Преодоление

 
                ПРЕОДОЛЕНИЕ
                Рассказ


Молодая учительница начальных классов Людмила Николаевна, двадцати лет, с шестимесячным сынишкой ждала мужа со срочной службы. Да не одна она была такая в селе. А тут… война! Это известие будто ножом по сердцу полоснуло. Рушились надежды, ожидания женщин, когда не получили в июне сорок первого весточек от своих мужей, сыновей из армии, куда ушли они на срочную службу. А Людмиле Николаевне муж прислал целую стопку писем: уж очень беспокоился Семён Евтеевич за жену и маленького сына; думал: из большого количества хоть одно, да дойдёт. И радовалась молодая жена за себя и плакала, глядя на осунувшиеся лица односельчанок, не дождавшихся писем. Всем бы раздала свои голубые конвертики, если бы это помогло.
С каждым днём становилось всё тревожнее. «Что делать? Сидеть и ждать, как распорядится судьба? Нет! – решила она. – Буду распоряжаться своей судьбой сама! А сын? – заныло в груди… – Есть свекровь – самая дорогая и самая лучшая в мире женщина, как и родная мать. Она поймёт меня… Нужно срочно собирать девочек для работы в партизанском отряде. А поможет мне Пресвятская Нина Ивановна – тоже учительница и моя подруга», – завершила свои рассуждения Людмила.
И они собрали. Пятьдесят четыре девушки – это целый взвод – для Навлинского партизанского отряда имени Железняка. Людмила Николаевна стала командиром этого взвода.
Однажды, после очередного выполненного задания по взрыву моста, немцы вдогонку отправили карательный отряд. Враг шёл чуть ли не по пятам. Пришлось переправляться через реку Навля. Ранняя весна. Ночь. Крыги тронувшегося льда в реке теснили друг друга. Натянули канат через реку для тех, кто послабее.
Людмила в своём когда-то модном полушубке бросилась на льдину, с неё на вторую, третью. Казалось, что она прыгает, не касаясь ледяной воды. Последний прыжок и … берег. Минут пять отдыхала, приникнув всем телом к ледяному берегу и прислушиваясь, что творится вокруг. Только сейчас она почувствовала, что по горло мокрая. Сердце всё ещё «выскакивало» из груди.
«Надо ползти: впереди крутая насыпь. – Шаг, другой…– Но что это? Весь берег покрыт ледяной гладкой коркой. Цепляйся руками, ногами, цепляйся – осталось чуть-чуть!» – приказывала Людмила сама себе. Нет, не удержалась. Скатилась опять вниз… «Больше не могу», – пронеслась предательская мысль. «Нет! Можешь, можешь! – приказывал властный внутренний голос. – Снимай полушубок!» Людмила повернулась на спину. Обеими руками погладила воротник своего полушубка, вздыбленный мех одной и другой полы, тяжело вздохнула. Она вспомнила, как в день свадьбы её милый Сенечка накинул ей на плечи этот полушубок, нежно обнял, прошептав на ухо: «Носи, любимая. Пусть он греет твоё сердечко».
- Прости, любимый, – сказала вслух Людмила и кое-как стянула с себя отяжелевший от воды подарок мужа.
Она аккуратно сложила полушубок и снова продолжала  карабкаться, падала, цеплялась… Взобралась.
- Благодарю тебя, Господи, за помощь, – прошептала Людмила…
А на утро следующего дня она обнаружила свой полушубок на сучке сосны, что стояла рядом с землянкой.
               


 


Рецензии