Памяти верных друзей

 Сколько себя помню, в нашем доме все время были собаки — и у деда в деревне, и у отца в городе. И были они лайками. Я всегда с благодарностью вспоминаю тех верных наших друзей, с которыми мы делились местом у костра и куском хлеба, и которые навсегда ушли от нас в тот мир, откуда нет пути назад. Первыми лайками в моей жизни стали приобретенные дедом у местного охотника Ильи Михайловича Романенкова два щенка русско-европейской породы. Было мне тогда лет семь. Кобеля назвали Амур, а суку — Волга. Илья Михайлович приходился свояком моему деду. Все считали его сильным охотником по пушному зверю. В детстве я часто слышал разговоры о хороших рабочих качествах его собак. Когда щенки подросли, Волгу забрал отец, а Амур остался у деда. В раннем возрасте он стал для меня первым детским другом. Вместе мы копали мышей по совхозным сенокосам, а по деревенским садам гоняли местных котов. На всю жизнь Амур врезался в мою память и до сих пор стоит перед глазами как живой. Еще запомнившейся собакой из моего детства была и одна из отцовских лаек. Звали ее Байкал. Это был вязкий и жесткий кобель, который всегда проявлял лидерские качества. Он отлично работал по кабану (плотно, с хватками). А подсвинков легко давил в одиночку. Очень часто Байкал принимал участие в коллективных охотах. Один раз был сильно травмирован крупным секачем, но работать хуже из-за этого не стал. За незначительный недостаток в экстерьере (серповидную форму хвоста) среди охотников он получил еще одну кличку — Сабля. Но это не помешало ему стать лучшей собакой, о которой отец всегда вспоминает с искренним уважением.

 Никак нельзя забыть лайку моей молодости, которую звали Бой. Достался он мне уже взрослым. Имея взрывной характер, Бой был очень драчлив с собаками, но к людям добр. В коллективных охотах не участвовал. Он плохо работал по копытным. Зато мы удачно охотились с ним на пушного зверя. Бой старательно искал по лесным массивам куницу, а речка вообще стала его стихией. Добыть в прибрежных буреломах за один выход две-три норки было обычным делом. Охота в основном велась по мелким ручьям и в верховьях небольших рек бассейна Западной Двины, в местах с низким уровнем воды, где зверьку всегда труднее уйти от преследования собаки. За годы охоты с Боем пройдены тысячи километров лесных дорог и добыто очень много пушного зверя.

 Вспоминая об охотничьих собаках, хотелось упомянуть о лайке по кличке Барс и о его владельце Александре, таком же заядлом охотнике, для которого охота стала не просто развлечением. Появившись на моем жизненном пути, они сразу стали для меня охотничьими друзьями. С Александром мы всегда находили темы для разговоров, которые могли длиться часами. Много раз, то по утренней росе, то по белому снегу мы уходили в угодья, ставшие уже такими родными. Барс хорошо гонял как пушного, так и копытного зверя. Но важнейшим его охотничьим качеством была отличная работа по лосю. Сколько сохатых он поставил под выстрел! Под ним стоял почти весь найденный им зверь. Это был редкий случай, когда лось срывался. Именно своим умением останавливать и удерживать зверя до подхода охотника, Барс зарекомендовал себя и запомнился всем как профессиональный лосятник. И хотя из жизни он ушел в самом расцвете сил, память о нем жива. Он успел оставить после себя достойных учеников, таких как Дымка, Вятка, Шаман, которые в последующем показали неплохие результаты и не один раз радовали нас отличными трофеями. Дымка и Вятка — одногодки, но были приобретены у разных заводчиков. Они с детства росли вместе и еще в раннем возрасте превратились в слаженную пару. Работать начали уже в первый сезон. Предпочтение отдают лосю, который стал их первым трофеем и по которому работают как в паре, так и в одиночку. В паре отдают много голоса, плотно кружат зверя, тем самым создавая хорошие условия для подхода охотника, но не плохо работают и порознь. С ними добыт не один барсук, по которому работают с большой страстью.

 Некоторые считают, что собака для охотника является лишь неким инструментом, а то и совсем расходным материалом, но так может думать только ничего не понимающий в охоте человек. Истинный охотник ценит свою рабочую собаку и очень дорожит ею. У любой охотничьей собаки обязательно должен быть только один хозяин, который вырастит ее со щенка и поможет понять, чего от нее ждут. Они вместе выйдут первый раз в лес, вместе добудут первый трофей, вместе будут радоваться первым достижениям и коротать минуты на привале у костра. И собака уже никогда не сможет предать хозяина, став для него верным и надежным другом на всю свою жизнь. Я не могу в рамках одной статьи описать всех собак, с которыми мне посчастливилось охотиться. Но это не значит, что я помню только отличившихся. Все они остались в моей памяти. Чем дольше живешь на этой земле, тем сильнее начинаешь верить в то, что нет вернее друга, чем собака. Предать могут даже самые близкие и родные тебе люди, собака не предаст никогда.


Рецензии