Унесённые ветром 1939

####  Неуёмная жажда жизни

#### Введение

Я думаю, многие со мной согласятся, что самым таинственным, самым завораживающим моментом в любом виде искусства является сам акт творения. Как происходит процесс творчества, что служит его отправной точкой, из чего он состоит? И любой исследователь творчества художника всегда держит перед собой этот вопрос как глобальную идею своих исследований. Какие бы аспекты творчества вы бы не изучали, в результате вы хотите собрать пазлы в мозаику, раскрыть секреты того, как связаны между собой Творец и его Творение.

Но это задача глобального масштаба. Никто и никогда не сможет охватить её всю целиком, и вывести универсальную формулу, которая будет работать в любом виде творчества. Как только такая формула будет найдена, искусство исчезнет, как исчезнет и творец. Творчество тогда превратится в некий технологический процесс. Но процесс исследований от этого не теряет своего значения. Само исследование становится искусством, актом творения, потому что такое исследование пытается разглядеть в любом созидательном процессе акт творчества. Исследователь приходит к тому выводу, что творчество — это не удел узкой прослойки гениев, а всеобщий процесс сотворения Жизни. И каждый человек приходит в эту жизнь не для того, чтобы познавать мир, а для того, чтобы его творить.

И мне хотелось бы приложить часть и своих усилий для того, чтобы показать, что искусство и процесс творчества — это то, что и есть сама Жизнь. Даже если вы не считаете себя писателем, композитором, художником, вы всё равно творите каждый день, занимаясь своим делом, потому что в результате ваших действий мир обогащается чем-то новым, что-то в него добавляется. Другими словами, вы заявляете миру себя той сущностью, через которую в мир приходит новая энергия. И это знание открывает перед вами неограниченные возможности для созидания.

Попробуем просто с чего-то начать, с чего-то более конкретного, с каких-то вещей, которые в состоянии охватить наш взгляд. Есть одна тоже очень ёмкая и глобальная тема для исследователя в любом виде искусства. Как художник, писатель, композитор или кинорежиссёр находят сюжеты для своих произведений? Как рождаются начальные замыслы, идеи, мотивы таких будущих творений? Личные ли это переживания автора, результат ли наблюдений за жизнью общества, или это вспышка озарения, интуитивного прозрения, внезапного проникновения в суть вещей?

Чтобы как-то приблизиться к ответам на эти вопросы, я бы хотел предложить ещё более узкую, но не менее интересную тему для анализа. В виде вопроса её можно сформулировать следующим образом. Почему так часто люди искусства обращаются к историческим сюжетам, к тому, что было, безусловно, значимым для истории человечества, но осталось в прошлом и уже не существует?

Попробуем обратиться к кино как к одному из самых массовых и популярных видов искусства и ответить на интересующие нас вопросы. Будем исследовать те работы, которые по каким-то причинам привлекли внимание наибольшего количества зрителей. Для этого воспользуемся рейтингами, которые предоставляет нам такой киноресурс как КиноПоиск. Возьмём рейтинг Топ-250 и расположим фильмы по хронологии их выхода на экраны. Одним из первых фильмов, который попал в рейтинг КиноПоиска, будет фильм 1939 года "Унесённые ветром". И он как раз подходит нам по сюжету, потому что обращается к историческим событиям, произошедшим в США, к событиям второй половины XIX века.

Гражданская война в США, бесспорно, является ключевым событием в истории этого государства. Она не только круто изменила жизнь тысяч американцев, но и изменила облик самой Америки. Безусловно, это требует не только исследования архивных материалов историками, но и художественного осмысления людьми искусства. Но почему именно в 1920-е годы у молодой женщины, которая никогда не занималась серьёзным литературным творчеством, возник такой живой интерес к тем событиям, что она 10 лет своей жизни потратила на написание романа? Почему её личный интерес превратился в живой интерес и внимание общества, которое в 1936 году (первая публикация романа) превратило эту книгу в бестселлер (миллион экземпляров продано только в 1936 году)? Такой же фурор произвела и последовавшая сразу за книгой экранизация романа. Фильм получил 10 "Оскаров". И до сих пор считается самой кассовой кинокартиной в истории. Есть ли здесь какая-то связь между событиями 1860-х годов и жизнью американцев образца 1930-х годов? А может быть, эта связь имеет более глобальный характер? Ведь по опросам 2008 года в США эта книга стоит на 2-м месте после Библии. Значит, и сегодня что-то в судьбе героини эпопеи Скарлетт привлекает внимание кинозрителя по всему миру? Даже современный российский кинозритель оценил этот фильм, хотя с уверенностью можно сказать, что Гражданская война в США имеет для россиян второстепенное значение.

Чтобы попытаться найти ответы, попробуем для начала понять, а что такое наше прошлое? Что такое история человечества, народа, государства, рода? Прежде всего, это опыт. Ничего другого прошлое нам не даёт. Мы живём в настоящем. Оно каждый миг свой предоставляет нам возможность совершать какие-либо поступки, принимать решения, делать выбор. И только это имеет значение. Только здесь и сейчас мы можем действовать, только в настоящем что-то от нас зависит. Прошлого уже нет, влиять на него вы уже не можете, изменить его вы не в состоянии. Но ценность его в том, что из него, из прошлого вы можете извлекать уроки. Если в настоящем перед вами возникает какая-то ситуация, аналог которой вы находите в прошлом, и вы вспоминаете, как вы или кто-то другой в прошлом поступили, какой результат был получен, если вас удовлетворяет этот результат, вы можете использовать этот опыт. Если нет, то вы принимаете другое решение. Таким образом вы двигаетесь по пути эволюции, развития, каждый раз отбрасывая то, что не работает, оставляя работающие варианты. Так происходит не только процесс выживания, но и развития отдельного человека, личности. Так происходит и эволюция в жизни народа, государства и человечества в целом. Зачем повторять ошибки прошлого, если они уже доказали свою несостоятельность?

Когда возникает необходимость обратить свой взор к событиям истории страны? Тогда, когда эти события, по своей внутренней напряжённости, похожи на современность. Не берусь судить сейчас о событиях 20-х — 30-х годов XX века. Я не знаток истории. И не ставлю своей задачей анализировать мировые исторические процессы. Но я вижу силу искусства как раз в том, что оно вскрывает внутреннюю сущность этих процессов. Веками человек задавался вопросами о том, почему люди страдают. Существует ли какой-то причинно-следственный механизм, который приводит к страданиям? Можно ли избавиться от страданий? Есть ли закономерности в определённого вида страданиях? И самыми великими произведениями искусства мы считаем, как ни странно, именно те, где человек через страдания находит какой-то иной путь, путь своего духовного и нравственного возрождения. Об этом романы Достоевского и трагедии Шекспира... Сколько они уже существуют, но интерес к ним не ослабевает. Они ставят вопросы. Но в них же содержатся и ответы.

Всё это доказывает, что случайностей не бывает. К Маргарет Митчелл пришла идея написания романа ещё в середине 1920-х годов. А где источник её вдохновения? Там же, откуда приходит и идея для любого другого творца. Обострённая интуиция художника обращается к той точке подсознания, через которую можно выйти на коллективное сознание человечества и вообще всей Вселенной. Можно сказать и так: это подключение к Божественной энергии. Возможно, история героини романа пересекается с историей рода Маргарет Митчелл и с её собственной жизнью. Но эта частная жизнь затронула чувства целого народа, выразила суть эпохи. И именно так, видимо, получилось с этим романом. Можно даже сказать, что Скарлетт — это образ самой Америки. Забегая вперёд, отметим, что в конце первой части фильма вы можете увидеть, как она даёт клятву никогда больше не голодать. И сама её поза, фигура явно перекликаются со статуей Свободы, символом США. А символ — это концентрированный обобщённый образ. Т.е. каждый американец, пусть даже только на подсознательном уровне, но мог увидеть в этой героине самого себя.

Я предлагаю для анализа фильма выбрать некоторую точку отсчёта. Мы уже определили, что история — это некий опыт, урок, в результате которого мы делаем свой выбор. В одних случаях, мы говорим, что это было неправильно, ошибкой, и стараемся исключить из дальнейшей жизни то, что заставило нас страдать. Помните, в фильме "Служебный роман" героиня Алисы Фрейндлих испытала урок, при котором её лучшая подруга увела у неё жениха. Это заставило её пережить сильную душевную боль. И она сказала себе, что больше этого не должно повториться. И ликвидировала всех своих подруг. А потом ушла с головой в работу. Это был её выбор, который она сделала, и который в течение какого-то времени казался ей наиболее удачным, который работал. Мы не осуждаем её. Мы просто наблюдаем за героиней, смотрим, куда приведёт её этот выбор, какие новые обстоятельства этот выбор создаст.

Так вот, я предлагаю посмотреть на историю Скарлетт именно с такой точки зрения. Мы считаем, что есть некая нулевая точка отсчёта, обстоятельства жизни, в которых мы знакомимся с героиней. Мы не будем оценивать или осуждать Скарлетт. Эти обстоятельства — это всего лишь те стартовые условия, которые Скарлетт получает, так сказать, по наследству, в силу своего положения и воспитания. А дальше кино предлагает нам окунуться в историю её жизненных ситуаций, её переживаний, страданий, лишений. И то, к каким решениям её это приводит, к какому выбору того, кем она хочет быть, исходя из своего жизненного опыта.

Итак, начнём этот путь, пройдём вместе со Скарлетт по дороге её жизненных испытаний. Надеюсь, что он будет для вас интересным и познавательным.

#### Часть 1
Скарлетт выросла в семье плантатора Юга. Она никогда ни в чём не нуждалась, ей не приходилось трудиться. Её желаниям потакали. Жизнь её была похожа на жизнь бабочки, порхающей с цветка на цветок. Она сознавала свою красоту. К ней проявляли внимание парни. И сознание своей привлекательности приводило её к уверенности, что главное — это не то, кто её любит, а то, кого она выберет в качестве объекта своей любви. Поэтому первым серьёзным ударом в её жизни был факт того, что её друг, сын владельца соседнего поместья, собирается жениться на другой женщине. Она не может в это поверить. И приходит к убеждению, что это случилось из-за того, что она не сказала Эшли о своей любви. На вечере, устроенном в честь помолвки Эшли и Мелани, Скарлетт пытается объясниться с Эшли. Но признание не помогло. Эшли не меняет своего решения. Скарлетт вне себя. Она не может смириться с этим. Все её желания всегда исполнялись. Чтобы как-то компенсировать свой провал, она начинает отбивать мужчин у других дам, включая и своих сестёр. Собрав вокруг себя всех молодых людей, она принимает ухаживания брата Мелани Гамильтон Чарльза. И в порыве ревности к Эшли соглашается выйти за него за муж.

Начинается война Севера и Юга. Все мужчины уезжают на войну. Чарльз вскоре погибает.

Первые серьёзные испытания начинаются для Скарлетт, когда война подходит к концу. Юг проигрывает. И тот мир, в котором жила Скарлетт, уже больше никогда не вернётся. Но кто она в этом новом мире? Она пытается понять это, примеряя на себя выбор других людей. И пробует идти по стопам Мелани, для которой благородство, милосердие, жертвенность стоят на первом месте. Скарлетт идёт работать в госпиталь. Но она чувствует, что не может и не хочет видеть чужие смерть, раны, страдания и ужасы войны. Она сбегает из госпиталя. Но у неё на руках остаётся беременная Мелани. И Скарлетт открывает в себе новые качества. В критической ситуации она способна сохранить присутствие духа, не опустить руки, действовать с холодной головой, и даже руководить другими. Её коронная фраза, которая помогает ей в последующие непростые времена: "Я об этом завтра подумаю". А дальше начинается тяжёлый путь домой вместе с больной Мелани в своё родовое гнездо Тару. Всё разрушено войной. Единственно, кто помогает им преодолеть часть пути, был новый знакомый Скарлетт Ретт Батлер. Авантюрист, картёжник, любитель острых ощущений и женщин, Ретт видит в Скарлетт характер, похожий на свой. Упрямство, своеволие и своенравие, нежелание следовать моральным нормам, установленным обществом, предприимчивость, стремление всеми правдами и неправдами добиваться своих целей и исполнения своих желаний, смелость, отвага и присутствие духа. Ретт помогает выбраться Скарлетт из Атланты.

Скарлетт обнаруживает разорённое поместье, умершую мать, больных сестёр и сошедшего с ума отца. Голод и нищета кругом. И Скарлетт даёт клятву себе на руинах Тары:

"Бог мне свидетель. Я не дам этим янки сломить меня. Я пройду через всё и никогда больше не буду голодать. Ни я ни мои близкие. Я скорее обману, украду или убью, но я не буду голодать. Бог мне свидетель: не буду!"

Война и лишения словно были созданы для того, чтобы свойства характера Скарлетт могли не просто проявиться во всей своей полноте, но и получить развитие на опыте, в реальных делах и поступках. Мы не говорим, плохо или хорошо Скарлетт поступала или думала. Мы следим за тем, как выбор человека создаёт условия для того, чтобы проверить свои мысли, чувства, поступки в реальных обстоятельствах. Например, Скарлетт не терпела Мелани как конкурентку, как помеху своим отношениям с Эшли. Но в критический момент она не бросила Мелани умирать, потому что дала обещание Эшли не оставлять его жену своей заботой.

#### Часть 2.
Юг живёт как коллективное бессознательное. Высший свет убеждён и всячески поддерживает убеждение в том, что заведённый порядок жизни правилен и незыблем. И эти свои убеждения, повинуясь общему патриотическому настрою, они готовы защищать с оружием в руках. Но находятся единицы, которые не согласны жить так, как считают все. Одна из них — это Скарлетт. Другой человек — это Ретт Батлер. Они считают, что их собственные интересы гораздо важнее того, что хочет общество. И все последующие события — это возможность испытать свою веру в собственные убеждения. Когда человек живёт по нормам общественной морали, то он отказывается от собственного представления о том, кто он и зачем пришёл в этот мир. И если общество выдвигает ошибочные принципы, т.е. те, которые не ведут общество к благополучию и процветанию, то такому члену общества выпадет участь разделить судьбу всего общества. Ошибкой в данном контексте я подразумеваю то, что не работает. Как ни была тверда убеждённость аристократии Юга в правильности их уклада жизни, но эта жизнь не выдержала испытаний. Мир изменился безвозвратно. И пришлось страдать, умирать, но приспосабливаться к новым условиям жизни. А многие так и не смогли приспособиться. Например, Эшли сам признаётся Скарлетт, что для него этот новый мир чужд:

"С того дня мы проделали большой путь. Эти ленивые неспешные сельские сумерки. Тихий смех негров. Тёплая уверенная жизнь. Теперь жизнь слишком реальна. Война заставила увидеть мир страшнее смерти. Вы не боитесь действительности. Меня же ничто не держит, кроме чести."

События Гражданской войны очень напоминают события 1917 года в России, когда значительная часть элит Российской империи не могла поверить, что их мир может рухнуть, а когда он рухнул, не смогла примириться с этим, и строить свою жизнь в изменившихся условиях, в другой системе ценностей.

Скарлетт говорит Эшли: "Не оглядывайтесь назад. Это разъедает душу. Иначе вы будете жить прошлым."

С самого начала Скарлетт не разделяла тех патриотических чувств, которыми были наполнены сердца её сородичей. Всё, что волновало её поначалу, — это неудача в любовных отношениях с Эшли Уилксом. Но когда пришли голод и страдания, она мобилизовала все свои силы для того, чтобы осуществить свой новый выбор. И она действительно, в соответствии со своей клятвой ради выживания себя и своих близких шла на обман, воровство и убийство. Деньги и Тара были для неё главным критерием правильности её поступков. Она помнила завет своего отца, на который когда-то не обращала внимание:

"Земля — единственное, что имеет ценность, единственное, что вечно. За неё стоит бороться. За неё стоит даже умереть. У кого течёт в жилах хотя бы капля ирландской крови, для того земля всё равно что родная мать. Любовь к своей земле придёт к тебе. От этого никуда не уйти."

Как ни странно, когда вот так непредвзято смотришь на жизнь Скарлетт, на её поступки, то видишь, что она не принадлежит к людям, которые раз выбрав для себя какие-то жизненные принципы, живут ими даже тогда, когда жить так становится невозможно. Скарлетт отбрасывает всё то, что перестаёт работать, всё то, что заставляет страдать. Зачем нужны страдания, зачем нужна боль, потери? Нужны деньги, чтобы спасти Тару? Значит, надо их достать. Как создать успешный бизнес без начального капитала? Выйти замуж за жениха своей сестры, у которого есть лесопилка и магазин. Зачем платить большие деньги работникам, если можно договориться об использовании дармового труда заключённых?

#### Эпилог. Завтра будет новый день

История Скарлетт — это история человека, который решил плыть против потока общественных устоев и традиций. Скарлетт страстно пытается найти себя, воплотить то, кем она сама себя считает. И не пытается получить одобрение общества.

Книга оказалась как раз тем поиском новых путей, которые требовались людям пережившим мировой кризис. Кризис — это ситуация, в которой общество оказывается в тупике. Старые модели и рецепты счастья, полученные от предков, не работают. А новых нет. И вот автор, обращаясь к прошлому, ищет похожий период в жизни общества. Американский Юг больше не может жить старым укладом. Мир изменился. Но многие так и не смогли адаптироваться к новым условиям. Скарлетт же обладает упрямством характера, стремлением добиваться того, что она хочет, несмотря на трудности и лишения.

Мы не судим её, не пытаемся дать оценку её опыту. Она просто выбирает то, что кажется ей правильным, переживает определённый опыт, а потом делает новый выбор. Жизнь для неё — это не необходимость достичь какого-то места. Это процесс. И каждая неудача в её опыте творения жизни делает её ещё сильнее. Две неудачи в любви не сломили её. Она просто присоединяет эти неудачи к своему опыту. Неудача — это успех, потому что становится понятно, в каком направлении её двигаться дальше.

Проблемы положительного героя больше нет. Есть герой, двигающийся в потоке жизни, творящий жизнь, двигающийся к тому, кто он есть, кем себя считает.

Название "унесённые ветром" навевает ассоциации с "Волшебником Изумрудного Города" и с его прототипом "Волшебником Страны Оз". В сказке девочку уносит ураган вместе с домиком и собакой. И начинаются её приключения.


Рецензии