Бублик плот для рек высшей категории сложности

         Трепетные чувства  и волнение не оставляет путешественников  при  подготовке к серьёзным путешествиям.  Почему так? Да  по тому,  что спортивные  походы – это  целая новая жизнь для  человека,  привыкшего к ежедневной обыденности.  Это прикосновение  к энергии природы, её красоте, могуществу и бескомпромиссному тренажу  маленькой частички большой  жизни – человека. С набором опыта,  путешествия становятся все сложнее, продолжительнее и даже опаснее предыдущих.  Так и должно быть. Мы  всегда хотим достигнуть новой высоты.
   Сложность похода определяет и более совершенное техническое оснащение   необходимое в путешествии. В альпинизме, в  водном туризме, - наиболее опасных дисциплинах туризма,  каждая мелочь  может стоить жизни спортсмена. Специальное снаряжение, одежда, защитные средства  всегда  улучшаются, усовершенствуются.
   В  водном туризме,  который я имею  честь представлять, для сложных  походов  по стремительным  горным  рекам нужны  специальные лодки,  плоты,  катамараны или другие  средства сплава,  способные  сохранить  жизнь  экипажа в  экстремальных условиях.
     За  прошедшие шестьдесят   лет моей дружбы  с водной  стихией,  мне  повезло  быть  в гуще  событий по развитию водного туризма.  От простых  деревянных  плотов,  собранных  из  стволов  деревьев,  до  плотов  на  специальных  надувных гондолах, - шагнула творческая мысль  водных  туристов.  Вершиной  инженерной мысли в создании специальных плавучих  средств  передвижения  стало создание  плотов «неваляшек».  Они позволили проходить пороги высокой категории сложности: водопадные  сливы, коварные  пульсирующие  пенные  ямы  - ловушки, которые называются «бочки»,  жестокие  прижимы  и другие опасные для жизни препятствия,  где  всякие  другие  лодки  и  катамараны неминуемо река опрокинет  и  может  погубить  экипаж.
   Я расскажу  вам про уникальный  плот с кулинарным  названием «бублик». Водники  профессионалы уважительно  называют  этот  плот  «бубель».
    Представьте себе две огромных толстых  баранки, диаметром до двух с половиной   метров,  которые поставлены  вертикально и  скреплены  между собою  легкой  и прочной  рамой из  титановых  труб. Внутри этих гигантских  колес устроены  специальные  места  для  посадки  экипажа,  с  привязными ремнями,  как в креслах  самолета. Удобные надувные  ложементы  обеспечивают рабочие  места  гребцов.  Они  садятся  лицом  друг к другу, рядышком  внутри колеса,  так,  чтобы можно  было работать  веслами.  Колесо закрывает людей от ударов о  скалы и другие  препятствия,  которые  встречаются  по пути следования  плота. 
   Экипаж  «бублика» обычно  состоит  из четырех гребцов. Могут быть пассажиры и груз. Для этих  целей  между  колесами  на трубах оборудуют площадку для  перевозки  багажа, туда  привязываются  рюкзаки.
   Оболочка  «бубликов» шьется из  самой  прочной ткани,  какую придумали люди. Внутри этой защиты  вставляются  надувные многосекционные  дутики,  на  случай аварии,  чтобы плот оставался на  плаву,  если даже  какая-то из  секций лопнет.
   Река может  ударить плот о  скалы, бросить на  острые  сучки  деревьев и  преподнести много других неожиданностей, которые подстерегают  путешественников.  Поэтому  шитье  «бублика» очень  ответственная и  кропотливая  работа.
   Автором  первых  «бубликов»  был  Костя  Эриксон -  турист – водник  из  города  Новокузнецка Кемеровской области. Его  плоты самые  лучшие  в мире. Кроме  России  я не видел таких уникальных  плотов  ни в  одной  стране  мира.
   Основная  идея  этого  плота – сродни детской  игрушке «ванька – встанька».  Как  бы ни  швыряла  река  в громадных  валах  и  водопадах,  этот  снаряд  может  кувыркаться  как  угодно и  всегда  возвращается  в  исходное  положение,  которое  позволяет  продолжить  дальнейшее путешествие без  ущерба  для  экипажа.   Пристяжные  ремни,  как в самолете, удерживают  гребцов  от выпадения  с «бублика»,  даже  если  он  кувыркается  вверх ногами,  как попало.
   Конечно,  это  произведение туристической  мысли  не  сравнить с  обычной  лодкой,  как космический  корабль  с  воздушным  шаром. Более эффективных  средств  сплава  по горным  рекам  в мире  ещё  не  придумали.   Самые  сложные пороги, непроходимые на  других средствах  сплава  пройдены  на  «бубликах»  по  рекам  Алтая,  Саян, Гималаев  и Кавказа.
   Ощущения  во  время  сплава  на «бубликах»  невозможно забыть. Удар  стоячего вала  в громадных  «бочках» можно  сравнить с  ударом  доской  по голове. Вода  проникает даже  в закрытые глаза и вызывает легкую  контузию… Поэтому,  под  удар стараешься  подставить плечо или весло. При  падениях с высоких  водопадных сливов  в  Карагемском  прорыве реки Аргут, гребцов  на  мгновения  выбивало из сознания,  как рассказывал выдающийся  путешественник  России Александр  Правоторов, первопроходец этого прорыва, - которому  единственному  удалось  с друзьями пройти этот криминальный  порог. Другие  попытки  оканчивались  трагически на  этом  классическом  непроходе.
   «Бублик»  сравним  с  самолетом  на  посадке – его сложно остановить в струе  воды и  причалить к берегу. Нужно  заранее выбирать место  для  чалки и иметь помощников  на  берегу, которые помогут  быстро закрепить брошенную с  плота  веревку  за  надежное  дерево  или удобный  кусок  скалы.
   По своим  возможностям  «бублик»  превосходит остальные средства  сплава процентов  на  шестьдесят. И на  такую  же величину  поднимается  смертельный  риск для  участников  сплава в  случае нештатной  ситуации.  Были  случаи  гибели  людей,  когда  «бублик»  заклинивало в  водопадных  сливах  между  скал или разрушало в беспощадных скальных ударах  на  реках  Кадрин  и  в  Карагемском  прорыве  Аргута.
   Как  и  во всех туристических  походах  высокого уровня  сложности,  в  водном  туризме сложные  речки доступны  только  для  профессиональных путешественников – людей, которые  подготовлены  годами  интенсивного опыта  в  водных  путешествиях различной категории сложности. Как космонавтов  готовят для  полета  в  космос, так и  водник должен  уметь выживать в  любой,  стремительно  меняющейся  ситуации, во  время прохождения  различных  препятствий. Реакцию мастера  можно  сравнить с поведением   спецназовцев  во  время штурма.
   Не  раз  приходилось  решать  нестандартные   задачи   в  центре  порогов,  когда  бубель  по  сорок  минут трясло и кидало в громадной бочке  под  водопадом на  реке Чульча. С тех  пор на  «бубликах» появились  дополнительные  средства  самоспасения – водяные  парашюты. Специальные  парашюты на  длинных  веревках, которые,  при  попадании плота  в «стоячую  бочку» забрасываются в струю  воды,  ниже  по течению, отчего  происходит  выдергивания судна из  водяной  ловушки. На  каждом  колесе есть по два  парашюта.
   Иногда  в  потоке  «бублик»  прижимает  к  скалам и  приходится проявлять чудеса эквилибра  в ревущей воде. Такой  случай был с командой  бубля  в  пороге  Президиум на  реке  Чуе в мажойском  каскаде шестерочных  порогов.  Мы умудрились  выбраться на торчащий в пороге  камень, к которому припечатало бубель,  вырвали плот из под воды , перетащили его через камень, умудрились по  очереди, аккуратно, занять свои  места  и продолжали  сплав по реке.
   Вот уже  сорок  лет прошло  с момента  постройки первого «бублика»,  но ничего нового и более совершенного люди  изобрести не  могут.  К  сожалению  двадцать  первый  век  уходит  от коллективизма, столь  необходимого в  сложных  походах. За рубежом и  у нас в стране   развиваются  путешествия  одиночек – каякеров. Каякер – это человек – рыба. Искусство  управления  каяком  и чувство  воды при этом – это высочайший пилотаж  водника и  высочайшей  степени риска… 
   У  плотовиков  в смешанных   группах  катамаранов  и  бублей возможности   взаимостраховки  самые лучшие, что показывает  классический опыт  многих групп при прохождении академических рек  Чулышмана,  Аргута и Башкауса на  Алтае и на  других  реках мира.
      Безопасность путешествия  невозможно менять на  престиж  и спортивные  достижения.  Жизнь наша  превыше  всего. Время  всегда в движении.  Нашему  поколению семидесятых повезло: мы   открывали   белые  страницы  горных  потоков, изобретали  снаряжение.  И  что  будет в туризме  завтра?..
    Хочется  пожелать молодым новых путешествий. Жизнь так быстро пролетает,  не ждите  завтрашнего дня, успевайте  всегда…

Мастер спорта по водному туризму,
заслуженный путешественник России  Евгений  Лебедев

 


Рецензии