Светлан Голосеев гвардеец монгольского императ. 50

Глава 50. Коза на верёвке и работа над чужими ошибками

Итак, я в общих чертах разобрался с наиболее вероятным путём из Твери в Ханбалык. Начинал я, будто вошёл в неведомый лес, а под конец стал довольно легко ориентироваться в обстановке гигантской средневековой империи. Теперь дело дошло собственно до так называемого «Русского полка в Ханбалыке». И я снова не знал, с какого конца подойти к этому вопросу.

Конечно, звонок другу.

– Здравствуйте, лира Павловна! Снова нужна ваша помощь.

– Что у вас опять?

– До Ханбалыка добрался. Создание «Русской гвардии» интересует.

– Я же вам скинула все материалы! Вы уже большой мальчик, учитесь работать самостоятельно!

И отключилась. Фурия! Ничего, сейчас перезвонит, извиняться станет. Тогда приглашу её… надо придумать, куда.

Не перезвонила. Ну и ладно. Выпендривается, как коза на верёвке. Отчитала словно школьника… Яхши, посмотрим, что там она скинула. С тех самых пор и не удосужился толком прочитать.

На этот раз избытка информации не было, Лира прислала всего пять статей. Две из них под авторством архимандрита Палладия – одна «Старинные следы христианства в Китае, по китайским источникам», вторая «Русское поселение в Китае в первой половине XIV века», обе дореволюционные. Лира Павловна рассказывала об этом Палладии, но я подзабыл. Пришлось заглянуть в Википедию:

«Архимандрит Палладий (в миру Пётр Иванович Кафаров) – участник 12-й (1840-1849) и начальник 13-й (1849-1859) и 15-й (1865-1878) Российских православных миссий в Пекине. Один из основоположников российской академической синологии. Создатель китайско-русского словаря. Тридцать три года трудился в Китае. Был самым крупным синологом России и всего европейского мира XIX века, первым учёным, применившем к синологии метод работы только по источникам».

«Только по источникам» – это чрезвычайно важно! Причём, по китайским источникам!

Но, к моему огорчению, статьи эти дали мне мало информации. Одна уместилась в страницу – всего 740 слов вместе со вступлением. Вторая, о следах христианства в Китае, содержалась в копии первого тома «Восточного сборника», изданного в Санкт-Петербурге в 1877 году. Статья содержит подробные разборы всех упоминаний о христианстве в Китае за все века, а конкретно «Русскому полку в Ханбалыке» отведено полторы страницы. Палладий приводит крупицы информации о времени образования полка из русских воинов, его название, предположительную численность, предположительное место дислокации.

Третья статья доктора Э.В. Бретшнейдера «Русь и Асы на военной службе в Китае» опубликованная в журнале «Живая старина» в 1894 году, к сожалению, лишь повторяет несколько абзацев, сообщённых Палладием. Это и не удивительно. Эмилий Васильевич Бретшнейдер (1833-1901) по специальности врач, работая при посольстве в Пекине изучил китайский. Но основное его увлечение – ботаника и история ботанических исследований европейцев на территории Китая, в чём преуспел и был награждён Русским географическим обществом Золотой медалью. Но к моим поискам это информации не добавляет.

Следующий файл – большая качественная работа советского востоковеда, специалиста по истории России, Китая, Центральной Азии, доктора исторических наук А. Ш. Кадырбаева «Христиане в Китае в эпоху монгольского владычества (XIII–XIV вв.)». Приводится много интересных сведений о присутствии христиан в монгольском Китае, в основном католиков и несториан. Среди христиан упоминается и «Сотня русских гвардейцев». И это практически всё о «моих» русичах в Ханбалыке.

Последняя работа доктора исторических наук, специалиста в области тангутоведения, средневековой истории Китая и Центральной Азии Е. И. Кычанова «Очерк истории тангутского государства» никаким боком не подходит к моей теме, тем более что такого государства ко времени «Русского полка в Ханбалыке» уже сто двадцать лет как не существовало. Наверное, Лира Павловна скинула мне эту статью по ошибке.

Информации из этих источников оказалось столь ничтожно мало, что я даже взгрустнул. Но тут же подумал о том, что теперь есть «всесильный тырнет», который несомненно и на этот раз меня выручит. Во-первых, не верилось, что Палладий за три десятилетия работы в пекинских архивах и библиотеках отыскал так мало сведений о русских. Но, выходит, читал я биографию исследователя невнимательно: «Большинство рукописей и черновиков Кафарова погибло во время восстания ихэтуаней*1 летом 1900». Но ведь с тех пор наука не стояла на месте. Надо искать.

Безусловно, информации в интернете пруд пруди, но почти все публикации под копирку повторяют украденное у серьёзных исследователей. Хотя, зачастую тиражируют и полный бред. Попалось даже такое: «Чингисхан и его тюрки были прямыми предками русских». Но это – к слову.

Отбросив массу совсем ненадёжных источников, скачал несколько интересных, как мне показалось, статей. В первую очередь обратил на себя внимание талантливый аспирант Санкт-Петербургского государственного университета Виталий Бронников. Его качественные подробные статьи изобилуют ссылками на используемую литературу, которую я также постарался получить посредством интернета.

В списке литературы Бронникова попалась книга «Земной круг» Сергея Николаевича Маркова, известного советского поэта, прозаика, историка, географа, путешественника, архивиста, этнографа, много лет посвятившего поискам и исследованиям материалов об открытиях русских первопроходцев на Тихом океане. Эта книга отыскалась… на моей книжной полке! Я, конечно, читал её, но давно, и совершенно забыл, что в ней есть отдельная глава «Русский полк в Ханбалыке».

Итак, образно говоря, «обложившись книгами» я принялся структурировать сведения из разных источников. И сразу, с даты основания полка пошли нестыковки. Один автор, ссылаясь на историю династии Юань «Юаньши», утверждает, что императорская гвардия, в составе которой был и русский полк, утверждена в начальном году девиза правления «Тяньли». Другой автор, ссылаясь на тот же источник, пишет, что это случилось в первый год правления под девизом «Чжишунь».

Тут следует пояснить систему китайского летоисчисления, которая применялась также и при монгольских императорах. Каждый император, вступая на престол, учреждал свой девиз правления, и с этого момента начинался новый отсчёт лет. Некоторые императоры со временем меняли свой девиз, при этом опять начинался первый год нового летоисчисления. Император Туг-Тэмур правил с 1328 по 1330 год под девизом «Тяньли», затем уступил ненадолго трон своему брату, и потом вновь правил с 1330 по 1332 год уже под девизом «Чжишунь». Первый год девиза «Чжишунь» – 1330 по нашему календарю, а первый год «Тяньли» - 1328-й.

В научной статье сотрудницы одного российского университета утверждается, что полк из русских солдат в столице империи Юань создан в 1247 году. Ещё один «специалист» вообще считает Тяньли вторым именем Туг-Тэмура.

Впрочем, большинство авторов говорят именно о 1330 годе как о времени основания русского охранного полка в Ханбалыке. В их числе и архимандрит Палладий, которому я больше всех доверяю. И не зря же именно его работы прислала мне уважаемая Лира Павловна.

А ведь она не звонит. Вот чего взбеленилась, коза? Прицепилось же мне это «коза на верёвке»! Ну, почему коза, понятно, а почему «на верёвке»? Ну, ладно, поехали дальше.

После того, как я обнаружил значительные нестыковки у некоторых авторов, стал интересоваться степенью их причастности к науке, заодно проявились и биографии. Большинство авторов – удивительные люди, говоря образным клише, «положившие жизнь на алтарь науки». Есть просто обыватели, продвигающие свои блоги за счёт воровства чужих достижений. Попался один очень толковый автор, который подробно и грамотно анализирует историю русских людей в Китае. Его слог и манера изложения мне очень понравились. Позиционирует он себя как историк, журналист, эксперт и т. п. Биография же его несколько ошарашила: он оказался сооснователем запрещённой в России партии и редактором запрещённой же газеты. Не зря предупреждал Высоцкий: «Проверяй, какого пола твой сосед»…

По нраву мне пришлось исследование С. Н. Маркова, который попытался понять, почему именно в 1330-х годах в Ханбалыке появилось много русских. Он связывает это с тверским восстанием, после подавления которого тысячи жителей княжества были пленены и уведены в Золотую Орду и часть из них попала в Ханбалык. Такого же мнения придерживался и известный историк Г. В. Вернадский. Мне такой вывод – бальзам на душу, ведь мой пращур Светлан Голосеев из Твери. А по легенде, поведанной тётей Марусей, он попал в монгольское войско и был отправлен в «Пекин», то есть в Ханбалык. Пока всё складывается, и по времени, и по ситуации вокруг ханского престола.

Сравнивая названия русского полка, почерпнутые авторами из одного источника, я всё больше удивлялся, насколько недостоверна, получается, история как таковая. На основании перевода единственной китайской фразы название полка звучит:

«Охранный русский полк, прославившийся верноподданностью»,

«Вечно верная русская лейб-гвардия»,

«Охранный полк из гвардии свиты императора «всюду верные»,

«Навеки верная русская лейб-гвардия»,

«Охранный полк из русских, прославляющий (в смысле доказывающий всему свету) верноподданность».

Последний перевод принадлежит Палладию.

Далее выявилась проблема с численностью этого самого «Охранного полка». Количество воинов в нём по разным данным слишком разнится…

Пожалуй, я устал от кропотливого сравнения множества текстов, оставлю это на потом. Нужно переключиться на что-то попроще. Интересно, чем занимаются воины только что основанного охранного полка императора?


  *1 Ихэтуа;ньское (Боксёрское) восстание – восстание ихэтуаней (буквально – «отряды гармонии и справедливости») против иностранного вмешательства в экономику, внутреннюю политику и религиозную жизнь Китая в 1898-1901 годах


Рецензии