Бульдожьи брыльца

Бульдожьи брыльца. Анализ романа Владимира Набокова "Приглашение на казнь"

Кто является отцом Диомедона? Трудно поверить, но этот бесхитростный вопрос способен протащить за собой читателя по следу символов, разделённых десятками километров непроходимого текста. От отца мальчику достались упоминаемые рассказчиком бульдожьи брыльца, эстетике которых придаёт законченность собачья привычка Диомедона: по-шариковски душительные анти-кошачьи демарши. Казалось бы, годящийся для предъявления ищейке вещдок, однако свисающие щёки относятся у романной популяции к числу признаков внешности с малой вариабельностью, едва не трансперсональных, то есть ими наделены или должны быть наделены многие мужские персонажи; впрочем, черноусый хват, белокурый франт и телеграфист Виктор отпадают. Прежде всего, бульдожьи, да и вообще собачьи образы нередко выгуливаются тёзкой Делаланда. В частности: 1) в виде головы бульдога сделан набалдашник трости м-сье Пьера; 2) выполняя цирковой трюк – ручной, совершенно домашний эквилибр - палач прокусывает бульдожьими зубами спинку верного цинциннатова четвероногого стула; 3) наконец, шумная возня буровящего стену палача (сооружаемый межкультурный туннель направлен строго из камеры в камеру и не предназначен для побега и иных противоправных действий), наводит Цинцинната на мысли о псе, который добывает барсука в его норе. Кроме того, если исключить разреженно окрашенную  пижаму – явный порок экстерьера, – то всесторонне образованный плавными кривыми компактный корпус коренастого псевдо-арестанта вполне соответствует стандартам английской травильной породы. Убравший своё ремесло «под кат» и прикидывающийся другом человека м-сье Пьер мог бы быть отцом Диомедона, однако, похоже, что этой собаке нужна пятая нога.


Рецензии