Мимолётные этюды 10

В ТЁМНОМ ПЕРЕУЛКЕ
______________________________

Нам с Т. было лет по 16. Мы шли по ночному городу, и Т. совершил гадкий хулиганский поступок. Так неожиданно, что я и не сообразил ничего. Но и не удержал друга. И ничего не имел против того, что он выкинул.
Мы не думали по наивности, что этому найдётся свидетель. Вроде, никого поблизости не было.
И тут - надо же! - за нами увязалась погоня. Мы рванули по чёрному ночному переулку, едва освещённому печальными фонарями.
Потом сообразили, что преследователь всего один и сбавили шаг. Он догнал нас. Это был знакомый парень, лет на 5 постарше - Ваня Никитин...
Он всё видел. И стал нам объяснять - без злости -  какую мы гадость сотворили.
Не знаю, как друг мой, а я всё понял и тут же в душе раскаялся. Слова парня оживили во мне совесть.
Он не пугал, не угрожал, а просто объяснил нам доступным образом смысл произошедшего... Я ему до сей поры благодарен за этот урок.

Много лет прошло. На земле и в небе вовсю уж бушевала "перестройка". Солнечным весенним днём я мчался в авто по шоссе. Вижу: идёт по обочине человек с рюкзаком, наклоняется, берёт выброшенную пустую бутылку и кладёт в рюкзак. Ясно: собиратель бутылок. Наберёт рюкзачок, чай, на обочинах их полным-полно, вечером сдаст в ларьке (тогда ещё вовсю принимали стеклотару) и купит себе фунфырьчик, да и шарнет за углом магазина "сгорлА". Я промчался мимо. А когда ехал обратно, в город, этот чувак шёл обратно, по другой стороне дороги, с полным уже рюкзаком. Фигура мне показалась знакомая, и я затормозил.
Стою и смотрю в зеркало заднего вида: что за чувак... А он понемногу приближается. И это - Никитин, тот самый парень, который тогда, в тёмном переулке, преподал нам, двум безмозглым придуркам, совершившим гадость, такой прекрасный этический урок.

- Садись, брат, подвезу до города! - предложил я.
- А это ты... - узнал Никитин. - Ну что ж, подвези, если хочешь.

Поехали. Он помалкивал. Похоже, он спился. Вид был - пропойцы. А когда-то, я помню, такой был спортсмен...
- Так ты - того? - спросил я. - Пьёшь?
- Ну да, - вздохнул мой незабвенный наставник.
- А что так? Всё плохо?
- Как тебе сказать... Думаю, ты не поймёшь.

Вот и весь разговор. И эта встреча  у нас с ним, здесь, в земной жизни, была последняя. Зря я его не поблагодарил сердечно за те его благородные и правильные слова, сказанные им тогда, в тёмном переулке.
Может быть, именно за тем и организовали нам эту последнюю встречу, чтобы я поблагодарил его? Но я промолчал.

25 07 2022


Рецензии