Чадобские затеси
23 июля 2022 года имел честь быть приглашенным на 400-сот летний юбилей деревни (когда то села) Чадобец!!
Добрейшие мои земляки умеют праздновать!!! На вопрос, откуда дата? В процессе подготовки к празднику ответ так никто из организаторов и не дал. На доводы мои о том, что первая добровольная уплата «Ясака белому царю» Тунгусским князьком Иркинеем в 1621-22 году в Енисейске куда он сам с другими князьками приплыл еще не есть русское поселение в устье Чадобца, да и с Чадобцом князек Иркиней прямой связи не имеет, по речке Иркинеевой кочевал, хоть и рядом да все ж не та. Тоже никто не возразил.
Ну, да и ладно, юбилей то уже все равно назначен был, сельсовету виднее, не стал людей обижать и доводы свои приводить «Против» не то место праздник, чтобы споры устраивать, тут праздновать надо! Нет как говориться у Чадобца начала!! Как и у большинства сибирских старожильческих поселений! Просто рассказал своим землякам очень коротко, что собрал о Чадобце сам в архивах и с помощью добрых людей выведал! Вот этот краткий доклад.
ЧАДОБСКИЕ ЗАТЕСИ
(история села в событиях и лицах)
Уважаемые селяне и гости праздника! Земляки! Когда то давно русские люди пришли на эти берега и основали поселение, о богатой истории которого можно говорить бесконечно, но регламент предполагает краткость!
Поэтому в качестве поздравления селу предлагаю вниманию почтеннейшей публики очень короткую историю о некоторых датах и событиях Чадобской землицы, о людях, сведения о которых сохранили архивы, но увы забыли потомки!
Событие первое
Не позднее 1 сентября 1623 года увидел устье Чадобца первый русский - Пантелей Демидович Пянда возвращаясь вниз по Ангаре (Верхней Тунгуске) из своего 3-х летнего похода с великой реки Лены, куда он поднялся по Нижней Тунгуске.
К безымянному тогда еще местному берегу не причаливал, торопился в Енисейск основанный в 1619 году, в котором первые два десятилетия и постоянных жителей то не было, а был гарнизон, состоявший из ежегодно сменявшихся служилых людей из других городов Сибири - так называемых годовальщиков, или как бы сейчас сказали вахтовиков, скучавших по семьям своим. Опасны еще были тогда Ангарские берега для семейного проживания русских людей.
Событие второе
Первое упоминание о ЧадобСкой ясаШной волости (землице)
- в 1640 году Енисейский стрелец Сергей Иванович ГЛУХОЙ, сБирал ясак на Илиме и в ЧадобШской волости, сообщил якутскому воеводе Петру Николаевичу Головину о путях сообщения на Лену с Илимского острога.
Событие третье
- Указ Великого Государя от 22 февраля 1709 года …
Во 708 (1708) году «посылан» был он - Петр Михайлов Абалаков для нашего Великого Государя ясаЧного Збору в Чадобские волости с служилыми людьми с 10 человеками и учинил против прошлого 707 году в ясачном Зборе прибыль.
Ну и так далее, Указ подробный и до бесячьего занудства длинный суть его в том чтобы дословно….. велено ему Петру быть по Енисейску во дворянЕх!
А сыну еВо Александру за службы и за кровь и за раны и за ясачной Збор быть ему по Енисейску во дворянах! и в окладе у Енисейских пеших казаков в первой сотне в сотниках! с прибавочным окладом ДЕДА еВо Енисейского сына боярского Ивана Путилова! По всей вероятности того самого Ивана Прокофьева Путилова который согласно записи в Окладной книге на 1701 год: во 200-м (1692 году) он ИВАН в Енисейску постригся в монахи. Далее из Ангарского тумана подобно «Поп горе» выплывает загадочная фигура старца ИОАКИМа ПУТИЛОВа ОСВНОВАТЕЛЯ и строителя КАШИНОШИВЕРСКОГО МОНАСТЫРЯ.
Событие четвертое
- 1712 год Крестьянская именная книга Енисейского уезда, деревня Чадобская а в ней пашенные крестьяне
1. Федор Стефанов сын Кулаков
2. Яков Стефанов сын Кулаков
3. Иван Стефанов сын Кулаков
4. Иван Моисеев сын Рукосуев
5. Дмитрей Моисеев сын Рукосуев
6. Павел Климов сын Брюханов З братьями !
7. Афонасей Моисеев сын Рукосуев
8. Иван Колпаков З братьями !
9. Федор Осипов сын Нехорошево
10. Василей Федоров сын Рукосуев
11. Ярофей Алексеев сын Новопашенной
12. Никифор Кырнаев!……., хотя ОН в это время уже Чадобец покинул….
В 1722 году - 50 летний крестьянин Никифор Иванов Кырнаев с женой и тремя детьми числиться уже в Кежемской слободе.
13. Сергей КарташЕв!........НО ушли КарташОвы!!! как вариант вместе с казачьим десятником Тимофеем АНИКИНЫМ в 1734 году один из КарташОвых был основателем Благодатного караула (ныне село Бондарево) в Саянах. С тех пор КарташОвы и Аникины в наших краях вывелись, осталось лишь два одноименных острова, да и те Богучанским морем затопило.
14. Яков Харитонов сын Колпаков
15. Петр Якимов сын Пономарев
16. Егор Карпов сын Тотмянин, в прошлых годеХ он Егор бежал З женою в Даурские остроги, а детей у него никого не осталось
17. Григорей Таскин
18. Яков Петров, в прошлых годеХ он Яков умре, а после ево жены и детей не осталось
19. Яков Никитин
20. ВасилЕй Бурмакин
Всего 20 семей
Большинство из которых сооснователи ближних от Чадобской (тогда еще деревни) современных селений:
- ГольтявинСкой
- КлиминоЙ
- Усть-Кодинской
- ПроспихинСкой
- ЯркинОй
- БузыкановСкой
Думаю, МНОГИЕ из перечисленных фамилий в Чадобце и не жили, никогда, а сразу поселились на местах где позже возникли вышеупомянутые деревеньки.
Из путевого журнала Даниэля Готлиба Мессершмидта 8 июля 1725 года в деревне Чадобец – 4 двора.
Из путевых записей Иогана Георга Гмелина 20 августа 1738 года в деревне Чадобской, шесть крестьянских дворов.
Отдельно хочу остановиться на родных братьях Иване, Дмитрии и Афанасии Моисеевичах Рукосуевых, вероятно родившихся уже на берегу Чадобца и Ангары, в отличии от отца их Моисея Архипова Рукосуева, пришедшего сюда с берегов Енисея.
Из книги Копылова Алексея Николаевича «Русские на Енисее» известно, что он (Моисей Архипович) в 1652 году из Казачьего Луга (село Казачинское на Енисее) куда то отбыл, передав землю своего отца Архипа Федорова Рукосуева (полученную им по данной в 1646 году) крестьянину Терентию Тихоновичу Тюлько, вероятнее всего, что отбыл Моисей Архипович Рукосуев вверх по Тунгуске реке, и осел в здешних местах, в этом же 1652 году (370 лет ? тоже юбилей!!).
Давность появления Рукосуевых в районе Чадобца подтверждает статья Василия Ивановича Семевского «Казенные крестьяне при Екатерине второй», вышедшая в 1877 году в газете «Сибирь» (выпуск 20).
Применительно к 1696 году дословно сказано «У крестьян ЧадобскАго погоста Ивана (однозначно Моисеева) Рукосуева и Якова (однозачно Стефанова) Кулакова с товарищи, издавна (как много лет издавна не указано) была данная (то есть законодательно закрепленная за ними) земля на реке Тунгуске «от Невана камнЮ вверх по оной реке до СосновАго островУ»
Событие пятое
Вот сейчас многие на налоги жалуются, а 300 лет назад налоги брали в Сибири с Кузниц, с Мельниц, со Стирки белья, с Дыма печного и со Звероловных ям Сохатиных.
- 1717 год книга города Енисейска приходная денежной и товарной Великого Государя казны, за 1716 год
Да на вновь ново - приисканные кузницы по сыску наложил Юрий Глинский оброку…
...На Чадобце
С кузницы Клима Савина 3 алтына 2 денЬги."
с мельниц разных чинов людей оброк в казну Великого Государя ВЗЯТЬ!
...Чадобской деревни
На БряЧкине ручьЮ (в настоящее время речка БРЯНКА левый приток Ангары ниже Говорково) с мельницы колеСчатой наливной пашенного крестьянина Павла Климова сына Савина 20 алтын.
С мельницы колеСчатой наливной той же деревни на Оконмине ручьЮ (в настоящее время речка АНГАНБИНА правый приток Чадобца выше Заледеево) пашенного крестьянина Ивана Мосеева Рукосуева 8 алтын 2 денЬги !
С мельницы пашенного крестьянина Федора (СЕромАлова, или СеромОлова) 2 гривны. Водоем не указан, НО и так понятно речка Сыромолотовская, деревня Сыромолотово.
...З дымов вместо повалешного (вместо — сбора (с валька) за мытье (стирку) белья на плоту) по 2 денЬги З дыму!
...На Чадобце
…..Посацкого Павла КалининЫх з дыму!
Кроме того РАЗНЫХ ОБРОКОВ ДОВЕЛОСЬ СОБРАТЬ!
на Кежмах
……с хмелевого острова пашенных ВасилЬя Панова и Луки Савина пол - полтины
Да ново окладных оброчных денег доведетЦа взятЬ в казну великого государя с разных статей накладу перепиЩика ЮрИя Глинского
...
деревни Кежемской
с пашенного крестьянина с Луки Савина с звериного промыслу с четырех [ЯМ]
а теми ямами промышляет он Лука зверей сохатых и оленей по 6 алтын по 4 денЬги за ямы. Итого 8 гривен.
Событие шестое
16 февраля 1759 года Федор Андреев Страшников, сын бывшего разночинца города Тобольска Андрея Панфилова Страшникова, после 27 лет службы пономарем при церкви Кашиношиверского Спасо-Преображенского монастыря, будучи на тот момент 42 лет от роду и отцом 7 сыновей и 4 дочерей, с позволения настоятеля отбыл во священники Спасской церкви в Чадобском селе, дословно:
"а в 759-ом году февраля 16 дня за увольнением оного ж Кашиношиверского монастыря нАчальствующего игумена Ионы ...и во священника он ... произведен ... Енисейского заказа в оное Чадобское село к церкви Спаской".
Хотя если верить другому источнику, Спасской церкви в Чадобской деревне тогда еще не было, а была лишь одноименная часовня.
Событие седьмое
- 1777 год в январе деревянная Чадобская Спасская церковь сгорела от неосторожности. Поэтому прихожане немедленно обратились с просьбою к преосвященному ВарлААму, епископу Тобольскому и Сибирскому, о разрешении построить каменную церковь, благословение было получено, и для храма выбрано удобное место.
Есть предание, что, по получении архиерейской грамоты, среди прихожан явилось разногласие относительно выбора места для постройки храма. Один настаивал строить его - на месте сгоревшего храма, другой – на восток от селения, на скалистом берегу Ангары, третий - на северо-запад от селения, на месте, окруженном сосновым лесом в то время, а ныне занесенном огромным бугром песка.
Бросили жребий, который и пал на последнее место. Здесь и заложен был одно престольный храм во имя нерукотворного образа Спасителя. На местах же, намеченных для постройки храма, жители Чадобца, вероятно по совету отца Федора Страшникова, поставили ПАМЯТНИКИ, НА МЕСТЕ СГОРЕВШЕГО ХРАМА – ДЕРЕВЯННЫЙ, а на возвышенности КАМЕННЫЙ, куда ежегодно 8 июля (по новому стилю 21 июля), в день великомученика Прокопия, совершается КРЕСТНЫЙ ХОД.
Надо полагать, что и закладка каменного храма была совершена в этот же день 1779 года.
Событие восьмое
- 1824 год купец Матвей Хорошев изъявил желание пристроить прИдел к главному храму Чадобской церкви и испросил на это дело благословения. Вскоре же была получена грамота на закладку прИдела. Работы шли успешно, прИдел с южной стороны, во имя Покрова ПресвятЫя Богородицы, был заложен 21 июня 1825 года, а освящен в 1828 году.
Подрядчиком строительства был местный крестьянин Ивана Васильевич Кулаков, он же и собирал недостающие деньги.
Событие девятое
- 1842 год, в Чадобском селе (хотя как вариант рядом в деревне Заледеевской) в феврале месяце 15-го рожден, 17-го крещен – младенец Анисим, родители Енисейской Казачьей третьей сотни урядник Алексей Васильев АБАЛАКОВ и законная жена его Татьяна Ефимова, таинство крещения совершил священник Михаил Васильев Левитский при крещении был дьячок Матвей Левицкий.
По ревизской сказке 1858 года на отставных казаков и казачьих детей, семейство младшего урядника Алексея Васильевича Абалакова с тремя сыновьями, но уже без жены видимо умершей, здешние земли покинуло переведясь поближе к сотенным квартирам в город Енисейск в 1854 году, как и предписано, было им начальством.
Кто такой Анисим Алексеевич Абалаков? А вот не поверите - потомок того самого Енисейского казачьего сотника Петра Михайлова Абалакова, сбиравшего в 1708 году ясак с Чадобской волости, и пожалованного царем ПЕТРОМ ПЕРВЫМ «во дворяне», а кроме того Анисисм Абалаков это дед знаменитых Советских Альпинистов братьев Виталия и Евгения Абалаковых.
Коротко об альпинистах Абалаковых можно сказать так - не было бы Абалаковых, не было бы и советского альпинизма.
Учебник «Основы альпинизма» написанный Виталием Михайловичем Абалаковым (по основному образованию инженером химиком) переведен на многие языки мира. Евгений Абалаков так же знаменитый альпинист, скульптор, ученик Веры Мухиной.
Согласно весьма скудных сведений воспитывались они с родным братом отца Иваном Анисимовичем Абалаковым (дядей Ваней) так как отец и мать ИХ умерли рано. Виталий Абалаков всегда писал, что родился на заимке в семье охотника, мама вела домашнее хозяйство, Евгений же писал, что родился в Енисейске в семье казака.
Складно заливали братья! Время было такое…….. за одно, только происхождение из купцов или дворян можно было жизни лишится, а ведь из влиятельной семьи, крепко стоявшей три столетия на Чадобских, Кежемских и иных берегах были братья:
Согласно переписного листа 1897 года, семьи Абалаковых по городу Енисейску, у Михаила отца братьев и Ивана их дяди стоит отметка, родились "ЗДЕСЬ" то есть в Енисейске, НО!
Во время переписи Иван Анисимович Абалаков находился "В отлучке на Ангаре в селе Кежемском!?" вероятно помогал родному брату своего умершего отца Анисима, дяде своему Иннокентию Алексеевичу Абалакову в семейном бизнесе, а связь с Кежмой у Абалаковых была давняя и крепкая…
Свидетельством тому записи в метрической книге Кежемской Спасской церкви за 1776 год….
8 мая – у крестьянина Андрея Иванова сына Брюханова родился сын Иван у коего восприемниками были, отцом ЕНИСЕЙСКИЙ ДВОРЯНИН Егор Петров сын АБАЛАКОВ, Материю крестьянина Хрисанфа Высокосова дочь еВо девица Матрена.
30 ноября – у казака Илимского Степана Михайлова сына Сизых родился сын Андрей у коего восприемниками были, отцом ЕНИСЕЙСКИЙ ДВОРЯНИН Егор АБАЛАКОВ, Материю крестьянина Михаила Григорьева сына Брюханова дочь еВо девица Федосья.
Иннокентий Алексеевич Абалаков, так же как и его брат (Анисим) родился в селе Чадобском 9 февраля 1847 года и был крещен в Чадобской Спасской церкви 11 февраля 1847 года. В конце 19 века он имел в селе Чадобском пороховой подвал, а в селе Кежемском оптовый винный питейный склад, в 1905 же году был почетным блюстителем Кежемского народного училища.
Крепка была связь Абалаковых с этой рекой!!!, и !!! Знали!! Виталий и Евгений Абалаковы, которых дядя их Иван воспитывал в Красноярске ОТКУДА КОРНИ ИХ БЫЛИ, а может и тут бывали, да помалкивали…...
- мать их ………была из семьи Ленско-Иркутских судовладельцев Глотовых, о матери мало что известно, умерла рано до 1917 года и все.
Событие десятое
- 1849 год в Чадобском селе в декабре месяце 13-го рожден 17-го крещен – младенец ЕВГЕНИЙ, родители Чадобской Спасской церкви Дьячек Матвей ЛЕВИТСкий и законная жена его Елизавета ЕмельяновНА (в девичестве Страшникова), оба православного исповедания.
Младенец ЕВГЕНИЙ - в 1870 году закончил Томскую духовную семинарию, вернулся в родное село Чадобское и начал служение Дьячком Чадобской Спасской церкви, затем псаломщиком, и с октября 1879 года по апрель 1880 года священником.
Евгений Левитский прошагал свою жизнь яркой и выдающейся дорогой! Служил во многих храмах, в том числе с 1882 по 1890 год в церкви села Кежемского. Был награжден многими наградами, одну из которых орден святой Анны 3-й степени получил 6 мая 1912 года. И наконец, БЫЛ ВОЗВЕДЕН В САН ПРОТОИЕРЕЯ.
Но Гражданская война и эпоха ярого атеизма сделали своё дальнейшее дело.
С конца 1920-х по 1930 год место служения протоиерея Евгения Матвеевича Левицкого Казахская АССР, Сыр-Дарьинский округ, город Чимкент, где он 15 ноября 1929 года был арестован, а 21 июня 1930 года был осужден тройкой при ОГПУ по Казахской АССР на 3 года заключения по ст. 58-11 УК РСФСР из лагеря 81 – летний священник уже не вышел.
Событие одиннадцатое
- 1851 год 4 января Положение об Иркутском и Енисейском Казачьем конных полках. На подлинном собственного ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА рукою написано
«БЫТЬ ПО СЕМУ»
Зачисляются в Енисейский полк в Енисейском округе в деревнях:
- Чадобской - 4 души.
- Пинчугской - 7 душ.
- Яркиной - 1 душа.
- Бедобинской - 3 души.
- Кежминской - 2 души.
При составлении списка священников Чадобской Спасской церкви за весь период ее существования из архивных документов МНЕ попутно удалось установить местные казачьи фамилии, их немного:
….В Чадобском селе:
- Абалаковы
- Бутусины
- Галкины
…..В Яркиной деревне
- Бронниковы (в конце 19 века писались как БроДниковы)
- Толстых
Не завершенный еще список священнослужителей Чадобской церкви, содержит 33 персоны и 20 фамилий священнослужителей наиболее яркими из которых являются фамильные династии:
- Страшниковых
- Максимовских
- Поповых
- Левицких
Событие двенадцатое
- 1898 год в селе Чадобском открыта церковно-приходская школа. В период от ее создания до 1913 года бессменным заведующим и законоучителем был священник Димитрий Семенович Флигинский.
УчителЯ же часто менялись, в разные годы преподавали П.А. Шуваева, Татьяна Матвеевна Юшкова, Варвара Сенькова, Клавдия Юшкова и Анна Зверева, Варвара Михайловна Суслова, учителем же пения был псаломщик Семен Дорофеевич Паршуков.
После 1917 года учить Чадобских детей церковному пению и закону божьему стало и вовсе без надобности, пришли другие законы! И другие песни!
Благодарю за помощь в сборе информации для подготовки статьи следующих пользователей ВГД форума:
Олега (ovt)
Николая Трощенко (pineforest)
Марину Ждахину (3586372)
Ольгу Копыцкую (OlgaK242)
Источники:
1. «Маковский острог – 400 лет. С него начиналась история Енисейска и Красноярска» | Библиотека сибирского краеведения (nios.ru)
2. «Землепроходец Максим Перфильев» автор Владимир Бахмутов Красноярский
Сссылка
http://proza.ru/2013/12/21/417?ysclid=l5g6hxxmb546634333
3. Служилые люди Сибири конца XVI — начала XVIII в.: энциклопедический словарь / Отв. ред. И. И. Каменецкий. Сост. И. II. Каменецкий, Д.А. Ананьев, Е. В. Комлева, Е. 11. Туманик. — М.; СИб.: Нестор-История, 2019. — 1006 с.,
4. РГАДА. Ф. 214. Кн. 70. Л. 104; Первое столетне сибирских городов: XVII век. (история Сибири: первоисточники) Выпуск 7. Новосибирск, 1996. С. 94
5. Дополнения къ Актамъ историческим, собранныя и изданныя археографическою комиссиею. Томъ второй Санкт Петербургъ. Въ типографии Эдуарда Праца. 1846.
Страницы 238-239 Из рукописи под заглавием: «Списки Якутской Архивы», в лист, на 982 л., писанной с подлинных столбцов для Академика Миллера, во время путешествия его по Сибири – Принадлежит Императорской Академии Наук.
Страницы 243-246 Параграф 89. – 1640-1641. Росписание рекъ: а) от Енисейска до Ленской переволоки
6. «Забайкальские казаки» исторический очерк : [в 3 т.] / А. П. Васильев. - Чита : Типография Войскового Хозяйственного Правления Забайкальского казачьего войска, 1916-1918. автор Васильев, Афиноген Прокопьевич (историк; 1872-1942). https://www.prlib.ru/item/333267
7. Спафарий, Николай Гаврилович. Путешествие через Сибирь от Тобольска до Нерчинска и границ Китая русского посланника Николая Спафария в 1675 году. Дорожный дневник Спафария / с введ. и примеч. Ю. В. Арсеньева. - СПб. : Тип. В. Киршбаума, 1882.- 214, [1] с. - На обороте тит. л.: Извлеч. из Страницы 99-100 электронного варианта, 95-96 печатной версии.
8. О записи во дворяне сотника Петра Абалакова и выплате ему жалования: (РГАДА Ф.214 Оп.5 Д.1629 Лл.3об-4об)
9. Крестьянская именная книга Енисейского уезда, деревня Чадобская а в ней пашенные крестьяне (РГАДА Ф.214 Оп.1 Д.1562 Л.39-40)
10. Копылов, Алексей Николаевич. Русские на Енисее в XVII в. Страница 78 [Текст] : Земледелие, промышленность и торговые связи Енисейского уезда / А. Н. Копылов ; Акад. наук СССР. Сиб. отд-ние. - Новосибирск : [б. и.], 1965. - 295 с. : ил.; 22 см.
11. Перепись податного населения 1782 года по Богучанскому присуду и его подведомственным деревням (ГАКК Ф.909 Оп.1 Д.7 ЛЛ. 468-545) расшифрованная и размещенная Николаем Трощенко на сайте Проза.ru - доступная по ссылке http://proza.ru/2021/03/21/232
12. Книга города Енисейска приходная денежной и товарной Великого Государя казны за 1717 год. (РГАДА Ф.214 Оп.1 Кн.1601)
13. Кырнаев «Из Чадамцов на Коду» 1722 год (Ревизская сказка Илимского уезда (без начала и конца))л. 257об. Л. 261об. ГАИО ф.1. оп.1.д.5
14. (перевод с современного немецкого) Путевой журнал Даниэля Готлиба Мессершмидта. Научная экспедиция по Енисейской Сибири. 1721–1725 годы / Перевод, составление, комментарии: Г. Ф. Быконя, И. Г. Фёдоров, Я. И. Фёдоров. — Красноярск : РАСТР, 2021. — 496 с. : ил. с вк. ISBN 978-5-901926-22-2
15. Советское Приангарие «Как исследователь немец узнал силу сибирских шивер» перевод с древнегерманского Хильды Рудольфовны Фохт https://forum.vgd.ru/post/1246...#pp3635280
16. (Государственный архив в г. Тобольске, Ф.И-156 Оп.2 Д. 521 Л.4). (см. Государственный архив в г. Тобольске, фонд И-156 "Тобольская духовная консистория": опись 1, д. 1433).
17. Енисейские епархиальные ведомости выпуск 6 от 01.03.1890 года
18. (ГАКК Ф 819 оп. 1 дело 302) Чадобской Спаской церкви 1842 год, кадр 183 запись о рождении Анисима Абалакова, кадр 112 запись о рождении Иннокентия Абалакова
19. (ГАКК Ф 819 оп. 1 дело 302) Чадобской Спасской церкви 1849 год. Кадр 32 (запись о рождении Евгения Матвеева Левицкого)
20. (портала Православное Духовенство) https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/person/598/
21. автор - Копыцкая Ольга Александровна, «Левицких-Левицкий-ЛЕВИТСкий… Род священнослужителей» ПО СЛЕДАМ АЛЬМАНАХА «ЕНИСЕЙСКИЙ РОДОСЛОВ» Альманах Часть 1Историко-публицистический сборник Издаётся с 2011 года. Учредитель: Енисейский общественный клуб «Родословие». Издатель: МБУК «Централизованная библиотечная система» г. Енисейска 2021 год.
22. Памятные книжки Енисейской губернии Источник: оригинал в свободном доступе РГБ
https://viewer.rusneb.ru/ru/rs...heme=white
23. (ГАКК Ф 160 оп. 3 д.557 Ревизские сказки на крестьян деревень Пичугской волости Енисейского округа, кадр 616-623 (отставные казаки и казачьи дети)
24. Ф.813 Оп.1 Д.39 Дело о строительстве церкви в селе Чадобском.
25. Василий Евстифеев «Давайте парты посчитаем часть-2»
http://proza.ru/2021/12/21/1592
Свидетельство о публикации №222072601346