Дачное строительство. Часть 2. Кухонька

  Визит собачьей своры на нашу дачу http://proza.ru/2021/06/21/827  выявил незащищённость нашей постройки. Поэтому, когда возникла идея заменить небольшую деревянную кухоньку на более просторную и каменную, то мы отнеслись к этой идее со всей серьёзностью. Хорошая входная дверь с замком - прежде всего.

  Вход в старую фанерную кухоньку был со стороны террасы, а двери в ней не было вовсе. Да и сама кухонька была малюсенькой, так, закуток с окнами на три стороны и керогазом на столе. Рядом с ней – выход с террасы в сад. С хилой фанерной дверью.
  Предполагалось, что новая кухня будет каменной и будет расширена в два раза в сторону дома. Кроме того дочка спросила – Папа, а ты можешь сделать для меня второй этаж?
  - А почему бы и нет?
  - с балкончиком?
  - Ну, да.

  Так проект и зародился. Как это получилось, вы видите на иллюстрации. Вход на кухню был с террасы, прямо возле стены дома. Продолжаясь в сторону дома, кухня разрезала торец деревянного карниза крыши дома, так, что на месте карниза образовалась треугольная ниша, ограниченная сверху крышей, а сзади – фронтоном, ведущим на чердак.
  В верхней части треугольной ниши я сделал люк, чтобы попасть на чердак можно было бы не по наружной лестнице, а прямо со второго этажа над кухней.
  В общем, архитектура непростая, в которой много чего надо было предусмотреть.

  В то время частное предпринимательство только-только начало развиваться. Заводик, где можно было купить керамзит-бетонные блоки размером 20х20х40 был в Москве единственным. Он находился на севере столицы, у окружной дороги, поэтому доставка блоков на дачу на грузовике, который нам тут же предоставили, оказалась недорогой.

  Мы, это я и моя жена. Она тоже принимала иногда активное участие в строительстве. Например, мы с ней спилили большущую засохшую сосну на нашем участке. Из нижней части сосны получилось толстенное бревно, которое сэкономило мне два ряда кладки и послужило опорой для продольных брёвен, концы которых я выставил наружу, создав основу предполагаемого балкончика.

  Знаете ли Вы, как двуручной пилой нужно спиливать дерево, чтобы упало оно не на Ваш дом, а в нужном направлении, по диагонали, и не на грядки, а в сторону ветхого соседского забора?
  Делается это так. С той стороны, куда должно падать дерево, делаем горизонтальный запил до половины ствола и ещё на 5 см глубже. На 5 см выше делаем горизонтальный запил с противоположной стороны. Следим за тем, чтобы запилы по своим краям приближались друг к другу равномерно. Когда между запилами останется сантиметра три, дерево осядет на нижний запил и начнёт падать в нужную сторону.
  Если дерево крякнуло, но не осело, то рекомендуется вынуть пилу и вбивать в распил клин. Можно – топор.

  На фундамент я пустил песко-цементные блоки, которые были куплены вместе с керамзит-бетонными. Поверх – прокладка из рубероида, и далее – кладка самих стен. В стенах были два окна – на запад (с видом на соседей) и на север. Малюсенькое окошечко было и с восточной стороны, оно освещало ступени лестницы, ведущей на второй этаж.
  Кругляк – еловые стволы, из которых была сделана конструкция второго этажа, я привозил из леса на велосипеде.

  К тому времени у меня был замечательный прицеп к велосипеду – основой служило шасси детской коляски, на шасси я ловко пристроил лёгкий фанерно-деревянный кузов, с вынимающейся задней стенкой и дугообразной ручкой из алюминиевой трубки спереди. Ручку я привязывал непосредственно к седлу велосипеда.
  Выезжая на промысел, клал в прицеп вторую коляску, поменьше – открытое шасси с четырьмя колёсами. Брал также ножовку и топор, и, разумеется, верёвки.
  Пилил сухостой, выбирая то дерево на котором, по внешнему его виду, не было жучков. Если ель была высокой, то распиливал её надвое, и, обрубив сучки, пристраивал два или три бревна на прицеп и на шасси, влекомое этими же самими брёвнами на значительном отдалении.
  Получался классный лесовоз на велосипедной тяге. Асфальтированное шоссе на протяжении двух километров было пустынно, и только редкие прохожие дивились на такое велосипедное чудо.
  Был ещё небольшой подъём и железнодорожный переезд, их я проходил пешком.
 
  Окна первого этажа я сделал из имеющихся и уже готовых рам. Наружные створки северного окна раскрывались в сад, а на зиму изнутри к ним приставлялась общая рама со стёклами и проёмом без стекла напротив форточки. Конструкция была ещё удобна и тем, что между рамами вставлялись ещё и деревянные бруски, выполняющие роль решётки.
  Остекление второго этажа имело однотипные стёкла – квадрат 50х50, толщиной 5 мм. Большую пачку этих стёкол я обнаружил в сарае – бабушка моя планировала заменить ими прозрачную кровлю террасы, которая, как я уже говорил в предыдущем рассказе, постоянно текла, она так и не успела это сделать, а стёкла пригодились мне для другого.

  Итак – две самодельные, раскрывающиеся наружу створки по два стекла, с северной стороны, и два стекла, одно над другим, вмонтированные прямо в стену – рядом. Квадратная рама с одинарным стеклом, раскрывающаяся на запад, выполняла роль форточки. Двойные стёкла окна, выходящего на восток, были тоже вмонтированы в стену. Рядом была и самодельная дверь, между толстыми фанерами которой были засыпаны опилки. А может, и не опилки. Дверь эта существует и сейчас, и что в ней находится, никто не знает.
  Наконец, была и фрамуга из таких же двух стёкол, раскрывающаяся вниз. Днём через неё струился яркий солнечный свет. Я утеплил и её – нашёл на помойке пластмассу от старых светильников и нарезал её кусками. Теперь фрамуга сияла ярким матовым светом, а раскрыв её ночью, можно было проводить астрономические наблюдения.
  Створки окна с одиночными стёклами на ночь зимой я прикрывал лёгкой рамкой со вставленным пенопластом, рамка на петлях опускалась с потолка. В окно с двумя стёклами просто на зиму вставлял пенопласт. Пенопластом с оргалитом поверх него был утеплён и потолок. Зимой, даже и при одном электрообогревателе жить было вполне комфортно.

  Всего на остекление я израсходовал 17 стёкол. Впоследствии, для второго флигеля и для бани я использовал ещё 16 стекол, и примерно столько же стёкол осталось. Они и сейчас лежат, прислонённые стопкой к кухне. А что им сделается? Им что дождь, что зима – не размокнут и не треснут.
  Своеобразные полезные ископаемые на нашей даче.

  Где не было стёкол, для обшивки стен снаружи, я использовал досточки. Добытые путём разборки ненужных щитов строительного ограждения (см. предыдущий рассказ). Пара досок от кульмана, найденных на помойке, тоже пошла в ход.
  Замечу, что по помойкам я шастал совсем не потому, что у меня не было денег. Стройматериалы в то время было просто негде купить. Никаких строительных рынков или магазинов в помине не было.

  Особо следует сказать о внутреннем утеплении стен. Тут я проявил прямо-таки новаторский подход. Ездил с тележкой в лес, и собирал в мешки раскрывшиеся еловые шишки. На стенах соорудил перегородки, создав не очень крупные ячейки. В эти ячейки я и укладывал шишки. Шишки топорщились, цепляясь чешуйками друг за друга, и создавали трёх-сантиметровый слой утепления. Оставалось только забросать их влажным гипсовым раствором и разровнять получившуюся поверхность.

  Внутри этого щишко-гипса я ещё и скрытую проводку ухитрился сделать. Со всеми противопожарными предосторожностями, разумеется.
  А какая у меня была электрическая лампочка в патроне правее фрамуги!
  Двести ватт в огромной колбе. Теперь таких лампочек не делают. Шли годы, проходили десятилетия, а она оставалась исправной. Горела и горела.
  Нам бы так!

__________
23.07.2022


Рецензии
Спасибо, получилось ощутить дух той эпохи). Кроме этого, из каждой прочитанной вещи подсознательно оседает что-то, полезное в жизни (утилитарное). Так, из замечательной "Ложится мгла на старые ступени" Александра Чудакова вынесла и распространяю способ рыть ямы в очень твердой почве: надо сначала по периметру прокопать-продолбить вертикальную ложбинку на несколько сантиметров глубиной, а потом легко снимать лопатой горизонтально слой за слоем. Сама, разумеется, не пыталась, но Чудаков детально расписывает, как чудесно легко это получается, и друзья тоже подтвердили.
У вас же затормозила в чтении на этой фразе:"делаем горизонтальный запил на толщину ствола и ещё на 5 см глубже." - Что такое это "еще на 5 см глубже"?..Так и не поняла, в какую сторону глубже и что значит "ещё". Ведь "на толщину ствола" - это всё, то есть абсолютно.
Огромная послушная лампочка на 200 ватт в конце повествования вызвала благоговение, так же, как слово "керогаз" вернуло память в раннее казахстанское детство: часов 6 утра, бабушка на дачной веранде на керогазе жарит великолепную скворчащую глазунью на сале, рядом - помидоры "Бычье сердце". Запах керогаза, утреннего воздуха, предвкушение нового летнего дня...
И все ваши новаторские подходы, конечно же, тоже произвели очень большое впечатление. Мы тоже с мужем пилили двуручной пилой старые фруктовые деревья у его отца в Коктебеле, правда, не очень толстые (я старалась из всех сил, сидя прямо на земле)).
Спасибо за такой "техничный", а на самом деле - вполне романтический очерк.

Геля Островская   25.07.2022 10:27     Заявить о нарушении
И Вам спасибо за Ваши воспоминания. "еще на 5 см глубже" означает - всё по тому же направлению. В принципе, нужно пилить глубоко, но с таким расчётом, чтобы дерево, искривившись напротив пропила, не зажало бы пилу.

Дмитрий Маштаков   25.07.2022 12:50   Заявить о нарушении