Светлан Голосеев гвардеец монгольского императ. 55

Глава 55. Чтобы потомкам веселее жить

Прервал мои изыскания звонок. Наконец-то Лира!

– Ну, что у вас там, как дела продвигаются? – ни «здравствуйте», ни «извините».

– Нормально. Барахтаюсь помаленьку. Вам что-то понадобилось?

– Мне вы понадобились.

– Вы из меня классного артиста воспитаете. В качестве кого теперь?

– Да не дуйтесь вы. Мы с вами повязаны теперь этим «Русским полком». Посоветоваться надо.

Вот почему «коза на верёвке» – «повязаны»! Это хорошо.

– О чём посоветоваться?

– Давайте встретимся. Я тут получила побочный заработок. Приглашаю в китайский ресторан.

– Ух ты! Я в китайском не был.


Мы встретились в маленьком заведении под названием «Чан чэн*1».

Лира выглядела несколько утомлённой. Мы уселись на заранее заказанный стол, огляделись. Ничего особенного, привычный китайский китч – яркие броские цвета, бумажные фонари, драконы и тому подобное. Я раскрыл меню и подивился довольно значительным ценам.

– Лира Павловна, вы видели? Может, нам лучше переместиться в шашлычную к вашим азербайджанцам?

– Пусть вас не смущает. Денег – хотела сказать «полный кошелёк», но теперь всё на карточке, а она от суммы не раздувается и уже нет того ощущения достатка, когда щупаешь толстый кошель! Короче – гуляем!

– В вашем институте стали давать большие премии?

– Скосила «шабашку» – помогла перевести тюркский текст из одного китайского источника.

– А смотрите, в меню – суши, роллы и пицца, какая же это китайская кухня?

– Вечно вы придираетесь. Берите вот, салат из одуванчиков.

– Одуванчиков я мог бесплатно на газоне перед кафе пожевать. А что такое дамплинги?

– А, это пельмени. Вообще-то, тоже китайская пища. Да-да, считается, что родина всех пельменей на свете – Китай эпохи Троецарствия. Это третий век. От них разошлись по всему миру – по Азии, в Африку и даже в Америку. Да, все эти манты, чучвара, вонтоны, бхаджия, качори, питха, самоса, момо, буузы и многие другие – всё суть пельмени.

– С ума сойти, чего вы только ни знаете, Лира Павловна!

– Да, мусора в моей голове скопилось много. Так что, дамплинги?

– Есть пельмени в китайском ресторане тоже как-то не по теме.

– Тогда вам подойдёт мясо по-китайски в кисло сладком соусе. Окей? А я возьму эти самые дамплинги со свининой и креветкой и, всё-таки, салат из одуванчиков.

– Лира Павловна, а выпить тут имеется?

– А зачем я вас сюда притащила, по-вашему? В конце меню, на предпоследней странице.

В меню спиртные напитки были систематизированы по группам: Хуанцзиу – вино из риса, проса и пшеницы, путаоцзиу – виноградное вино, гуодзыцзиу – фруктовые вина, пицзиу – пиво, байцзиу – крепкие дистиллированные напитки. Моё предпочтение пало традиционно на последние. Лира Павловна не возражала. И уж не знаю почему, мне приглянулось название Лаобайгар*2. На том и остановились.

Довольно быстро нам принесли пищу и небольшую фарфоровую бутылочку с малюсенькими фарфоровыми рюмками. Я сразу налил прозрачную жидкость с довольно резким специфическим запахом. Мы чокнулись.

– За удачу! – сказала Лира.

Эта штука оказалась довольно крепкой, я чуть не поперхнулся. А Лира проглотила, не поморщившись. Молодчина!

– Так о чём вы хотели со мной посоветоваться, Лира Павловна? – спросил я, закусывая очень подходящим для этого сладковатым мясом.

– Этот китаец, которому я переводила текст, приглашает в Китай.

– На экскурсию?

– На работу. Хочет, чтобы я у него работала в компании. Они поставляют товар в тюркоязычные страны и собираются наладить отношения с партнёрами в Иране. Ну, что-то в этом духе.

– И что?

– Вот, не знаю что.

– А как я вам могу посоветовать? Там, наверно, обещают златые горы?

– В прямом смысле почти. Но что-то удерживает… не могу определить для себя.

– Смените обстановку, посмотрите на мир с иной точки. Полезная практика.

– Не могу решиться… Налейте, пожалуйста, ещё глоток этой огненной жидкости.

– Знаете, я читал, есть такой способ: закрыть глаза, расслабиться, представить себя на том потенциальном месте и спросить: хочу я быть здесь, в этом состоянии, на этой работе, среди этих людей и так далее. И что почувствуешь, то и будет ответом.

– Это идея. Но не сейчас. Дома попробую. А сейчас – гуляем! Наливайте. И рассказывайте о нашем Светлане в Ханбалыке.

– Трудно мне, Лира Павловна. Так хотелось бы полной ясности! Ну почему всё перепутано в этой истории?

– А вы желали бы взять и прочитать складное повествование? Да откуда же ему взяться, подумайте сами.

– Ну, как откуда, из древних «манускриптов», из летописей там, или указов правителей.

– Бросьте! Посмотрите, насколько информативна современность, но лишь начните анализировать любое значительное событие, и вы погрязнете в противоречиях, предвзятостях, нечистоплотности, недостоверности, элементарной невнимательности и некомпетентности! А что уж говорить о далёком прошлом.

– Ну всё равно… Если уж мне заметны противоречия и нестыковки в средневековых источниках, почему их не замечают специалисты историки? Я понимаю, что учёный обязан ссылаться на всю имеющуюся информацию, но есть же ещё элементарная логика!

– Не заводитесь. Со стороны часто всё кажется не так, как на самом деле. Может то, что для вас важно, на самом деле лишь деталь более значительных исторических событий, исследуемых специалистом в данной статье.

– Да не может быть это неважным. Ну, вот смотрите, хотя бы такой пример. Говорится о том, что эти самые гвардейские отряды или полки из разных «цветноглазых» народов, в том числе и из русских, использовались для охраны границ. Но где были границы? Да в те времена ближайшие границы находились за многие тысячи километров от столицы! И кто бы вообще посмел напасть на столь могучую державу? Понимаете, о чём я? Гвардия из Ханбалыка не могла ездить на охрану границ.

– О-о, вы замахнулись! Слушайте, подождите минуточку, я ещё закажу этих пельменей. Такую водку надо хорошо закусывать. Но я вам возражу на ваш посыл: не так всё благополучно было в Монгольской империи, случались и крупные восстания…

– Конечно! Но восстания – дело внутреннее, это стихия, они не имеют изначальных границ, которые необходимо охранять императорской гвардией.

– Мне импонирует ваша дотошность. Согласитесь, однако, что если бы вы могли просто взять справочник, открыть на букве «Г» и прочитать весь жизненный путь Светлана Голосеева, то вам было бы скучно жить.

– Это верно! Интересная мысль меня посетила, Лира Павловна: может быть, в летописях умышленно писали туманными и противоречивыми фразами, чтобы потомкам было жить веселее?

– Уточню вашу мысль – некоторым потомкам. Большинству, как теперь выражаются, «по барабану». Впрочем, и записывали события лишь отдельные неравнодушные, которых во все времена было немного.

– В таком случае, имеем право провозгласить тост за избранных, которым увлекательно копаться в наслоениях истории!

– Принимается.

Закусывая с явным наслаждением (Лира Павловна всегда это делает с завидным удовольствием), она взглянула несколько раз на меня с некоторым снисхождением и, прожевав наконец и вытерев губы салфеткой, произнесла:

– И всё-таки из вас так и лезет дилетант. Это всегда видно, когда человек замечает какую-то мелочь, которую не приметили авторитеты, и тут же стремится выставить своё «открытие» всем напоказ – мы тоже не лыком штопаны! Не обижайтесь только.

– Ну, конечно, куда нам, необразованным… Но у меня не одно такое открытие уже случилось, пока занимался этой темой. Если хотите, могу привести пример.

– Валяйте. Только налейте ещё немножко.

– Про тот же «Русский полк». Сообщается, что недалеко от Ханбалыка для гвардейцев императора была специально выкуплена земля, им были предоставлены различные орудия, быки для распашки и прочее, чтобы они могли возделывать землю и жить на том месте. Казалось бы, какая радость русскому крестьянину! Но многие из них не были крестьянами, а взяты из городов, из той же Твери, и землю возделывать не умели. Второе. Если они и стали жить «на земле», построили дома и так далее, то как они несли службу?

– Вероятно, посменно.

– Но ведь смена кому-то обязательно попадала на время вспашки, посева или уборки урожая, а это время в сельском хозяйстве упускать нельзя – урожая не будет. Ещё момент. Говорится о всех гвардейцах, не только о русских. Но какая пашня кыпчакам, аланам и другим кочевникам? Они понятия не имеют о земледелии!

– Вы не упомянули о самом важном.

– О чём?

– О том, что сельское хозяйство того типа невозможно без женщины. Им всем нужны были жёны.

– Вот! Вы видите? Вы – на моей стороне! А о жёнах во всех сообщениях об императорской гвардии – ни словечка! Потом ведь православные, а их было немало среди русских, не могли жениться на любой женщине, если она не православная. Да и некому было там их обвенчать – не было православных церквей, насколько я понял. И ещё одно, последнее. Император жаловал гвардейцев одеждой, давал деньги и подарки. И самое важное, гвардия находилась на полном казённом обеспечении ещё с конца тринадцатого века. Покажите мне человека, который будет пахать землю, если будет с лихвой обеспечен за счёт казны!

– Если у меня когда-нибудь появится время, напишу статейку на эту тему. Укажу вас как автора идеи.

– Да ладно, Лира Павловна, мне неудобно. Ссылка на человека далёкого от науки… Пишите уж от себя. Хотите, выберу вам материал по этой теме?

– Сделайте милость. Пусть будет, возможно дойдут до него руки. А сейчас давайте, вы вызовете такси и отвезёте меня домой. Этот, как его, «Лаобайгар» меня немножечко укачал.



 *1 «Чан чэн» – Великая Китайская стена, буквально «Длинная стена» (китайское)
 *2 «Лаобайгар» – выпускаемая в Северо-Восточном Китае разновидность байцзю, содержащая 70 % спирта


Рецензии
Надо найти и прочитать сочинения Марко Поло по этой теме.

Владимир Островитянин   26.07.2022 13:20     Заявить о нарушении
Поло М. Книга о разнообразии мира. Эксмо-Пресс, 2016. - 160 с.
Предлагают скачать бесплатно на нескольких сайтах.
Другие древние авторы тоже почти все скачиваются в сети. Очень интересно почитать!

Виктор Квашин   26.07.2022 08:48   Заявить о нарушении