Чёрный день Сталинских соколов
Тогда около 17 часов вечера юго-восточнее Харькова произошел бой 18 советских бомбардировщиков Пе-2 из 854-го бомбардировочного авиационного полка с группой немецких истребителей Ме-109 из 3-й группы 52-й истребительной эскадры. Один из «мессеров», после атаки сзади, проскочил строй бомбардировщиков и, при наборе высоте, невольно завис прямо перед строем «пешек».
Штурман одного из бомбардировщиков младший лейтенант Барабан не упустил удачный момент: двумя длинными очередями из своего крупнокалиберного 12,7-мм пулемета БС он поджег вражеский истребитель.
Падая, горящий Ме-109 своей левой плоскостью нанес удар по правой плоскости советского Пе-2, после чего оба самолета упали на землю в районе деревни Братолюбовка. При этом советскому экипажу лейтенанта Г. А. Ворова повезло спастись, а вот немецкий летчик фельдфебель Карл-Гейнц Мельтцер погиб.
Казалось бы, это всего лишь один из эпизодов схваток в небе, каких было много на войне. Правда, возникает любопытный вопрос: можно ли считать этот случай воздушным тараном?
Конечно, если бы истребитель, протаранивший другой самолет, был нашим, то даже никаких сомнений по этому поводу не возникло бы. Наверняка была бы пущена в ход героическая версия того, как на подбитом истребителе отважный советский летчик протаранил фашистский самолет и погиб смертью храбрых.
Другое дело – вражеский летчик, который по нашему глубокому убеждению не способен на подвиг и на роль героя никак не подходит. Хотя, между прочим, 21-летний Мельтцер всего за год произвел на русском фронте более 180 боевых вылетов, в которых сбил 74 наших самолета. Как видим, это был очень умелый и храбрый пилот. Впрочем, оставим в стороне рассуждения о героизме.
Самое потрясающее во всей этой истории то, что фельдфебель Карл-Гейнц Мельтцер оказался единственным немецким летчиком-истребителем, потерянным в этот день на всём огромном советско-германском фронте. Это может показаться невероятным, но это так. Достаточно посмотреть документы 5-й, 26-й, 51-й, 52-й и 54-й истребительных эскадр Люфтваффе, находившихся в это время на русском фронте, чтобы убедиться в этом.
В общем, поразительный факт. Может быть, в этот день было мало боевых вылетов и воздушных боев? Напротив, советские военно-воздушные силы, действовали как всегда интенсивно и произвели несколько тысяч вылетов.
Так, по данным Оперативной сводки № 227 (900) Генерального штаба Красной армии, только авиация Западного фронта произвела 737 вылетов, Брянского фронта — 668, Центрального фронта — 174, Воронежского фронта — 353, Степного фронта — 570 вылетов.
Произошло и немало воздушных боев, в которых «Сталинские соколы» заявили несколько десятков воздушных побед, в основном над вражескими истребителями. Среди прочих, отличился будущий трижды Герой Советского Союза лейтенант И. Н. Кожедуб, сбивший два Ме-109, а также многие другие наши летчики.
В прессе даже есть описания двух воздушных таранов, совершенных в этот день советскими летчиками.
Например, часто встречается информация о том, что «сбив два фашистских самолёта и расстреляв весь боезапас, летчик 49-го истребительного авиаполка младший лейтенант А. Д. Смольников, на горящем самолете таранил третьего «мессера» и погиб при этом».
Растиражирована также героическая версия того, как летчик 66-го штурмового авиаполка младший лейтенант И. Г. Драченко «спасая своего командира» на штурмовике Ил-2 (!) таранил Ме-109.
Правда, документами эти тараны не подтверждаются: там лишь зафиксировано, что летчики были сбиты, либо в воздушном бою, либо огнем зенитной артиллерии. Но главное не в этом.
Самое главное и печальное в том, что наши летчики-истребители понесли в этот день огромные потери. Просмотрев «Журналы боевых действий» истребительных авиаполков и дивизий, представленных на портале «Память Народа», а также информацию Объединенной базы данных «Мемориал», я составил такой вот примерный список безвозвратных потерь:
* Амаров Амар Бутаевич, старшина, летчик 239-го истребительного авиационного полка, на истребителе Ла-5 погиб в воздушном бою в Харьковской области.
* Богомолов В. А., младший лейтенант, летчик 13-го истребительного авиационного полка, на истребителе Ла-5 не вернулся с боевого задания в Харьковской области. Возможно, он остался жив.
* Дмитриев Юрий Германович, младший лейтенант, летчик 437-го истребительного авиационного полка, на истребителе Ла-5 сбит в воздушном бою, выбросился с парашютом над территорией противника и пропал без вести в Харьковской области.
* Добрынин Александр Николаевич, младший лейтенант, 254-го истребительного авиационного полка, на истребителе Ла-5 погиб в воздушном бою с ФВ-190 в районе Пушкина Ленинградской области.
* Евгенов Пётр Александрович, младший лейтенант, 21-го истребительного авиационного полка, на истребителе Ла-5 погиб в воздушном бою в районе Ярцево Смоленской области.
* Елистратов Павел Дмитриевич, старший лейтенант, адъютант эскадрильи 162-го истребительного авиационного полка, на истребителе Як-7 погиб в воздушном бою в районе Спас-Деменска Смоленской области.
* Жучков Иван Васильевич, младший лейтенант, заместитель командира эскадрильи 172-го истребительного авиационного полка, не вернулся с боевого задания в Смоленской области, попал в плен.
* Карпенко Алексей Григорьевич, младший лейтенант, летчик 181-го истребительного авиационного полка, на истребителе Ла-5 не вернулся с боевого задания.
* Колосков Илья Трофимович, младший лейтенант, летчик 88-го гвардейского истребительного авиационного полка, на истребителе Ла-5 тяжело ранен в воздушном бою, умер от ран в Курской области.
* Кузнецов Пётр Григорьевич, младший лейтенант, летчик 761-го истребительного авиационного полка, на истребителе разбился в районе Велижа Смоленской области.
* Кулаков, младший лейтенант, летчик 239-го истребительного авиационного полка, на истребителе Ла-5 не вернулся с боевого задания в Харьковской области. Возможно, он остался жив.
* Кулачков Иван Иосифович, младший лейтенант, летчик 13-го истребительного авиационного полка, на истребителе Ла-5 не вернулся с боевого задания в Харьковской области.
* Леонидов Иван Иванович, младший лейтенант, заместитель командира эскадрильи 196-го истребительного авиационного полка, на истребителе «Аэрокобра» не вернулся с боевого задания после воздушного боя с ФВ-190 в районе Мги Ленинградской области.
* Наконечный Николай Дмитриевич, младший лейтенант, летчик 13-го отдельного разведывательного авиационного полка, на истребителе Як-7б погиб в воздушном бою с ФВ-190 в районе Синявино Ленинградской области.
* Некрасов Михаил Павлович, подполковник, командир 148-го истребительного авиационного полка, находясь на аэродроме в Орловской области, трагически погиб, попав под удар плоскости взлетающего самолета.
* Никитин Михаил Кузьмич, младший лейтенант, 240-го истребительного авиационного полка, на истребителе Ла-5 сбит в воздушном бою с Ме-109 в районе Богодухова Харьковской области и попал в плен.
* Перепелов Александр Фёдорович, младший лейтенант, летчик 13-го истребительного авиационного полка, на истребителе Ла-5 не вернулся с боевого задания в Харьковской области. Вероятно, попал в плен.
* Пискунов Илья Михайлович, младший лейтенант, летчик 236-го истребительного авиационного полка, на истребителе Як-1 сорвался в штопор при выходе из-под атаки ФВ-190 и погиб в Харьковской области.
* Прижигалинский Александр Алексеевич, лейтенант, командир эскадрильи 937-го истребительного авиационного полка, на истребителе Ла-5 погиб при выполнении учебно-тренировочного задания в Орловской области.
* Самсонов Александр Фёдорович, младший лейтенант, летчик 172-го истребительного авиационного полка, на истребителе Як-9 не вернулся с боевого задания в Смоленской области.
* Смольников Александр Данилович, младший лейтенант, летчик 49-го истребительного авиационного полка, на истребителе Ла-5 погиб в районе Кирова Калужской области.
* Стенников Александр Григорьевич, младший лейтенант, командир звена 437-го истребительного авиационного полка, на истребителе Ла-5 погиб в воздушном бою в Харьковской области.
* Товстый Василий Григорьевич, капитан, заместитель командира эскадрильи 255-го истребительного авиационного полка ВВС Северного флота, на истребителе ЛаГГ-3 сбит зенитным огнем вражеского конвоя, упал и погиб в районе мыса Сеть-Наволок в Баренцевом море.
* Топонкин Василий Григорьевич, майор, штурман 162-го истребительного авиационного полка, на истребителе Як-7 не вернулся с боевого задания в Смоленской области.
* Чибисов Фёдор Алексеевич, младший лейтенант, 21-го истребительного авиационного полка, на истребителе ЛаГГ-3 не вернулся из воздушного боя в районе Тетерино Смоленской области.
В общем, безвозвратно потеряно около 25 наших лётчиков-истребителей. При этом противник безвозвратно потерял всего 1 пилота. Просто невероятно, однако факт налицо.
И, кто знает, возможно, здесь перечислены ещё не все безвозвратные потери советских летчиков-истребителей. Дело в том, что мне пока не удалось просмотреть документацию многих авиачастей, потому что они временно не доступны широкой публике для изучения. Однако на основе уже имеющейся информации можно сделать вывод о неутешительном для нас соотношении потерь.
Действительно, потеря около 25 наших пилотов при потере всего 1 вражеского пилота говорит о многом. Во всяком случае, такая огромная разница не может не обратить на себя внимание. Мало того, это наводит на некоторые грустные мысли. Например, о том, что причинами таких высоких потерь советской авиации были, среди прочих, довольно слабая подготовка «Сталинских соколов» и, как это ни печально для нас, хорошая выучка пилотов Люфтваффе.
А может быть всему виной было несчастливое стечение обстоятельств? Просто день такой выпал неудачный. День, ставший чёрным для «Сталинских соколов»…
Свидетельство о публикации №222072600420
Лётчик-истребитель Кривошеев Григорий Васильевич.
«Я закончил Симферопольский аэроклуб…
За год в аэроклубе полностью прошли программу на У-2…»
/ В Штатах, напомню, одна стадия обучение продолжалась недель десять от силы./
«… и на «Качу» мы приехали в феврале 41-го… 1 апреля я принял присягу, и сразу начали летать на УТ-2. Инструктором моей летной группы, в которой я был старшиной, был Филатов. Перед войной мы полностью успели закончить программу УТ-2… 22 июня утром я вскочил по сигналу тревоги… «Война».
В августе 41-го наше училище из Качи эвакуировали в Красный Кут, под Саратов. В это же время из инструкторов был организован полк, который улетел на фронт…"
/ Вместе с лучшими самолётами, которые могли и должны были взять на себя функции продвинутой и переходной подготовки. /
"Семь учебных эскадрилий разбросали по степи. Каждое звено отрыло себе землянку — большую яму, перекрытую бревнами и присыпанную сверху землей. Вместо кроватей земляной выступ. Началась зима, а у нас на 120 человек 4 пары сапог. Дров нет, угля нет. Так отряжали курсантов, которые на самодельных санях с полозьями из лыж за 15 километров от расположения части ездили за сухой травой. На этой траве и пищу готовили, ей же и согревались… Зимой мы не летали — не было топлива, но к нам в землянку приходили преподаватели, проводили занятия. Ранней весной начали летать на И-16. На самолет дают мизер бензина, полетов мало, поэтому со звена готовили одного-двух человек, самых одаренных. По окончании программы их одевали как следует и отправляли на фронт."
/Можно в литературе узнать простую вещь - в США общее производство только авиабензина "100" составило за войну порядка 41 млн тонн. СССР, вместе с Ленд-Лизом, примерно 5-5,5 млн, всех марок, обычно такие цифры.
"Когда под Сталинградом было тяжко, то бросили клич: «Кто пойдет в пехоту?!» — и многие пошли, насильно никого не заставляли… Я окончил училище только в июне 1943 года на самолете Як-1 первых модификаций, еще с гаргротом…"
/Каков временной размах! А ведь это типичная судьба типичного советского пилота той войны...
Типичная судьба типичного американского пилота: начальная, базовая, продвинутая подготовки в Учебном командовании - 200 часов налёта месяцев за 8-9 буквально. Потом переходная, и оперативная в Континентальных ВВС - ещё часов 100-150 на боевых самолётах. Могли себе позволить./
"Мы вдвоем с Юрой Губченко (он 7-ю эскадрилью закончил, я — 5-ю) попали в 16-й запасной авиационный полк под Саратовом. Когда мы туда приехали, нас, младших лейтенантов, было 3 человека: я с Губченко и с другого училища парень. Нам дали отдельную палатку. И вот в первую ночь зашел в эту палатку один летун и говорит: «Ребята, здесь много летчиков, которые уже были сбиты, пришли с госпиталей. Они удрученные, горелые. Они боятся летать. Я вас прошу: сделайте все, чтобы здесь не задерживаться. Пройдете курс, и поскорее на фронт, там совсем другая жизнь, другая атмосфера». Так мы и поступили — в ЗАПе пробыли всего 27 дней, пройдя так называемое «боевое применение»: воздушный бой, стрельбы по наземным и воздушным целям, полеты по маршруту. Но это разве подготовка?! У нас общий налет был всего 15 часов! Тем не менее, 27 августа 26 летчиков — человек 8 младших лейтенантов, а остальные сержанты — прибыли в 6-ю гвардейскую дивизию под командованием генерала Сиднева. Нас распределили по полкам.»
К чему приводило массовое прибытие на фронт такого пополнения?
В боях над Донбасом, 6-ая Гвардейская ИАД с 18 по 24 августа потеряла 15 лётчиков. В то время как их противник, эскадра JG-52, лишилась одного пилота-истребителя раненым, да ставший позже мировой знаменитостью «свистун всея люфтваффе» Эрих Хартман ненадолго попал в плен.
/Иван Лавриненко, «Эксперт за сотню» в обмен на двух героев./
СССР был слишком молодой - индустриально - державой, многое не получалось развивать гармонично. Процесса обучения лётных кадров ВВС это коснулось на 100 %. Очень жаль, но такова реальность.
С уважением.
Юлиан Егоров 23.04.2025 07:36 Заявить о нарушении
С уважением,
Олег Каминский 23.04.2025 07:59 Заявить о нарушении
По поводу нашего менталитета. К огромному сожалению в голову многим людям успешно вбита офигенно странная мысль: чем больше погибших, тем престижней победа!
Я постоянно сталкиваюсь с людьми, для которых подобный бред - безусловное доказательство трусости "пиндосов" и "бритов". Медицина тут бессильна. ))) (((
С уважением.
Юлиан Егоров 25.04.2025 10:23 Заявить о нарушении
С уважением,
Олег Каминский 25.04.2025 13:40 Заявить о нарушении