От отвращения до милости

«Ты только никого не подпускай к себе близко. А подпустишь — захочешь удержать. А удержать ничего нельзя» - Эрих Мария Ремарк «Три товарища»

«Ты только никого не подпускай к себе близко. А подпустишь — захочешь удержать. А удержать ничего нельзя» - смысл этой фразы протягивается сквозь всё произведение. Хоть и звучит она пессимистично и против устоев романтиков, а всё же она имеет смысл в плане здоровых отношений.
С самых первых глав выделяются два персонажа, а точнее вокруг них развивается основное повествование, это Роберт Локамп и Патриция Хольман. Поначалу возникло ощущение, что именно Патриция Будет наименее прияным персонажем. Она предстаёт в образе этакой фифы, которая ой, как загадочна и едва ли доступна. Читая её описание и реплики складывается ощущение, что она этакая кокетка, которой нет дела совсем ни до кого. Со временем становится понятно, почему сложилось такое впечатление.
Зарождающаяся ненависть к этой женщине, которая спит и видит, как растерзать чьё-то сердце, сменяется почти что полным отвращением к виновнику этого суждения – Локампу.
С самой первой их встречи у него появляется ненормальная зависимость, которая, как и ожидалось, привела к токсичному поведению, когда они ходили в театр и встретили её друга Брейля. Тут появилась ожидаемые ненависть и агрессия, не считая того, что несколько глав было заметно, как ему совсем плевать на её какие-то чувства и планы. Его зависимость была или просто таковой казалась, необоснованной, а каждое действие Патриции, которое «не по плану» для Локампа было сущим предательством.
Он сделал ошибку – подпустил её слишком близко. Но это отнюдь не значит, что вовсе не нужно привязываться. Человек не должен становиться для нас центром Вселенной.
Поначалу это может показаться, что это от жалкости его жизни. Когда человек особо ни к чему не стремится или не добивается, то от своей неуверенности пытается удержать возле себя абсолютно любое существо. С его друзьями было проще, это его боевые товарищи, с которыми его связывают пережитые ужасы войны, а это всегда прочнейшие узы. Не так легко найти кого-то, кто поймёт тебя после такого. Но Патриция была совсем с другого теста. По крайней мере ему так казалось. Он был уверен, что она принадлежит к другому миру, другому кругу, о чём и намекала фрау Залевски, а потому он боялся её потерять.
Но тем не менее, тот факт, что он служил на войне, заставляет взглянуть на вещи с совершенно иного ракурса.
Да, ближе товарищей ему вряд ли кого-то удалось бы найти, но они связывали его с военным прошлым, которое неплохо было бы забыть, что он и пытался возможно сделать, прибегая регулярно к бутылке. Патриция же была с совсем из другой жизни, она была как будто якорем на гавани спокойствия и надеждой на мирную жизнь. Она была тем самым мирным небом, которое он так не хотел потерять.
Но, как говорит фраза, потерять можно всё, ничто не удерживаемо.
Но небольшой период перед поездкой на море как будто встряхнула Локампа и сделал его нормальным мужчиной. Как сказала сама Патриция: «Ты изменился! Теперь ты хочешь, а не просишь». Если раньше для него счастье было чем-то, на что он не имеет права, то сейчас он понимает, что это то, что нужно просто взять.
Болезнь же Патриции показала, что действительно ничто не удерживаемо и мирное небо должно быть не в человеке. Эта книга мне показалась историей о том, как люди ищут покоя и очень часто, совершенно ошибочно, они полагают, что его можно найти в человеке. Да, он может показать его, осветить дорогу, но не быть им.
«Люди, как реки» - говаривал классик Лев Николаевич и, конечно, он был прав. Люди изменчивы и жизнь человека тоже. Это нормально, но в определённом смысле ненадёжно.
Пока мы не найдём покой в себе, пока сами его не примем, нам никто не поможет. Никто сможет нас заставить двигаться и жить дальше.


Рецензии