Псевдоним

           На одном из заседаний литературного объединения  «Спектр» мне предоставили возможность прочитать свои стихи.  Из-за пандемии мы долго не встречались, поэтому  среди пришедших  были те, которые меня видели впервые и попросили представиться.

- Нина Де Рябина, - сказала я.
- А почему такое имя? – кто-то спросил из зала.
Я коротко прокомментировала этот псевдоним. Меня поприветствовали, и я прочла несколько стихотворений.
А действительно, почему такое имя?
Я долго думала по  поводу выбора псевдонима.
   
          Начала со своей родной, девичьей, фамилии – Санарова. Мне она нравилась всегда. И сейчас нравится. Из детства помню, как бабушка рассказывала, что её семья родом из Троицкого района Алтайского края, точнее, из деревни Санаровка, в которой большинсво семей носили эту фамилию, как она говорила. В тридцатые годы семью нашу раскулачили (были две коровы и лошадь, куры, конечно), деда посадили в тюрьму – он зерно продал в городе и купил ребятишкам одежонку и обувку. А бабушка отправилась с четырьмя детьми в город.
    
            Решила узнать, что же означает эта фамилия. Национальность - русская, болгарская, азербайджанская, еврейская. Вот татарская-то и отсутствует. А похожа: Сатаров, например, татарин.
 
           В энциклопедиях фамилия расшифровывается по буквам. Я обобщу. Внутри фамилии Санарова скрывается опыт, накопленный предыдущими поколениями и предками.  Носители фамилии Санарова спокойные люди, наделенные уравновешенным характером. Вот уж про меня это не скажешь, хотя мой преподаватель и наставник Любовь Абрамовна Крейндель часто говорила мне и другим: »Ангельский характер». Их речь привлекает внимание своей красотой и правильным подбором нужных слов. Люди из семьи с фамилией Санарова прирожденные психологи, умеющие слушать своего собеседника и вовремя предлагать темы для дальнейшего разговора. Коллеги мне это говорили, да ещё прибавляли: «Умеешь ты, Дерябина, взять инициативу в свои руки».
               
           У них огромное количество друзей, которые с радостью проводят свободное время в их компании. Да, друзья даже приглашали проводить свои семейные праздники. Такие люди старательно избегают конфликтов, а зарождающуюся ссору могут превратить в обычную шутку. Это правда.  Квалифицированные специалисты, уважаемые коллегами по работе и непосредственным руководителем.  Представители фамилии Санарова будут держать свое мнение при себе. Не всегда. Подводит максимализм. Могут быть судьями, адвокатами, научными работниками, преподавателями.
            
         Много интересного прочитала про свою фамилию, и захотелось мне взять  её в качестве псевдонима. Зашла на другие сайты и обнаружила, что Санаровы-то переписываются вовсю, даже в Хакасии есть, не говоря уже о горной Шории, где жили когда-то бабушкина сестра Арина с дедом Сафоном (староверы). Значит, их много, хотя я в жизни очень редко встречала людей с такой фамилией. Размышляла долго: не хотелось мне расставаться с ней, а приходится.
Что можно ещё придумать? К своей фамилии по мужу я и обращаться не хотела. Несерьёзно.

           Так, на какой улице я родилась? На улице Третьякова. Я вспомнила, как в начальной школе нас учительница Семенчина Раиса Александровна учила правильно писать названия наших улиц, где мы живём. Для этого мы должны были подписать конверты для письма. Меня спросила она:
- На какой улице ты живёшь, Санарова Нина?
- На улице Третьяковой, - ответила я.
- Неправильно.
- Как неправильно? Я же знаю, на Третьяковой.
- Надо говорить и писать: на улице Третьякова.
- Почему?
- Потому, что твоя улица названа именем     красногвардейца Третьякова, расстрелянного белогвардейцами. Он Третьяков, а улица Третьякова.
И она нам, школьникам, рассказала про все улицы, где мы жили: Сычёва, Тяпкина, Лизы Чайкиной, Матросова, Фомина, Аванесова и других.

            Значит, псевдоним Третьякова? Есть ещё Павел Михайлович Третьяков, русский предприниматель, меценат, коллекционер произведений русского изобразительного искусства, основатель Третьяковской галереи. Почётный гражданин Москвы (1896). А сколько Третьяковых в мире, да что там в мире, в нашем городе. В другом литературном объединении Родное слово» тоже есть Третьякова. Нет, слишком распространённая фамилия. Не подходит. Что же делать?

         Я сидела и водила ручкой в блокноте. Получилось – Дерябина. Боже, только не Дерябина. Я зашла в Энциклопедию фамилий. И что? Дерябин - пьяница и бузотёр. Да, рюмку мой муж от себя не отодвигал ни разу, но не пьяница же он. Господи, причём здесь мой муж? Фамилия говорящая. Бузотёр. А кто не любит покуражиться в опьянении? Снова стрелки не туда повернула. В словарь смотри, Нина!

           Написала фамилию ещё раз крупными буквами. Разделила на слоги. Рябина! А почему бы и нет? Нина Рябина! Остался один слог. И куда его девать это Де? Что это вообще?
Де (де) - приставка, в фамилии - у голландских, французских, русских, итальянских дворян,  признак дворянского происхождения. Вот! Ничего менять не надо, пусть так и будет. Ну и что, бабушка крестьянка? Дедушка по материнской линии – ремесленник? Может, по отцовской кто-то был из дворян? Мой родной отец, которого мне увидеть не пришлось, из Белоруссии. Филимонов.  Последняя идея! Нет! У нас в компании есть Людмила Филимонова (девичья фамилия). А зовём её любовно Филька. Две Фильки никак нельзя. Оставляю: Нина Де Рябина. Всё моё. Вернее, не моё, а от мужа. Не обидела я его, не обидела. Хоть узнает, наконец, на ком женился. Решила написать об этом короче.

В словаре «Дерябин» - бузотёр,
Дебошир и пьяница отменный.
Неприятно, слух жены  остёр
И желает в  слове перемены.

Говорим «Санарова» иначе,
Оснований много при себе.
Непреклонность. Может ли прозрачней?
Простота скрывается в судьбе

И  хотела быть я Третьякова –
Назвалась так улица моя.
На воротах – дедова подкова.
Псевдоним из дома, где семья.

Почему Дерябина мне хуже?
« Де, Рябина» слово, например?
Отделить артикль всего лишь нужно,
И ещё шикарный  модельер.


На французских женщин мне в Париже
Удалось смотреть издалека.
Простота,  и  ростом я не ниже,
Псевдоним сорвался с языка.


Хороша к фамилии  горчинка
От рябины красной и пожар.
Оставляю  мужа по старинке:
Не к лицу  изысканный пиар.   


Рецензии
Очень интересно! И правильно, что мужа не обидели, со всем уважением отнеслись к фамилии. Замечательно, когда известна история рода и происхождения фамилии, прочитала с удовольствием.

Виктория Романюк   07.09.2022 21:35     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.