Никто не знает срока...

      
           "Старое дерево скрипит, да не ломается",
           "Старого не учат, мёртвого не лечат"(русск. пог.)

           Много лет я торговала на рынке около большого магазина «Океан», и образовалось у меня там очень много знакомых.  Ну а поскольку на моём прилавке было много всяких чудес со всех концов света, клиенты у меня подобрались люди любознательные, интеллигентные. Они охотно задерживались около моего прилавка, охотно отвечали на мои вопросы, которые никто никогда им не задавал, охотно рассказывали о себе. Так появилась книга «Записки уличной торговки».
           Одной из покупательниц и собеседниц была пожилая женщина,  живущая неподалёку, Мария Николаевна. Ну, такой милый, скромный, располагающий к себе человек! Работала она много лет на небольшой должности, замужем была недолго, детей не имела, жила одна. Как я ни пытала её вопросами, жизнь свою она видела заурядной, ничем не примечательной. А, надо сказать, мне самой ни одна биография не кажется заурядной – из любой я такой рассказ сочиню – ничего не прибавляя, что пальчики оближешь!
          Как-то, пытаясь понять загадку Марии Николаевны, я оказалась у неё дома. Попросила показать семейный альбом – обычно я с этого начинаю. И что тут оказалось! Этот альбом – поистине чудо! Он сохранял историю огромной семьи за всё время существования фотографии. Корни её   гнездились где-то во дворянстве, а предки Марии Николаевны – мужчины в смокингах и дамы с тюрнюрами и веерами, в конце позапрошлого века и в начале прошлого играли заметные роли в обществе не только Казахстана, но и России!  На одном из снимков запечатлён,как друг семьи, был даже не то Деникин, не то Колчак!.. Сказать, что я была потрясена – ничего не сказать.
           - Но как же? А вдруг что с вами случится? И такой великолепный альбом пропадёт для истории? – возмутилась я.  – Вы немедленно должны отнести его в музей или в архив города! 
           - Я сама об этом думала, и не против, только всё некогда - ответила Мария Николаевна. – Тем более, что у меня обнаружили онкологию, и я прохожу сеансы облучения...
          С грустью окинула я взглядом Марию Николаевну. Худенькая, бледная, она в последнее время совсем сдала... Бедная! Что ей предстоит! И никаких родных, одна... Надо ей помочь! Стала прикидывать, куда лучше определить альбом? В «Музей Искусств»? Но он деревянный, и регулярно горит... В «Областной краеведческий музей»? Но там такие незаинтересованные люди работают! Сколько раз я им давала знать, оставляла адреса и телефоны, где они могли бы даром получить экспонаты для музея – запишут, изобразят внимание, интерес -  но никакой реакции! И в результате люди уходят, а раритеты оказываются на помойке! Отдать в областной архив? Я сама туда перед первой поездкой в Австралию сдала свои архивы, чтобы не пропали, если не вернусь. И что же? Когда я поинтересовалась их судьбой через два года, узнала, что они забыты, не оформлены, и чуть ли не выкинуты...  Забрала.
            Однажды увидела неподалёку от «Океана» выброшенным чудесный старинный сундук! Сколько тепла человеческих рук он хранил, сколько труда! Неужели его судьба -  сгнить на городской свалке? Я остановила какую-то машину,  привезла его домой (заплатив 800 тенге). Попользовавшись им несколько лет, налюбовавшись на него,  стала пытаться пристроить сундук в музей.  И вот уж двадцать лет иногда напоминаю им об их обещании забрать – снова запишут телефон, адрес, и... снова забывают!
            А Равиль Хасанович Рязапов на что? Он в своём музее при Ботаническом саду такие экспонаты собрал, что даже из Республиканских музеев его регулярно «грабят»!  Вот опять недавно  в Астану увезли большую партию собранных им раритетов!  Старушки любят с ним делиться самым дорогим, потому что это такой сердечный, обаятельный человек!
           Я лечу к нему: «Равиль Хасанович! Одна старушка помирает, надо ей помочь сохранить чудесный альбом с её предками! У неё нет наследников, выкинут на помойку!..» Ему второй раз повторять не надо.  На следующий же, если не в тот же день, Равиль Хасанович с коробкой шоколадных конфет является пред очи Марии Николаевны, конечно, обаяет старушку, как он всегда это делает, и уносит альбом с собой. Все довольны...
           Проходит много лет... Я еду с вокзала мимо Ботанического Сада. С грустью думаю о том, что прошлой зимой не стало  ( от ковида) Равиля Хасановича – свежего, работоспособного, полного энтузиазма и жизненных сил!  Еду дальше... Через три остановки вижу милую Марию Николаевну – она совсем постарела, поседела, лишилась зубов. Как обычно, идёт с небольшим пакетом со стороны «Океана» - ей тяжёлого поднимать нельзя... 

            Никто не знает срока...

                23.07.22г.


Рецензии
...как мне нравится читать такие жизненные и правильные истории...
Спасибо!
Рассказ очень философический ( или философский?)
Философия человеческих отношений часто хранится в семейных альбомах,но не всем выпадает такое счастье.
Успехов.С уважением.е.

Евгения Бойцова   24.07.2022 06:36     Заявить о нарушении
Спасибо, Женя. Успехов вам, здоровья!

Любовь Матвеева-Поротикова   25.07.2022 04:02   Заявить о нарушении