П. Я. Яновский. Статьи о Северной Гдовщине
П.Я. Яновский
Освящение храма в селе Долоцком,
Гдовского уезда
16 августа в с. Долоцком. Гдовского уезда, освящен, в переустроенном, двухпридельном Успенском храме, второй придел во имя Святого Архистратига Михаила. Церковь построена на месте древнего храма, освященного еще в 50-х годах прошлого столетия; на постройку частью шел и прекрасно сохранившийся лес прежней церкви. Новый храм деревянный, трехглавый, с наружною и внутреннею живописью, исполнен в древне-русском стиле. Построение церкви велось на средства приходского попечительства, благодаря, главным образом, материальной поддержке председателя попечительства, петербургского купца И.П. Павлова. Освящение придела было совершено местным священником-настоятелем о. И.Д. Яновским в сослужении отцов иереев окрестных погостов. Божественную литургию совершил пом. благочинного 2-го Гдовского округа, священник А.И. Солнцев; на литургии, вместо запричастного стиха, студентом С.-Петербургской Духовной Академии, П.Я. Яновским было сказано слово .
Освященный храм богат и новою церковной утварью – приношением благочестивых прихожан и древнего, оставшегося от прежней церкви; из последней обращают на себя внимание антиминс на холсте, освященный в 1761 году новгородским архиепископом Дмитрием Сеченовым и, особенно, икона Страшного суда новгородского письма ХVII века; икона эта, отчасти, напоминает икону, хранящуюся в Петербургском Музее Императора Александра III, в отделе церковных древностей, но превосходит последнюю, как своим громадным размером, так и большим фигурным разнообразием изображенных фигур (например, на иконе находятся изображения «немцев» в старинных рыцарских костюмах «арапов», «жидов» и проч.)» .
П.Я. Яновский.
1900
П.Я. Яновский
Из с. Долоцкого, Гдовского уезда
(корреспонденция)
Высокопреосвященнейшим Антонием, митрополитом С.-Петербургским и ладожским, разрешена в Долоцком приходе, Гдовского уезда, постройка нового, каменного храма, близ так называемой «пещеры» (в 2 верстах от с. Долоцкого).
Местность, где предполагается воздвигнуть св. храм, блещет красотой чисто-северной природы. Высокая, почти отвесная гора, покрытая старинным лесом, река Долгая, протекающая у подножия горы, расстилающийся, с другой стороны реки, обширный луг, опоясанный цепью холмов, и всюду, куда ни взглянешь кругом, – горы, поросшие лесами, – делают вид, особенно вдали, прямо восхитительным .
В самой подошве горы, около речки, в твердом, почти каменистом грунте , высечена пещера, простирающаяся вглубь горы на 30 шагов; пещера довольно высока (1 печат. саж.); недалеко от входа находится круглый, выложенный цоколем колодезь , а в самом окончании пещеры – бассейн с чистой ключевой водою. Пещера эта окрестным населением почитается, как место святое; в народе и до сих пор живет предание, что именно здесь являлась икона Успения Божией Матери, составляющая ныне святыню долоцкого храма, что в этой пещере, в старинные времена спасался монах, скончавший в ней свою жизнь. Ежегодно, 15 августа, в день Успения Пресвятые Богородицы, к этой пещере скопляются тысячи богомольцев; многие приходят даже из других уездов. И местными прихожанами, и благочестивыми богомольцами, приходившими на поклонение святыне долоцкой церкви, чувствовалась потребность создать на месте явления досточтимой иконы Успения Божией Матери храм. Малая, ветхая деревянная часовня, устроенная близ входа в пещеру, в день храмового праздника не могла вместить и десятой доли всех, желавших помолиться . Ныне, с благословения преосвященнейшего архипастыря С.-Петербургского, постройку церкви взяло на себя долоцкое церковно-приходское попечительство, и работа деятельно уже подвигается вперед; укреплен гранитными глыбами берег реки, идет заготовка материалов и проч.
Нельзя не обратить внимания любителей церковной старины на иконы, находящиеся в часовне, близ пещеры; иконы эти – часть иконостаса из древней долоцкой церкви, упраздненной, за ветхостью, еще в XVIII столетии. Как видно из «новгородской писцовой книги 1622 – 23 гг. письма Александра Чоглокова, да дьяка Добрыни Семенова» (у Неволина – «О пятинах и погостах новгород.» прил. V), церковь Михаила Архангела «в Долоском погосте» не была сожжена в смутное время 1606 – 17 гг.; благодаря этому, в названной часовне сохранились некоторые иконы, происхождение которых, судя по всем признакам, должно отнести, по крайней мере, ко второй половине XVI века; имеются в часовне иконы и XVII века, писанные, однако, до собора 1666 – 67 гг. Все иконы характерного новгородского письма; изображения на них писаны почти все в рост (высота 1 ; арш.) на досках с выемками. Перстосложение на некоторых иконах (Господь – Царь Славы, св. Николай Чудотворец, св. Иоанн Креститель) – двуперстное, на других же встречается несколько различных видов сложения перстов; так, на иконе св. Архистратига Михаила внизу находится изображение неизвестного святого; три последние перста правой руки его пригнуты к большому, а указательный перст протянут; на некоторых иконах можно видеть перстосложение на левой руке; святой мученик Лавр, напр., изображен с перстосложением на левой руке, сходным с троеперстием, а у св. архистратига Михаила персты левой руки сложены двуперстно .
Несомненно, что в захолустных местах нашего отечества находится много остатков седой церковной старины, которые могут дать достаточный материал для сравнительно молодой еще науки – русской церковной археологии… Жаль только, что у нас, особенно в деревенской глуши, мало сознается важность всяческого охранения и сбережения древних вещей. Пишущий эти строки не без досады увидел, что на указанных 300-летних иконах чья-то варварская рука, очевидно, недавно изобразила вокруг глав желтые нимбы; хорошо еще то, что живописец на этом и закончил свою реставрацию.
Бывают прискорбные факты довольно непросвещенного отношения к предметам церковной старины; в одной церкви, напр., приходилось видеть под колокольнею груды сваленных вещей от ранее существовавшего старинного храма и встретить древнюю, огромных размеров икону «Страшного Суда» – по всем видимостям XVI века, но, к сожалению, совершенно испорченную кистью какого-то живописца-реставратора .
В целях научных было бы весьма полезно, если бы древние иконы и старинные предметы церковной утвари отсылались из сельских церквей и часовен, где они, в большинстве случаев, существуют совершенно без употребления, в хранилища церковных древностей и церковно-археологические музеи.
П. Яновский .
1900
Корреспонденция из пог. Пенино
Гдовского уезда
(Освящение нового храма)
17 августа текущего года, в погосте Пенино, Гдовского уезда, преосвященным Никоном, епископом нарвским, при участии протоиерея И.И. Сергиева (Кронштадтского) совершено освящение новоустроенного, каменного храма.
Приезд apxиepeя, архиерейское богослужение – в деревенской глуши, разумеется, целое событие. Понятно поэтому, как были обрадованы жители нашей гдовско-ямбургской окраины, когда стало известным, что освящение нового храма в Пенинском погосте будет совершено архиерейским священнодействием, многими еще ни разу в жизни невиданным, что на торжестве освящения будет присутствовать и сам о. Иоанн Кронштадтский.
Толпы богомольцев с отдаленных мест Гдовского и Ямбургского уездов двинулись в пог. Пенино еще с 15-го августа; больные и недужные, во множестве, за несколько де-сятков верст, спешили в пог. Пенино увидать великого молитвенника, доблестного о. Иоанна и попросить его молитв об исцелении своих недугов.
Чрезвычайно трогательную и умилительную картину представлял момент приезда о. Иоанна в пог. Пенино. Накануне освящения, около 5 час. дня, тысячная толпа уже стояла близ церкви, ожидая прибытия дорогого батюшки. Невозможно описать восторг и радость народа, когда вдалеке показался экипаж о. Иоанна. Мужчины и женщины – все бросились на встречу любимого православным народом пастыря, хватались за колеса его коляски, стремились облобызать хотя край его одежды; повсюду слышались возгласы: «батюшка, благослови», «батюшка, помолись!» Наблюдая этот энтузиазм народный, невольно убеждаешься, какую горячую любовь, какое необыкновенное уважение питает наш православный русский народ к смиренному кронштадтскому пастырю.
О. Иоанн проследовал, прямо в алтарь новой церкви, а в 6 час. вечера в церковь прибыл преосвященнейший Никон, епископ нарвский и у западных врат храма торжественно был встречен всем собравшимся многочисленным духовенством; началось всенощное бдение, владыка выходил на литию и величание и сам помазывал св. елеем до конца всенощной многочисленных богомольцев. На другой день, в 9 часов утра apxиepeйским служением, при участии всего прибывшего на торжество духовенства, совершено было освящение св. храма, после чего началась божественная литургия, совершенная преосвященным Никоном, в сослужении о. И.И. Сергиева, ризничего Александро-Невской лавры архимандрита Гедеона, управляющего Киновиею Адександро-Невской лавры игумена Тихона и 16-ти священников окрестных сел Гдовского и Ямбургского уездов, прибывших на торжество освящения вместе со своими благочинными свящ. Н.М. Павским и И.В. Осьминским. Apxиепископское богослужение, чудное пение митрополичьего хора и могучий голос протодиакона В.Н. Малинина надолго оставят в сердцах всех присутствовавших неизгладимое впечатление. На литургии было совершено рукоположение во диакона, сельскими жителями дотоле невиданное; вместо запричастного стиха одушевленное слово произнёс местный священник А.П. Ванчаков, а после «буди имя Господне» досточтимый о. Иоанн Кронштадтский обратился к народу с поучением о значении для православного христианина св. храма. Перед благодарственным молебном депутацией от прихожан был поднесён главному деятелю по построению новоосвящённого храма С.-Петербургскому купцу С.Г. Гаврилову св. образ в сребропозлащённой ризе и соответствующий адрес. После богослужения в нарочито устроенном помещении всем участникам и почетным гостям торжества была предложена трапеза, на которой, после обычных тостов, о. И.И. Сергеевым была возглашена здравица за русских воинов, находящихся в Китае.
В Пенинском погосте уже несколько столетий существовало преемственно несколько храмов во имя Рождества Пресвятой Богородицы . Последний храм, сохранившийся до ныне, построен еще в прошлом столетии; он деревянный, двухэтажный и для прихода, состоящего из 5 тысяч душ, – малопоместительный. В большие праздники церковь далеко не могла вместить в ce6е всех желавших молиться. В 1893 году среди прихожан Пенинской церкви явилась мысль устроить новый обширный, каменный храм; благое дело создания храма благодаря сознательности прихожан, – большая часть которых занимается торговым промыслом в Петербурге, – быстро пошло вперед; почти исключительно на свои средства прихожане выстроили храм, обошедшийся свыше 150 тыс. руб.; 75 тыс. руб. из своих личных средств пожертвовал на построение церкви местный церковный староста С.Г. Гаврилов .
Храм в пог. Пенино по своему наружному виду и по художественности внутренней отделке справедливо может быть назван первым в уезде. Все церковное здание во всех мельчайших подробностях представляет образец строго-выдержанного древне-русского зодчества; он – трехпридельный: главный придел во имя Рождества. Пресвятой Богородицы; боковые – во имя Сретения Господня и св. Александра Невского; в храме 5 глав луковицею; шпиц церкви, тоже увенчанный главою, достигает 30 саж. вышины; на колокольне – прекрасный, гармоничный подбор колоколов, из коих большой весит 305 пудов. Внутри вся церковь расписана стенною живописью и орнаментами в древнерусском стиле; в куполе находится довольно значительных размеров изображение Господа Саваофа – копия со стенных росписей московского Успенского собора. Иконостас, весь золоченый, стоимостью свыше 10 т. р.; св. престол металлический, высеребренный, чеканной работы, ; жертва местного прихожанина Федосеева; св. сосуды, напрестольный крест и евангелие – стоимостью в 1800 р. – пожертвованы управляющим Киновиею Ал.-Нев. Лавры, игуменом Тихоном.
Пока освящен только главный придел; в непродолжительном времени, по совершении окончательной внутренней отделки боковых алтарей, последует освящение и остальных приделов.
П. Ян – ский .
1901
П.Я. Яновский
Из Гдовского уезда
(корреспонденция)
Одно из современных
религиозных течений в деревне
Недавно сельский батюшка одной из церквей Гдовского уезда (в погосте Д – ом) указал нам на одно не совсем обычное явление, замечаемое им в своем приходе; в различных деревнях прихода многие девицы и женщины, которых народ обычно называете «богомолками», устраивают по вечерам и даже по ночам собрания, что-то там поют, читают и проч . Почтенный пастырь не прочь был даже заподозрить здесь какое-либо сектантское движение, в роде хлыстовщины и т.д. Заинтересованные этим сообщением, мы постарались тайно и незаметно обследовать возникший факт. В результате наших наблюдений получилось, что, хотя опасения батюшки и оказались напрасными, но обнаружилось нечто весьма любопытное и достаточно ценное для характеристики современных религиозных движений, возникающих среди простого народа.
В Гдовском уезде, в приходе Д – м и Ст – ском (районом наших наблюдений служили только эти два прихода), действительно, существует тесно сплочённая община, или союз девиц и женщин , одушевленных живым стремлением, как они выражаются, «устроить жизнь свою, как заповедал нам Христос». В Д – м приходе число членов этой общины простирается до 40 человек, а в Ст – ском – их гораздо больше: в одной только деревне этого прихода – Кор – не нам назвали до 25 «богомолок».
Отличительный признак этого союза – это сильные аскетические тенденции. «Богомолки» считают себя вышедшими из Mиpa, умершими для всех мирских радостей и утех: они не только строго соблюдают установленные Церковью посты, но наблюдают вообще чрезвычайную умеренность в пище; они почти все – никогда не вкушают мяса, а многие питаются преимущественно только чаем и хлебом; идти в замужество – считают великим грехом, падением в прелесть мирскую. Молодые девушки-богомолки не ходят на деревенские «посиделки» и «беседы» и никогда не поют мирских песен. Обычный костюм членов этого кружка – все черное, напоминающее монашеское одеяние. Разумеется, с такою отрешенною от Mиpa настроенностью им нелегко живется среди обычных житейских условий, в кругу родных своей семьи; отрицательное отношение молодых девиц к браку нередко вызывает тяжелые семейные разногласия, неурядицы и раздоры. «Богомолки», впрочем, сами стараются всячески удаляться от всего, что, при известном укладе житейского обихода, может так или иначе нарушить их духовное настроение; во время, напр., сельских, так называемых, «пивных праздников» (т.е. к которым варится домашнее пиво), когда большинство населения деревень предается бесшабашному и необузданному разгулу, они собираются кучками друг у друга, или же отправляются в погост П – ля, к тамошнему священнику, к которому они питают особенное уважение и даже благоговение.
Община этих женщин имеет, как кажется, довольно прочную организацию, так: на приглашение священника Д – кого погоста к девушкам-богомолкам – приходить на клирос для участия в церковном пении, последние ответили отказом, ссылаясь на то, что им не дает на cиe своего согласия их «матушка» – (пожилая крестьянка дер. Бо – ков); есть у них затем «старшие» и еще «сестры».
Все участвующая в этом союзе женщины-богомолки часто собираются небольшими группами друг у друга в различных деревнях; более же значительный и многолюдные собрание происходит по праздничным дням в погосте Д – ком, в квартире церковного сторожа (один из немногих богомолов-мужчин), в соседней с погостом деревне Зар – чье (в доме одной пожилой девицы) и в некоторых других местах. Особенно многолюдны бывают собрания в погосте Ст – лье, у «старицы» Марии Семеновны, вдовы богатого торговца; она на задворках своего огромного дома устроила себе келью, из которой никуда ни выходит и где проводить строго-подвижническую жизнь.
Собрание у них происходит следующим образом: сначала всем присутствующим предлагается чай; затем «старшая» читает акафист и канон Спасителю или Божьей Матери, при чем всеми присутствующими поются положенный песнопения; далее, несколько молитв, напр.: «Отче наш», «Верую» и проч., иногда поют и нецерковные песни, а духовные стихи, в роде:
«Не унывай, не унывай
Душе моя!
Уповай, уповай
На Господа!» и т.д.
Читаются также Евангелие, жития святых и назидательные книги. Собрания эти, начинаясь часов с 8 вечера, продолжаются иногда за полночь.
Отношения «богомолок» к священнику в высокой степени почтительны; получить благословение иерейское – для них большое утешение. В храм, к богослужению все они ходят с большим усердием и любовью. Особенно они стремятся к возможно частому приобщению Св. Тайн, и так как местные иереи, памятуя слово апостола: «ядый и пияй недостойне, суд себе яст и пиет, не разсуждая Тела Господня» (1 Кор. XI, 29), не всегда, руководясь своею пастырскою совесть, могут удовлетворять такому их желанию, то они целыми толпами уходят к вышеупомянутому священнику П–льского погоста, где бес-препятственно и допускаются до Св. Причащения: к нему они совершают частые паломничества для испрошения совета во всех недоуменных случаях жизни; портрет его можно найти у всякого члена их союза.
Это религиозное движете в Д – м и Ст – ом приходах появилось, сравнительно, недавно, лет 7 – 8 тому назад; возбудили его собственно несколько женщин, возвратившихся в родные деревни из долгого странствования по святым местам; в настоящее время в этой общине наблюдается деятельное стремление – увеличить число своих членов и, действительно, кружок «богомолок» с каждым годом растет и умножается.
Описываемое явление, само по себе, разумеется, безобидно и не может возбуждать никаких подозрений, ибо чуждо всяких сектантских тенденций, но тем не менее оно представляет собой такую почву, на которой легко могут возникнуть и плевелы. В настоящее время ни для кого не тайна, с какою страстною жаждой народ ищет истины и с каким горячим желанием он хочет узнать «твердое основание того учения, в котором был наставлен» (Лук. I. 4). В народе пробудилось стремление к живой, разумной и сознательной вере. Задача современных пастырей – дать удовлетворение этой духовной жажде нашего народа; в противном случае, народ сам, своими собственными силами будет стремиться «прийти в разум истины» и тогда хищный волк не от стада Христова легко может многих увлечь «во ино благовествование.
П.Я.Я .
1901
Н.К. Кузнецов
По поводу корреспонденции
из Гдовского уезда.
(№ 2 «Дух. Вестн.»)
По поводу описанного в № 2 одного из современных религиозных течений в деревне, нам пишет лицо, близко знакомое с этим явлением. По словам этого корреспондента, «он сам принимал участие в собраниях крестьян на беседах упомянутых в корреспонденции приходов, пел с ними, читал им душеполезные книги и знаком почти с каждым из приходивших на беседы».
Действительно, пишет он, в Ст – ском и Д – м приходах весьма многие (число определить трудно) «одушевлены живым стремлением устроить свою жизнь по заповедям Божиим». Но люди эти не составляют какой то особенной замкнутой общины, союза. Это – лица, заботящиеся более других о своем спасении, для чего оставившие бесшабашный деревенский разгул, заменившие пение отвратительных безобразных песней славословием Господа и главное – не посещающие деревенских супряток, где чувственной разнузданности дается полнейший простор. В своем стремлении к достижению чистой, богоугодной спасительной жизни люди эта встречают противодействие не только со стороны чуждых им лиц, но даже и своих домашних, которые, как мне известно, сами посылают девиц на гулянья и на супрятки. Непосещение супряток считается отсталостью и такой человек презирается: «Мне за него не фамильно идти, говорила мне одна девица, он в супрятки не ходит»! Поэтому не удивительно, что люди, желающие свободы от грехов, не идущиe путями Mиpa сего, терпят насмешки со стороны врагов своих, которые не иначе их зовут, как «богомолы», «богомолки». Но П.Я., употребляя слово «богомолки» и ставя его в кавычки, придает ему официальное значение и возводить его, так сказать, на степень особого направления. Между тем, не направление это какое-нибудь, а самое обыкновенное явление, замечаемое во всех приходах, где только ведутся внебогослужебные беседы .
В заботах о спасении своей души эти лучшие прихожане (конечно, большею частью женщины) содержать строгое воздержание, но (идти в замужество не считают великим грехом, падением в прелесть мирскую», как говорит П.Я. Семейная жизнь служит для них основанием всякого общественного и нравственного преуспеяния. Правда, некоторые из вдов и девиц ушли в монастырь (человек 8, 10), но весьма многие вышли и замуж. И замечательно вот какое явление: деревенские парни, относившееся прежде с презрением к девицам, не посещавшими супряток, теперь oxотнее стали их брать в замужество, и семейная жизнь их счастлива. П.Я. надо бы спросить самих «богомолок» – верно ли то, что они не выходят замуж, и тогда он не написал бы, что С–кие и Д – кие «богомолки» брак считают падением в прелесть Мирскую. Непосещение деревенских «бесед», «посиделок» весьма благотворно влияет на девиц, ибо в С – ском приходе, очень сильно развит сифилис и поэтому, изолирование женского пола от мужского весьма желательно, и я с радостью отмечаю следующий факт: в деревне Корине С – ского прихода около 19, 20 (а не 25, как пишет П.Я.) девушек стали собираться на посиделки отдельно от парней, и здесь грамотные читали душеполезные книжки и Троицкиe листки, сопровождая чтение пением молитв. В деревне Чудской горе, того же прихода, подобного рода чтения велись местным писарем И. Ф – вым, ушедшим теперь в Валаамский монастырь на послушание. Я сам вел религиозно-нравственные чтения в обществе девиц на «посиделках», которые прерывались пением молитв и духовных песней и нахожу подобного рода чтения предохраняющим средством от вредно пагубного влияния общих «посиделок». Святость брака, благословляемого церковью, ясно понимается и уважается «богомолками», как называет П.Я. лучших из прихожан, и посему тяжелых семейных разногласий, неурядиц и раздоров», как совершенно неосновательно утверждает П.Я., не бывает вовсе среди них.
Желая, по-видимому, признать нескольких благочестивых прихожан С – ского и Д – цкого приходов какой то религиозной общиной, П.Я. навязывает этим добрым людям, заботящимся о своем спасении, какую то чарочную организацию; так, у них якобы есть «матушка», «старшая» и «сестры». Это совершенный вымысел: никаких матушек, старших и сестер там нет. И я очень удивлен был, когда прочитал, что крестьянская девица Анна из деревни Борков Д – ского прихода, лично мне известная, попала в матушки. Что касается нехождения «богомолок», по приглашению Д–го батюшки, на клиросе для участия в церковном пении, то их удержали от этого не приказы мнимой «матушки», а беспорядки на клиросах, производимые певчими.
Не находя ничего предосудительного в собраниях женщин-богомолок, на которых они трудятся о Господе, духовно сближаются, проводя остаток праздничного дня в молитве, чтении и пении, можно только сожалеть о том, что Д – ие и С – кие священники холодно к этим благочестивым собраниям относятся, в чем я лично убедился, когда вел у богомолок беседы, и не принимают решительно никакого участия в руководительстве этими собраниями. Присутствие батюшки на многолюдных собраниях, где читаются грамотной, а вовсе не старшей, евангелие, акафисты, жития святых и пр., поются всеми присутствующими молитвы, было бы и желательным и полезным!. «Народ ищет истины», и вот почему, не смотря даже на противодействие со стороны некоторых лиц С – го и Д – го приходов, выразившееся даже в донесении начальству о незаконных собраниях и о еретических чтениях в П – ском приходе, стремление к нравственному усовершенствованию влечет простых людей туда, где раздается спасительное учение, где указывается путь ко спасению, и ничто не в силах удержать их от этого стремления. У «старицы» Марьи Семеновны, о собраниях у которой пишет П.Я., я вел беседу и пел молитвы со всеми присутствовавшими и духовные стихи: «К кому возопию Владычице», «Кому поем печаль мою», «К Тебе, о Мати Пресвятая» и пр. Кельи у нее никакой нет, а просто М.С. не желая стеснять своих семейных детей и во избежание раздоров с невестками, поселилась в небольшой избушке за домом, где и проводит время в молитве и чтении душеполезных книг. Пo праздникам у нее собираются С – ские девушки, из деревень Волово и Заклепье, в числе 10, 15 (избушка небольшая), и она, как грамотная, читает им душеполезные статьи.
Что касается черного костюма членов описываемого П.Я. религиозного кружка, напоминающего монашеское одеяние, то это чистейший вымысел. Две, три пожилых девицы, действительно, носят черное одеяние, но прочие все ходят в обыкновенных деревенских платьях и ничем по покрою от других крестьянок не отличаются.
В изображении умеренности богомолок в пище П.Я. впадает в гиперболизм; «почти все богомолки не вкушают мяса никогда и многие питаются преимущественно только чаем и хлебом», говорить он. Это совсем не так: все почти богомолки, за исключением немногих, питаются мясом и отказываются от употребления его только в дни приготовления ко св. Причащению, и я никого не знаю и ни от кого не слыхал, чтобы некоторые питались бы чаем и хлебом; утверждаю так потому, что почти наперечёт знаю всех «богомолок».
Затем, П.Я. совершенно голословно утверждает, что П – кой священник беспрепятственно приобщает богомолок. П.Я. ни разу не был в П – ском погосте и на месте, значит, не наблюдал констатируемого им факта беспрепятственного приобщения богомолок в П– лях, а писал это только по слухам, которые, особливо в деревнях, доходят до других мест с большими наслоениями и извращениями. Словом, П.Я. в П – лях не был и бросать тень на П – ского священника, не проверив факта и не убедившись достаточно в его достоверности, ему не следовало бы.
Что же такое это за общество, смущающее П.Я.? Это – люди, следующие советам пастырей проводить праздничные дни в богомыслии, в пении и душеспасительном чтении. Такие собрания только укрепляют приход в Bере и, при заботливом руководстве со стороны пастырей, нечего бояться, что они представляют собою такую почву, на которой могут появиться и плевелы, как думает П.Я.
Н. К – в.
1901
П.Я. Яновский
Священник
Симеон Фомич Никольский
(Некролог)
8 марта, от осложнившегося воспаления легких скончался на 70 году жизни настоятель Пенинской Рождество-Богородицкой церкви, Гдовского уезда, священник Симеон Фомич Никольский. Покойный, по окончании в 1853 году курса с.-петербургской духовной семинарии (товарищем его по семинарии был, между прочим, Иван Терентьевич Осинин, бывший проф. СПб. дух. акад.), в продолжение 17 лет трудился в скромном звании учителя народного училища в с. Путилове, Шлиссельбургского уезда, где оставил по себе прекрасные воспоминания; в 1870 году поступил священником к Пенинской церкви.
В лице почившего сошел в могилу один из воспитанников старой духовной школы, которая, при всех своих недостатках, умела вырабатывать в своих питомцах стройное, строго-церковное, целостное миpoвоззрение. Это был добрый, любвеобильный, незлобивый старец. От всей его личности веяло духом патриархальной простоты, нелицемерной кротости и смирения. В самом внешнем виде его, в его фигуре, было что то апостольское. Высокий, исхудалый, с головою, обрамленною седыми волосами, во время совершения, напр., литургии он был, поистине, прекрасен!.. Отношение его к прихожанам были чисто отеческими. Он в мельчайших подробностях, до тонкости, знал жизнь своего прихода; свою жизнь он, как то, сливал с жизнью своих духовных чад: радовался их радостями и печалился их горестями. И прихожане любили и чтили его.
Любил о. Симеон землю, земледелие, полевые работы. В этом отношении покойный являл в своем лице старозаветный, ныне уже, к сожалению, исчезнувший тип пастыря-земледельца. Своими руками он насадил около своего дома большой сад; не считал для себя унижением своею рукою проводить борозду сохой на своей ниве
Да учинит Господь Бог душу твою, добрый и верный пастырь Христов, в незаходимом свете святой своей славы!
П. Долоцкий .
1901
П.Я. Яновский
15 августа происходила закладка
храма во имя Успения Божией Матери,
созидаемого в 2-х верстах
от погоста Долоцкого, Гдовского уезда
близ так называемой «пещеры»
Чин «на основание храма» совершен был священниками: К.М. Тихомировым, Н.П. Добряковым. и А.Г. Абакумовым, прибывшими к месту постройки после литургии с крестным ходом; по совершении чина о. Тихомировым было сказано приличное случаю слово. Народу на торжестве было множество, так как Успеньев день – храмовой праздник, в Долоцком и ярмарка. Новосозидаемый храм будет одно престольный, каменный, в стиле русского зодчества XVII века. В настоящее время кирпичная кладка доведена уже почти до крыши. Храм строится на средства церковно-приходского попечительства, при крупной материальной поддержке, главным образом, председателя попечительства И.П. Павлова.
Церковь стоит в чрезвычайно живописной местности, на берегу реки Долгой, у подножия высокой горы, поросшей лесом; в этой горе находится пещера (длиною 30 шагов), в которой, по преданию, явилась чудотворная икона Успения Божией Матери, составляющая ныне великую святыню долоцкого храма. Окрестным населением пещера эта почитается как место святое. В народе живет предание, что в половине XVIII ст. близ этой пещеры спасался какой-то подвижник монах, которому и явилась означенная икона Успения Богоматери; когда слух об этом событии дошел до новгородского владыки, – последний сделал распоряжение об отобрании иконы в Новгород; местным жителям хотелось иметь все-таки хотя копию с явленной иконы; и вот, когда иконописец изготовил копию, последняя была на столько сходна с оригиналом, что не представлялось возможности различить список от подлинника; и случилось так, говорит предание, что копия была отправлена в Новгород, а подлинный, явленный образ остался на месте. Быть может, в этом сказании и есть некоторая доля правды, поелику в описании долоцкой церкви 1622 года (в писцовой книге Александра Чоглокова, да дьяка Добрыни Семенова) – никакой иконы Успения Богородицы не упоминается, а между тем, по иконографическому типу, означенную явленную икону можно отнести к XVI в.; а с другой стороны, только в половине XVIII столетия появляется в Додоцком погосте церковь во имя Успения Богоматери (тогда как раннейшие храмы прихожане всегда посвящали имени св. архистратига Михаила), только в это время является почитание указанной пещеры, устанавливается туда крестный ход и пр.
Чтимая икона Успения Богородицы, находящаяся ныне в церкви Долоцкого погоста, имеет 1 1/2 арш. длины, 1 арш. 2 вершка ширины; письмо старинное, новгородского пошиба. В 1788 году помещицей Мордвиновой, в благодарность за чудесное спасение от потопления на Долгом озере, на икону была устроена серебряная риза, а в 1869 году нарвский купец Орлов украсил святыню новою серебряно-вызолоченною ризою, художественной работы, богато украшенною рубинами и стразами.
В Успеньев день ежегодно тысячи богомольцев из Гдовского и окрестных уездов стекаются в Долоцкое – для поклонения святыне; по заказу боголюбцев, духовенством совершается с чудотворной иконой не мало крестных ходов «в пещеру»... При виде многочисленных народных масс, толпящихся около небольшой, ветхой часовни близ пещеры, в воображении невольно рисовался храм Божий, который должен бы красоваться на этом месте явления знамения и сил божественных. Теперь эта мысль близка к осуществлению. Из церкви крытою галереею будет сообщение с самою пещерой.
П. Долоцкий .
1901
П.Я. Яновский
20 и 21 августа в новоустроенном храме
погоста Пенина, Гдовского уезда,
состоялось освещение
двух боковых приделов
во имя Cретения Господня
и св. благоверного вел. князя
Александра Невского
Чин освящения и божественную литургию в новоосвященных приделах совершал преосвященный Константин, епископ гдовский, в сослужении прот. И.И. Сергиева (Кронштадтского), ризничего Адександро-Невской лавры архимандрита Гедеона и священннков: местного благочинного А.И. Солнцева, Н.И. Лаврова, А.Е. Иванова, П.А. Протопопова, Н.П. Добрякова, С.Н. Иванова, А.Г. Абакумова и Н.С. Никольского, при лаврском архидиаконе Иоанне, диаконе А.И. Прокофьеве и др. Пел местный хор, под управлением псаломщика И.А. Калашникова, благодаря умелому руководству которого крестьянские мальчуганы и девочки благополучно справились с трудностями apxиерейской службы. За обеими литургиями, вместо запричастного стиха, о. И.И. Сергиевым было сказано слово. Двухдневное духовное торжество привлекло в Пенинской погост громадные массы народа.
П.Я.Я .
1901
П.Я. Яновский
Новые данные об упраздненной
покровско-озерской обители
Преп. Илариона Гдовского
I
О. иеромонах Никодим в своем обстоятельном агиологическом очерке о св. Иларионе Псковоезерском («СПб. Дух. Вестн.» 1901 г., № 27) приводит все известные в настоящее время печатные сведения о преподобном Иларионе, и основанной им покровско-озерской обители, причем высказывает и пожелание, чтобы найдены были письменные памятники об обстоятельствах прославления св. Илариона. Исполнятся ли эти desideria достопочтенного автора – покажет будущее, пишущему же сии строки в Московском архиве минист. юстиции удалось найти oписание покровско-озерского монастыря, относящиеся к 1585 году и – стало быть – составленное 109 лет спустя после кончины его преподобного основателя ). Это опиcaниe находится в рукописи архива № К. 827 («Список с писцовой книги городища Кобылья и оброчных поместных, монастырских, церковных и порозжих земель в губах – Полянской, Ремде, Мыслогостицкой, Гвоздинской и Мельницкой письма и меры Григория Ивановича Мещанинова-Морозова, да Ивана Васильевича Вовнина с товарищи») и представляет собою, как бы приложение, или supplement к самой писцовой книге ). Помимо своей детальности, обстоятельно рисующей монастырский быт XVI века, данный документа представляет ещё немалый интерес и потому, что описывает обитель преп. Илариона во время, сравнительно, не весьма удалённое от времени жизни самого св. подвижника, освятившего своими трудами и подвигами пределы теперешней Петербургской епархии. Некоторыми извлечениями из этого «описания» в настоящем очерке мы и пользуемся.
Покровский монастырь в ХVI – XVII вв. числился в Кобылинском уезде, в Полянской губе ), в местности «Княжи Озера».
Необходимо допустить, что при самом своем первоначальном возникновении покровско-озерский монастырь не принадлежал к разряду тех многочисленных захудалых мелких обителей, к числу тех «несобственных монастырей», по определенно проф. Е.Е. Голубинского, – которые в старой Руси появлялись совершенно случайно, когда 5 – 6 человек сходились в уединенном месте, для ведения иноческого житья «для души cпасения». И личность св. Иларионa – ученика преп. Евфросина Псковского ), знававшего, следовательно, виды относительно правильной организации монашеской жизни и – особенно – прекрасное благоустройство покровско-озерского монастыря, который до литовского нашествия 1580 года быль украшен двумя храмами, имел ценную церковную утварь, солидный хозяйственный инвентарь и проч., – все это свидетельствует, что основание и утверждение обители препод. Иларионом совершалось в сравнительно широких размерах, по заранее обдуманному плану, на началах правильного монашеского общежития.
После кончины препод. Илариона благополучное существовавание монастыря продолжалось сто с небольшим лет, до 1580 года, до прихода «литовских людей». Покровско-озерская обитель имела несчастье стоять как раз на пути, по которому отряды Стефана Батория направлялись от Пскова к Великому Новгороду; монастырь подвергся основательному опустошению (почти все храмы теперешнего Гдовского уезда к северу от «Княжих Озер» избегли этой печальной участи). «В королевской приход монастырь и все церковное строенье ) и книги пожгли литовские люди; и игумена и старцов побили». Это известие монастырской описи в сильной степени преувеличено: в конце документа находится обёмистый реестр монастырского имущества, оставшегося от погрома литовских людей; среди уцелевшего «монастырскаго строенья» есть вещи порядочной ценности, которыми, во всяком случае, не побрезговали бы солдаты Батория. Дело, по-видимому, надо представлять таким образом, что предусмотрительные иноки заблаговременно укрыли в безопасном месте некоторую церковную утварь, предметы хозяйства и проч., хотя сами и сложили главы свои под литовским мечом: не успели скрыться, а может быть – и сознательно остались в обители, желая «восприять венец мученичества».
«Да осталось после литовскаго приходу», говорит oписаниe, «старые монастырские казны от литвы: деисус, что был в большом тябле ) – 9 образов, что были в середнем тябле господских праздников – 9 образов, да верхняго тябла, во пророцех, осталось 7 образов, – все на золоте. Да двери царския и столбцы и сень над царскими дверьми – на золоте, да двери северныя – Дизман разбойник ) на красках, да 15 образов пядниц на золоти, да 10 образов пядниц на красках. Да осталось образов местных больших: Рождество Христово, да Воскресение Христово, да Покров Святей Богородицы, да образ «О тебе радуется» с господскими праздники, все на золоте; да осталось: гривна серебряна басменна, да яблоко деревянное позолочено, что было у паникадила. Да осталось другия церкви, что была в трапезе – Рождество Христово: деисус на красках, а в нем осталось 7 образов, да двери царския и столбцы на красках обе половины, да над дверьми образы: Благовещенье и Покров Святей Богородицы на золоте, да на исподе праздники, да Димитрий, да Иасаф, да Христова мученица Варвара, да образ в киоте Воскресения Христова на красках, да другой образ в киоте: на золоте: Пречистая, да Михаил Архангел. Да две лампады деревянныя на красках, да два подсвешника большие позолочены, да 9 подсвешников малых позолочены, деревянные, да десятой на красках, да 8 блюдечек малых оловянных, что были на свечах. да 3 достаканцы (?), да 10 блюдечек малых деревянных, что были на свечах, позолочены, одиннадцатое на красках. Да осталось воску 6 гривенок, да 15 свеч, что были на паникадиле. Да осталось покровцев и пелен: покров камка двоеличная, обложен тафтою зеленою, да покров тафта желта, обложен тафтою черленою, да пелена бархат на золоте, на черной земле, обложена тафтою зеленою, приволока – бархат на золоте, что была на гробу, на Иване Ищеине ); да 10 камушков хрустальных от образов, да 2 камушка сердолики зелены, да 2 насвечника железные. Да осталось книг певчих; евангелие толковое, да псалтыря, да книга «сказание святых пророк и апостол», да книга молебник, да книга часословец печатной, да книга четья – соборник, книга осмогласник, да книга шестодневец, да книга «главизны указание святых отец», – все те книги в десть на бумаге; да книга «на одеяние рязы» (рясы) в полдесть на бумаге; книга устав Ивана Златоустаго в полдесть на бумаге; книга часословец в полдесть на бумаге; книга триодь цветная в полдесть на бумаге; книга псалтыря толковая, книга Апостол, книга житие преподобныя Mapии, да две книги чети, да книга хартейная (пергаменная) венчание, да книга парамейник, да книга служебник, – все те книги в полдесть на бумаге, да книга четья в четвертинку, да книга четья великаго плату, да книга святцы – обе в четвертинку на бумаге, да книга Трефолой ), да книга минея новых чудотворцов – обе в десть на бумаге, да книга августьская (минея), да книга четья – oбе в полдесть на бумаге, да книга «Охтоиц» (Октоих), да псалтыря в десть на бумаге, да книга четья в полдесть на бумаге, да книга святцы в четвертинку на бумаге. Да подсвешников деревянных 5 золочены, а шестой незолочен, да часы железные, да откосок один паникадильной медян, да шендал медян, да мельничная снасть вся железная одное мельницы, а другия мельницы – гриница, да веретено, да лом мельничной.
Да осталось от литвы две трубы винныя медныя ), да котел меден в 6 ведер, а другой котел в 7 ведер, да два котла по 4 ведра, да сковорода медная ведра в четыре, да укропник меден, да блюдо медное, да 7 блюд малых оловянных, да 4 чарки оловянных, да 3 оловянника по ведру, да 2 оловянника по полуведра, да 2 кружки оловянныя – одна полведра, а другая четверть ведра, да котел полтора ведра, да 4 колокола малых, да клепало. Да осталось после литвы старых хором: келья поваренная, да четыре житницы, да невод рыбной.»
Как видно из приведённого отрывка, категорическое заявление описания о совершенном, якобы, сожжении «литвою» монастырского имущества необходимо ограничить в значительной степени. Нельзя, конечно, думать, что из монастырской казны ничего не попало в руки поляков; но если, тем не мeнее и после литовского погрома в монастыре осталось ещё изрядное количество всякого добра, – то можно составить себе приблизительное представление о состоянии обители преподобного Илариона до 1580 – 81 гг.
П. Яновский .
II
Разоренной «литовскими людьми» обители преп. Илариона, однако, суждено было возродиться. В то время, когда «после в развалинах, в «Юрьеве ливонском» (Дерпте) существовал, хотя и нельзя сказать, чтобы вполне благополучно, монастырь во имя Воскресения Христова. Монастырь этот возник в Ливонии, приблизительно, в 60-х годах XVI ст. В самый разгар ливонской войны Ивана Васильевича, когда Ливония была в руках русских, Грозный, смотревший на Ливонию, как на свою неотемлемую собственность, в целях обрусения края, пораздавал там не мало земель в поместья дворянам и детям боярским, поселив туда и других служилых русских людей и проч. Тогда же в самом Юрьеве был основан монастырь, долженствующий, очевидно, по мысли Грозного, быть «гвоздём» русской колонизации в этой «немецкой земле». Ливонская война в конце концов однако, как известно, оказалась весьма несчастною для Руси, и по миру у Запольского Яма (порховск. у.) 1582 г. Ливония отошла к Польше. Всей тамошней русской публике, таким образом, пришлось выселяться со своих, хотя бы и не совсем насиженных мест.
Потерпели «выгонку» и иноки дерптского Воскресенского монастыря. Государство пришло на помощь обездоленным ливонским русским выходцам; дворянам и детям боярским были наверстаны новые поместья (преимущественно в пределах теперешней С.-Петербургской губернии); а братии воскресенского монастыря и был отдан во владение разоренный покровско-озерский монастырь, в котором она и должна была обосноваться.
«По государеве грамоте», говорит опись, «велено в том монастыре («во Княжих Озерах») быти и тот монастырь строити Воскресенскому игумену Никандру, с братьею, что высланы из Юрьева Ливонскаго, из воскресенскаго монастыря».
Игумен Никандр прибыл из Юрьева в обитель преп. Илариона со всею своею братиею, в которой, состояло: черной поп, да пономарь, да 13 братов, да три дьячка; «описание» упоминает еще 34 человека монастырских слуг, но последние, вероятно, были местные аборигены. Немедленно началась постройка монастыря; в 1585 году в покровско-озерской обители уже существовала «церковь Покров Святей Богородицы, древяна с колокольницею, а на полатях (т.е. на хорах) придел Воскресения Христова, поставлена после королевскаго приходу, да 13 келей, да хлебня, да трапеза». Возобновление монастыря совершалось тем легче, что вся церковная утварь, предметы обихода и проч. и даже самое церковное здание было привезено в Княжи Озера из Юрьева ; «а церковь и церковное строенье», говорит опись «и образы и книги и колоколы и всякое иное церковное строенье привез из Юрьева игумен Никандр с братьею». Новоприбывшее церковное имущество было настолько обильно, что перечисление одних икон (весьма ценных) в монастырской описи занимает целых два листа. Вот перечень некоторой части церковной казны, вывезенной в обитель преп. Илариона из дерптского Воскресенского монастыря: «в олтаре на престоле евангелие тетр в десть на бумаге, обложено камкою зеленою, а на верхней дске Страсти Христовы и евангелисты басмы серебряны золочены обложены; да на престоле покров мухояр, обложен тафтою зеленою, да над престолом воздух – дороги пушены тафтою ). Сосудов церковных: потир да 3 блюда оловянныя, да лжица оловянная, а другая серебряная, да две звезды медныя, да 3 блюдца деревянныя; покровцы (воздухи) – камка зеленая. А риз в казне у Покрова Пречистые, что из Юрьева привезено: двои ризы камчатыя, оплечье – олтобаш золотной, а у других оплечье бархатное, опушено кушаком шолковым; ризы мухоярныя, ризы безинныя, а оплечье у них – бархат золотной черленой; ризы полотняныя, а оплечье камка зелена; ризы постныя мухоярныя, оплечье бархат рыт зелен; стихарь дьяконской полотняной, да другой постный крашенинной; да 4 стихаря подризных полотняных, да две патрахели бархатных – бархат черлен на золоте; патрахель камчат, патрахель тафтян, патрахель изуфрян (?) зелен, да двои поручи бархатные, да двои поручи камчатые, да 2 пояса шолковые: один черен, а другой черлен. Да в церкви же блюдо медное большое, да другое деревянное, да 3 паникадила, да у паникадил 3 чепи железныя, да чарка оловянная, да 6 свечь местных больших, а свечи шести пядей, а наделки у свечь: у дву оловянные, а у четырех немецкаго железа, да горн церковной медной с покрышкою, да ломпада церковная золочена, да кадило медное о трех чепях, да крест железный, что ставят на церкви с перекрестьями, да железа немецкаго 75 листов.
Да книг у Покрова Пречистые на крылосех и в казне: устав в десть, да апостол в десть, 2 октоица в десть, евангелие толковое печатное в десть, псалтырь в десть, да 2 триоди в десть – постная и цветная, да соборник в десть, да книга Ефрема Сирина в десть, да книга соборник в полдесть, да книга Пчела в полдесть, да книга о Варламе и Асафе царе в полдесть, да книга Лествица в полдесть, да книга Андрея Уродиваго в полдесть, да книга Патерик в полдесть, да служебник в полдесть, да часовник в полдесть, да минея общая в полдесть, да 12 миней месячных, да тетрати, а в них кононы молебные и царские часы, да книга Измарагд в полдесть, да книга харатейная в десть, да Пролог половина с сентября, да трифолой в полдесть, да книга харатейная старинная, две книги Пролог с марта на полгода, да трифолой с маия по сентябрь в десть, да в казне-ж пелена престольная камка червчата, а пушена тафтою желтою, а на ней крест шит шолком белым, да пелена камка лазорева, опушена отласом червчатым, крест шолков зелен, да пелена образная доротинная пушена тафтою, на ней крест тафтян зелен. Да в казне паникадило о 16 подсвешниках, да 4 яблока деревянных позолочены с кистьми; да в церкви налой, на чем ставят праздники, оболочен крашениною лазоревою.
Да (со)судов у Покрова Пречистые в казне воскресенских (юрьевских): два оловянвика больших, да кумган меден, да 5 шандалов меденых, да 3 скатерти браныя, да 7 скатертей рядинных, да котел меден 10 ведер, да 2 котла медные-ж по 8 ведер, да 4 сковородки медных, да 3 чепи поваренных (на них вешались котлы), да трои судки столовые, да росольник, да 4 солонки оловянныя, да стопа оловянная, да яндова медная, да 2 братины медныя-ж лужены, да 12 блюд белых, да 2 чаши медныя лужены. Да живота монастырскаго, что приведены из Юрьева Ливонскаго воскресенскаго монастыря на конюшенном дворе: двадцатеро лошадей, да 20 коров, да пятеро молодых телят».
Если к этому «юрьевскому» имуществу присоединить церковное строенье, оставшееся в Покровско-озерском монастыре после литовского раззоренья, то обитель препод. Илариона в XVI в. вполне можно отнести к числу «пресловущих» монастырей нынешнего петербургского края; и это «довольство» Озерского монастыря особенно выступает по сравненнию с такими монастырьками, как, напр., Николаевский в Полях (ныне с. Поля, гдовск. у.) и друг. Покровско-озерский монастырь владел и вотчинами, хотя нельзя сказать, чтобы значитель¬ными. Так, монастырь имел вотчины в Рудницкой губ. (вопче с дворцовыми): Онфимово, Верхоручье, Волосово-Сипково, Белково, Болотово, в Кунейской (пуст. Лариново), в Моцкой и друг.
Писцовая книга хранит полнейшее молчание об основателе монастыря в «Княжих Озерах» преп. Иларионе. Нам представляется вероятным, что в конце XVI века препод. Иларион ещё не принадлежал к числу канонизованных русских святых, поелику в противном бы случае писцовая книга не преминула отметить факт почивания в обители мощей преподобного и проч.: подобные отметки делаются в писцовых книгах со всею решительностью. На вопрос, – когда была совершена канонизация св. Илариона, – приходится отвечать категорическим «ignoramus», хотя некоторый ключ к раскрытию этого вопроса и могут дать, думается, и месяцесловы, помещенные в старинных богослужебных книгах рукописных (преимущественно новгородско-псковского происхождения) и печатных (раннейшие издания). Когда, таким образом, будет, приблизительно, найдено время установления всеобщего почитания св. Илариона, – можно сделать и изыскания в соответствующих архивах.
Весьма печально, что население Гдовского уезда почти совершенно забыло свят. Илариона, в территориальном отношении, своего, так сказать, законного патрона. Мы не знаем, насколько привержено к памяти святого Илариона окрестное население, хотя обстоятельство, что в погосте Озерах даже доныне не имеется храма, посвященного имени преподобного, и может наводить на грустныя размышления... Но то; факт, что если жителю северной половины уезда сообщить, что, мол, в нашем Гдовском уезде находятся мощи свят. угодника, – это будет для него совершенною новостью и большим открытием.
П. Яновский .
1901
П.Я. Яновский
Гдовский Димитровский собор 1585 года
В Московском архиве министерства юстиции под № П. 827 / 243 хранится рукопись: «Писцовая книга псковских пригородов» – 1585 года, объёмом в 2786 страниц. В ней на листе 1 – 545 находится опись городов Гдова и Кобыльска (теперь ceлo Кобылье Городище, Гдовского уезда), а также описание оброчных и безоброчных огородов, нив, пожень, поместных, церковных и монастырских земель в губах уездов означенных городов. Между прочим, на л. 339 обор. – 344 обор, этой книги содержится подробная опись Гдовского Димитриевского собора, которую, с некоторыми пропусками, мы и помещаем здесь.
«Во Гдове внутри города церковь соборная, каменная, Великомученика Христова Дмитрея Селунского. На церкви крест железной, басмы [пластинки] обложен медяными золочены, крыта тесом, а комарня обита немецким железом. А в церкви образов: деисус стоячей на золоте – пятнадцать икон; у Спаса, да у Пречистые, да у Ивана Предтечи – 3 гривны серебряны, витыя, золочены. Пред деисусом и пред праздники – 32 подсвечника древяны золочены, а на них 21 блюдцо оловянныя, золочены, да блюдца же деревянныя на золоте, а на блюдцах 17 наделков вощаных. Да в середнем тябле праздников господских 16 икон. В верхнем тябле – пророцы 15 икон, все на золоте. Двери царския и сень и столбцы – резь на дереве золочена. Да в олтаре на престоле евангелие апракос, обложено серебром с финифтом, да крест воздвизалной . У престола пелена – бархат червчат на золоте, пушена бархатом черным. Покров на престоле камка алая, да на престоле-ж евангелие тетр, старое, обложено басмы медяны золо¬чены. За престолом образ Одигитрия Пресвятые на золоте, да 15 пядниц на золоте. Против праваго крылоса образ Воплощенье Пречистые, да Дмитрея Селунского – створчаты на золоте, по полям ясень резь позолочена; а у Пречистой венец серебрян золочен, в нем 4 жемчужки, да 3 камышка, да на поле по сторонам два камени хрусталя; а у Спасова образа венец серебрян золочен с финифтом, а гривна серебряна золо¬чена, да понагея скана серебряна золочена тоща, у понагеи чепочка серебряная. Да пелена (у образа) бархат червчат на золоте, пушена камкою зеленою, а у ней 16 пуговиц серебряных на шолковых кистях; а у Дмитрея великомученика венец се-ребрян золочен с финифтом, да гривна скана серебряна золочена, а в ней вставлены жемчужки и камышки, да понагея серебряна золочена тоща с жемчужки, а в ней вставлен хрусталь бел, да пелена бархат зелен на золоте, пушена камкою червчатою, а у нея 16 пуговиц серебряных на шолковых кистях. Перед образы – две лампады древяны золо¬чены, на них два блюда оловянных, а на блюдах два наделка вощаных». Затем описываются весьма детально многие другие иконы и далее: «да дверь северная (в иконостасе) на золоте, а над дверью сень на золоте-жь. Да хоруговь на золоте , на ней крест деревянной, обложен басмы медеными, позолочен. Сосуды служебные: три блюда серебряныя, да потир серебряной, лжида и звезда серебряныя, да три блюда служебных оловянных, да кадило серебряное, другое кадило медено, блюдо оловянное, что воду святую держать, да мушора оловян¬ная, a держат в ней вино служебное, да чарка оловянная, да четыре оловянника, а держат в них святую воду, да укропник меден, да кулган меден невелик, да блюдо оло¬вянное невелико, да лампада древяна золочена, а на ней блюдцо оловянное, да паникадило меденое немецкое, а у него 24 от¬коса, а под ним яйцо деревяно золочено, а под ним кисть шолкова.
А книг в церкви : Евангелие Толковое в полдесть, да Евангелие Толковое в десть, да Апостол апракус в десть, да Устав в десть, 12 миней месячных в полдесть, да Часовник в полдесть, да Пролог в дву книгах – обе половины в десть, да Охтаец в дву книгах – обе половины в десть, да две Треоди – постная, да цветная в десть. Да псалтырей: печатная в полдесть, да другая псалтырь старая в десть; да Ермолуй (Ирмологий); две Минеи: праздничная, а другая с но¬выми чудотворцы; книга Николино житие; книга канун Пречистые Богородицы Одигитрии; книга, а в ней канун св. ве¬ликомученика Дмитрея; книга, а в ней канун Похвалы Пре¬чистые; да часословец старой, да поминанье большое церковное, да другое поминанье большое в тетратех, да поминанье субботное. Да в притворе образов: икона над церковными дверьми на золоте круглая – во облаце Пречистыя воплощение; икона второе пришествие на золоте, да у нее у святых 18 венцев серебряны золочены невелики; да икона воскресение Христово на золоте, венец меден позолочен, а в нем – три каменя хрусталь; да икона Софея – Премудрость Божия на золоте; икона Дмитрей Селунской на золоте; икона Троица Живоначалная на золоте; икона страстотерпца Христова Георгия на краске; икона «Умиление Пречистые Богородицы» на пра¬зелени, – крест на золоте; икона распятье Христово на золоте; икона на золоте Спасов образ, да Господские праздники; икона на золоте – чюдотворцы Козма и Демьян. А в церкви три двери железныя, да в церкви у двух икон затворы железные; а притвор у церкви древен, крыт тесом.
Да у Дмитрея святаго-жь колокольница каменна меж дву церквей: Успения Пречистыя Богородицы и Михаила Архангела ; а на ней два колокола медные, а третей колокол-же медной разщелился, да на той же колокольнице Офонасьевских девичьяго монастыря, что во Гдове, два колокола меденые, а вес их неведом.
Служба у Дмитрия святого вседневная, а служат четыре попа, да дьякон, а руги дают попам и дьякону и дьячкам и пономарю и сторожу из церковные из Дмитриевские казны на год: попу Артемию Фомину сыну – 16 четвертей ржи, да 6 четвертей овса, 6 четвертей жита, 5 пятка льну, 2 рубли денег; да другим попам: Миките Ондрееву сыну, да Филимону Нефедьеву сыну, да дьякону Онании Леонтьеву сыну по 20 четвертей ржи, да по 6 четвертей овса, по 6 четвертей жита, по 2 пятка льну, по 2 рубли денег, а четвертого попа нанимают старосты по-недельно; да Дмитриевским двум дьячкам: Филиппу Денисьеву сыну, да Томилу Микитину на год по человеку (т.е. на каждого) – по 6 четвертей ржи, по полтора рубли денег, да пономарю Лариону Васильеву на год 6 четвертей ржи, да два рубли денег; да сторожу Павелку 2 четверти ржи, да рубль денег. Да успенскому попу Ерасиму Филиппову на год – 12 четвертей ржи, 6 четвертей овса, 6 четвертей жита, 2 пятка льну, два рубли денег; да двум дьячкам – Ваське Антипову, да Иванке Ерасимову по две четверти ржи, по рублю денег человеку, да проскурнице Марье дают на четыре церкви на просвиры и на кутью на панихиды на год по большим субботам: пшеницы 11 четвертей, да соли 2 пуда, да меду 2 пуда.
А пашни церковные Дмитрея Солунского во Гдовском же уезде в Каменской губе пустошь Пыхова, на речке на Каменке: пашни перелогом середние земли 8 четвертей без полуосьмины, да отхожия пашни под деревнею под Воскресенскою лесом поросло 3 чети в поле, в дву потомуж; сена 12 копен; лесу пашенново и непашенново – рощи 1 ; десятины. Пустошь Гребенкова: пашни перелогом добрые земли 12 четей в поле, а в дву потомуж; сена 50 копен. Да отхожей лужок на реке на Нарове, за немецким городом за Сыренском, на устье Копаницы – сена 10 копен. И всего: 2 пустоши; пашни, перелогу и поросли – 12 четей, да середние земли 11 четей без полуосмины; сена 72 копны; лесу пашенново и непашенново – 2 десятины».
Как видно из настоящей описи, гдовский Дмитриевский собор триста слишком лет тому назад был храмом достаточно благоустроенным. Сохранилось-ли что нибудь из древних церковных вещей до настоящего времени? Войска Стефана Батория, проходившие по гдовскому краю за 5 лет до составления этой писцовой книги, видимо, не причинили большого вреда Гдову. Но надо заметить, что в тяжелую годину лихолетья 1610 – 1617 г.г. Гдов перенес много испытаний от «свейских», «литовских» и «воровских» людей. Во всяком разе, было бы весьма любопытно по данной описи пересмотреть сохранившуюся доныне старинную церковную утварь гдовского Дмитриевского собора.
П. Яновский.
Студенты Духовных учебных заведений часто выступали с проповедями в храмах столицы и епархии.
В одной из корреспонденций П.Я. Яновский указывает, что «в одной церкви, напр., приходилось … встретить древнюю, огромных размеров икону «Страшного Суда» – по всем видимостям XVI века, но, к сожалению, совершенно испорченную кистью какого-то живописца-реставратора».
Яновский П.Я. Из с. Долоцкого, Гдовского уезда. С.-Петербургский духовный вестник». № 27. 1900. С. 330.
С.-Петербургский духовный вестник. №35. 1899. С. 411.
Стилистический оборот «близ так называемой «пещеры» будет использован и в корреспонденции из с. Доложского в той же газете в 1901 г. Подписана она будет – «П. Долоцкий».
Большой луг в правобережье р. Долгой давно зарос сорным лесом. Сегодня Св.-Успенская Пещера находится в глухом лесу.
«Почти каменистый грунт» – «смысловая неточность». – Тело Пещерской горы – девонский песчаник, мягкий настолько, что царапается щепкой и размывается водой.
Колодец сегодня затянут песком более, чем на метр. Заплыли и боковые ходы. Росчисть их сопряжена с большим риском.
Выстроенный Св.-Успенский храм на Пещере так же не мог вместить всех желающих. Малые размеры его были вызваны естественными причинами. Площадка у Пещеры была чрезвычайно мала. Возведение в таких условиях надежного фундамента и устойчивого строения, – сложная техническая задача. Для производства работ воды реки были отведены в искусственное русло, сохранившееся доныне. Вешние воды в момент таяния снега регулировались с помощью мельничной плотины.
Новгородские писцовые книги представляют богатейший материал для церковно-гражданской истории нынешней С.-Петербургской губернии в до-петровскую эпоху. Жаль, что этим материалом почти не воспользовались авторы, участвовавшие в составлении «Историко-статистических сведений о С.-Петербургской епархии», хотя значительная часть новгородских писцовых книг тогда уже была издана Археографической комиссией. Нельзя не приветствовать поэтому недавно вышедший книжки архимандрита Сергия (Тихомирова): «Новгородский уезд, Вотской пятины, по писцовой книге 1500 г.», Москва, 1900 г., где, между прочим, есть любопытные данные о восточной половине нынешнего Лужского уезда. Примеч. П.Я. Яновского.
В новейшей противораскольнической литературе, касательно этого необычного перстосложения, встречающегося на древних иконах, высказывается тот взгляд, что такое сложение перстов не есть перстосложение для крестного знамения или благословления, а обозначает только, что изображенное на иконе лицо представляется говорящим. Примеч. П.Я. Яновского.
Очевидно, данная икона Страшного суда издавна принадлежала доложским храмам. О ней – далее, в «Рапорте причта Доложской Успенской церкви Гдовского уезда (28.04.1903), в деле « Об упорядочении охранения памятников церковной древности в церквах и монастырях Империи» (ЦГИА СПБ. Ф. 19. Оп. 95. д. 1).
Яновский П.Я. С.-Петербургский духовный вестник. № 27. 1900. С. 330.
Пенинской погост в дoпетровскую эпоху назывался также «Сумерским погостом»; в писцовых книгах Шелонской пятины Великого Новгорода он упоминается, как давно существующий: так, в сотной, данной в 1627 г. дьяками Баимом Болтиным, да Дементием Образцовым крестьянам Сумерской волости с писцовых книг 1622 года, на л. 160 читаем: «Сотня Ложголовская. Погост Сумерской Пенино, а на погосте церковь Рождества Пречистые Богородицы, древяна, клетки», и т.д. Рукопись эта находится в Москов. Архиве Мин. Юстиции. № К. 754. (См. Опис. докум. и бум. Москов. Арх. Мин. Юст., кн. I, СПБ., 1869, стр. 258 и у Неволииа «О пятин, и погост, новг. прил. V). Впервые Сумерский погост упоминается в писцовых книгах Шелонской пятины за 1499 г. (рукоп. Моск. Арх. Мин. Юст. № 705, «Описания», т. I, стр. 169), а от 1505 года имеется уже отдельно «список с писцовой книги дворцовых земель в Сумерском погосте письма и меры дьяка Обреска Иванова Микитина» (Рукоп. Моск. Арх. Мин. Юст. № 706, «Опис. Док. и бум.» т. I, стр. 169). Примеч. П.Я. Яновского.
Могила С.Г. Гаврилова находится при алтаре построенного им храма.
Яновский П.Я. С.-Петербургский Духовный Вестник. № 37. 1900. Сс. 447 – 448.
Речь идет о событиях, происходивших в пог. Доложском и Старопольском. Упоминаются дд. Карино, Борки. Батюшка в Доложском – очевидно, отец П. Я. Яновского, настоятель Я.Д. Яновский, некоторые прихожане которого благоволили к священнику пог. Поля о. Николаю (Кузнецову). Сын о. Николая, – Н.Н. Кузнецов – соученик П.Я. Яновского по Духовной Семинарии и Академии.
Отчет о состоянии С.-Петербургской Духовной Академии за 1902 г. // Духовное чтение. № 3. СПб. 1903. С. 516.
Мужчин насчитывается только человека 4 – 5. Примеч. П.Я. Яновского.
С.-Петербургский Духовный Вестник. № 2. 1901. Сс. 20 – 21.
П.Я. Яновский сам писал о Духовных беседах в С.-Петербурге, где люди нередко пели псалмы и молитвы. В деревнях все выглядело по иному.
Польской погост.
С.-Петербургский Духовный Вестник. № 4. 1901. Сс. 45 – 46.
С.-Петербургский Духовный Вестник. 1901. №№ 13 – 14. С. 156.
С.-Петербургский Духовный Вестник. № 24. 1901. С. 287.
Яновский П.Я. С.-Петербургский Духовный ветник. № 35. 1901. С. 410.
Правильнее, согласно с исторической действительностью, именовать препод. Илариона «Гдовским», как он и называется в некоторых изданиях святцев. Примеч. П.Я. Яновского.
В статье о. иером. Никодима показаны две различные даты о времени кончины препод. Илариона: 1470 и 1476 гг.; (см. СПб. Дух. Вестн.», 1901 г., № 27, стр. 314 и 315); вероятно, эту разногласицу нужно отнести насчет типографии, поелику в «Истор. Российск. Иерархии», V, 581, откуда автор берёт первую дату, время кончины св. Илариона полагается в 1476 году. Примеч. П.Я. Яновского.
Это описание находится в указанной рукописи на л. 537 – 543 обор. Примеч. П.Я. Яновского.
Границы «Полянской губы», в общем, совпадают с пределами прихода теперешнего погоста Полны, гдовск. Уезда. В указанной писцовой книге городища Кобылья № К. 827, на л. 410 замечено: «в Полянской губе погост, а на погосте церковь Николы Чюдотворца древяна клетцки, а строят тое церковь губою». Примеч. П.Я. Яновского.
А надо заметить, что препод. Евфросин († 1481 г.) оставил после себя «довольно изрядный общежителный устав в 25 главах» (М. Евгений. Словарь историч. писат. духовн. чин., ч. I, СПб., 1818 г., стр. 173). Примеч. П.Я. Яновского.
В XVI – XVII вв. понятая – «строить», «строенье» (насколько это видно из терминологии писцовых книг), употреблялись в значении несколько отличном, от нашего теперешнего понимания. По отношению, по крайней мере, к храмам – выражение «строенье» всегда означает – церковное имущество, инвентарь, в отличие от термина «поставленье», означающего только одно церковное здание; «поставленье и церковное строенье – мирское», «книжное церковное строенье» и проч. – выражения, часто встречающиеся в писцовых книгах. Примеч. П.Я. Яновского.
Тябло – ярус; в благоустроенных храмах, обычно, было три тябла: нижний («большой») с местными иконами, средний («господские праздники») и верхний («пророцы»); иногда священные изображения помещались и ниже большего тябла, на так называемом «исподе». Примеч. П.Я. Яновского.
Дизман – благоразумный разбойник. Это изображение на северных дверях иконостаса часто упоминается в описях церквей ХVI – XVII вв.; оно находилось, напр., в гдовском Афанасьевском девичьем монастыре, в Михаило-архангельской церкви г. Гдова, в погостах Сумерской волости Чехлове, Старополье, и друг.; в описаниях двух последних храмов этот Дизман и называется благоразумным разбойником («Сотная, данная крестьянам Сумерской волости с писцовых книг Александра Чоглокова, да дьяка Добрыни Cеменовa» – рукопись Московск. арх. мин. юстиции 1627 года № К. 969, л. 60 обор. и 202 обор.). Примеч. П.Я. Яновского.
Иван Ищеин, очевидно, был состоятельный человек, погребенный в стенах покровско-озерской обители. Примеч. П.Я. Яновского.
Трефолой – избранная месячная минея. Примеч. П.Я. Яновского.
Иноки, как видно, с помощью этих неприхотливых инструментов курили вино для монастырского обихода, занятие, в котором упражнялась и братия Николаевского гдовского монастыря; в последнем существовала даже особая «поварня пивная, а в ней (со)судов: котел меденой в полтретьядцать ведер, а другой котел винной в 15 ведер, да 10 бочек, во што вино кладут, да 2 тшана (чана) середних, да тшан большой (Писцов. книга по Гдову и уезду письма Ивана Вровнина с товарищи л. 353 обор.). Примеч. П.Я. Яновского.
Яновский П.Я. С.-Петербургский Духовный Вестник. № 35. 1901. С. 410 – 412.
И в настоящее время зимою хорошее сообщение между Лифляндией и прибрежной частью Гдовского уезда по льду Чудского озера. Примеч. П.Я. Яновского.
«Над престолом воздух» – это особого устройства сень; в описании церкви Старопольского погоста 1622 г. она называется «небом полотняным». Примеч. П.Я. Яновского.
Подобные описи монастырских 6и6лиотек могут дать иногда весьма ценные указания в области истории древнерусской письменности. Примеч. П.Я. Яновского.
В писцовой книге по Гдову и гдовск. уезду Ивана Вровнина с товарищи 1585 года (в Моск. Арх. Мин. Юст.) на обор.. л. 300 упоминается следущее, напр., «угодье»: «Никольскаго монастыря в Полях… на устье реки Кушелки мельница пуста, у мельницы-ж избушка пуста, а молола во весь год одним колесом, а делают тое мельницу монастырем …» Примеч. П.Я. Яновского.
В пределах теперешнего Гдовского уезда в ХVI веке было много монастырских и церковных вотчин и львиною долею их владели псковский архепископ и псковские монастыри (женские: Ивановский, Воскресенский, Вознесенский, Михайловский; затем, Елизаров, Печерский, Никольско-Кожин и мног. друг.). По данным писцовых книг конца ХVI в. в тогдашних уездах Гдовском и Кобыльском, занимавших, за исключением восточных окраин, всю территорию теперешнего Гдовского у., состояло церковных земель:
Пашни паханой и «перелога» (т.е. запущенной) – 8,508 четвертей. Сенных покосов (измерялись копнами) – 16,903 копны. Лесу пашенного и непашенного – 2,291 десятина. Поверстного лесу – вдоль 179 верст, а поперек – 89 верст. Примеч. П.Я. Яновского.
А что канонизация преп. Илариона была, – это можно утверждать с достаточною основательностью. Намек на это событие содержится и в некоторых месяцесловах; так, напр.: в месяцеслове, изданном при Императорской академии наук в 1848 году, под 28 марта значится память Илариона нового. Примеч. П.Я. Яновского.
Яновский П.Я. С.-Петербургский Духовный вестник. № 37. 1901. Сс. 433 – 435.
Губа – волость, – известный административный округ. В Гдовском уезде XVI – XVII в.в. были губы: Каменская, Кушельская, Гдовская, Ветвенницкая, Куневская, Моцкая, Наровская и Черемская. Примеч. П.Я. Яновского.
Разумеется сень над царскими дверями, но не над престолом. Примеч. П.Я. Яновского.
Напрестольный крест. Примеч. П.Я. Яновского.
«Образ пядничной» – икона небольшого размера, приблизительно 7 – 8 вершков длинику. Примеч. П.Я. Яновского.
Хоругви – при описях церковного имущества в писцовых кни¬гах – упоминаются крайне редко. По указанной рукописи Москов. Арх. Мин. Юст. № П. 825/243 и по «писцовой книге государевых черных сел деревень и пустошей Сумерской волости» 1622 г. (рукоп. М. Арх. Мин. Юст. № К. 969), охватывающих весь нынешний Гдовский уезд, только по одной хоругви показано ещё в церкви Гдовского Афанасьевского девичьего монастыря, да в погостах: Руднице и Маслогостицах. Примеч. П.Я. Яновского.
Перечисленный книги – за исключением одной – все письменные, на бумаге; книгопечатание на Руси появилось лишь лет за 30 до составления настоящей описи.. В писцовых книгах конца XVI века, относящихся к теперешнему петербургскому краю при описании церквей очень нередки упоминания о харатейных, т.е. пергаменных богослужебных книгах; в первой половине XVII в. появляется уже много печатных книгь, печати московской и литовской. Примеч. П.Я. Яновского.
В настоящее время в г. Гдов только три храма: Димитревский собор, церкви Афанасьевская и Пятницкая. В упомянутой же нами руко¬писной писцовой книге 1585 года во Гдове числятся, кроме собора: «вну¬три города церковь каменна Успенье Пречистые Богородицы»; «в город-жь церковь каменна у колокольницы (соборной) Михайло Архангел». Примеч. П.Я. Яновского.
Этот успенский священник, очевидно, и есть тот четвертый поп, которого соборные старосты нанимали для службы при Дмитриевском соборе. Это и понятно, так как сами «дмитриевские попы», по словам описи. «в субботу, да на неделе, да в господские ипраздники» служили еще при церкви Михаила Архангела и в Афанасьевском девичьем монастыре, «переменяясь по неделям», при упомянутых храмах своих церковных причтов не было. Примеч. П.Я. Яновского.
Яновский П.Я. С.-Петербургский Духовный Вестник. 1901. № 31. Сс. 362 – 363.
Свидетельство о публикации №222072400831