Наглядный урок...

       После окончания десятого класса я пошёл работать на ремонтный завод в аэропорт. А для продолжения учёбы перевёлся в 11-й класс вечерней школы рабочей молодёжи. Трёхэтажное кирпичное здание школы было старой постройки. Мой класс находился на втором этаже. Здание имело деревянные межэтажные перекрытия, лестничные пролеты были узкие, и тоже деревянные. Их ступеньки, за долгие годы служения людям, были стёрты, до образования вмятин.

       Преподавателем математики и тригонометрии у нас был пожилой, седовласый армянин, которого между собой вся учащаяся молодёжь называла Баян. Не знаю, то ли это было его имя, то ли это было прозвище, которым его наградили любимые ученики. К сожалению, за давностью лет, не помню, как мы к нему обращались по имени и отчеству. В среде учеников Баян пользовался большим уважением за высокий уровень знаний, за доступность изложения предметов, за спокойный и ровный характер, за широкий кругозор и большой жизненный опыт.

       Молодёжь в классе уже вступила во взрослую жизнь, и потому на уроках вела себя спокойно, без детского шумового сопровождения. Но к самой учёбе многие относились формально, скорее как к досадной обязанности, необходимой для получения аттестата зрелости. Среди учащихся класса особенно выделялись, потому и хорошо запомнились два персонажа. Один из них был высокий парень с фигурой атлета и с очень спокойным характером, эдакий симпатяга-увалень. Он действительно серьёзно занимался спортом, участвовал в соревнованиях по тяжёлой атлетике и добивался хороших результатов, занимая в них, как правило, призовые места. Единственным его недостатком была некоторая заторможенность в мыслях и связанная с ней замедленная реакция на какие-либо привходящие внешние факторы.

       Другой персонаж был полной противоположностью нашему атлету – небольшого росточка, щуплый, юркий и довольно острый на язык парень, для которого и день пройдёт напрасно, если он над кем-нибудь не поиздевается. Предметом его забав и жертвой его приставаний в классе и был наш спортсмен, которого он изводил шутками, подколками, дразнилками и издёвками. Иногда атлет пытался поймать своего обидчика, но тот всегда успевал уклониться от опасных объятий своего визави… Однажды перед уроком математики мелкий шалунишка опять сильно достал на перемене атлета, да так, что у того лицо стало багровым от негодования. Но догнать и схватить обидчика он так и не сумел, потому что его погоню прервал звонок на урок.

       Столы в классе стояли тремя рядами по четыре стола в каждом. Средний ряд упирался в стол преподавателя. В класс вошёл Баян. Все ученики встали, приветствуя своего учителя. Баян поздоровался и разрешил всем сесть. И сам сел за свой стол и начал листать журнал. Вдруг наш атлет, сидевший в конце первого ряда, расположенного вдоль наружной стены с окнами, поднялся со своего места и пошёл по проходу к доске. В классе стало очень тихо. Баян приподнял голову и недоуменно посмотрел на атлета. А тот неторопливо обошёл вокруг него и направился в конец третьего ряда, за которым сидел побледневший хулиган.

       Чем ближе атлет к нему приближался, тем сильнее шалунишка вжимался в свой стул. Атлет молча подошёл, присел на корточки, взял стул за нижние части двух его задних ножек и начал подниматься, держа стул в руках. Бледный шалунишка издал какой-то нечленораздельный писк. Он сидел, скрючившись на стуле, с глазами наполненными ужасом. Атлет со строгим лицом, держа стул со своим обидчиком на вытянутых руках, подошёл к двери, остановился, и оглянулся на открытую створку окна. После секундного раздумья, он повернулся к двери, толкнул её ногой и вышел в коридор. Ещё через пару секунд в коридоре раздался сильный грохот и треск ломающегося стула. Атлет вернулся в класс и молча прошёл на своё место.

       Баян не стал ни о чем его спрашивать, ни комментировать, только улыбнулся уголками губ…  Математик, он все просчитал, обо всём догадался… – «И так, начнём. Тема сегодняшнего урока…» – В класс заглянул растерянный хулиган. – «Разрешите войти» – Баян молча кивнул. Шалунишка, прихрамывая, прошёл вдоль своего ряда и сел на свободное место. До конца урока он просидел тихо, как мышь. И больше, до конца учебного года он никогда ни нашего атлета, ни других своих одноклассников, не дразнил и не подкалывал. И, наверно, не я один подумал, а вдруг бы наш спортсмен и в правду решил бы выбросить стул с обидчиком в окошко… Тогда финал истории был бы совсем другой. Молодец, атлет, сообразил…


Рецензии
мудрый рассказ.

Григорий Аванесов   10.06.2023 06:50     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.