Лекарство для души

«Я - царь страны несуществующей,
Страны, где имени мне нет...
Душой, созвездия колдующей,
Витаю я среди планет».
Игорь-Северянин. «Грёзовое царство»


        О чём они?

Как работает искусство, как оно воздействует на нас? Чем  оно с древности привлекает людей? У всех ли есть стремление к искусству и познанию, и что это за люди, у которых оно отсутствует? Вопросы не праздные, потому что речь идёт не только об эстетическом удовольствии, но и психическом здоровье людей… Этими вопросами давно задавались и психологи, занимавшиеся исследованием воздействия произведений искусства на душу, и ясновидящие мистики, способные более глубоко проникнуть в сущность человека и его связи с   духовным  миром...
Много тайн в нашей душевной жизнь; если начнёте заниматься самопознанием, вы это  скоро поймёте… Доктор Штайнер, настраивая нас на серьёзную волну, говорит, что самопознание не праздный интерес к своему внутреннему миру:   самопознание   есть самое необходимое, если мы вообще хотим прийти к цели, достойной человека в мировом бытии, к действительно достойным человека существованию и деятельности. Кроме этой великой цели, самонаблюдение и самопознание    открывают путь к познанию духовного мира,  т. к. человек суть его зеркальное отражение. Духовная наука, искусство и, в особенности, поэзия, могут помочь ищущему раскрыть эти связи и почувствовать божественные начала в душе человека.

Грёзы во сне и наяву,  -  что это за состояние такое? Кому и какой прослойке общества оно свойственно, с какими другими  человеческими  чертами   связано? Что оно даёт и как помогает человеку?  Поэты часто грезят стихами и возносятся в другие царства и миры…  Сам  в юности чувствовал в себе такие порывы, читая романтическую прозу К. Паустовского и стихи русских поэтов. Такое происходило не только со мной: романтизм и сентиментализм в литературе и поэзии, как стремление к  красоте и возвышенному, появился более трёх столетий назад: средневековый рационализм сковывал души людей и их тягу к духовному возрождению. Последователями этого течения чувственный опыт ставился выше достижений разума. Великими романтиками были И. Гёте, Ф. Шиллер и другие подвижники духа. Романтизм возник в Германии как бунт против удушающей филистерской ограниченности тогдашнего общества. По определению Артура Шопенгауэра, филистер - человек, постоянно и с большою серьезностью занятый реальностью, которая на самом деле не реальна.  Филистер -   такое слово имеется только в немецком языке, что в очередной раз  подтверждает глубину немецкой философской мысли - обозначает человека, не имеющего духовных потребностей и стремления к познанию, кто не получает эстетического наслаждения от искусства, и имеет лишь физические потребности. В русском языке очень приблизительным синонимом этого слова может служить  «мещанин».
В. Белинский считал, что такого слова в русском языке нет, и так объяснял его смысл и по этому признаку делил всех на публику и толпу: Публика есть собрание известного числа (по большей части очень ограниченного) образованных и самостоятельно мыслящих людей; толпа есть собрание людей, живущих по преданию и рассуждающих по авторитету, другими словами — из людей, которые

Не могут сметь
Своё суждение иметь.
Такие люди в Германии называются филистерами, и пока на русском языке не приищется для них учтивого выражения, будем называть их этим именем.


Уяснив с помощью немецкого философа и русского критика, что филистер, постоянно думающий о своих физических потребностях, грезить не способен, приглашаю публику продолжить наш разговор о грёзах… В такие моменты, в моменты грёз, освободившись от груза угрюмой действительности,  - в этом прелесть этого состояния -  люди способные к такой левитации отрываются  от земной реальности, обретают «невесомость» и в состоянии творческой фантазии начинают вещать  о своих видениях: появляются никому неведомые  сказочные города, страны, ситуации и образы. Так, к примеру, возникла Миррэлия Игоря-Северянина («Увертюра»):

Миррэлия — светлое царство,
Край ландышей и лебедей.
Где нет ни больных, ни лекарства,
Где люди не вроде людей.

В таком пограничном состоянии поэты могут общаться с элементарными духами природы, видеть мир, «закутанным в цветной туман»,  им открываются Горнии миры и Небесные царства… Истинному поэту достаточно самой малости, чтобы перенестись в мир грёз (А. Блок. Ты помнишь? В нашей бухте сонной...):

Случайно на ноже карманном
Найди пылинку дальних стран —
И мир опять предстанет странным,
Закутанным в цветной туман!

Блока видения и грёзы посещали детских лет… Поэт долго грезил о Прекрасной даме и эти грёзы описаны в первом сборнике его стихов..  У Игоря-Северянина много стихов с такими образами: приводил их в «Принцессе Грёза». Этот гений, “интуит с душой мимозовой» обладал редкими способностями к прозрению иных миров, поэтическому описанию их  и магией привлечению туда поклонниц своего таланта:

 Грезовое царство
Я — царь страны несуществующей,
Страны, где имени мне нет…
Душой, созвездия колдующей,
Витаю я среди планет.
Я, интуит с душой мимозовой,
Постиг бессмертия процесс.
В моей стране есть терем грезовый
Для намагниченных принцесс.
В моем междупланетном тереме
Звучат мелодии Тома.
Принцессы в гений мой поверили,
Забыв земные терема.
Их много, дев нерассуждающих,
В экстазе сбросивших плащи,
Так упоительно страдающих
И переливных, как лучи.
Им подсказал инстинкт их звончатый
Избрать мой грезовый гарем.
Они вошли душой бутончатой,
Вошли — как Ромул и как Рем.
И распустилось царство новое,
Страна беэразумных чудес…
И, восхищен своей основою,
Дышу я душами принцесс!..

Это стихотворение про тайну воздействия искусства на души людей, способных без рассуждения отдаться его власти…. Поэты много могут рассказать думающему читателю. Если вчитаться, вдуматься, погрузиться в необычные образы и символы  этого произведение, откроются многие тайны воздействия поэзии на души людей и понять, что за животворное стремление живёт в нашем подсознании, заставляющее нас эпизодически хоть не надолго «улетать» из надоевшей реальности… Это стремление глубинное, как инстинкт самосохранения, только не физическом, а духовном уровне, оно запечатлено где-то в подсознании человека, но именно оно и определило возникновение искусства как средства удовлетворения этой не всеми осознаваемой  духовной потребности… Не биологической, а духовной, потому что прожить без неё как-можно…  Однако не будем забегать вперёд.

Сергей Таратута часто улетает в  неведомые миры, где находится его умершая мама:

В небесах среди туч то ли ада врата,
То ли в рай неприметная дверца.
Безразличного времени давит пята.
Возрастает нагрузка на сердце.
Улетаешь опять далеко-далеко ,
Возвращаться оттуда всегда нелегкою
Одолеть расстояние в тысячи дней
За пятнадцать минут без машин и коней.
Там всегда почему-то безбрежнее нивы,
Земляника душистей и близкие живы…
И живому отцу ты спешишь доложить,
Что увидел за время полёта,
Что боишься начать в одиночестве жить,
Никому не давая отчёта!..

Здесь не только  грёзы о маме, здесь и о земной любви к отцу, вскормившему и вспоившему сына после смерти любимой жены… Мальчику было четыре года, когда ушла мама... Отец стал не только кормильцем, но и воспитателем, банкиром (все заработанные стихами деньги он отдавал отцу), духовником, но и повитухой и главным редактором всех его стихов того времени. Так случилось, что сын воспринял всё от любящего отца - с его феноменальной памятью чуть ли не каждое слово -  и стал носителем его образа жизни и культуры.  Такой любви к отцу трудно найти в жизни и поэзии. Много искренних и сильных стихов посвятил Сергей своему родителю…
А вот стихотворение  появившееся на свет рано утром 28 июня 2022 года, оно тоже с грёзами, но в нем поэт говорит о каких-то силах-существах Наверху, которые этими  грёзами управляют, подавая знаки,  когда мы на правильном пути:

Превращаются в замки бараки,
Видишь золото в каждой породе…
Вера в сказку есть в каждом народе.
Как вы там, подающие знаки,
Что на верной дороге мы, вроде?
И невзгод не пугают атаки
Вот уже столько прожитых лет.
Привыкаешь к маршруту во мраке,
И всё время выходишь на свет!
Где вы там, подающие знаки?

08.07.2022
 

А поэту-молочнику Владимиру Козлову  и улетать никуда не надо, он свои грёзовые образы в окружающих пейзажах находит, в окружающих ферму лесах, лугах и полянах; он может и с Тишиной найти общий язык:

Говорящая Тишь

Ветерок. Чуть качается ива.
На воде еле видная зыбь.
Вдалеке у речного залива
Прокричала пронзительно выпь.

Белоснежные клочья тумана
Облегают прибрежный камыш
И роса улеглась на поляны…
Мне на сердце нездешняя тишь
Опустилась. Откуда не знаю
Ею кто-то со мной говорит,
Тем, как будто меня окликая,
Что всё время молчит и молчит..

Поэты в грёзовом состоянии часто пребывают, оно сродни вдохновению, приглашая туда и своих читателей.  Искусство притягивает людей загадочной возможностью проникновения через их творения в чувства и мысли гениев и получения поддержки от помогающих им богов. Шедевры гениев это своеобразные порталы в духовный мир.  Меня в лирической поэзии привлекает именно это: возможность заглянуть в душу поэта, трудно достижимая в обычной жизни возможность понять другого человека и проникнуться сочувствием к нему: психологи называют такое состояние эмпатией. Чувство это мистическое практически необъяснимое, но оно из тысячелетия в тысячелетие, как взгляд Джоконды, притягивает людей к шедеврам мирового искусства. Пример, «Мона Лиза» Леонардо да Винчи или бессмертные эпические поэмы «Илиада» и «Одиссей» Гомера.

К таким духовным порталам  стремятся люди и ощущающие тяги к искусству …  Вспоминая о прошлом, мечтая о чём-то в будущем они пытаются вырваться из щупалец каждодневности, из засасывающей трясины  быта, многие делают это неосознанно, не понимая, что с ними на самом деле происходит. Чтобы ослабить хватку этих щупалец используются все доступные подручные средства: алкоголь, наркотики, секс, всякого рода удовольствия, развлечения и все доступные средства массовой культуры. Практичные американцы, понимая потребности человеческой души, и имея желание на этом заработать, на базе Голливуда создали фабрику грёз, где обычные люди, сидя в кинозале, могли забыть на время о серых буднях и  почувствовать себя героями снятых там кинолент… На этом и построена магия кино: в максимально доступной для массового сознания форме дать зрителям иллюзию счастья.  Это и бизнес и психотерапия… Кино, за исключением элитарных лент, самый легко усваиваемый  вид искусства, практически не требующий никаких умственных усилий от потребителя кинопродукции: поэтому его так любили вожди и идеологи всех мастей.  В СССР тоже прекрасно понимали эту особенность киноискусства умело эксплуатировали  в пропагандистских и идеологических целях: Кино есть величайшее средство массовой агитации. Задача – взять это дело в свои руки (И.В. Сталин). И взяли,… а сейчас выпустили - и Интернет забил нам все памороки.

Разноплановых возможностей ослабить хватку реальности и виртуального мира с его беспутьем много. Люди с творческими задатками начинают искать возможности для выхода своих творческих сил: снимают видеоролики на всевозможные темы, пытаются монетизировать свои способности, начинают заниматься литературой, писать стихи… То, что сейчас происходит на этом фронте приобрело массовый характер и, независимо от качества выдаваемой литературной продукции, требует самого внимательного отношения, осмысления и установления правильного диагноза… Возможно, пробуждая наши души, Небеса всё-таки хотят помочь людям найти выход из Лабиринта, в котором они блуждают, занимаясь взаимо- и само уничтожением.
Возникшее после появления Интернета виртуальное пространство и легкость доступа в него очень сильно помогает этому стихийному процессу самовыражения и поиска духовных опор. Всё перечисленное -  явления одной духовной природы, хотя разной глубины и направленности. Люди  простые и творческие так или иначе пытаются спасти свои души от суеты сует, проникаясь сочувствием к ближнему, стать более человечными, только большинство, не понимая причин происходящего с ними, вместо Рая попадают в Ад. В свой личный или тот, который обещан не раскаявшимся грешникам. И всё, что они делают, пытаясь вырваться из пут, с духовной точки зрения это сигналы SOS, обращенные к  Космосу и Всевышнему. 
Спасаются, кто как может, однако ближе всех к пониманию, что с ними происходит, поэты… Поэты народ стихийный, - поэтами рождаются -  их научить чему-то, особенно если их талант от Бога, невозможно, но остальные, понимая суть происходящего, с помощью искусства могут облагородить свои стремления и найти свой Путь… Об этом писали-говорили и великие Романтики в прошлом -  в далёком и недавнем, - об этом говорят стихотворцы, можно придти к таким размышлениям и из личного чувственного опыта  или по наитию свыше;  в любом случае важно это почувствовать и сохранить в себе...

Однако во всём, что мы чувствуем интуитивно и к чему бессознательно стремимся, есть свой скрытый  смысл, разобраться в этом и прояснить его для себя бывает очень важно. Может быть не сразу, а потом когда-нибудь вам обязательно - самостоятельно или с чьей-нибудь помощью - захочется это сделать…   Касался тайны грёзового сознания в статье «Принцесса Грёза», но осталось что-то недопонятое, недодуманное и недосказанное, что мешает жить дальше… Захотелось от этого освободиться: так и появилось настоящее эссе… Это ещё один пример, того, как через поэзию, через её духовные импульсы могут раскрываться сокровенные тайны нашего бытия…



        Грёзовое сознание с точки зрения духовной науки

Для осознания и понимания освободительной роли грёз в жизни человека мало личного опыта и размышлений вроде тех, что приведены в начале этого эссе. Современная психология тоже мало что может добавить к глубокому пониманию воздействия искусства на сознание человека. Такие размышления о некоторых фактах проявления грёзового сознания могут только настроить нас на нужную волну, дать почувствовать глубину затронутой темы и направить на поиск источника знаний по заинтересовавшему нас явлению душевной жизни человека.. Примерно так, таинственные исчезновения самолётов и кораблей в районе Бермудского треугольника  заставляют ученых  делать попытки разгадать тайну «моря Дьявола»... 
Грёзы это одна из тайн жизни нашей души, их очень много, человек чрезвычайно сложное существо и их познание сравнимо с познанием Космоса,  эту область в эзотерике называют Микрокосмосом, что не умаляет его бесконечной глубины и сложности проникновения в сущность происходящих там явлений: поэтому процесс самопознания однажды начавшись никогда не может быть окончен… Для меня  навигатором в этом мире и источником знаний о нём стала антропософия и её основатель Рудольф Штайнер.

Итак, как же искусство и поэзия могут помочь ищущему человеку в более гармоничной и здоровой жизни? Ответы на этот вопрос можно найти в статье Штайнера «Эфиризация крови». Один из главных  тезисов этой статьи, определяющий наше положение относительно физического и духовного мира, заключается в том, что современный человек постоянно спит… Ночью, когда наше астральное тело отделяется от физического и улетает в душевный мир, мы спим в отношении физического мира, а днем, находясь в бодрственном состоянии, мы спим в отношении в отношении мира духовного. Этот вывод может показаться парадоксальным, поэтому приведу здесь поясняющие слова Штайнера. Следующие три абзаца выдержка из статьи Доктора.
 
В соответствии с элементарными понятиями нашего антропософского познания нам известно, что во время бодрствования четыре члена человеческого существа — физическое, эфирное, астральное тела и «Я» – органически друг в друга вставлены, друг на друга воздействуют; во время сна физическое и эфирное тела лежат в постели, астральное же тело и «Я» как бы изливаются в тот обширный мир, который непосредственно граничит с нашим физическим бытием.
Мы могли бы еще и по-иному рассмотреть эти факты. А именно, мы могли бы спросить, как же обстоит дело с рассмотрением всего жизненного мира человека, с процессами представления, мышления и с волей, ее импульсами во время бодрствования и во время сна? Видите ли, если идти глубже, то обнаруживается, что в некотором особом смысле человек в своем современном физическом бытии спит, собственно, все время. Только ночью он спит иначе, чем днем.
Уже чисто внешне вы можете себе это представить, потому что вам известно, что можно днем оккультно проснуться, что днем может проявиться ясновидение, можно заглянуть в духовный мир. Обычное физическое тело относительно такого наблюдения оказывается спящим, и можно сказать, что это пробуждение, когда человек учится использовать свои духовные чувства. В отношении ночного сна ясно, что человек ночью спит. Так что можно сказать, что обычный сон является сном по отношению к внешнему физическому миру, дневное же сознание в наше время – сон по отношению к духовному миру.

Из этого текста очень важно для темы эссе выделить, что человек днём может оккультно проснуться и заглянуть в духовный мир.  Ясновидение - это высшая форма пробуждения, она в моменты вдохновения доступна  талантливым поэтам, однако градаций этого состояния у обычных людей довольно много, они уже перечислялись: все виды искусства пытаются привести нас в такое грёзовое состояние. Это  состояние очищающего катарсиса, в которое должно приводить человека истинное искусство. Это состояние действует на человека так же как и ночной сон - оно освежает его и даёт ему новые силы. Впервые его  описал Аристотель в своей Поэтике. Сам неоднократно испытывал подобное состояние после хороших спектаклей, когда на какое-то время в тебя как бы вселялась душа какого-либо понравившегося героя и ты становился, начинал думать и говорить, как этот герой. Такова волшебная сила настоящего искусства!
А вот как говорит об этом Доктор, величайший оккультный исследователь человека и духовного мира.  Только самые прозаичные, филистерски настроенные люди бодрствуют постоянно, и, когда не спят. По сути люди должны и днем немного грезить, то есть в период бодрствования в них должна быть какая-то доля грезящего сознания, они должны уметь отдаваться искусству, поэзии или какой-либо иной жизненной деятельности, которая не направлена единственно на сухую реальность. И люди, отдающиеся подобной деятельности, творят некую связь, которая имеет обратное освежающее и оживляющее действие на все бытие. Отдаваться таким мыслям, это в определенной мере подобно тому, что как сновидение проникает в бодрственную жизнь. И в сне жить, вы же знаете, что тогда грезение вносят, тогда являются реальные сны, которые прочее (прежнее) сознание во сне пронизывают. Это нечто, в чём нуждаются все люди, которые не хотят ограничиваться только будничной, сухой, нездоровой дневной жизнью. Грёзы и без этого приходят ночью, это не требуется оправдывать. Это среднее, лежащее между двумя полюсами: ночное и дневное грезящее состояния, которые могут жить в фантазии.

Можно теперь с определённостью сказать: отдаваясь грёзовым мыслям и настроениям, скажем под влиянием талантливо написанного лирического стихотворения, попадая под влияние строя, лада и музыки поэтической речи мы оздоравливаем и оживляем свою душу и  организм, можем усилить своё сознание, сделать его более открытым для  окружающего мира и, более того, можем наладить контакт с духовным миром. В очередной раз приведу здесь определение  поэзии И. Бродским, чтобы вы убедились, что мыслители-духовидцы и великие поэты говорят об одном и том же: «Поэзия не развлечение и даже не форма искусства, но, скорее, наша видовая цель...  В общем, единственный способ застраховаться от чужой — если не от своей собственно  — пошлости. К тому же поэзия — это колоссальный ускоритель сознания, и для пишущего, и для читающего. Вы обнаруживаете связи или зависимости, о существовании которых вы и не подозревали: данные в языке, речи. Это уникальный инструмент познания» («Московские Новости» No 50, 23 — 30 июля 1995 г. ).  Вот, что такое поэзия!

Из статьи  «Эфиризация крови» можно сделать ещё один важный вывод для понимания роли искусства в нашей жизни: о месте интеллекта в развитии человека. Достижения человеческого ума оспаривать не возможно: вся материальная культура есть результат его многовековой нескончаемой деятельности. Однако в области духа и морального совершенствования  человека возможности интеллекта весьма ограничены. Опять обратимся к тексту статьи.
 
Является истиной, что, таким, каким сейчас является человек в обычной жизни, он в состоянии совершать что-то правильное только на интеллектуальном плане; в отношении морального плана он способен на меньшее, здесь нам приходится рассчитывать на помощь из Макрокосмоса. Наша интеллектуальность может до некоторой степени содействовать нашему развитию, в моральном же совершенствовании нам должны прийти на помощь Боги. Мы погружаемся в сон, для того чтобы проникнуться Божественной волей, где мы не можем ни во что вмешаться нашим бессильным интеллектом, тогда Божественные силы превращают в силу воли то, что мы воспринимаем как моральные принципы, прививают нашей воле то, что в ином случае мы можем принять лишь в наши мысли.

Оккультные представления достаточно сложны и требуют некоторой расшифровки. Грёзовое сознание для человека это возможность проникнуться Божественной волей и получить содействие свыше для развития в моральном плане, в самом главном направлении духовного развития человека. Вывод, который можно сделать из сообщения Доктора, очень важен в контексте настоящего эссе:  человек может получать помощь из Макрокосмоса и днём, используя для этого возможности искусства и поэзии, нейтрализуя нездоровое  действие  сухой реальности. Поэзия, в частности, открывает нам мир чувств, раскрывает душевные качества человека, делает способным к сочувствию, направляя его таким образом на путь  истинной любви. И благодаря этому - и это главное - он может становиться более моральным, совершать моральные поступки и таким образом всё более и более гармонизировать   свою личность и окружающее пространство. Вот в чём главная сила грезящего сознания, которое мы можем обрести погружаясь в поэзию и читая стихи любимых талантливых поэтов.


         Мистерия Голгофы

Если согласиться с Бродским, и принять, что поэзия наша видовая цель, то принявшему  такое утверждение обязательно захочется узнать хоть что-нибудь об этой цели, чтобы с соответствующим пиететом относиться к этому необычному виду искусства и читать стихи не только для развлечения… Великие мыслители и художники, будучи ближе всех  к Богу, во все времена хотели привить нам вкус к добродетели, поэты тоже причастны к этим устремлениям...  Поиску такого рода поэтических откровений и посвящены мои исследования поэтического искусства.
Содержание статьи «Эфиризация крови» (её полное название  «Эфиризация крови и понимание эфирного Христа в земном развитии» ПСС №130, Лекция от  1 октября 1911г., Базель)    выходит за рамки темы настоящего эссе.  Однако прочитав этот раздел  вы поймёте смысл названия статьи Доктора, о какой эфиризации в ней идёт речь, а главное, поймёте сокровенный смысл мученической смерти Христа на Голгофе   и что сделала с Землёй пролитая им там кровь…   
Штайнер, мыслитель, посвященный и ясновидящий - глубочайший исследователь жизни человеческой души. Здесь он рассматривает её с разных точек зрения: с позиции аналитической психологии, мистика и оккультиста. Его откровения и выводы показывают космизм человеческой сущности  - не только все связи Микрокосмоса человека, а именно его мышления,  эстетических и моральных устремлений с астральным планом и небесным миром (нижним и верхним Деваханом), но и дают глубокое понимание сути христианского учения, значения мистерии Голгофы и Импульса Христа для эволюции человечества. Заинтересовавшиеся этой темой могут познакомиться с работой Доктора в Интернете, здесь же приведу некоторые цитаты и перечислю её основные выводы, чтобы хотя бы немного приблизиться к пониманию нашей видовой цели и в очередной раз показать масштаб его личности..
 
О мыслях и представлениях. На том основании, что то, что человек называет мыслями, так же относится к тому, чем действительно являются мысли, как тень от вещи к вещи самой. Если у вас есть цветок, и вы видите его тень, то эта тень убеждает в реальности цветка. Так и с мыслями. Все дело в том, что человеческие мышление является теневым образом представлений и существ, находящихся в высшем мире, в том, что называется астральным планом…. Там действуют различного рода существа, там кишат представления и поступки, которые отбрасывают теневые образы в человека, и эти процессы отражаются в человеческой голове, как мышление. Представление является правильным, если вы думаете, что из вашей головы непрерывно идут потоки в астральный план, и эти потоки суть тени, порождающие мыслительную жизнь в вашей голове

Жизнь ощущений и чувств.  Но, кроме того, что мы называем мыслительной жизнью, для человеческой души существует еще и иная жизнь. В обычной жизни различают – это не совсем точно, но я говорю об этом, чтобы заимствовать нужное мне понятие из обычной жизни – мыслительную жизнь и жизнь ощущений, чувств. Среди чувств мы имеем чувства, доставляющие нам удовольствие, вызывающие наши симпатии, и чувства недовольства, чувства антипатии. Первые возникают благодаря справедливым, доброжелательным поступкам, антипатия же вызывается злыми, несправедливыми действиями. Это уже не только чистое восприятие, это нечто другое. Представления возникают в нас и от безразличных нам вещей. Душевные же переживания симпатии и антипатии владеют нами при виде всего прекрасного и доброго или дурного и безобразного.  Также точно, как все в человеке живущее в виде мыслей, указывает на астральный план, так и все, что связано с симпатиями и антипатиями, указывает на то, что мы называем нижним Деваханом. И также точно мог бы я линии, которые я перед этим в астральный мир при этих представлениях нарисовал, теперь протянуть вверх в Девахан или небесный мир.

В нас, преимущественно в нашей груди, разыгрываются процессы небесного мира, Девахана, как чувства симпатии и антипатии к прекрасному и безобразному, к доброму или злому и дурному, так что вместе со всем, что мы можем назвать нашими ощущениями по отношению к морально-эстетическому миру, мы несем в нашей душе тени, отбрасываемые нижним Деваханом, небесным миром.

Тени духовного мира. А затем в человеческой душевной жизни имеется нечто третье, что мы должны точно отличать от простого предпочтения к доброжелательным поступкам. Есть разница, стоим ли мы где-то и наблюдаем прекрасный, доброжелательный поступок и находим в этом удовольствие, или же приводим в действие нашу волю с тем, чтобы самим совершать такой добрый поступок.  Насколько наша душа чувствует побуждение, в какой степени она моральные импульсы чувствует, являются эти импульсы теневыми образами высшего Девахана, верхнего небесного мира.
Это моральные импульсы и чувства, которые в нас живут и дают нам возможность сказать, что по сути человеческая жизнь только тем оправдывается, если мы свои мысли отдаем на службу всего доброго и прекрасного, а нашей интеллектуальной деятельности даём пронизаться потоком истинной чистой крови сердца божественно-духовной жизни, даём пронизаться потоком моральных импульсов.
Мы можем прекрасно представить себе эти три душевные деятельности, располагающиеся по трем восходящим ступеням: чисто интеллектуальную деятельность мышления, представления, наблюдения, эстетическую жизнь, выражающуюся в удовольствии и неудовольствии, и моральную жизнь в импульсах относительно злого и доброго, что эти три раздельно лежащие типа душевных переживаний человека являются микрокосмическими образами располагающихся вовне, в Макрокосмосе, один над другим трех миров: астрального мира, отражающегося в мире мыслей, в интеллектуальном мире человека; деваханического мира, создающего наподобие тени эстетический мир удовольствия и неудовольствия; и верхнего Девахана, тенью которого служит моральность.

Световые лучи сердца. Картину человеческой душевной жизни, которую мы только что нарисовали, сначала путем внешнего экзотерического рассмотрения, затем посредством скорее несколько мистического жизне-рассмотрения, подтверждают глубокие оккультные исследования. И тогда все более или менее внешне описанное предстает перед нами в виде процессов, протекающих в человеке и доступных восприятию ясновидения. Когда в наши дни перед нами стоит в бодрственном состоянии человек, рассматриваемый с помощью ясновидения, то обнаруживается, что от его сердца к голове непрестанно струятся некие световые лучи.
Если бы мы хотели это изобразить схематически, мы должны были бы показать на рисунке область сердца, а затем потоки, струящиеся в направлении мозга и обтекающие внутри головы тот орган, который в анатомии описывается как шишковидная железа. Как световые лучи идёт это от сердца вверх в голову и обтекает шишковидную железу. Эти потоки возникают благодаря тому, что человеческая кровь, физическая субстанция, вещество, непрерывно растворяется в эфирной субстанции, так что в области сердца имеет место непрерывный переход крови в тонкую эфирную субстанцию, которая струится вверх к голове, и, мерцая, обтекает шишковидную железу. Этот процесс – становления крови эфиром – постоянно наблюдается в бодрствующем человеке.
У спящего человека – иначе. Тогда, если здесь у нас расположена область сердца, а здесь область мозга, оккультный наблюдатель воспринимал бы непрерывный поток, поступающий к сердцу извне внутрь, а также сзади внутрь. Однако эти потоки, которые притекают к спящему человеку извне, из мирового пространства, из Макрокосмоса во внутреннее существо того, что в качестве физического и эфирного тел лежит в постели, потоки эти действительно представляют собой нечто поразительное.
Эти лучи очень различны у разных людей. Спящие люди очень отличаются один от другого, и, если люди, обладающие хотя бы некоторой долей тщеславия, смогли бы, наконец, убедиться, в каком отрицательном облике они предстают оккультному взгляду, они бы всячески воздерживались на общих собраниях от засыпания, которое выдавало бы их с головой. Действительно это так, моральные качества резко обнаруживаются по своеобразной окраске тех течений, которые во время сна струятся в человека, так что человек низкого морального уровня имеет совсем иные потоки, чем человек, обладающий высокими моральными принципами.
Тут уж никакое притворство в течение дня человеку не поможет. Перед высшими мировыми властями не притворишься. Дело обстоит так, что в человеке, отличающемся даже совсем незначительной склонностью к не совсем моральным принципам, постоянно струятся коричнево-красные лучи и все прочие оттенки вплоть до красно-коричневых. А лилово-фиолетовые лучи вступают в людей, имеющих высокие моральные идеалы.

Это соответствующее явление сегодня может быть так описано, как оно в качестве результата имеется налицо именно через заботливое оккультное исследование последних лет, предпринятых в духовных исследованиях отдельных действительных истинных розенкрейцеров
 
В согласии с этим результатом можно описать макрокосмическое в его отношении к микрокосмическому. И тогда обнаруживается – в вашем понимании вы все ближе будете подходить к таким вещам – что нечто, подобное сказанному сейчас в связи с Микрокосмосом, происходит и в Макрокосмосе. Так же, как в области человеческого сердца происходит непрерывное превращение крови в эфирную субстанцию, аналогичный процесс имеет место и в Макрокосмосе. Мы поймем это, обратив наш взор на Мистерию Голгофы, на тот момент, когда кровь Христа Иисуса пролилась из Его ран. Эту кровь нельзя рассматривать, как только химическую субстанцию, она – нечто совершенно особое, если вспомнить все то, что говорилось о природе Иисуса из Назарета. И, когда эта совершенно особая кровь вытекла и устремилась в землю, нашей Земле была дана некая субстанция, которая, когда она соединилась с Землей, произвела событие самое значительное для всего последующего развития Земли, и которое могло свершиться всего однажды. Что же произошло с этой кровью в последующие времена? – Ничто иное, как то, что происходит в сердце человека. Эта кровь в ходе земной эволюции проделала процесс эфиризации. И, как наша кровь в виде эфира струится из сердца вверх, так в земном эфире со времен Мистерии Голгофы живет эфиризированная кровь Христа Иисуса. Эфирное тело Земли пронизано тем, во что превратилась кровь, пролитая на Голгофе, и это важно.

Если бы не произошло то, что произошло благодаря Христу Иисусу, тогда было бы только то с людьми на Земле, что уже описывалось раньше. Но теперь, со времени Мистерии Голгофы, всегда существует возможность, что в течении человеческой крови снизу-вверх сопутствует воздействие эфирной крови Христа. Благодаря тому, что в эфирном теле Земли содержится эфирная кровь Иисуса из Назарета, она также струится снизу-вверх, из сердца к мозгу вместе с эфиризированной кровью человека – эта эфиризированная кровь Иисуса из Назарета, так что в человеке происходит не только все описанное выше, но собственно человеческий поток крови сливается с потоком крови Христа Иисуса. Однако объединение этих обоих потоков имеет место, лишь если человек несет правильное понимание навстречу тому, что содержится в Христовом Импульсе. Иначе такое соединение произойти не может, иначе оба потока отталкиваются один от другого с такой же силой, с какой они в ином случае стремятся соединиться.

Описав-объяснив мистический смысл Мистерии Голгофы далее в лекции Штайнер говорит о втором пришествии Христа и говорит о том, что это будет не физический человек, как это было в первый раз в Палестине, а Христос эфирный. Но будучи эфирным он будет реально помогать людям в трудных жизненных ситуациях. Однако, чтобы увидеть его и принять эту помощь, люди должны быть подготовлены. И bменно эту задачу и выполняет духовная наука антропософия. Трудно в коротком эссе рассказать об этом грандиозном событии  и его влиянии на судьбу нашей Планеты, но указать на главное в этих событиях я не мог… хотя меня могут и упрекнуть за такое отвлечение, сказав, а причём здесь поэзия?.. Ответить  на такие слова можно, вспомнив высказывание И. Бродского как о видовой цели  и уникальном инструменте познания…  Поэзия вездесуща - она везде и во всём! И главное её предназначение,  как и искусства в целом, это прояснение законов истины и добра, источников моральной силы, способствование  моральным устремлениям человека  и направление его усилий в сторону добрых дел и поступков.


                ***

Прояснение изложенных Доктором  представлений о сокровенных подробностях    жизни человеческой души и  Мистерии Голгофы равносильно пониманию смысла жизни.  Очищение мыслей и чувств от скверны, обретение морально-нравственных ценностей, развитие сознания приводит к очищению крови человека и создаёт вокруг него моральную атмосферу. Объединение эфирного потока, созданного такой кровью с эфирными потоками земли, образовавшимися в момент смерти Христа на Голгофе, даёт импульс развития Земли и лежит в основе её эволюции. Такова мистическая основа духовного подвига распятого Христа и духовная миссия христианства. И этот момент воссоединения человеческой души с эфирным Христом, принятия его в своё сердце есть величайшее событие в жизни христианина, пока, к сожалению, достаточно редкое… Причина -  в отсутствии у большинства души сознательной и  духовного Я, которые нарабатываются человеком  в процессе нравственной жизни и стремления к Истине и Добру (познакомится с трактовкой этих понятий можно в статье «Черный монах» или в «Теософии Р. Штайнера)).
Высшие силы Небесного мира,   по утверждению Доктора, отмечают  высокоморальные устремления изменением цвета входящего во время сна  сзади в область сердца эфирного света, который при  развитии изменяется с коричнево-красных тонов на фиолетово-лиловые. Недаром, видно, в народе  говорят «Бог шельму метит»…  Правда, как выяснилось, подобным образом, но только другим цветом он метит не только плохих, но и хороших людей. Получается, что Бог действительно видит насквозь каждого из нас, всё знает о наших прегрешениях и духовная наука это подтверждает…
Однако подобное самоочищение задача чрезвычайно трудная и зависит от большого количества кармических , наследственных и других факторов. Наиболее яркие примеры таких людей можно найти в жизнеописаниях праведников, старцев и святых, у которых было желание и возможности удалиться от соблазнов мирской жизни. Однако такие примеры показывают, что такое мральная атмосфера, возникающая вокруг таких божьих угодников и как притягательно она действует на окружающих. Очевидно, что без Божьей помощи становление таких высокоморальных людей не состоялось бы. Благие намерения, которыми как известно вымощена дорога в Ад, и благих мыслей здесь мало…  Об этом же говорит в своей лекции и Доктор Штайнер: «Является истиной, что, таким, каким сейчас является человек в обычной жизни, он в состоянии совершать что-то правильное только на интеллектуальном плане; в отношении морального плана он способен на меньшее, здесь нам приходится рассчитывать на помощь из Макрокосмоса».

Одним из способов привлечения помощи Макрокосмоса и есть погружение человека в грёзовое сознание, рассмотрению которого и посвящено настоящее эссе. И искусство и поэзия могут быть здесь наилучшими помощниками.  Как получить такую помощь свыше можно узнать обратившись к другим работам автора.
В заключение на примере поэзии Сергея Таратуты, склонного к мистическим прозрениям - многократно отмечал это в своих работах - хочу показать, как талантливые художники чувствуют связь с Богом, связь с Макрокосмосом, и как они зовут нас в эти неведомые дали, где мы можем получить так необходимую нам для жизни и морального совершенствования помощь:

Это время явно не твоё,
Но живёшь и никуда не деться.
И событий грустных остриё
Протыкает душу, мозг и сердце.

Электрон, молекула и атом -
Ты не в силах что-то изменить…
И связующая с небом нить
На глазах становится канатом!

08.07.2022

КОНЕЦ


Рецензии