А почему, собственно, свинья?

               Сергею Митрофановичу Я., от всей души!

   Упал молодой шмель в ведро с водой. Почему молодой? Во-первых, небольшой. Во-вторых, взрослый бы, наверно, и не упал. Если только старый совсем.
   Сколько уже он тут вот так - один на один? И схватка, смотрю, для него проигрышная: с воды не взлететь, по отвесным стенкам из ведра не выбраться...
   Сую утопающему соломинку. Он хватается, но соскальзывает - раз, другой, уходя при этом с головой под воду. Кажется, ещё нырнёт - и не вынырнет. И рядом как нарочно ничего подходящего, чем бы подцепить, хотя по всему участку валежник - ходишь спотыкаешься...
   Ну, думаю, не до того сейчас шмелю, чтобы кусаться, и решительно подвожу под него ладонь.
   Только приподняла над водой - обожгло укусом! Стряхиваю скорей куда попало, давай на ладонь дуть, но из виду не упускаю - интересно: как карабкается по  траве со всех ног -  выше, выше, взлетел, и уже со всех крыльев удирает мой шмель куда глаза глядят. Толстый смешной задок, ножки висят, крылышки вверх, - несётся сломя голову и почти слышно, как орёт: "А-а-а!..."
   Ведь промокший насквозь, тяжело, небось, лететь-то, - вот силища! - восхищаюсь.
   А рука болит.
- Свинья ты неблагодарная, -  отворачиваюсь от  растворяющейся в воздухе точки и погружаюсь в медосмотр: не застряло ли жало? Меня ни разу в жизни шмели не кусали. Я и не знаю: оставляют они жало или нет. Встречая их - больших, мохнатых и гудящих, я была уверена: если такой ужалит - сразу конец.
   Жала не видать. Может, глубоко вошло. Начнёшь копаться - ещё и грязи занесёшь. Не буду: время покажет, что да как.
   Стою, жду, когда рука начнёт распухать, и задумываюсь: а почему, собственно, свинья? Почему  именно свинье, а не, к примеру, шмелю, выпало стать мерилом неблагодарности?
   А взгляд мой, блуждающий тем временем бесцельно, натыкается вдруг на белую уточку, про которую я думала, что она улетела, - так давно её не было видно. Из-под штабеля деревянных поддонов, установленных наклонно на ребро, она вывела группу нововылупленных (а как ещё? - не новорожденных же) утят. Разводить утят в текущем сезоне я не собиралась.
   - Вот те на! - вышиб этот сюрприз клин клином из моей головы всё, что её занимало: и  свинскую природу неблагодарности, и физиологию жалящего аппарата шмелей, и даже  укушенную ладонь. Вместо всего этого в висках лихорадочно застучало: сосчитать, организовать место, всех поймать, обеспечить необходимым, непроклюнутые яйца  - под обогрев, авось кто припозднился (это под уткой семеро одного не ждут, а под лампой, может, кто и вылупится ещё - остальных догонит), - стратегия, доведённая до автоматизма в предыдущем сезоне. Ситуация тогда вышла из-под контроля: природа взяла верх и утята всё вылуплялись, вылуплялись... С каждым днём их становилось всё больше... Я уже звала не "уть-уть-уть", а "жу-уть-уть-уть, жу-уть-уть-уть"... Пропало то лето. Последний, дрожащий от холода выводок выполз откуда-то в конце октября... И я перестала  подрезать уткам крылья. У знакомого так получилось: выходит он на подворье по осени, а все утки, которых он вырастил за лето, встали на крыло курсом на юг и машут ему на прощанье высоко в небе. Бегал он, тоже махал им, кричал, даже ногами топал и чуть ли не волосы на голове рвал... Друг его потом утешал: "Чего ты переживаешь? Наоборот выгодно: ни кормить-поить, ни чистить, - перезимуют в тёплых краях, а по весне вернутся, жди".
   А ведь мне казалось, что не только эта белая уточка улетела, -  ещё примерно с десяток... Если все они вот так откуда ни возьмись понавыведут, - и это лето пропадёт, и осень... У одной уточки в прошлом году двадцать три утёнка было... Лариса рассказывала, а я ещё не верила, как у неё жили двести индоуток прямо на деревьях - это же древесные утки: на своих деревьях, на соседских... Одни соседи приносили их под мышкой, со словами: "Нам чужого не надо!", другие наоборот, и не отдавали, со словами: "А ты меня своим хозяйством не обременяй"...
   Вам, уважаемый читатель, не приходилось ловить утку с утятами в заросшем саду? Когда, наконец, догонишь или подкрадёшься, нацелишься  большим рыболовным сачком, а он зацепится сзади за терновый куст или боярышник,  - раз дёрнешь тихонько, два посильней, - намертво! Стоишь распутываешь, а уточка в двух шагах глядит на тебя и  улыбается...

...

    Фу-у-у... Каких-то пара-тройка часов - и можно перевести дух. Особое спасибо Сергею Митрофанычу:  комбикорм доставил сразу - вошёл в положение. А мог бы и отказать: возни из-за одного-то мешка. Как хочется верить, что это он по доброте душевной, а не из расчёта на потом, чтобы как в прошлом году - только и успевать подвозить мне зерно, - утята ж быстро растут... Да с его-то опытом, - конечно с первого взгляда оценил он масштабы моего хозяйственного недоразумения. Небось, в смете по своей зерноторговой предпринимательской деятельности прямо так и пишет: "Предполагаемый доход. Источник номер один (по степени надёжности) - хозяйственное недоразумение Елены Анатольевны." Ну, а к номеру один и отношение соответственное, -  вон как зятёк его, Олежек, этот мешок со своей спины - к моим ногам: "Примите! На самое доброе здоровьице - Вам и Вашим драгоценнейшим утяткам! Чтобы ни один не помер! Ни один!!"
   Из непроклюнувшихся яиц, которые я иголкой немножко расковыряла,  несколько оказалось тухлых, а два носа торчат - шевелятся. Ну, пусть дозревают в тазу под лампой.
   А какую ж руку-то шмель мне кусал - правую или левую? Теперь, после эпопеи утиной, никак не припомню...
   Ну, а что там про шмелиные укусы? - Пишут, что жало своё шмели в жертве не оставляют, жалить могут многократно (хорошо, что я быстро стряхнула своего с руки, а то бы заколол), и что  кусается у них исключительно женский пол, если, конечно, интернет не врёт.

   Закрываю глаза и вспоминаю: как отчаянно сопротивлялась моя шмелиха той  чуждой, враждебной, всепотопляющей среде, в которую занесло её переменчивым ветром судьбы. Как изо всех сил - лапами, крыльями, жалом - билась она за свою жизнь и высокие  прекрасные идеалы - небо, цветы с ароматным нектаром, полёт... Не увязнуть!.. Не пойти ко дну!.. - ниоткуда не ожидая помощи, не надеясь на чудо, исступлённо наносила она удар за ударом вслепую...  Не удивительно, что и руке спасателя досталось.
"Понять значит простить" - сижу и радуюсь тому, что шмелиха уцелела.
   
   Сколько раз, даже не ведая того, мы сами бываем на волосок от гибели, но Спаситель подаёт нам руку, и мы - не то, что не благодарим, - кусаем её, а Он прощает нас, снова и снова...

   Если, уважаемый читатель, и Вы вдруг соберётесь спасать  шмеля или ещё кого из кусучих, - всё-таки  не руку помощи старайтесь предлагать, а чего-нибудь ещё. Ведь и аллергия на укус может быть, и - мало ли - бешенство...
   Вообще, главное для спасателя в деле спасения - не терять головы.   
   Как-то сельские соседи, которые напротив меня через дорогу, уехали на несколько дней, а пёсика своего, алабая, оставили охранять имение. Ждал он их ждал, выл по ним выл, и решил пойти искать. А я как раз коз на лужок выводила. Сначала долго непонятное что-то скребло по глухому забору из металлопрофиля, с внутренней его стороны. Потом смотрю - голова собачья над забором появляется, лапа, ну и весь он - постепенно, с трудом, переваливается через забор и повисает на верёвочном поводке с ошейником. Только  одна левая лапа упёрлась случайно  в покрышку, в которую что-то посажено под забором для эстетики. Тут как раз мимо знакомое семейство на машине едет, остановила их:
"Не знаете ли телефона этих соседей?" А что телефон-то? - пёсик подёргивается как-то вяло уже, и подхрипывать начал, глаза закатывать, пена из пасти... - вот-вот нога соскочит с опоры и... Что делать?! - заахали и забегали мы втроём - две женщины и мужчина, из которых никто вообще в этот момент ничего не соображал, - все только действовали:  увидели ещё одну, пустую, покрышку, подпихнули под вторую лапу.
   Алабай хрипеть перестал, повёл туда-сюда головой, отделился от поводка, перетёршегося, вероятно, об забор, и пошёл: сначала пошатываясь, потом быстрей, быстрей... - слава Богу, не на нас, а вбок - своих искать... А ведь мог и к исполнению охранных обязанностей перейти, и просто так, от нервного перенапряжения озвереть... А у семейства в машине дети сидели, а может даже и вышли из машины на тот момент - не помню уже... Конечно, Бог не выдаст - свинья не съест... - вот, опять свинья!   
   Смотрю: "Выражение "неблагодарная свинья" вошло в нашу речь из басни "Свинья под дубом"* Ивана Андреевича Крылова, который, в свою очередь, заимствовал идею у Эзопа", - может это и так все знают, а я не знала, думается: надо бы и Крылова перечитать, и Эзопа с Лессингом... - вечная классика, её читать - как в зеркало на себя по утрам глядеть... И  пословицы с поговорками. Про "Бог не выдаст, свинья не съест" пишут так: "Свинья - животное всеядное и при определённых обстоятельствах (очень специфических) может съесть если не взрослого человека, то ребёнка", - какой ужас! Об этом я тоже, например, не знала, а ведь подумываю иногда: не завести ли мне ко всему прочему ещё и поросёночка?   
   Сколько полезного, оказывается, в истории возникновения пословиц-поговорок! Иных представлений о поросёнке я и не имела, кроме как из мультфильма "Винни-пух и все, все, все". А про петушка - из "Бременских музыкантов", тоже в виде мультфильма. Соседка сельская рассказала, как петушок-золотой гребешок клюнул тут годовалого ребёнка в лоб, и ребёнок на всю жизнь сделался после этого немым. А коза-дереза? Родители подводят детишек: "Погладь её, не бойся! Она же, видишь, безрогая", - тоже мультиков насмотрелись каких-нибудь. А моя не рогами - просто лбом мне в коленку так однажды долбанула, что я вниз взглянуть боялась, думала: я  сама по себе, а нога сама по себе метрах в пяти... Конечно, нельзя человечеству по отношению к животным, которым оно стольким обязано, быть неблагодарной свиньёй, - братьев меньших не обижать ни в коем случае! Но и о себе не забывать бы при этом. Библию ещё надо читать. Вот моя мама, как материалист, верящий в высший разум, насчёт "Не мечите бисер перед свиньями" возражает: как бы кто себя по-свински ни вёл, говорит, мы при любых обстоятельствах должны оставаться людьми! - наверно она тоже, хоть и девяносто лет живёт, а не знает, что свинья и съесть может. Надо ей рассказать.

   Да, много чего надо: и читать, и делать... А разве всё успеешь? Мне вот давно пора идти утке с утятами подсыпать-подлить, и на тех, что в яйцах под лампой, посмотреть, и чеснок выдернуть - стрелки уже выпрямились, и малину собрать, и помидоры сывороткой от фитофторы побрызгать...
Я так чувствую, что до Лессинга вряд ли когда уже доберусь, тут бы до кровати вечером... А начну, пожалуй, после утят вот с чего: пойду и во все открытые ёмкости с водой чего-нибудь деревянное брошу, как спасательный круг, а то вспомнилось ещё: и воробей год назад в бочке утонул - попить хотел, и жук-носорог, и божьих коровок - ни счесть...  А чтобы какая-нибудь свинья меня по дороге не съела, как человек крещёный попрошу Бога, чтобы Он меня не выдал: "Бог не выдаст, свинья не съест, - Господи, помилуй, спаси и сохрани!"   
   Буду ходить, бросать дощечки в воду, приговаривая: "Ну вот, крылатые, теперь судьба не подложит вам тут свинью!", и мечтать: как доберусь всё-таки вечером до кровати, почитаю без спешки, например, вот здесь - https://www.otrezal.ru/catch-words/386.html - о происхождении выражения "подложить свинью", - интересно же! Начитаюсь и со знанием дела подложу свинью своим уткам - заведу-таки поросёночка. Ведь, как известно, "гусь свинье не товарищ", - вот и посмотрю на них (где гусь, там и утка, надо полагать).  А то весь сад уже почти съели - сначала траву, потом за кусты взялись - и листья, и стволы грызут. Завернула я, что смогла, в белые полипропиленовые мешки из-под зерна, - теперь не сад, а весь в бинтах раненый боец. Так они к корням стали подкапываться!..
 
Утятки, я уже иду! У-уть-уть-уть, жу-уть-уть-уть...


25 июля 2022г. Быль.

*"Свинья под дубом" И.А.Крылов - https://rustih.ru/ivan-krylov-svinya-pod-dubom-basnya/
--


Рецензии