Театр Слова дает программу Душа России-Сергей Есен

        Сценарий С.Есенин для ПУЛЬТА
«Театр Слова» дает программу    «Душа России-Сергей Есенин»
Денис Сорокотягин
Я снова здесь, в семье родной,                слайд1
Мой край, задумчивый и нежный!
………………………..
Молюсь дымящейся земле
О невозвратных и далеких.
1)Лаур Междунар. Конкурсов Елизавета Шубина  «Среди равнины ровныя»   вар.Алябьева.Вступление.
2) Нар.арт.России Тамара Воронина  Анкета. «Есенин и Царская Семья» Сергей Есенин и Царская семья    слайд 2
В 1915 г. при поддержке Государя Императора Николая II создается «Общество возрождения художественной Руси»…
……
В «Общество» входили известные архитекторы, художники, писатели и поэты, в числе которых были В. Васнецов, М. Нестеров, А. Щусев, А. Ремизов, С. Городецкий, И. Билибин. Вступили в «Общество…» и самобытные крестьянские поэты Николай Клюев и Сергей Есенин.                Слайд 3
В  январе 1916 г. их творчество заметил  дворцовый  штаб-офицер полковник Д.Н. Ломан,                слайд4
курировавший строительство Федоровского городка.Он устроил поэтам чтение стихов в Марфо-Мариинской обители милосердия, основанной Великой Княгиней Елизаветой Федоровной,                Слайд5
которая лично присутствовала на этом выступлении. Творчество Есенина и Клюева ей понравилось, и по окончании вечера она долго беседовала с крестьянскими поэтами.
Елизавета Фёдоровна сделает ему особый подарок – икону преп. Сергия Радонежского, в честь которого он был назван.
Выступал  Сергей Есенин и перед Государыней Императрицей                слайд6
В апреле 1916 г. Сергея Александровича призвали на армейскую службу. По ходатайству полковника Д. Н. Ломана его назначили санитаром                слайд7
в Царскосельский военно-санитарный поезд №143 Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны. 
Санитарный поезд, в котором он служил, причислялся к Царскосельскому лазарету.                Слайд 8
 Здесь в качестве сестер милосердия                слайд 9
трудилась сама Императрица и ее дочери – Царевны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия. Они перевязывали раненых и ухаживали за ними,   а   Государыня  слайд10                участвовала даже при оперировании
тяжелораненых                Слайд11
Есенин неоднократно выступал в  лазарете с чтением стихов.                слайд 12
 На одном из выступлений присутствовала Государыня Императрица с детьми.                слайд13
 Стихи  рязанского поэта понравились им, а младшая из дочерей Императрицы  Анастасия, по воспоминаниям,  соизволила побеседовать с ним, «гуляя по саду».
Образ царевен взволновал поэта.                слайд14
 Короткое знакомство с ними вдохновило Есенина написать стихотворение, в котором Царевны привиделись ему березками в венцах:                слайд15
В багровом зареве закат шипуч и пенен
Березки белые горят в своих венцах.
Приветствует мой стих младых царевен
И кротость юную в их ласковых сердцах;
…Все ближе тянет их рукой неодолимой
Туда, где скорбь кладет печать на лбу,
О, помолись, святая Магдалина,
                За их судьбу.               
Муз. Лиза.
  …О,помолись,Святая Магдалина    За их судьбу..»  «На заре ты ее не буди..» играть до..
Стихотворение «В багровом зареве заката…» Есенин прочел царственным особам 22 июня 1916 г. на вечере в честь тезоименитства  матери Государя Императора Николая II вдовствующей Императрицы  Марии  Федоровны и ее внучки царевны Марии Николаевны.
 Муз завершение.                Слайд16,слайд17
Как санитар военного поезда 145,Сергей Александрович участвовал в погрузках и разгрузках раненых, слайд18, слайд19 помогал при операциях. В команде санитаров он неоднократно выезжал на линию фронта.    Слайд 20
Однако  и, после свершившейся Февральской революции, он не нарушил свою клятву.                слайд21
Есенин отказался присягать Временному правительству
Церкви (в образе сражённого пулей младенца  Иисуса) и сына погибшего рабочего, для которого Христос был  «товарищем».                Слайд22
В  целом, на  примере одной семьи поэт показал  трагедию, ставшую впоследствии трагедией всего народа. Впоследствии эмигрантская  критика высоко оценила поэму «Товарищ»: «Только один  Есенин заметил в февральские дни, что произошла не «великая  бескровная  революция», а началось время тёмное и трагическое, так как «Пал сражённый пулей младенец Иисус». И эти трагические события, развиваясь,  дошли до Октября». Муз
Е.Шубина Рахманинов Прелюдия №1 остановка на аккорде.
2)Засл.арт.России А.Викулин  «Русь Советская»      
Тот ураган прошел. Нас мало уцелело.
На перекличке дружбы многих нет.
Я вновь вернулся в край осиротелый,             слайд 23
В котором не был восемь лет.
Кого позвать мне? С кем мне поделиться
Той грустной радостью, что я остался жив?
Здесь даже мельница — бревенчатая птица
С крылом единственным — стоит, глаза смежив.

Но некому мне шляпой поклониться,
Ни в чьих глазах не нахожу приют.
И в голове моей проходят роем думы:               слайд 24
Что родина?
Ужели это сны?
Ведь я почти для всех здесь пилигрим угрюмый
В своей стране я словно иностранец.
Вот вижу я:                слайд 23
Воскресные сельчане
У волости, как в церковь, собрались.
Корявыми, немытыми речами
Они свою обсуживают «жись».
Вот так страна!                слайд 24
Какого ж я рожна
Орал в стихах, что я с народом дружен?
Приемлю все.
Как есть все принимаю.
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».
3)Е.Шубина Рахманинов Прел №1 Финал.акккорды
4)Засл.арт.России, поэт Наталья Иванова лит композиция по стихам   Есенина с авторскими вставками… «Он вот все стучался стены,жизнь сжигая,как костер…    слайд25
До  .Был язык его остер.»
«Дождик мокрыми метлами чистит.           слайд 26
до…Осужден я на каторге чувств
Вертеть жернова поэм»
«И поэт Сергей Есенин,словно музыка  весенний  слайд 27
 До  Дайте Родину мою.»
«И есененской березке,чистый ,родниковый образ слайд28
До ..Прощай ,моя голубка до новых журавлей..»
«Певец любви,певец земной красы…   Слайд29
До  ..и станцуем вместе под тальянку трое.»
«Королева» поет солист театра «Жив»,лаур.Всерос. конкурсов чтецов и эстрадных певцов Д. Сорокотягин        пение                слайд 30
Пряный вечер. Гаснут зори.
По траве ползет туман.
У плетня на косогоре
……….
Ах, постой на косогоре
Королевой у плетня.
до конца песни
Н.Иванова  «Сыпь ,тальянка,звонко,
Сыпь,тальянка,смело!..»                слайд 31
До …гордость и осанку
Только и осталась песня под тальянку.»
 поет солист театра «Жив»,лаур.Всерос. конкурсов чтецов и эстрадных певцов Д. Сорокотягин 
  чередовать на песне                Слайд 32,33
  «Есть одна хорошая песня у соловушки —
Песня панихидная по моей головушке.
Цвела — забубенная, росла — ножевая,
А теперь вдруг свесилась, словно неживая.
Думы мои, думы! Боль в висках и темени.
Промотал я молодость без поры, без времени.
В темноте мне кажется — обнимаю милую.
Цвела — забубенная, была — ножевая,
А теперь вдруг свесилась, словно неживая» до конца слайд
Н.Иванова «Но теперь он без возврата,           слайд34
Кинул росные поля..
До  Но жить ,конечно,не новей..
Если крикнет рать Святая :                слайд 35
 «Кинь ты Русь,живи в раю…
До. .. дайте Родину мою.»
5)засл.арт России Владимир Зыкин – Д.Сорокотягин   «Клен ты мой,опавший» подпевает зал                слайд36
6)Лауреат премии «Браво»,лауреат конкурса  чтецов  им. Михаила Царева Даниил Андреев   Три стихотворения.
«Ты меня не любишь, не жалеешь,                слайд37
Разве я немного не красив?
Не смотря в лицо, от страсти млеешь,
Мне на плечи руки опустив.
Молодая, с чувственным оскалом,               слайд38
Я с тобой не нежен и не груб.
Расскажи мне, скольких ты ласкала?
Сколько рук ты помнишь? Сколько губ?
Знаю я — они прошли, как тени,                слайд 39
Не коснувшись твоего огня,
Многим ты садилась на колени,
А теперь сидишь вот у меня.
Пусть твои полузакрыты очи,
И ты думаешь о ком-нибудь другом,
Я ведь сам люблю тебя не очень,
Утопая в дальнем дорогом.
Этот пыл не называй судьбою,                слайд40
Легкодумна вспыльчивая связь,—
Как случайно встретился с тобою,
Улыбнусь, спокойно разойдясь.
Да и ты пойдешь своей дорогой
Распылять безрадостные дни,
Только нецелованных не трогай,
Только негоревших не мани.
И когда с другим по переулку              слайд41
Ты пройдешь, болтая про любовь,
Может быть, я выйду на прогулку,
И с тобою встретимся мы вновь.
Отвернув к другому ближе плечи
И немного наклонившись вниз,
Ты мне скажешь тихо: «Добрый вечер...»
Я отвечу: «Добрый вечер, miss».
И ничто души не потревожит,                слайд 42
И ничто ее не бросит в дрожь, —
Кто любил, уж тот любить не может,
Кто сгорел, того не подожжешь».

Я усталым таким еще не был                слайд43
 В эту серую морозь и слизь
 Мне приснилось рязянское небо
 И моя непутевая жизнь 
 Много женщин меня любило,                слайд44
 Да и сам я любил не одну
 Не  от этого ль темная сила
 Приучила меня к вину
 Бесконечные пьяные ночи
И в разгуле тоска не впервь!
Не с того ли глаза мне точит,
 Словно синие листья червь.                слайд45
 Не больна мне ничья измена,
И не радует легкость побед, -
 Тех волос золотое сено
 Превращается в серый цвет.

 Превращается в пепел и воды,
 Когда цедит осенняя муть.
 Мне не жаль вас, прошедшие годы, -
Ничего не хочу вернуть.
 Я устал себя мучить бесцельно,
 И с улыбкою странной лица
 Полюбил я носить в легком теле
 Тихий свет и покой мертвеца...

 И теперь даже стало не тяжко
Ковылять из притона в притон,
 Как в смирительную рубашку,
Мы природу берем в бетон.

 И во мне, вот по тем же законам,                слайд46
 Умиряется бешеный пыл.
Но и все ж отношусь я с поклоном
 К тем полям, что когда-то любил.
 В те края, где я рос под кленом,
 Где резвился на желтой траве, -
 Шлю привет воробьям, и воронам,
 И рыдающей в ночь сове.

 Я кричу им в весенние дали:
 "Птицы милые, в синюю дрожь
 Передайте, что я отскандалил, -
 Пусть хоть ветер теперь начинает
 Под микитки дубасить рожь".

Письмо матери поет  под  гитару
Ты жива еще, моя старушка?                слайд47
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
                Голос матери С.Есенина-воспоминание.
Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто xодишь на дорогу
В старомодном ветxом шушуне.
И тебе в вечернем синем мраке                слайд48
Часто видится одно и то ж:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож.

я вернусь, когда раскинет ветви                слайд49
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.
Не буди того, что отмечалось,
Не волнуй того, что не сбылось,-
Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни привелось.
И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.
Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не xоди так часто на дорогу
В старомодном ветxом шушуне».
7) Мастер худ. Слова Александр Кичигин
«Хорошо под осеннюю свежесть                слайд50
Душу-яблоню ветром стряхать
Молча ухает звездная звонница,
…………..
Что ни лист, то свеча заре.
Никого не впущу я в горницу,
Никому не открою дверь.»
                ВТОРОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
8)Т.Воронина. Воспоминание о встрече в Союзе Писателей СССР с сестрой Есенина А.А.(Шура) Мы с ней попили чай, я прочла ей Есенина, «Сестре Шуре». Светловолосая курчавая головка, волосы подстрижены, светлые глаза, она все время плакала и повторяла:  «Его же убили, почему не верят»-мне это запало. А секретарь, которая сидела в приемной, сказала: «Да не обращай  внимание, она все время это говорит и пьет, и говорит». Да,она была выпившей. А мне почему- то было ее очень жаль.
                слайд51
9) В.Зыкин.фантазия  «Не корите меня ,не браните»
                слайд 52
 поэтический блок.  .. «Ты запой мне ту песню, что прежде
…напевала нам старая мать..»
Ты запой мне ту песню, что прежде
Напевала нам старая мать.
Не жалея о сгибшей надежде,
Я сумею тебе подпевать.
Я ведь знаю, и мне знакомо,
Потому и волнуй и тревожь…………
Мне за песнею и за вином
Показалась ты той березкой,
Что стоит под родимым окном
                Берёза                слайд53
Белая берёза
Под моим окном……

Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.
Черёмуха                слайд54
Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.
                Отговорила роща золотая                слайд 55
Березовым, веселым языком,
.........
Сгребет их все в один ненужный ком...
Скажите так... что роща золотая
Отговорила милым языком.
                Шаганэ ты моя, Шаганэ!             Слайд56
Потому, что я с севера, что ли,
Я готов рассказать тебе поле,
Про волнистую рожь при луне.
Шаганэ ты моя, Шаганэ.
Потому, что я с севера, что ли,
Что луна там огромней в сто раз,
Как бы ни был красив Шираз,
                Он не лучше рязанских раздолий.       слайд57
Потому, что я с севера, что ли.

Я готов рассказать тебе поле,
                Эти волосы взял я у ржи,            слайд58
Если хочешь, на палец вяжи -
Я нисколько не чувствую боли.
Я готов рассказать тебе поле.
                Про волнистую рожь при луне               
                По кудрям ты моим догадайся.
                Дорогая, шути, улыбайся,
                Не буди только память во мне
                Про волнистую рожь при луне.      слайд 59
Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Там, на севере, девушка тоже,
На тебя она страшно похожа,
Может, думает обо мне...
Шаганэ ты моя, Шаганэ»
 «Не жалею, не зову не плачу…С Вл.Зыкиным. слайд 60
Дух бродяжий,ты все реже,реже..                слайд61
«Все мы,все мы в этом мире тленны…              слайд 62
..что пришло процвесть и умереть»                слайд 63
10)В.Зыкин  «Над окошком месяц…»    Д.Сорокотягин  подпевает зал                слайд 64
11)А.Кичигин     «Черный человек»
         « Друг мой, друг мой,                слайд 65
Я очень и очень болен.
Сам не знаю, откуда взялась эта боль.
То ли ветер свистит
Над пустым и безлюдным полем,
То ль, как рощу в сентябрь,
Осыпает мозги алкоголь.
Голова моя машет ушами,
Как крыльями птица.
Ей на шее ноги
Маячить больше невмочь.
Черный человек,                слайд 66
Черный, черный,
Черный человек
На кровать ко мне садится,                слайд 67
Черный человек
Спать не дает мне всю ночь.
………..
Черный человек
Черный, черный!
"Слушай, слушай, -
Бормочет он мне, -
В книге много прекраснейших
Мыслей и планов.
Этот человек                слайд68
Проживал в стране
Самых отвратительных
Громил и шарлатанов.
В декабре в той стране
Снег до дьявола чист,
И метели заводят
Веселые прялки.
Был человек тот авантюрист,
Но самой высокой
И лучшей марки.
Был он изящен,
К тому ж поэт,
Хоть с небольшой,
Но ухватистой силою,
И какую-то женщину,                слайд69
Сорока с лишним лет,
Называл скверной девочкой
………
……
"Черный человек!
Ты не смеешь этого!
Ты ведь не на службе
Живешь водолазовой.
Что мне до жизни
Скандального поэта.
Пожалуйста, другим
Читай и рассказывай".
Черный человекслайд
Глядит на меня в упор.
И глаза покрываются
Голубой блевотой, -
Словно хочет сказать мне,                слайд70
Что я жулик и вор,
Так бесстыдно и нагло
Обокравший кого-то.
Друг мой, друг мой,
Я очень и очень болен.
Сам не знаю, откуда взялась эта боль.
……..
Вот опять этот черный
На кресло мое садится,
Приподняв свой цилиндр
И откинув небрежно сюртук.
"Слушай, слушай! -
Хрипит он, смотря мне в лицо,
Сам все ближе
И ближе клонится. -
Я не видел, чтоб кто-нибудь
Из подлецов
Так ненужно и глупо
Страдал бессонницей.
Ах, положим, ошибся!
Ведь нынче луна.
Что же нужно еще

Забавный народ.
В них всегда нахожу я
Историю, сердцу знакомую, -
Как прыщавой курсистке
Длинноволосый урод
Говорит о мирах,
Половой истекая истомою.
Не знаю, не помню,
В одном селе,                слайд71
Может, в Калуге,
А может, в Рязани,
Жил мальчик
В простой крестьянской семье,
Желтоволосый,
С голубыми глазами...
И вот стал он взрослым,
К тому ж поэт,
Хоть с небольшой,
Но ухватистой силою,
И какую-то женщину,               слайд72
Сорока с лишним лет,
……
И летит моя трость
Прямо к морде его,
В переносицу...
...Месяц умер,
Синеет в окошко рассвет.
Ах ты, ночь!
Что ты, ночь, наковеркала?
Я в цилиндре стою.                слайд 73
Никого со мной нет.
Я один... И разбитое зеркало...»   1923 - 14 ноября 1925
12)В.Зыкин.      «Отговорила роща..» Д.Сорокотягин
 Подпевает зал                слайд74          
13)А.Викулин «Собаке Качалова»
Дай,  Джим,  на счастье  лапу  мне,
…..                слайд 75
Дай, Джим, на счастье лапу мне.
Пожалуйста, голубчик, не лижись.             слайд 76….
….
Не знаешь ты, что жить на свете стоит.
………..
И, никого ни капли не спросив,
Как пьяный друг, ты лезешь целоваться.
Мой милый Джим, среди твоих гостей             слайд 77
……
Ты за меня лизни ей нежно руку
За все, в чем был и не был виноват.»
14)Е.Шубина Рахманинов ,прелюдия,фрагмент.
14)А Кичигин 
«О верю, верю, счастье есть!
Еще и солнце не погасло.                слайд78
Заря молитвенником красным
Пророчит благостную весть.
О верю, верю, счастье есть.
…..                Слайд 79
Люблю я ропот буйных вод
И на волне звезды сиянье.
Благословенное страданье,                слайд 80
Благословляющий народ.
Люблю я ропот буйных вод.»
Голлс С.А.Есенина- монолог Хлопуши                слайд 78
Авторский проект Нар. арт.России, Худож.рук. «Театра Слова»  Тамары Ворониной.
14 декабря 2015г.     20 января 2016г. 1 марта 2016г.


Рецензии