ВИА Лейся песня

Песни вокально-инструментального ансамбля «Лейся, песня» не перестают очаровывать слушателей. Удивительная мелодичность композиций, душевные тексты, прекрасное исполнение солистов сделали группу ярким явлением на советской эстраде 70–80-х годов. И сейчас хиты коллектива не теряют актуальность, ведь они просты и понятны каждому.

История создания и состав
История создания команды берет начало в 1974 году. Тогда в Кемеровской филармонии на базе уже действующего проекта «Витязи» был сформирован молодой ансамбль. Первыми художественными руководителями стали музыканты Валерий Селезнев и Михаил Плоткин. С 1976-го изменилось руководство ансамбля — проект возглавил Михаил Шуфутинский.

К концу 70-х годов из команды ушли несколько участников, на место которых новый руководитель пригласил вокалистов и музыкантов Владимира Ефименко, Юрия Захарова и других. Появилась и солистка Марина Школьник. Позднее этих исполнителей музыкальные критики назвали золотым составом «Лейся, песня».

Музыкантов не выпускали на гастроли за границу, даже в Болгарию, в то время как другие советские группы выезжали за рубеж. У самого Михаила Захаровича постепенно нарастал конфликт с правящими кругами. Как позднее певец объяснил в интервью, «нелюбовь» вышестоящих людей к нему и его коллективу возникла из-за внешнего вида артиста.

В то время Шуфутинский уже носил бороду, а по негласным законам эпохи на телеэкране так могли появляться только отцы коммунизма Карл Маркс, Фридрих Энгельс и Владимир Ленин. Остальные «бородачи» не соответствовали образам строителей светлого коммунистического будущего. В начале 80-х певец вынужден был вместе с семьей иммигрировать в Штаты.

В 1979-м был выпущен альбом «Шире круг», который имел формат диска-гиганта. В том же году место Михаила Захаровича занял новый руководитель Виталий Кретюк, взявший псевдоним Кретов. К этому моменту музыкант считался одним из лучших пианистов Москонцерта, возглавлял ансамбль «Москвичи», сотрудничал с Аллой Пугачевой — делал для исполнительницы оригинальные аранжировки.

Вместе с приходом Кретова в золотом составе команды произошли изменения. В ансамбль пригласили молодых вокалистов, среди которых был Николай Расторгуев, Валерий Кипелов и другие артисты. Изменилась и стилистика композиций.

Музыка
С первых лет появления и до конца 70-х, когда проектом руководили Селезнев и Шуфутинский, музыкальная стилистика выдерживалась в жанре советской популярной песни. ВИА того периода создавались как аналоги западных рок-групп. Конечно, о большой схожести с зарубежными рок-командами речь не шла — выступления и репертуар согласовывались с порядками советской идеологии.

Однако элементы прогрессивного рока понемногу включались в музыкальные аранжировки. Так как рок-музыка считалась в Союзе разлагающим явлением, проекты стали называть вокально-инструментальными ансамблями. В «Лейся, песня», как и в других похожих коллективах, в основной состав входили профессиональные музыканты и вокалисты.

Коллектив быстро обрел популярность благодаря ярким хитам 70-х годов «Где же ты была», «Прощай», «Вот увидишь» и другим. Ведущими солистами были выбраны Владислав Андрианов и Игорь Иванов.

С командой музыкантов и вокалистов сотрудничали талантливые композиторы того времени — Вячеслав Добрынин, Давид Тухманов и другие. За 10 лет концертной деятельности группы фирма «Мелодия» выпустила более 3 млн пластинок с песнями ВИА.

В 1978 году за песню «Родная земля», созданную композитором Вячеславом Добрыниным и поэтом Леонидом Дербеневым, ансамбль стал победителем Всероссийского вокального конкурса «Сочи-78». Затем этот хит вошел в репертуар Льва Лещенко.

ВИА давал концерты как самостоятельно, так и в качестве сопровождающего выступления популярных эстрадных певцов того времени — Иосифа Кобзона, Анны Герман, Евгения Мартынова и других. Несмотря на то, что коллектив собирал в Союзе стадионы, играл при полных Дворцах культуры, власти не баловали его вниманием. По словам Шуфутинского, за время его деятельности проект ни разу не показали по телевизору с ним в кадре.
В 1980 году дискографию группы пополнила песня «Обручальное кольцо», ставшая визитной карточкой проекта. Авторами композиции выступили Михаил Шаинский и Михаил Рябинин.

Первые исполнители хита Владимир Ефименко и Марина Школьник записали его в студии звукозаписи «Тон-ателье», расположенной в «Останкино». Затем сингл выпустили на виниловой пластинке фирмы «Мелодия». Довольно быстро эта работа стала неофициальным гимном советских молодоженов.

С 80-х годов музыкальная политика группы изменилась. Исполнители начали работать в направлении «новой волны», сочетающем мотивы диско, рок-н-ролла, фолка и других стилей. Такая концепция больше соответствовала интересам поклонников — представителей нового поколения молодежи.

Распад
В 1985 году коллектив прекратил существование. По одной из версий, это произошло из-за того, что ансамбль не подготовил для художественного совета новую программу, как того требовал приказ Министерства культуры РСФСР, направленный на повышение идейно-художественного уровня репертуаров ВИА.

Согласно другому источнику, деятельность группы завершилась по решению руководства Кемеровской филармонии. Возможно, еще одним фактором для прекращения творчества «Лейся, песня» стал арест Виталия Кретюка. Музыкант попал под следствие из-за незаконной торговли.

В скором времени после распада популярного коллектива на свет появились многочисленные ВИА, выступающие под названием всеми любимой команды. Однако исполнители не имели никакого отношения к «настоящей» легенде. После 2000 года четверо музыкантов из золотого состава ансамбля решили возродить его к жизни. Почти два десятилетия Владимир Ефименко, Владимир Калмыков, Юрий Захаров и Анатолий Мешаев давали концерты.

У возрожденной группы появился официальный сайт, где участники представили информацию об истории проекта, фото- и видеоматериалы. В определенный момент к команде подключилась вокалистка Марина Школьник, но позднее ушла. В феврале 2020 года в передаче «Привет, Андрей!» легендарные музыканты собрались, чтобы исполнить песню «Обручальное кольцо».

Дискография
1976 — «Песни Давида Тухманова»
1979 — «Шире круг»
1982 — «Танцевальный час»
1982 — «Сегодня и вчера»
1983 — «Радио — лучше всего»


Рецензии