Акустические пещеры древних

1992


Американский ученый Стивен Уоллер утверждал:
- Доисторические художники, создатели наскальной живописи, выбирали для своих рисунков пещеры с необычайно сильным эхом.
Уоллер изучил десятки мест с образцами искусства каменного века в Европе, Северной Америке и Австралии. Он обратил внимание на то, что во всех этих пещерах имеется сильное эхо и часто на стене изображены те животные, крик или другие звуки которых похожи на это эхо. Например, если в пещере изображены бизоны, то, как правило, хлопнув в ладоши, можно вызвать эхо, напоминающее топот стада бизонов.
В тех случаях, когда рисунки сделаны не в пещере, а просто на скале, также обычно выбирались места с сильным эхом. Измерения показали, что в местах с наскальной живописью уровень эха составляет в среднем 8 децибел, а в аналогичных местах без рисунков - только 3 децибела.
Любопытно, что жители Австралии зачастую выбирали для рисунков пещеры с задней стенкой, изогнутой как параболическое зеркало. Если стоять в фокусе этого зеркала, скажем, метрах в 30 от разрисованной стенки, то звуки эха как бы исходят прямо из рисунка. Если на стене нарисованы люди, то эхо позволяет с ними "побеседовать". Если же стоять ближе (не в фокусе), эхо возвращается так быстро, что "слипается" с исходным звуком и эффект теряется.
Сегодня в Сети можно найти материалы о том, что древние пещеры были с анимированными рисунками, даже кинематографичны и виртуально-голографичны. Древние умели играть с освещением...
Зачем это надо было потомкам троглодитов?.. А вот потомкам выживших в Глобальной катастрофе цивилизованных людей - почему бы нет?


Рецензии