Роговой оркестр

  - Эх, Нарышкин, Нарышкин! Что ты наделал! Забыл предков! – восклицал Созвариев.
  - А что такое, какой предок и по какому случаю? – отвечал  Нарышкин.
  - Вот ты,  какие оркестры знаешь? – опять с издёвкой спросил Созвариев.
  - Симфонический, эстрадный, духовой и народный и так далее…
  - Всё правильно, - ответил Созвариев, - Они состоят из различных инструментов, объединённых в однородные группы, обладают различными тембровыми красками в зависимости от материала, из которого инструмент сделан, и от способа, которым извлекается звук. Роговой же оркестр – совсем другой.
  Собственно, в настоящем времени о нём говорить нельзя , так как таких оркестров давным-давно не существует. Появились они в России с середины 18-го века, существовали в течение примерно ста лет и состояли из однородных медных и духовых инструментов-рогов. Каждый рог издавал только один тон красивого, звучного тембра. Поэтому в оркестре было очень много рогов различной величины – столько, чтобы из них составился звукоряд и можно было исполнять музыку.
  Играть в роговом оркестре было не только трудно, но даже мучительно. Музыкант переставал быть человеком, а был как будто клавишей, на которую нажимает капельмейстер: ведь он не мог сыграть никакой, даже самой простенькой мелодии, а только единственный звук. Притом нужно было его издавать абсолютно точно – вовремя и указанной тональности. Конечно, добровольно никто не хотел быть участником рогового оркестра, поэтому состояли они исключительно из крепостных музыкантов и принадлежали знатным вельможам, известным богачам.
  - Так, в Петербурге в начале 19 века славился роговой оркестр, принадлежащий К.С. Нарышкину. Вот и поддержи его материально! –  сказал Созвариев.
 


Рецензии