Монгольское нашествие Часть 1 Злогорькие годы

Литература:
И. Калашников. Жестокий век. М. 1980.
В Ян. Чингиз-хан. Батый. К последнему морю. На крыльях мужества. Разные издания.
Е.Кычанов.. Жизнь Темучжина, думавшего покорить мир. М. 1995.
П.Сарджент. Повелитель Вселенной. М. 1996.
Р.Груссе. Чингисхан: покоритель Вселенной. М. 2008.
Д.Курт. Чингисхан:Чёрный волк. Тенгери, сын Чёрного волка. М. 2008.
А.Дегтярёв, И.Дубов. От Калки до Угры. Л. 1980.
В.Логинов. Мстислав Удалой. Златоуст. 2011.
С.Чернявский. Мстислав Удалой.За правое дело. М. 2018.

В XIII веке огромные пространства Евразии охватили завоевания монгольских ханов - то,  что принято называть монгольским (традиционно - монголо-татарским)нашествием. Это во многом изменило цивилизационную картину тогдашнего мира.
Посмотрим по карте на территорию будущей России к XIII веку.
Мы видим четыре основных очага цивилизации, относящихся к разным культурным мирам:
Русские княжества в современной Центральной и Северо-Западной европейской России.
Волжскую Булгарию в Среднем Поволжье и Прикамье.
Государство енисейских кыргызов в Минусинской котловине на Енисее.
Земли чжурчженей в составе империи Цзинь в Приамурье и Приморье.
(Интересно, что когда-то один ученик отметил культурную преемственность этих четырёх очагов от четырёх империй поздней древности - Римской, Парфянской, Кушанской и Ханьской... А что - весьма верно.)
Пришёл жестокий XIII век.
Из четырёх три центра цивилизации были совсем или почти уничтожены, четвёртый - Русь оказался под игом.

Перемещения кочевья народов с востока на запад по Великой Степи к тому времени прекратились более чем на столетие. Почему же всё изменилось после 1206 года - образования Монгольского государства Чингисхана?
Существенную роль по-прежнему играл климат - к XIII веку он стал более засушливым, и в центре Азии стало менее благоприятно кочевать в степях. Многочисленные монгольские племена не могли прокормиться на своей родине. И вожди - ханы повели их на запад.

Источником наших знаний об истоках завоеваний Монгольской империи является эпическое "Сокровенное сказание монголов". В нём в форме преданию говорится о предках Чингисхана, деятельности самого великого хана и его ближайшего преемника - Угэдэя.
Из книги И.Можейко "1185 год":
"Величайший завоеватель Чингисхан был современником и даже почти ровесником князя Игоря, грузинской царицы Тамары, Ричарда Львиное Сердце и многих других действующих лиц этой книги, но он позже них пришел к власти и во времена, когда человеческий век был вдвое короче, чем сегодня, многих пережил.
Истинный взлет Чингисхана, когда имя его стало известно за пределами Степи и армии его пошли на штурм городов, приходится уже на начало XIII века, когда он был немолодым человеком. А до того он оставался одним из монгольских вождей, не самым сильным и часто гонимым. Иным королям и князьям, о которых говорится в этой книге, с рождения было предопределено властвовать. Жизнь Чингисхана много раз грозила оборваться – куда логичнее ему было погибнуть в безвестности, уступив дорогу более знатным и счастливым.
И эта несчастливая жизнь выковала человека, который столько раз видел, как мало значат слова «честь», «благородство», «преданность» и «великодушие», что отверг эти человеческие качества как лишние, мешающие одолевать врагов. Он презрел законы общества, которое было к нему столь жестоко, смог опереться на таких же, как он сам, изгоев. Он поклонялся только силе и, став самым сильным, не терпел соперников.
Чингисхан родился примерно в 1160 году, может, чуть позже: разными источниками дата рождения завоевателя мира указывается в промежутке между 1155 и 1162 годами.
Монголы занимали тогда примерно ту же территорию, что и сегодня, и делились на несколько племен. Во главе племен стояла аристократия – багатуры (богатыри) и нойоны (господа). Они правили кочевыми родами, члены которых делились на нокоров (или нукеров), то есть полноправных воинов, и рабов. Рабами были военнопленные и члены обедневших, обессилевших родов. А так как общество это было слаборазвито и слабодифференцированно, то рабство было условным и порой раб мало чем отличался от свободного бедняка. Рабы обычно были домашней прислугой, пастухами.
Принадлежность к роду была превыше всего. Род владел пастбищами, род брал на себя кровную месть, род защищал и карал. Общего, единого государства у монголов не было, да и не было в нем исторической нужды: степь велика, пастбища обильны, степные соседи чаще всего так же разъединены, как и монголы. Разумеется, случались войны – то с татарами, то с киданями, то с чжурчжэнями и китайцами. Тогда монголы и другие степняки объединялись против общего врага, но союзы эти были чисто военными, они не вели к созданию стабильного государства.
Отец Чингисхана Есугэй-багатур командовал воинами племени тайджиутов. В те годы на власть над монгольскими степями претендовали чжурчжэни и татары – кочевые соседи монголов.
Есугэй искал союзников, и ему удалось привлечь на свою сторону кераитского хана Торгула. Но тут же он рассорился с другим крупным степным племенем – меркитами.
Случилось это так.
Знатный меркитский воин Эке-Чиледу женился на красавице Оэлун. Свадьбу сыграли у родителей невесты, и Эке-Чиледу, посадив молодую жену в возок, отправился домой. По дороге ему встретился Есугэй. То ли он заглянул в возок, то ли Оэлун раздвинула полог и выглянула наружу – красота ее поразила Есугэя. Он понял, что без этой женщины ему не жить.
И когда Есугэй, не попрощавшись, стегнул коня и помчался прочь, молодые люди встревожились. И поспешили дальше, утешая себя мыслью, что Есугэй больше не вернется.
Есугэй же прискакал в становище к своим братьям и позвал их с собой.
Судя по летописи, Эке-Чиледу путешествовал один. Один был и Есугэй. Есугэй не посмел напасть на молодого мужа, когда силы их были равны. Как настоящий полководец, он предпочитал действовать при перевесе сил.
Описание этого события свидетельствует о том, что по степи монголы передвигались поодиночке: законы степи охраняли путников. И даже военный вождь в мирное время за помощью скакал к братьям – постоянной дружины у него не было.
Через несколько часов Оэлун остановила возок и спрыгнула на траву.
– Я слышу стук копыт, – сказала она мужу. – Это он.
В вечерней степи звуки разносятся далеко.
– Я буду биться, – сказал Эке-Чиледу.
– Нет, – ответила Оэлун. – Они тебя убьют. А девушек в степи много. Ты найдешь новую жену и назовешь ее моим именем. И будешь думать, что я всегда с тобой.
И тут из-за увала появились всадники – Есугэй с братьями.
Братья достигли возка, когда Эке-Чиледу скрылся за холмом. Есугэй не стал его преследовать.
Через день Оэлун уже была в стойбище Есугэй-багатура.
Поднять свое племя против похитителя Эке-Чиледу не смог: Есугэй как раз начал собирать войска для войны с татарами. Но месть обиженного – это месть всего племени; отпыне у Есугэя в степи были страшные и непримиримые враги.
Первенец Есугэя родился, когда тот вернулся из похода на татар, захватив в плен знаменитого татарского богатыря Тэмучжина. И потому мальчика назвали в его честь. Всех поразило то, что, когда Тэмучжин родился, в кулачке он сжимал сгусток крови. Все поняли это однозначно: он станет жестоким и кровожадным.
После этого Оэлун с Есугэем прожили девять лет. Жена родила ему еще четырех сыновей и дочь. В день, когда Есугэй решил найти для Тэмучжина жену из другого племени, его дочери Темулуй не исполнилось и года.
Есугэй взял с собой сына и поехал искать невесту. По преданию, он встретил в степи нойона из племени хонкеритов, который, внимательно посмотрев на Тэмучжина, сказал, что из него вырастет славный вождь, а потому он согласен отдать за него свою дочь Бортэ, которой исполнилось десять лет. Есугэю девочка так понравилась, что он оставил сына в стойбище хонкеритов, чтобы тот познакомился поближе с будущей женой. А уезжая, сказал нойону:
– Мой сынок страсть как боится собак. Имей это в виду.
Фраза в устах отца более чем странная. И то, что она попала в «Сокровенное сказание», монгольский средневековый труд, описывающий жизнь Чингисхана, также необычно. Будущий герой должен быть безупречен. А он, оказывается, трусоват.
Довольный помолвкой, Есугэй отправился домой. И снова он ехал один. Или с такой малой охраной, что о ней летописец не упоминает. Дело было летом, стояла жара, Есугэю захотелось пить. Увидев становище татар, он спешился и попросил напиться. Хотя татары и были недругами, немало натерпевшимися от походов Есугэя, закон степного гостеприимства требовал, чтобы путника угостили. Татары так и сделали, но ненависть их к Есугэю была столь велика, что питье они отравили.
Подъезжая к дому, Есугэй почувствовал себя плохо. К вечеру он понял, что отравлен. Его отпаивали молоком и настоем трав, но на следующий день стало ясно, что жить ему осталось недолго. Есугэй приказал верному дружиннику скакать к хонкеритам, привезти Тэмучжина, который остается старшим в семье. Но Тэмучжин опоздал. Когда он приехал в стойбище, отец уже умер.
И тут же рухнул благополучный мир, в котором рос Тэмучжин.
Тайджиуты вскоре поднялись и ушли, бросив семью Есугэя. Притом угнали скот, лошадей, увезли добро. Когда Оэлун бросилась к вождям племени с обидой, что ее не зовут с собой, она получила такой ответ:
Хоть бы и позвали, не стоит давать.
Ешь что найдется.
Хоть бы и просила, так не стоит давать,
Ешь что придется.
А когда вслед за уходящими кинулся старый дружинник Есугэя, чтобы пристыдить соплеменников, те ранили его и лишь посмеялись над горестями вдовы.
Так в тридцать лет Оэлун осталась одна, ограбленная, никому не нужная. Патетически рассказывает о ее судьбе «Сокровенное сказание», автор которого, очевидно, знал семью Есугэя: «…коротко платье поясом подбирала, бегала по реке Онон вниз и вверх, по зернышку собирала, с диких яблонь, с черемухи, копала коренья… Те, которых диким чесноком кормила прекрасная Оэлун, стали отважными сынами и дали друг другу слово прокормить мать… Стали сиживать на крутом берегу, друг для друга ладить удочки…»
Жило семейство Оэлун не в степи, а на границе леса, который в те влажные века занимал куда большую площадь, чем теперь, и мальчики росли как лесные жители. С юных лет они пропадали в лесу, охотились, соорудив себе луки. Голодные, злые, сильные волчата.
Берега реки Онон, где стояла юрта Оэлун, не были пустынны. По соседству кочевали другие роды, даже близкие родственники. Но никому не было дела до бедной вдовы.
Года через два Тэмучжин обзавелся другом: зимой неподалеку стояло племя джаджиратов, и Джамуха, сын вождя, часто играл с Тэмучжином на льду замерзшей реки. Они менялись подарками и потом, как взрослые, поклялись в вечной дружбе. Детская дружба вспыхивает и забывается. Этой суждено было возродиться через несколько лет и сыграть немалую роль в истории Монголии.
От отца Тэмучжин унаследовал полезное для полководца, но в общении с людьми неприятное качество – он предпочитал действовать наверняка. И только зная, что сильнее, шел до конца."
В тринадцать лет Темучжин убил из лука сводного брата, обижавшего его с братом. Он был закован в колодки, но убежал в леса. Потом его простили...
В шестнадцать лет юноша получил в жёны свою наречённую - Бортэ.
"Тэмучжин получил не только Бортэ, но и приданое. Мать невесты подарила ему шубу из черных соболей.
И здесь Тэмучжин впервые проявляет себя дальновидным политиком. Вместо того чтобы бережно хранить шубу, которая стоит дороже, чем все добро его семьи, он отправляется с шубой к хану кераитов, одному из самых могущественных хозяев Степи, бывшему союзнику его отца.
Разумеется, шуба была лишь символом. Можно допустить, что у кераитского хана таких шуб было немало. Но приезжает к нему не бедный волчонок, не отщепепец. Приезжает будущий князь, наследник славы своего отца. И хан Торгул, приняв шубу и посадив юношу как равного, рядом с собой, объявляет этим всей Степи, что верен старой дружбе...
Прошло два года, внешне мало что изменилось: небогатая монгольская семья живет в стойбище чужого племени. Но у Тэмучжина, судя по летописи, начинают появляться первые воины – нищие, как и он, отщепенцы, изгои, почуявшие в нем вождя, который умеет и любит повелевать".
Вскоре он, объединившись с Джамухой, победил меркитов, разоривших его и угнавших в плен Бортэ. Потом появятся рассказы, что родившийся вскоре Джучи - сын меркита.
"Полтора года после этого Тэмучжин с женой и родственниками прожил в ставке у Джамухи. Это тоже было рассчитанным ходом. Во-первых, здесь Тэмучжин чувствовал себя в полной безопасности. Во-вторых, он оказался в центре степной политики. Более того, за это время Тэмучжин каким-то образом утверждает свою власть над частью тайджиутов – своего родного племени. По крайней мере, в разговоре с Джамухой, приведенном в «Сокровенном сказании», сообщается об улусах Тэмучжина. Эти полтора года – период бешеной, но скрытой от посторонних активности Тэмучжина, проникшегося честолюбием и решившего стать настоящим наследником своего отца...
Отщепенцы нуждались в вожде, в организации, которая отрицала бы косные племенные законы.
Этим вождем не мог быть ни один из вождей племен, потому что все они подчинялись традициям и выражали интересы родовой верхушки.
Зато этим вождем мог стать отщепенец – Тэмучжин. Сам прошедший сквозь все мытарства изгойства, лишенный племени, ненавидевший родовую знать.
Может быть, погибни Тэмучжин от руки меркитов или в колодке у своих родичей, объединение отщепенцев и рождение новой Монголии произошло бы позже и в иной форме. Но оно обязательно произошло бы, потому что распад родового строя привел к революционной ситуации в Степи. И мы тогда узнали бы из учебников истории иное монгольское имя. Хотя суть дела от этого не изменилась бы.
Но пришел именно Тэмучжин, который был социально близок к отщепенцам и в то же время принадлежал к высокому роду Есугэй-багатура.
Современники утверждали, что Чингисхан был неважным полководцем. Он был коварен и труслив – это тоже не секрет. Но его политический гений, его умение найти нужных союзников в нужный момент и предать их, если наступала в том нужда, умение отыскать тех людей, которые поведут его армии, и избавиться от них, если они станут непокорны, его талант направить все силы в единственно нужном направлении, а если необходимо, то затаиться и сделаться незаметным, – все это заранее давало ему преимущество перед прочими вождями Степи. Те могли колебаться и совершать поступки во имя чести, товарищества, ради правил и законов. Ничего этого для Чингисхана не существовало. Он мог отвернуться от любого человека, если это нужно было для его дела, владычества над миром.
Правда, тогда, в 1182 году, двадцатилетний Тэмучжин, конечно, и не думал о покорении мира..." Он ссорится с Джамухой, собирает своих воинов и избирается ими ханом под именем  Чингисхан (Океан-хан).
Присяга воинов Чингиса:
«Когда Тэмучжин станет ханом, мы, передовым отрядом преследуя врагов, будем доставлять ему прекрасных дев и жен, юрты и батраков и лучших лошадей. При облаве будем выделять ему половину добычи. Если мы нарушим в дни войны этот устав, разбросай наши черные головы по земле. Если в мирное время мы нарушим твой покой, отлучи нас от жен, детей и рабов, бросай нас на пустой земле».
Битву с Джамухой Чингисхан проиграл. Но с Торгулом победил татар.

Татары, или та-та - одно из монгольских племён. Темучжин, покорив татар,  сделал их одними из самых многочисленных подчинённых в войске. В дальнейшем во многих странах имя татар стало синонимом всех монголов. С самого начала употребляют и русские летописи, хотя летописцы знают и слово "мунгалы".
"В 1206 году состоится общемонгольский курултай, который провозгласит Чингисхана верховным владыкой всех монголов. До этого будет война с племенами, которые в 1201 году объявят верховным ханом Джамуху и потребуют, чтобы он уничтожил слишком усилившегося Чингисхана. В последующие годы будет немало битв, побед, поражений, предательств и недолговечных союзов. В конце концов Чингисхан расправится с Ванханом, который к тому времени из союзника превратится во врага, потому что поймет, насколько страшен Чингисхан, и с Джамухой, которого, схваченного собственными воинами, безжалостно казнит. А потом казнит и этих воинов, ибо они подняли руку на господина.
Лишь после этого армии Чингисхана двинутся за пределы Монголии, на завоевание Вселенной".
Все войска делились на соединения воинов, кратные десяти.
"Хан сердился, вызывал к себе и бранил тысяцких - "бин-баши", тысяцкие вызывали и бранили сотников - "юз-баши", а сотники свирепствовали над десятскими - "он-баши"(В.Ян. "Батый"). Во главе десяти тысяч воинов стоял нойон.
Десять тысяч воинов - тумен. В русской традиции закрепилось созвучное слово "тьма", нойонов называли темниками.
Слово "орда" означает ставку хана, а также всё его войско, состоящее из туменов. С учащимися можно вспомнить о жесточайшей дисциплине в этом войске - за бегство одного воина казнят весь его десяток, за бегство десятка - сотню...

Почётное имя Темуджина - Чингисхан означает "большое море, океан".
Чингисхану приписывают составление законов для монголов, получивших название "Ясы"("управление"). Их текст дошёл лишь в позднейшей передаче - скорее всего, законы существовали в виде устных изречений. Они закрепляли исключительность фигуры великого хана, избираемого лишь на курултае. Особое место заняла организация войска монголов.
"Приказано верить, что есть только один Бог на земле, создатель неба и земли, что творит жизнь и смерть, богатство и бедность, как угодно ему, и обладающий высшей властью.
Служители культа, врачи и омыватели тел освобождаются от всяких податей.
Подданным империи запрещено брать монголов себе в качестве рабов или прислуги.
Под страхом смертной казни запрещено самовольно провозглашать себя императором, если на то нет решения курултая.
Запрещено вождям народов и кланов, подчинённых монголам, носить почётные титулы.
О войне:
Запрещено творить мир с всяким вождем, князем или народом, что не подчинился.
Все мужчины должны служить в войске, за редким исключением.
Все мужчины, не участвующие в войне, должны бесплатно работать на империю определённое время...
Под страхом смертной казни запрещено воинам грабить врага и мародёрствовать, докуда командующий не дал разрешения, а после такого разрешения солдаты, наравне с офицерами, имеют право на добытое, если они уплатили соответствующую часть великому хану".
В 1207 г. Чингисхан подчинил бурятов у озера Чингис (Байкал) и начал покорение енисейских киргизов. Оно заняло два года, этим занимались отряды его старшего сына Джучи. Джучи получил в управление земли юга Сибири, ставшие ядром его улуса. Но ещё в 1217 г. ему пришлось подавлять восстание местного населения.

В марте 1211 года Чингисхан впервые вторгся во владения империи Цзинь.
К весне 1214 г. монголы взяли в Северном Китае около 100 городов.
"Разделяй и властвуй": союзниками монголов против Цзинь были тангуты, нанесшие удар с запада. Потом и их государство станет добычей Потрясателя Вселенной...
Чингисхан поощрял переход на свою сторону китайских военачальников, становившихся его наместниками.
В 1215 г. был взят Пекин (Чжунцзин).

В 1217 г.  Джебе-нойон занял Кашгар.
Как раз в это время хорезмшах Мухаммед строил амбициозные планы походов на Багдад и в направлении Китая. Слухи о мощи монголов он считал преувеличенными. Между тем в его огромном государстве многие части плохо подчинялись ему, а у трона шла борьба двух кланов - кипчакского, поддерживаемого матерью шаха, и туркменского, опиравшегося на наследника Джелал-ад-Дина.

Наместник Отрара Кайир-хан, мало лояльный падишаху, приказал перебить монгольских караванщиков, прибывших в город. Великий хан потребовал расправы хорезмшах над Кайиром, но тот казнил посланника Чингисхана, а остальным участникам посольства обрили бороды. Всего этого было только и нужно завоевателю,  чтобы объявить войну державе правителя Хорезма.

 "В этом году Чингис-хан был в пути на страну тазиков и провел лето в долине реки Иртыша, чтобы лошади откормились; осенью он соизволил двинуться оттуда и захватил города и области, которые лежали на пути.
   Когда он дошел до Отрара, он оставил Джучи, Чагатая и Угедея для покорения тех мест и других туркестанских городов, которые были в тех пределах; сам же с Тулуй-ханом направился в Бухару".
Осада Отрара продолжалась 5 месяцев - с сентября 1219 г. по февраль 1220 г., причём целый месяц защитники сражались в цитадели. Можно порекомендовать посмотреть казахский фильм "Оборона Отрара", предупредив учащихся, что в картине много очень тяжёлых сцен,
16 февраля 1220 года монголы заняли Бухару. Лишь 400 ополченцев во главе с Гурханом еще 12 дней героически сопротивлялись, запершись в Арке. Победители поделили пленных между собой. Стала Бухара «разрушенной до основания». Хроники прердают слова Чингисхана:
"А не погрязли бы вы в грехах - послало бы вам Небо такую напасть, как я?"
Самарканд часть духовенства сдала без боя. Ибн ал-Асир: «На четвёртый день они объявили в городе, чтобы все население вышло к ним, а если кто замедлит с этим, его убьют. К ним вышли все мужчины, женщины и дети, и они сделали с ними то же, что и с жителями Бухары — учинили грабежи, убийства, угон в неволю и всяческие бесчинства. Войдя в город, они разграбили его и сожгли соборную мечеть, а остальное оставили, как было. Они насиловали девушек и подвергали людей всяческим пыткам, требуя деньги. Тех, кто не годился для угона в неволю, они убивали».
В Балхе жители не оказали сопротивления, надеясь на милость монголов,  но тоже были истреблены.

После резни в Мерве подсчёт убитых продолжался 13 дней. Город много лет лежал после этого в развалинах.

Осада Ургенча продолжалась семь месяцев. В начале 1221 годла он был взят штурмом. Из хроники Джувейни: «Жители города, укрепились в улицах и кварталах; на каждой улице они начинали бои, и около каждого прохода устраивали заграждения. Войско [монгольское] сосудами с нефтью сжигало их дома и кварталы и стрелами и ядрами сшивало людей друг с другом». Более 100 тысяч человек увели в плен, остальных перебили или затопили водой, открыв плотины.

Войска Субэдэя и Джебе опустошили южное побережье Каспия - Мазендеран и соединились в городе Рей.
В декабре хорезмшах укрылся на острове Абескун на Каспийском море, как считают, среди прокажённых. Там он умер, 

Сам Чингисхан оставался около года в Самарканде. Его тумены разошлись далеко по владениям хорезмшахов. Но затем великий хан двинулся через Амударью на территорию современного Афганистана.
Летом Джелал-ад-Дин разбил монголов в горном районе Парвана близ Кабула. Чингисхан долго осаждал в горах крепость Таликан, после его взятия он выступил навстречу сыну Мухаммеда.
"В декабре 1221 года Чингисхан настиг Мангуберти на берегу Инда и разбил его войско... но сам Джелаладдин сумел уйти с верными воинами за реку. Он пережил Чингисхана и воевал со всеми подряд ещё 10 лет - сначала в Индии, потом в Месопотамии, потом в Закавказье, где его противниками оказались грузины, армяне, монголы, арабы и местные тюрки".

Субэдэй и Джебе после известия о смерти Мухаммеда продолжили поход на запад. 30 марта 1221 года монголы взяли Марагу. Осенью, вторгшись в Арран и Ширван, захватили Бейлакан.
Георгий Лаша потерпел поражение в районе долины Котнан.
В следующем году монголы взяли после длительной осады Шемаху. После нового вторжения в Грузию Субэдэй и Джебе двинулись через Дербент на Северный Кавказ. Они обратились к половцам:
«Мы и вы — один народ, из одного племени, аланы же нам чужие, мы заключим с вами договор, что не будем нападать друг на друга, и дадим вам столько золота и платья, сколько душа ваша пожелает, только предоставьте алан нам».
Были разбиты аланы,  а затем монголы неожиданно напали и на половцев. Монгольские войска дошли до Дона, совершили вторжение в Крым, разграбив Судак(Сурож), а затем Субэдэй и Джебе вновь направились в половецкие степи.
«Это наши рабы, самой судьбой предназначенные служить нам».
"Уходящий 1222 год киевский летописец проводил лаконичной фразой:"Не бысть ничто же" - "Не было ничего". Это означало, что год прошёл на редкость спокойно,  без обычных княжеских усобиц и набегов степняков.
  Не часто встречались в летописях начала XIII в. такие записи, не часто выпадали мирные годы. Русская земля жила в этот год своей обычной жизнью... В Новгороде приняли на княжение сына владимирского князя Юрия - молодого Всеволода Юрьевича, "и бысть мирно", с удовлетворением замечает летописец. В Ростове строили новый белокаменный собор, в Суздале золотистый дивный церковные двери, украшенные затейливым орнаментом и сценами из Священного писания; в Нижнем Новгороде на холме у слияния Оки и Волги возводили мощную крепость - опору русского влияния на Средней Волге. По всей Русской земле,  куда ни посмотри,  шла непрерывная созидатнльная работа..."(Н.Борисов. "Русские полководцы").
И вот весной 1223 года пришли вести о  неведомой силе, пришедшей в половецкое поле...
 "...По грехам нашим пришли народы незнаемые при Мстиславе князе Романовиче в десятое лето княжения его в Киеве. Пришла неслыханная рать, безбожные моавитяне, называемые татары, их же никто ясно не знает, кто они и откуда пришли, и каков язык их, и какого племени они, и что за вера их. И зовут их татары. А иные говорят — таурмены, а другие — печенеги. Некоторые говорят, что это те народы, о которых Мефодий, епископ Патарский, свидетельствует, что они вышли из пустыни Етриевской, находящейся между востоком и севером. Ибо так говорит Мефодий: к скончанию времен явятся те, кого загнал Гедеон, и пленят всю землю от востока до Ефрата и от Тигра до Понтийского моря, кроме Эфиопии. Бог же один знает их. Но мы здесь вписали о них, памяти ради о русских князьях и бедах, которые были им от них". Так записал летописец.
В Киев прибыло посольство хана Котяна - половцы просили Русь о помощи. К тому времени половецкие племена уже начали часто замиряться с русскими князьями - вот и дочь Котяна была замужем за Мстиславом Киевским.
«Нашу землю татары отняли сегодня, а вашу завтра возьмут. Приходите, обороните нас. Если не поможете нам, то мы нынче иссечены будем, а вы завтра». И просил Котян зятя своего о помощи. Мстислав же начал просить князей русских, братьев своих, говоря: «Если мы, братья, не поможем половцам, то они предадутся татарам, и тогда у них будет ещё больше силы». И долго думали князья и сотворили совет в городе в Киеве такой: «Лучше нам встретить их на чужой земле, нежели на своей».

"И начали князья собирать воинов каждый в своей волости. Тогда был Мстислав в Киеве, а Мстислав Козельский в Чернигове, а Мстислав Торопецкий в Галиче. То были старшие князья в Русской земле. Князья же великого Юрия Суздальского не было на совете том. А вот младшие князья: князь Даниил Романович, князь Михаил Всеволодович, князь Всеволод Мстиславич Киевский и многие другие князья". Из Залесской Руси до Чернигова дошла только дружина Василька Ростовского, но общее войско уже тронулось в это время в поход.
В это же время в Киев прибыло посольство от монголов. «Слышали мы, что идёте вы против нас, послушав половцев. Но мы вашей земли не занимали, ни городов ваших, ни сёл, на вас не приходили, но пришли, посланные богом, на холопов своих и на конюхов, на поганых половцев. Возьмите с нами мир, а с нами войны нет. Если бегут к вам половцы, то вы бейте их и добро их берите себе. Слышали мы, что и вам они много зла сотворили. Потому мы их и бьём отсюда». Князья же русские того не послушали и послов татарских перебили, а сами пошли против татар".
Общее русское войско выступило вдоль Днепра до порогов. Там оно встретило передовые разъезды противника, обратившиеся назад. Князья преследовали их восемь дней, углубляяясь в приазовскую степь. Это была ловушка.
Сражение на Калке состоялось 31 мая.  "Русский князь Мстислав Мстиславич повелел Даниилу перейти реку Калку с полками и другим полкам с ним. А сам после них перешёл и зашёл за реку Калку. И послал в сторожу Яруна с половецкими полками, а сам поспешно поехал за ним. Увидел он полки татарские и, приехав, велел скорее вооружаться. А князь Мстислав Киевский и другой Мстислав сидели в стане и ничего не знали. Мстислав же Мстиславич не сказал им из-за зависти, ибо была между ними вражда великая.
Даниил же выехал вперёд и врезался в полки татарские. Был он ранен в грудь. Но из-за молодости и храбрости не чувствовал раны в теле своём. Было ему 17 лет, и был он силён. Татары бежали, а Даниил избивал их со своим полком. И олег Курский крепко бился. Тогда выступили Ярун и другие полки половецкие, желая биться. Но вскоре побежали половцы перед татарами и вовремя бегства потоптали станы князей русских, а князья не успели ополчиться против них. И пришли в смятение все полки русские. И была сеча лютая и злая из-за наших грехов.
     Даниил же увидел, что предстоит более жестокий бой с татарами, и обратил коня своего вспять и бежал от устремления противников. И захотел воды испить и тут почувствовал рану на теле своём. Во время брани он не заметил её из-за силы мужества своего и юного возраста своего, ибо был он дерзок и храбр. От головы до ног его не было в нём порока".

 "И были побеждены все князья русские, как никогда не бывало от начала Русской земли.Сам же великий князь Мстислав Киевский, видя это зло, не двинулся с места. Стал он на горе над рекою Калкою. Было тут место каменистое. И здесь он устроил город из кольев. И бился с татарами из города 3 дня.
  А другие татары погнались за русскими князьями и били их до Днепра. А у города остались два воеводы Чегирхан и Тешухан на князя Мстислава и на зятя его Андрея и Александра Дубравского — было там два князя со Мстиславом. Были тут с ним и бродники старые, и воевода их Плоскиня. Эти окаянные целовали крест князю Мстиславу и двум другим князьям, что не убьют их и не отпустят за выкуп. И солгали окаянные, предали их, связали и отдали татарам. Татары взяли город и людей посекли, а князей задавили: положили их под доски, а сами на доски сели обедать. И так окончили князья жизнь свою. А из других князей, бегущих к Днепру, 6 было убито, а из простых воинов только десятый дошел". В одной летописи есть вставка, сообщающая о гибели на Калке 70 «храбров» во главе с Александром Поповичем, часто считающимся прообразом былинного Алёши Поповича.
  Преследуя русских, монголы - пока для острастки - вторглись в пограничные пределы Руси.
  "Дошли татары до Новгорода Святопольческого. Люди, не знавшие коварства татар, выходили им навстречу с крестами. Они же убивали всех..."
  Но вскоре монголы повернули к Волге, возвращаясь к Чингисхану. Возможно, их предводители получили от великого хана предписание пока закончить разведывательный поход на запад.
   "Бог, ожидая покаяния христиан, обратил татар вспять на землю Таногтскую и иные страны... Об этих же злых татарах не знаем, откуда они пришли на нас и куда опять делись, только бог весть".
  На пути отходящих завоевателей оказалась Волжская Булгария.
  Арабский летописец Ибн аль-Асир, именовавший войска Джэбэ и Субэдэя «Западными татарами»: "Когда жители Булгара услышали о приближении их к ним, они в нескольких местах устроили им засады, выступили против них (монголов), встретились с ними и, заманив их до тех пор, пока они зашли за место засад, напали на них с тыла, так что они (монголы) остались в середине; поял их меч со всех сторон, перебито их множество и уцелели из них только немногие. Говорят, что их было до 4000 человек. Отправились они (оттуда) в Саксин, возвращаясь к своему царю Чингизхану, и освободилась от них земля Кипчаков; кто из них спасся, тот вернулся в свою землю". Булгарскими войсками командовал Ильгам-хан, правивший в то время в Булгаре, а битва произошла уже после того, как монголы переправились через Волгу. Непобедимый прежде Субэдэй был тяжело ранен (по некоторым источникам, после этого боя он стал одноглазым). Джэбэ погиб.
Чингисхан сказал Субэдэю, когда тот вернулся, что убийцы Джэбэ должны заплакать кровавыми слезами.

В 1224 г. был заключён временный мир монголов с Цзинь.
В последние годы своей жизни Чингисхан пытался обрести бессмертие с помощью эликсира молодости, который заказывал у приглашённого к нему китайского монаха Чан Чуня (оставившего подробное описание Центральной Азии и ставки великого хана). Конечно, чудесного эликсира он не дождался...
Чингисхан сильно постарел после падения с лошади и постоянных ссор со старшим сыном Джучи.
Весной 1226 г. начался последний поход Чингисхана - на царство Си-Ся.
Из книги И.Можейко:
"Сам Чингисхан повел армии против государства Си Ся. Его завоевания на западе были непрочными, если в тылу оставалось сильное независимое царство.
Опустошив западные провинции Си Ся, монголы подступили к столице Синцину. Несколько попыток штурма было отбито тангутами, которых возглавлял царь Ань-цюань.
Тогда Чингисхан решил привлечь на свою сторону природу. Осенью, в период дождей, когда реки наполняются водой, монголы возвели плотину на реке таким образом, чтобы вода хлынула на город. Тангуты были бессильны что-либо сделать: вода поднялась до крыш домов, еще несколько часов – и город станет покорной добычей монголов. И тут случилось чудо: река словно решила принять сторону тангутов. Неожиданно она прорвала плотину, и вся масса воды, скопившейся за ней, обрушилась на монгольский лагерь.
Остатки монгольской армии спешно ушли на север. Этот подвиг реки продлил существование государства еще на несколько лет. Лишь в 1227 году, после отчаянных сражений, в которых участвовали стотысячные армии, держава тангутов была разгромлена. И Чингисхан, который всегда помнил о поражениях и ни людям, ни народам не прощал их, в устрашение всем сегодняшним и будущим врагам издал такой указ: «Так как я истребил тангутов до потомков их потомков и даже до последнего раба и разорил дотла, то пусть напоминают мне о таком поголовном истреблении за каждым обедом, произнося слова: “Разорил дотла!”»
Под стенами захваченной столицы тангутов Чингисхан умер. Это произошло в августе 1227 г. (18 или 25 числа).
Существуют разные версии,  где находится могила основателя Монгольской империи.


Рецензии