монгольских государств. Два из них (братьев Менгу и Хулагу) противостояли другим двум (Золотой Орде и улусу Чагатаидов).
Оспаривая с ханами Золотой Орды Кавказ, с Чагатаидами Среднюю Азию, Хулагу, наконец, затевает давно задуманный поход на Багдад и далее - в Сирию и к Средиземному морю.
Из книги Фёдорова-Давыдова "Курганы. идолы, монеты":
Наконец, в 1257 г. его эмиры сказали: «Поход на Багдад — благое дело», — а другие советники на вопрос, что же случится после этого похода, ответили: «Вместо халифа будет Хулагу». Приближенные постарались заглушить тревоги Хулагу, указывая ему, что в истории не раз было так, что аббасидские халифы оказывались жертвами заговоров и дворцовых убийств, но ничего страшного не случалось; ничего не случится, мол, и на этот раз. Хулагу, наконец, решился на штурм «города мира». Один хорезмиец в войске Хулагу послал перед самым штурмом своему знакомому половчанину Карасонкуру, оказавшемуся в войсках багдадского халифа, такое Золоты е монеты Таш кен тского клада письмо: «Мы с тобой одной породы. Я после долгой беготни по немощи и нужде подчинился, примкнул к служению его высочеству Хулагу, и меня жалуют. Пожалейте и вы свою жизнь, сжальтесь над своими детьми и покоритесь, дабы ваши семьи, и жизнь, и достояние были бы пощажены». Старая песня о том, что плетью обуха не перешибешь... Половчанин оказался героем, но героем, не сумевшим трезво оценить положение. Он ответил гордым отказом, причем говорил за себя и за все халифское войско. «Какие имеются основания у монголов, чтобы покушаться на род самих Аббасидов?» — спрашивал он. А основания были — стремительное движение войск Хулагу, почти не знавших поражения, разложение и коррупция среди аббасидского чиновничества, почти полная небоеспособность багдадских войск. Все это не оставляло сомнений в исходе штурма Багдада, если халиф не пойдет на поклон к монгольскому царевичу. В ответ на эти благоразумные советы Карасонкур ответил: «То, что ты приглашаешь меня к молодому монгольскому деревцу, далеко от благоразумия». Хулагу, которому показали этот наивный ответ Карасонкура, только рассмеялся. «Если халиф покорится, пусть выйдет, а не то пусть ждет войны»,— сказал он.
Багдад был взят за 12 дней.
Абдуллах Вассаф: «Они прошлись по городу, как голодные соколы, напавшие на летящих голубей, как разъярённые волки напавшие на овец, со спущенными поводьями, ухмыляющиеся они сеяли ужас и разрушение, кровати и подушки украшенные золотом и драгоценностями были распороты и разорваны в клочья. Девушек прятавшихся за занавесями в гареме за волосы вытаскивали на улицы и отдавали монгольским воинам… так население гибло от рук завоевателей». Так в феврале 1258 г. погиб город  сказок "1001 ночи".
Захваченного халифа заставили смотреть на гибель города. Большинство источников говорит о том, что халифа затоптали. Монголы завернули его в ковёр и провели по нему свою конницу. Так, они считали, земля не обидится на них за пролитие царской крови.
«Ирак 1258 года существенно отличался от современного. Система каналов поддерживалась больше тысячи лет. Багдад был блестящим интеллектуальным центром мира. Падение Багдада было психологическим ударом, от которого исламский мир не оправился. Ислам замкнулся в себе, стал более консервативным, нетерпимым к конфликтам веры и разума. С разграбления Багдада угас интеллектуальный светоч ислама. Масштаб потерь был сравним с разрушением Афин Перикла и Аристотеля. Монголы разрушили мелиорационные каналы и покинули Ирак, который уже не восстановился»(Стивен Датч).
В начале 1260 г. взят Дамаск. Но тут - синдром Батыя! Пришло известие о смерти Менгу в Каракоруме. Хулагу решает вернуться на всякий случай в Иран, оставляя в Сирии Кит-Буку. Во главе с ним монгольские отряды приходят в Баальбек в Ливане, берут Наблус и доходят до Газы. С крестоносцами они так и не соединяются. Весной в Египте собирается войско мамлюков во главе с будущим султаном Бейбарсом и 3 сентября побеждает монголов при Айн-Джалуте. Кит-Бука захвачен а плен и казнён. Хулагу навсегда потерял Сирию и удержал лишь Ирак. Великим ханом же стал в это время Хубилай, победившим в войне своего соперника - внука Чингисхана Ариг-Буку, поддержанного Берке.

"Степняк-мусульманин Бейбарс победит степняка-несторианина Кит-Бука - в этом нет ничего удивительного. Но впервые гибель монгольского воеводы и его бойцов останется неотмщенной это заслуживает внимания.
Дело в том, что в 1259 году умрет каган Менгу, и монгольскому единству придет конец. Грозного Бату уже не будет в живых, а его брат и преемник Берке, не в силах сделать каганом одного из своих друзей, объявит Золотую Орду независимой от центрального правительства. Так же поступит владыка Ирана Хулагу - давний враг Берке, и они тут же начнут усобицу. У Хулагу не останется свободных сил для карательного похода на Египет, и государство мамлюков уцелеет...Зато крестоносцы сполна пожнут плоды своей недальновидности: уже в 1261 году никейские греки, наладив союз с Хулагу, решительным ударом вернут себе Константинополь. Вслед за этим все твердыни франков на Ближнем Востоке перейдут в руки мамлюков или византийцев - крестоносная эпопея завершится полным фиаско".
  Итак, не случилось, к счастью, в это тяжёлое время, глобального противостояния всех против всех - Хулагу и крестоносцев против Берке и мусульманских государств, великого хана как союзника первых и Чагатаидов как союзников вторых... Обсудим с учащимися,  а могла ли случиться такая общеевразийская,  почти мировая война? И где могла оказаться в таком конфликте Русь?
  Хубилай всё больше становился правителем Китая (хуанди)и в 1271 г. провозгласил новую династию Юань. В 1272 году он сделал своей столицей Пекин (город назыаплся тогда Даду или Ханбалык).
  В 1274 г. последовала первая неудачная попытка вторжения в Японию.
  После полного завоевания Китая в 1279 году, воспользовавшись флотом и войсками павшей империи, Хубилай собрался атаковать Японию двумя флотилиями, чей состав помимо монголов и корейцев теперь включал ещё и китайцев.
  С того времени «камикадзэ» стал восприниматься как символ божественной защиты Японии.
  В начале ХХ века Цусима вновь станет роковым местом...
  По большому счёту, после 1281 года закончилось то, что принято называть монгольским нашествием. Степная "пружина" замерла. В 1285 г. ордынцы вторглись было в Венгрию, а в 1287 г. третий раз в Польшу, но были разбиты и отступили. Империя уже давно распалась. Чингизиды погрязли в междоусобицах и сближались со знатью покорённых стран. Рядовые воины-монголы смешивались с местным населением. Империя Юань уже напоминала больше китайскую, Хулагуиды принимали ислам, с исламом сближались и правители Золотой Орды, начиная с Берке. Но ещё долго сохранялись подчинение многих стран и народов этим государствам и зависимость от них. В стороне от нашествия остались большая часть Индии, почти вся Юго-Восточная Азия и Аравия, но все остальные государства и племенные союзы Азии оказались подчинены чингизидам или разорены ими. То же относится к Поволжью, Северному Причерноморью и княжествам Руси.


Рецензии