17 06. Барбухайки

  По мере движения нашей колонны по Чарикарской зелёнке мне приходилось удивляться увиденному снова и снова, много раз подряд. Дороги Афганистана за каждым поворотом поражали меня картинами нарушения всех мыслимых и немыслимых норм и правил дорожного движения. Местное население решало проблемы недостатка автотранспорта тем, что пассажиров размещали в самых невероятных закоулках транспортного средства. На крыше кабины грузовика, это вообще не обсуждается, всем известно, что там расположены плацкартные места. А вот кататься стоя на борту, да по ухабам, да на приличной скорости, это уже под силу только мастерам джигитовки. А ещё можно на зависть орангутангам покататься на вису, ухватившись двумя руками за цепь заднего борта кузова. Особенно выразительно смотрятся в такой позе бородатые дядьки с чалмой на голове.
       Ещё одна отдельная тема, которая в «восьмидесятых» поражала и восхищала всех, кто приезжал в Афганистан – «барбухайки». Когда я услышал это слово в первый раз, то решил, что оно обозначает нечто маленькое и неказистое. Однако я был не прав, как говорится, вспылил. Барбухайки зачастую представляли из себя огроменных монстров о трёх осях, десяти колёсах.
       Наши бойцы-водители поведали мне что слово «буру» обозначает «двигаться». А что такое «бухай» я знал и без них. Получается «буру-бухай», это такое средство передвижения, которое можно придумать лишь крепко набухавшись. Ну, либо по обкурке, сообразно тамошних традиций. Поскольку местные пацаны постоянно ходили «накумаренные», им было невозможно просто так забраться в ЗИЛ, завести двигатель и поехать. Мозг афганца заставлял отломать от ЗИЛа кабину, приделать на её место из досок целый плацкартный вагон. Чтобы внутрь помещалось человек 10 и ещё на крыше пятнадцать мешков и восемь мордоворотов. Кузов у ЗИЛа, ясное дело, тоже не годился. Его надо было снести нахрен, а на его место установить арбу высотой до потолка. И чтобы в ширину была не меньше шести метров.
       А ещё надо обвешать всё цепями, колокольчиками, декоративными решеточками, украсить цветными картиночками. Металлолома надо навешать столько, сколько это шасси по техническим характеристикам поднимать не должно. Вот, блин, смотрите, что можно сделать из советского ЗИЛа.
 
Фотография ЗИЛ-130 размалёванный "под орех".

        Без всей этой фигни ехать никак нельзя! Это хорошо ещё, что капот Стотридцатому ЗИЛу не снесли. А так вообще не угадал бы отечественного производителя в этом чуде-юде.
       Обратите внимание, что лобовое стекло баче тоже оказалось за ненадобностью. Зато очень понадобились дудочки. Он сколько навешал их на стойку кабины, что, наверное, «Марсельезу» сможет выдудеть, если захочет.
       Если хозяин этого ЗИЛа попытался бы прокатиться по моей стране на своём чуде-юде, то его немедленно отловили бы ГАИшники, вынули из кабины и лич-чно свезли бы в психоневрологический диспансер. После чего этот мега-дизайнер надолго обосновался бы в психушке. Даже если бы его выпустили через пару лет, то поставили бы на учет с таким диагнозом, что водительское удостоверение он не получил бы больше никогда.
       В Афганистане барбухайки были повальным, повсеместным увлечением. Моё личное мнение таково, что эта традиция пошла в народ со времён индийских боевых (и не только боевых) слонов. Часть Афганистана в давние времена относилась к территории Индии. В частности, Кандагар и южные провинции. В индийском эпосе фигурирует персонаж Принцесса Гандхари. По-современному это называется Принцесса Кандагарская. Дык вот картинки из индийских эпических произведений полностью совпадают с внешним видом барбухаек. Пририсуй этому «Бедфорду»бивни и уши – получится Слон Ганеша. Стиль полностью совпадает.

Фотография грузовик "Бедфорд", расписанный "под хохлому".

 
        Поскольку государство в Афганистане было слабенькое, только-только короля свергли, только-только из 13-го века выползали на четвереньках, государственные службы были очень примитивные, а водители в силу низкого технического образования нарушали все мыслимые и немыслимые нормы в угоду своим традиционным взглядам. Их за это никто не «гонял», вот они и изгалялись друг перед другом – кто круче размалюет своего «слона».
 
Опять же, наши водилы рассказывали, что так изощрённо машины разукрашивали в мастерских на территории Пакистана. Ну дык и Пакистан – это бывшая территория Индии. Английские колонизаторы нахозяйничали, разделили народ границами и натравили друг на друга, чтобы разделять и властвовать. А у бачей на этот счёт были свои взгляды, традиционные. Их всех конкретно «пробило» на традиции Шивы, Вишну и Брахмы, несмотря на то, что основной религией в Афганистане был Ислам. Религия религией, а старинные взгляды выдавить из памяти народной не удалось. Поэтому мы ехали, смотрели и удивлялись чудесам заруморским.  Получается, мне ещё повезло ехать сидя и держаться замёрзшей рукой за стальной пруток, я ещё неплохо устроился. Ехать на стылой но прочной броне было гораздо безопасней, чем балансировать на борту трясущегося деревянного кузова. Технический прогресс моей Родины вселял надежду что я нормально доеду до Джабаля.


Рецензии