Социософия, 20

58. Мораль пребывания
59. Мораль защиты
60. Возможности четверки: религиозное обращение


МОРАЛЬ ПРЕБЫВАНИЯ

Мораль единицы – пребывание. Судьбой Адама был Рай, этот удел был дан ему от Бога, но первый человек не выполнил всех условий безбедной жизни в Эдеме. Пребывание означает в данном случае пребывание в воле Всевышнего (жизнь в согласии с ней, по заповедям, их соблюдение), пребывание в завете с Богом.

Мораль пребывания реализовали, в частности, праведники, которые соблюли завет с Богом, не преступив его заповедей. Праведность предполагает жизнь строго согласно заповедям. Как праведники прославлены, например, святые Иоаким и Анна, родители Богородицы, которых называют Богоотцами, ибо они причастны к рождению мессии. До конца исполнил волю Отца Христос. Его страдания и смерть были частью Божественного сценария, который Он выдержал, победив смерть, как мы верим.

Мораль пребывания тесно связана с мотивом исполнения, который мы находим в Новом Завете. Исполнение – плод, результат этой морали.  «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить», – говорит Иисус в Нагорной проповеди.

Крестная смерть Иисуса есть исполнение воли Божией, но о ней возвещали и пророки: «Сила моя иссохла, как черепок; язык мой прильпнул к гортани моей, и Ты свел меня к персти смертной. Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои. Можно было бы перечесть все кости мои; а они смотрят и делают из меня зрелище; делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий».

Иисус твердо стоял на стези исполнения. Апостол Петр, узнав о том, что предстоит Христу, начал прекословить Ему: «будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою. Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн; потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое».

Когда пришли арестовать Иисуса, Петр, «простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо. Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут; или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? как же сбудутся Писания, что так должно быть?»

Мотив исполнения звучит и во время встречи Иисуса с Иоанном Крестителем. Они единомышленники, но Иоанн понимает, что «недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его» и «удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».

В данном случае Иисус выступает не только как мессия, он одновременно и современник Иоанна, который так же, как и остальные, нуждается в покаянии, то есть в обновлении духа, которое и происходит – после погружения в Иордан на Него в виде голубя нисходит Святой Дух.

Иисус одновременно сын своего времени и Сын Божий. Он приходит к Иоанну в образе сына своего времени (ибо так нам надлежит исполнить всякую правду) и тем самым подтверждает свою Божественную природу.

Иисус, как видим, не революционер (ибо пришел исполнить закон, а не отменить его), но его учение является революционным для цикла, в котором Он был явлен – четвертого, который характеризовал в те времена жизнь в Иудее. Стремясь к исполнению закона Божия (писания и пророков) и исполняя его, Он одновременно нарушает все законы цикла – идеологию достатка (которая на уровне духовности общества предполагает определенную стагнацию), этику почитания (которая предполагала в то время у иудеев почитание буквы закона более, нежели духа закона, почитание форм, что обличал Христос, называя фарисеев вождями слепыми, оцеживающими комара, говоря, что они уподобляются «окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты», призывая очистить «прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их», утверждая, что они только по наружности кажутся «людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония») и мораль преобладания, ибо направил своих учеников за пределы Израиля, к языкам, которых иудеи считали нечестивцами, чтобы благовествовать им.

«И не думайте говорить в себе: "отец у нас Авраам", ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму», – говорил Он. Такова психология носителей морали преобладания (четвертого цикла), они считают себя «детьми Авраама», то есть имеющими правоту, причастными истине по рождению (по происхождению). «Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов», – продолжал Он.


МОРАЛЬ ЗАЩИТЫ

Мораль третьего цикла – защита. Военные действия настолько прочно вошли в жизнь в IV в. до н. э. – XIII в. н. э., что кровопролитные войны признавались моральными, то есть соответствующими интересам сообществ. При этом народами руководила мотивация защиты, даже когда они нападали первыми (крестовые походы, например).

Для воина это означало, что его труд (ратный) морален; это превращало его в важный элемент духовности общества. У воина был высокий социальный статус, он даже мог увенчать себя лаврами героя, показав себя наилучшим образом на поле брани.

Известно, что сперва в римские легионы брали только граждан, владевших землей. То есть носителем морали защиты был костяк общества, самая уважаемая его часть, чем подчеркивалась важность данной морали.

Мораль защиты присутствует и в средневековье. Выразителем ее было, в частности, рыцарство. Но рыцарь в средневековой Европе – это не только элитный воин, незаменимый на поле брани, он заслужил репутацию справедливого защитника как таковую. Даже в тылу, как бы сегодня сказали, рыцарь не переставал быть рыцарем, или не имел на это право. Он защищал тех, кого несправедливо обижали, в этом он видел долг чести рыцаря. По крайней мере, такой образ средневекового рыцаря мы получаем из литературы.

Моралью защиты проникнута и армия России. Нас всегда учили, что Россия никогда первой не нападала, только защищалась, и мы крепко усвоили, что дело армии – оборона. СССР победил в оборонительной войне, и эту победу, которую называют великой, у нас чествуют по сей день каждый год внушительным военным парадом на Красной площади, в котором участвует даже современная авиация. Все это подтверждает, что мораль защиты работает, она до сих пор является составной частью общественной морали в России.


ВОЗМОЖНОСТИ ЧЕТВЕРКИ: РЕЛИГИОЗНОЕ ОБРАЩЕНИЕ

Одной из возможностей четвертого качественного этапа истории является религиозное обращение (обращение в другую религию). Мы видим, что четверка как система ценностей (включающая философию жизни, мораль, этику, эстетику, нравственность) стремится к самосохранению и может существовать под разными флагами, например, коммунизма и так называемой нелиберальной демократии (возможны и другие лики четверки, так, немецкий национал-социализм был четверкой).

Как еще может сохранить себя четверка, в частности, в России? Через религиозное обращение. Массовое обращение в другую религию, например, в ислам могло бы сохранить четверку. К тому же, исламизация могла бы решить другую серьезную проблему общества – проблему варваризации масс.

Строгие рамки мусульманской морали могли бы исправить катастрофическую ситуацию в народной толще, где духовное истощение достигло предела, и человек (внутренний, а вместе с ним и внешний) могли бы обрести приличествующий вид.

Такие люди могут найтись, которые приведут довод варваризации масс в пользу религиозного обращения. В России много мусульман, и в их среде происходит то, что называют духовным возрождением – обращение к своим религиозным корням, традициям.

Сегодня людей, совершающих намаз, можно увидеть даже в подземных переходах Москвы. Похоже, мусульмане меньше стесняются своей веры, чем этнические русские или представители других национальностей, традиционно исповедующих православие.

А что предполагает заявляемая евразийская ориентация России? Не совсем понятно. Не обернется ли она ориентацией преимущественно на Азию не только в экономическом, но и в духовном, религиозном отношении?

Для спасения четверки, в которой многие склонны видеть истинно национальное, пожалуй, могут согласиться и на исламизацию.


Рецензии