Над суетою земли поднявшись Гл. 13
(О творчестве В.С.Соловьёва)
Часть пятая «Единство родовое и духовное»
Глава тринадцатая «Ещё одна «встреча» со Священным Писанием…»
О Владимире Сергеевиче Соловьёве говорили, что умел он одним словом вдохновенным «повернуть», расположить сердца людей к вере, что имел он влияние на целое поколение молодых поэтов. И, конечно, - на младшую сестру - Поликсену Сергеевну, которая моложе была на четырнадцать лет...
Туман и заря над землей полусонной.
По склонам три женщины шли.
И с маслом янтарным кувшин благовонный
Ко гробу Господню несли.
Улыбкой светлеют суровые дали,
Колючие травы в росе,
И светы небес на земле засверкали
В изгибной речной полосе.
Ты первою шла и молитву шептала.
В душе твоей страх и мечта.
Заря разгоралась, заря обещала:
«Сегодня увидишь Христа!»
«Сквозь росные слезы, в туманах зари я
Провижу день светлых чудес».
Кремнистой тропою идешь ты, Мария,
Колючие травы и скалы нагие
Проснулись и шепчут: «Воскрес!»
Вот созданное ею произведение - о том Дне Великом, что через две недели после Воскресения Христова вспоминается – на некоторых образах иконописных изображён Праздник этот на одном из клейм. Стихотворение о женщинах, что о Христе Распятом скорбели и решили просто законом «положенное» совершить. Почему-то забывают многие, что именно этим женщинам первым открылась Тайна Воскресенья, что отчего-то не поверили им, пока не явился Христос Воскресший в образе путника Апостолам по пути в Эммаус…
Однако мы о поэзии беседуем – и перед нами стихотворение П.С.Соловьёвой, названное просто - «Жены-Мироносицы».
В отличие от Старшего Брата, Поэт просто отражает хорошо известные каждому верующему события - без какого-то особого «глубинного» осмысления. Хотя, наверное, не очень «просто» - но об этом чуть позже.
Как и у В.С.Соловьёва, душевное состояние традиционно отражено образом природы. И образ этот Поэтом олицетворён – «суровые дали» «светлеют улыбкой» - и «заря обещает» Самое Главное. А после «колючие травы и скалы нагие проснулись и шепчут» о Воскресении Христовом. Всё вокруг словно проснулось и радуется!
А чьё же душевное состояние образ природы передаёт?
Итак, произведение построено довольно своеобразно – сначала от «третьего лица» - рассказ о Женщинах, ко гробу Господню идущих, а после «второе лицо» - Поэт «обращается» к одной из Жен-Мироносиц. Обращается к Марии Магдалине, конечно, - она всё-таки несколько более других известна - и в иконографии, и в светской живописи. А в финале отражающий скорее всего Самого Автора лирический герой словно соединяется, «сливается» с идущими «с кувшинной янтарным ко гробу Господню», - и переходит к «лицу первому». Кстати, цвет янтаря тоже «радостный».
«Провижу день светлых чудес» - говорит П.С.Соловьёва. От лица Марии Магдалины, а может быть, и от лица своего лирического героя. И одно другого не исключает – событие это, как и Само Воскресение Христово, касается всех людей …
А «не очень просто» - потому что создано произведения, явно, тем человеком, для которого Воскресение Христово уже свершилось - и «весть о Христе прошла чрез грань веков, через границы всех материков», как написал в своё время И.С.Тургенев.
А сами Мироносицы шли исполнить законом положенное – и о Великом Чуде Воскресения Христова ещё не знали – и Воскресшего за садовника приняли. А в произведении, как мы уже сказали, все словно уже знают о Главном Событии мировой истории.
Оттого всё стихотворение П.С.Соловьёвой - с первых строк начиная, проникнуто радостью – Радостью Воскресения Христова. И Великая Радость Эта передаётся всему окружающему мирозданию! Радостью, которой у Жен-Мироносиц быть ещё не могло – но которая ныне есть у каждого христианина!
Одна из главных тем русской литературы - тема Пасхальная – и Поэт отражает её в произведении, посвящённом Женщинам, которым первыми явлено было, что Христос Воскрес! Этим Главным Словом стихотворение и завершается…
Мысль же о победе над смертью отражена у поэта не только в этих строках – но об этом в следующей главе побеседуем...
Свидетельство о публикации №222072400059