Кое-что о новейшей литературе

На днях меня настойчиво пригласили издаться в электронном журнале «Новая литература». Стоит ли говорить, что всё это оказалось профанацией. Но главное не в этом, а в двух моментах.
Первое. Главный редактор Игорь Якушко, позиционирующий себя большим знатоком литературы, оказался пустышкой, человеком, который в жизни ничего не написал. А учит! Как можно учить, если ты не умеешь писать? Но мы видали таких. Например, Галина Юзефович, которая тоже никак не обозначила себя на литературной ниве, зато с помпой научала бедных, заблудших писателей их кровному делу.
Второе. Журнал, который называет себя открывателем новейшей литературы, по сути публикует усредненные, общепринятые произведения. Речь идёт только о прозе, ибо ваш покорный слуга в стихах не разбирается. Но и там, похоже, то же самое.
О чём это говорит обобщенно?
1. На данный момент ярких, сильных произведений НЕТ от слова физически.
2. Данный журнал ангажирован силами, которые не заинтересованы в развитии русской литературы.
3. О том, что эпигонство на данный момент – подавляющая часть литературных произведений. Поменяйте фамилии авторов, и ничего не произойдёт. Нет индивидуальности. Нет личностей. Личности не нужны. Личностей давят и не пущают. Вот это самое страшное.
Данный журнал и демонстрирует все эти качества. О каком возрождении Великой Русской Литературы может идти речь? Ответ очевиден: ни о каком, всё тлен и пустота. Серость и убогость по-прежнему разделяю и властвуют.
Это говорит ещё и о том, что эволюция литературного процесса крайне запутана и отдана на откуп золотому тельцу, то есть бизнесу, а бизнес, как известно, поклоняется только доходам и ему нет дела до высоких материй. Это значит, что должна появиться третья сила, которая изменит соотношение сил – государство.  Государство должно чётко сформулировать правила игры.
22.07.2022

P.S. 24.06.2023
Прошел почти год... Незабвенный Игорь Якушко ВДРУГ тихой сапой опубликовал вышеозначенный роман у себя в журнале!
Было бы смешно, если бы не так грустно.
Рецензенты этого журнала облили роман со всех сторон грязью, и ВДРУГ такое признание! С чего бы это?
А ларчик прост открывается: кто-то, не зная позиции Игоря Якушко в отношении этого романа, весьма положительно высказался о нем, и Игорь Якушко - ПРОЗРЕЛ!
Может, не всё еще пропало, может, у современных литературных чинушей наступит прозрение? Сомневаюсь, однако, слишком заангажирован этот класс людей.


Рецензии
Здравствуйте, уважаемый Михаил. Большое спасибо за интересное размышление.
С Вашим мнением - согласна.
---------
Разнообразен писательский труд (ироническая проза)
------------------------------------------
Размышления «не профессионала» о литературе и писательском труде. Казалось бы, на первый взгляд: не этично сие занятие. Для этого необходимо, как минимум, закончить литературный ВУЗ, для начала(?). Приобрести опыт работы по полученной профессии, затем потрудиться славно на поприще, написав и издав, десятка три-четыре (как минимум!?) произведений - романов, выпущенных огромными тиражами и, прочитанных многими тысячами благодарных людей. И только после этого, он (она) – может пробовать размышлять о литературе и труде литератора, то бишь, писателя.

Как, однажды сказал некий успешный редактор, некоему автору :
«У нас есть замечательный «Проект»! Попробую объяснить популярно. Итак: надо написать десять – пятнадцать авторских листов текста. За месяц или максимум – за два, не более. Ну, конечно, не просто текста. Это должен быть роман. Такое «чтиво», чтобы «пипл схавал» и потребовал «добавки». Нынешняя литература – это бизнес. А если есть бизнес, то должна быть и «команда», приносящая «бабло». Извините, доходы… Авторский лист – это не «баран чихнул». Как правило, один авторский лист — составляет примерно двадцать три страницы готового текста или сорок тысяч печатных знаков с пробелами…»

Может ли один единственный автор собственноручно написать триста - четыреста страниц готового романа за пару месяцев? Это ж как надо работать? Денно и нощно, без сна и отдыха.
Элементарная арифметика в качестве примера. Скажем для начала, навыки набора текста на «компе». Есть асы в этом деле.
Секретарь-делопроизводитель высочайшей квалификации может набирать до пятисот знаков в минуту готового текста! Это фантастическая величина.

Спустимся, как говорится, «с небес». Хороший репортер - корреспондент с опытом работы, может набрать на «компе» за полный рабочий день где-то десять – двенадцать тысяч знаков с пробелами. Примерно – шесть или семь страниц готового текста формата А4. Это тоже высочайший класс.

Писатель? Тут все не так однозначно. Он – человек творческий. Шедевр, на мой взгляд, может быть только уникальным творением, над ним надо работать, имея талант вдохновение, опыт и мастерство. Можно создать десятки шедевров, в том числе и в литературе, но…. Ах, уж это «Но»…! Талантливыми, скорее всего, рождаются, а вдохновение – это отдельная тонкая субстанция. Опыт, как и мастерство – «дело наживное», приходят они не сразу. Путь к ним: знания и кропотливая работа. Писатель – это не тот, кто получил диплом литератора. Это – талантливый творческий человек, который постоянно работает над собой – в первую очередь, а во-вторых…, в третьих…. Не стану детализировать: каким образом он (она) это делает.

Производительность труда литератора подсчитать довольно сложно. Одни – пишут медленно, другие – быстро. Некий, достаточно известный литератор, не будем упоминать его фамилию, набирает в день примерно три страницы готового текста. Обывателю «средней руки» сие может показаться весьма малым. Тут есть свои нюансы: специфика творчества. В итоге: в день может получиться примерно шесть или чуть более тысяч знаков готового произведения. У кого как, бывает и более продуктивным итоговый результат писателя, но редко.

Что такое «Проект»? Это своеобразный «коллектив» или скорее, как принято нынче говорить – «команда» незримых «тружеников литературного цеха». Объединяет их всех – «имя», говоря проще – «Писатель». Некий человек, известный как автор нескольких десятков опубликованных романов, прочитанных многими тысячами благодарных поклонников и поклонниц его таланта.

Почему, собственно, нужна «команда», а не один единственный автор? Простая, как апельсин, арифметика: «бригада литературных негров» за установленный работодателем период времени способна сотворить значительно большее количество книг, чем один, даже сверхталантливый автор.
Писателю, обладающему «раскрученным именем», со временем постепенно уменьшается необходимость творить что-либо собственноручно. «Не царское это дело». Вполне будет достаточным организовывать координацию «команды незримых помощников», именуемых в определенных кругах – «литературными неграми».

Кто же идет в «литературные негры»? Можно сказать, что ими могут стать: литераторы «без раскрученного имени», амбициозные выпускники литературных, филологических факультетов ВУЗов. Еще «литературными неграми» могут стать: писатели «из народа», скажем так, «самородки» с талантами литератора, а так же и те талантливые люди, которых именуют «графоманами».

Писатель, чье имя «объединяет литературный проект», может преспокойно сочинять синопсисы для будущих романов, которые будут издаваться. Кроме того, Писатель обязан иметь интересную биографию, какое-нибудь забавное хобби в виде увлечения или чудачества. Создавать замечательный образ, обожаемый благодарными читателями, раздавать интервью, мелькать на телевидении… Нелегок труд литератора.
Так ли это в действительности? Вполне может быть. У меня не было ,и нет желания обидеть кого - либо из писателей. Это была всего лишь – ирония.
--------------------
С уважением.

Александра Вежливая   18.09.2022 07:36     Заявить о нарушении
Уважаемая Александра!
Вы правы на все сто процентов. Разумеется, ваше видение литературного процесса отражает реальность русской литературы. Поэтому у нас упадок в ней. Издатели не могут жить за счет гения. Они живут за счет графомании, то есть за счет толпы. Качество никого не интересует.
Коммерческие авторы раскручены искусственно. Разумеется, писать по шесть тысяч знаков в день в течение пары месяцев не то что оскудят автора, а они выжмут из него все жизненные соки, и можно отправляться на свалку.
Но даже такая "негритянская" литература уже не кормит издателей. Читатели наелись. Поэтому недавно издатели решили обратить внимание на туземных писателей и бросили клич: "Присылайте свои опусы!" Лично мне пришло такое письмо, и я отослал три романа. Посмотрим, что из этого выйдет. Плакались они над тем, что западные литагентства разорвали с ними все связи, и даже сам Кинг отказал России. В общем, западная кормушка закрылась. Не было бы счастья да несчастье помогло. Местные издатели наконец-то в кое веки кинули свой взор на местных аборигенов. Посмотрим, чем это кончится.
Вам удачи. Всего хорошего. Пишите.

Михаил Белозёров   18.09.2022 08:34   Заявить о нарушении
Большое спасибо, уважаемый Михаил.
А что представляют собой многочисленные российские сериала, слепленные по совершенно бездарным сценариям? Вот - "нива" творчества для разнообразных сочинителей "клюквы".
----------
С уважением.

Александра Вежливая   18.09.2022 08:43   Заявить о нарушении
Как раз русское кино страдает от упадка литературы. Если исходить, что кино должно работать по схеме: писатель-сценарист-режиссер хотя бы в 80% случаев, то кино станет лучше. Но ведь сейчас писатель исключен из этой схему. Отсюда и ремесленничество, а не творчество.
Удачи!

Михаил Белозёров   18.09.2022 08:48   Заявить о нарушении
Именно так оно и есть.
Если есть желание, прочитайте у меня: "Сериал Черное море".
---------
С уважением.

Александра Вежливая   18.09.2022 08:51   Заявить о нарушении