Свидетелями были Гинтарас и Барклай

Чтобы быть счастливым – не нужны наркотики или случайные связи. Человеку нужен другой человек, который будет любить его без остатка.
Есенин Сергей

Приневская низина — равнинная местность. Эстетика и восприятие  ландшафта такого типа базируется на понятиях широты и раздолья. Круг бескрайних горизонтов расстилается во все стороны от наблюдателя. Смешанные мелколиственные и хвойные леса чередуются с культурными пейзажами городской и сельской застройки, полями и лугами. Здесь, в одном из многочисленных болот, берёт своё начало река Тосна. Без значительных перепадов высот её коричневые воды, окрашенные торфом, текут медленно и не спеша, чтоб влиться в многоводную Неву. Само название реки, если его происхождение вести от балтийских языков, означает “тихий”. Существует и альтернативный славянский корень у этого названия — ”тесный, узкий”. Согласитесь, значение топонима в древнеславянской интерпретации решительно меняет дело. Может с этим связан тот географический курьёз, о котором я хочу рассказать?

Меньше всего в такой равнинной панораме ожидаешь увидеть водопад и каньон. Действительность, однако, впечатляет!

Когда летним погожим днём стоишь на краю крутого высокого берега и наблюдаешь за отчаянными купальщиками, стремящимися попасть за стену падающей воды в пространство между водой и каменной ступенью, образующей этот неожиданный уступ. Войти как бы под воды реки, не ныряя вглубь.

Когда шум водопада мешает вести беседу.

Когда взгляд находит на обоих берегах Тосны друг напротив друга антропогенные остатки некоего сооружения. Как выясняется, старого железнодорожного моста.

Когда взор вдаль по течению реки раскрывает вид на живописный каньон. Приходит осознание экстраординарной необычности и прекрасной уникальности данного местечка под Санкт-Петербургом — Саблинского памятника природы.

Здесь, в окружении природного благолепия, жил и творил автор мелодичного стихотворения “Средь шумного бала, случайно…” — А.К. Толстой. Козьма Прутков — гейзер афоризмов “родился” здесь. Сюда, в имение мастера русской словесности, приезжали многие прославленные поэты и писатели.

Не знаю, сказка или былина, но говорят, что самого Владимира Владимировича Светлейшего здесь в Ульяновке принимали в пионеры!

Необычно богата история этого русского края военными победами.

1240 год: Александр Ярославович получил гордое имя Невский за проявленное полководческое искусство и мужество, наголову разбив шведов.

1708 год: разгром шведов под Санкт-Петербургом недалеко от устья Тосны. Победный бой, ставший одной из предтечей триумфа Петра I под Полтавой.

1941-1944 — годы кровопролитных сражений на Ленинградском фронте Великой Отечественной войны.

Наступил вечер. Познавательная поездка по окрестностям, которая обогатила моё представление об окружавшей нас местности всей вышеперечисленной информацией, окончилась. Хозяйка дома златовласая Алёна гостеприимно властвовала за хлебосольно накрытым столом.

— Ну не этот же?! — её реплика, такая неожиданная, прервала рассказ Лёвы, и мы засмеялись. Чтоб постичь всю глубину юмора, скрытого в этих словах, я обязан привести всю историю, составляющую суть рассказа моего давнего друга. Будучи школьниками, с которым, мы посещали юношескую мореходную школу. Надумали поступать в Мурманскую мореходку. На поезде, только сдав школьные экзамены и отгуляв выпускной, ломанулись в Мурманск. Поступили, отучились, трудились в одном и том же Севрыбхолодфлоте на “рысаках”.

Беседу прервал старший сын хозяев дома. Войдя, он с лукавой улыбкой, произнёс:
— Папа, небольшой презент тебе. Сегодня по службе погружался на середине фарватера Невы. На дне нашёл, — с этими словами он бережно преподнёс бутылочку La Fayette XO Special. Бутылка была испачкана донным илом, не так-то просто было её отмыть.

— Знакомьтесь, мой сын Даниил!
Пожимая руку атлетически сложенному мужчине примерно возраста Христа, я произнёс:

— Знаешь, мы вообще-то знакомы. На нашей свадьбе Алёна и Лев были гостями. Твоя мама как раз носила тебя под сердцем. Тогда, стало быть, мы и познакомились… Но, возможно, ты этого не помнишь…

…и маленькая ремарка относительно бутылки — подарка Даниила отцу. Сообщу, что данная марка коньяка ныне не разливается производителем — французской фирмой Henri Mounier. Именно ИКСО Спесьяль, именно в бутылке этого дизайна уже не производится. Это можно узнать на сайте владельца торговой марки. А мой интерес привёл к любопытной информации, что на данный товар при растаможке был оформлен государственный сертификат, датированный 14 декабря 2011 года. Что это значит? — Возможно, эта бутылка лежала на дне Невы десять лет, обронённая за борт рассеянным туристом.

Ладно, рассказ был прерван. Зато, и это к лучшему, теперь за столом все: Лёва с Алёной, их сын и дочь; мои младшие, дочка да сын, жена и я.

— Курсе на четвёртом решили подать объявление в газету, в раздел знакомств… Нашим талисманом, от имени которого я сочинил то объявление, был Саня Васильев, царство небесное… — строил Лёва своё повествование. И воспоминание о Сане, грузном добряке, уже вызывает улыбку. Вспоминается также горячий интерес, даже ажиотаж, который возник в роте в связи с данной затеей.

— А Саша был не против?

— Не, Саня был не против, он поддерживал нас… Начали приходить письма от девушек. В основном с западных регионов. Что за газета, не помню. Тираж, видно, распространялся в тех областях. С Белоруссии, из Прибалтики, с Украины шли письма. После четвёртого была полугодовая практика на промысловиках. А когда вернулся в училище, на нашей почте целая гора писем ждала меня… Ребята с роты, все кто хотел, брали и переписывались… Вот таким образом, под псевдонимом Васильева Шуры, я вступил в переписку. Выбрал письмо девушки с фамилией Шмакова.

— Созвучную фамилии командира роты Шмакалова?

— Точно! Писали, писали друг другу, там и следующая практика подошла по времени. Я с Фёдором и Геной были направлены в “Ленрыбпром”. Вот и причина для встречи! Договорились о дне и времени у памятника Барклаю-де-Толли. Заодно и протестировал широту кругозора барышни. А вы-то в курсе, где этот памятник?

— Нет, мы Питер не очень хорошо знаем… Может там, где два фельдмаршала, два Михаила? — откликнулся я.

— Правильно, у Казанского собора. Там ещё скверик с кустами сирени. Мы спрятались… Да, забыл сказать. Я ж попросил Алёну, чтоб она подружек своих прихватила. Одну — повыше. Вторую, соответственно, для Фёдора.

Алёна нетерпеливо добавляет со своей стороны:
— Вот ещё проблема была на мою голову! Первая практика провизором в аптеке как раз… Тут эти! Ещё и подруг пришлось агитировать. Та что рослая сомневалась, а достаточно ли высок будет парень. Она за колонной стояла, оценивала тех, кто подойдёт. Оказалось достаточно. Только эти балбесы всё перепутали и двухметровый Гена пошёл с маленькой Танюшкой!

В общем… собралась по-быстрому тогда. На электричку с Саблина… Мы вдвоём ходим вокруг памятника, типа гуляем, третья за колонной. Осматриваемся внимательно. Кто ж подойдёт?

— Эти друзья меня вытолкнули из сирени… раз уж я переписывался. Две девчонки обошли памятник. Почему две? Должно быть три! Они ли? Какая из них Лена? Вот в чём вопрос!!! Подошёл… Только хотел спросить, элегантно начать беседу… “Ну не этот же!” — слышу встречные слова. Как ушат ледяной воды!

— Сорвалось с языка! — смеётся Алёна и мы вместе с ней.

— Поехал потом провожать… час на электричке. Так, в первый раз оказался в этих краях. Благодать, с Москвой не сравнишь! Алёна пригласила в гости. Вкусно ужинали по-домашнему. Так это было кстати для моряка, ожидавшего пароход в чужом городе. Я её спросил тогда: “Ты готовила?” — “А ты как думаешь?” ответила Алёна, скромно потупив взор. Я наивно думал: “Она. Надо ж умница какая!”

После свадьбы оказалось, что готовить Алёна не умела совсем! Вот коварство! Ещё будущая тёща для меня подыскала индивидуальные тапочки… тоже по-домашнему.

Бракованный товар хотели сбыть!

Дальнейшее развитие событий ты знаешь. Ты ж был свидетелем на нашей свадьбе. Ещё дебош учинил! Помнишь?

— Срам… Единственный раз в культурное общество пригласили… Ребята, простите!

— Да ладно. Так бы и вспомнить было нечего. А почтовые ящики потом повесили, разбитые стёкла вставили, разломанные стулья выбросили. В общем, не беда, — великодушие интеллигентного Лёвы поражало.

— В те советские времена курсантской стипендии хватало на самолёт Мурманск-Ленинград и обратно. Немного не хватало на автобусный билет до аэропорта Мурмаши. Занимал у Алёны, — по инерции продолжал ностальгировать Лёва.

Алаверды — этот мудрый кавказский обычай требовал ответного слова.

— Так значит Гена оказался свидетелем вашей первой встречи? — проводя мысленно некую параллель, произнёс я. — Не рассказывал он мне об этом. Тогда, в чём-то похожая, и история нашей семьи.

В один из отпусков я с Геной встретился в Москве. (Он же тоже москвич, только из Подольска.) Мы гуляли. Возможно, в парке Горького… наверно, заходили в кафе. Не помню. Да это и не важно для той истории, которую хочу рассказать. Важно, что с нами были девушки Аня и Оксана.

Мы оказались на Колхозной (была такая станция метрополитена), здесь жила девушка Аня. Она производила эффектное впечатление своей склонностью, а может тягой, к богемности. Гордилась наличием жилплощади внутри Садового кольца. Простим ей эту слабость, так свойственную москвичам и москвичкам…

По лестнице поднимались мы на пятый этаж хрущёвки, здесь находилась её квартира (наследство бабушки). Тут на лестничной площадке и выяснилось, что Аня забыла ключ от квартиры.

Что делать?

После осмотра в открытое окно между этажами план возник молниеносно. Дело в том, что, поднимаясь по лестнице, я обратил внимание на доски, сваленные тут же на лестничном марше. В какой-то квартире делали ремонт. Позвал Гену, и мы принесли одну из досок. Метра три длиной. Один конец доски Гена положил на край балкона Аниной квартиры, другой держал в руке. Доска вела под наклоном вверх. Ведь наше окно находилось между этажами, чуть ниже пятого Аниного этажа. Мне оставалось только пройти эти три метра до балкона. Доска стояла твёрдо, не шелохнулась в руке чемпиона мореходки по гиревому спорту Гинтараса (Гена — его прозвище), пока я шажок за шажком преодолевал этот путь.

Я достиг балкона. Перелез ограждение. Толкнул форточку. Оказался на кухне чужой квартиры. Прошёл в прихожую. Отодвинул подпружиненную защёлку замка. Аня грациозно впорхнула в свою квартиру, чмокнув меня в благодарность. Мы прошли на кухню. Наполнив из-под крана, поставили чайник на огонь. Хозяйка доставала чашки, чтобы пить чай. Только Гены и Оксаны не было видно.

В недоумении прошёл я на лестничную клетку и застал странную картину. Генка с доской в руках был заперт в угол. Он как бы прятался за эту самую пресловутую доску. Оксана энергично атаковала гиганта. Бывает, что обычная кошка нападает на более крупную собаку, даже на медведя. Это был тот самый случай!

— Вам всё равно, а мне его потом от асфальта отскребать! — гневно отчитывала она беднягу Гену. — С ней и так всё ясно, но ты ведь другом называешься! — обрывок их разговора донёсся до моих ушей.

Настроена она была весьма решительно. Наши безрассудные действия были тому виной. Я попросил ребят идти в квартиру пить чай. Не тут-то было. Оксана простучала туфлями вниз по лестнице.

— Не пойду я к ней чай пить! — бросила она напоследок.

Мы с Геной переглянулись, и я обескураженный бросился вниз догонять разгневанную Кошку. Точно не помню, как я успокоил Оксану. Но мы вернулись. Пили чай вместе. Потом я провожал её на станцию Ленино. Была такая станция в метрополитене имени Ленина.

Моя история закончилась, а Алёна со свойственной ей прямотой просто спросила.

— Рассказ о том, как ты полез на чей-то балкон? Зачем ты это сделал? Главное, зачем нам это рассказал?

— Нет, не только об этом. Ещё о том, как я единственный раз в жизни, так неуклюже сделал предложение своей любимой.

— А… Теперь вроде понятно… — подумав некоторое время, промолвила она.

— Я и сам это понял значительно, значительно позже… — ответил я Алёне, а посмотрел на Оксану.

А ещё, кроме слов высказанных, в голове возникла мысль о том, насколько важно было мнение друга. Именно перед ним было невозможно показать свой страх. Потому я шагнул на ту доску и прошёл её. На высоте.

Чтоб завершить логический круг рассказа, возвращаюсь к благодатному Саблино. Французское Sable — песок, фамилия шляхтича Саблина, по речке Саблинке или финно-угорские корни имеет этот топоним? — Мне неизвестно. По сравнению с растиражированной коммунистами на все лады банальной Ульяновкой он и звучит прекрасно, и подходит для этой диковинной сторонки великолепно. Отражает местный колорит и индивидуальность. Саблинский, сказать без преувеличения, географический феномен является прекрасным символом неочевидных и невероятных событий, описанных в моём рассказе. В самом деле посудите: часто вы находите ИКСО на дне Невы? А все другие случаи мной описанные? Но именно такие ситуации заставляют наши жизни течь в тех руслах, в которых им течь суждено.

14 июля 2022 год.


Рецензии