1. Каменный век на территории Рязанского края

1. ВЕРХНИЙ ПАЛЕОЛИТ. Территория современной Рязанской области была заселена человеком очень давно, в эпоху позднего (верхнего) палеолита, ок. 40 – 12 тыс.л.н. Это было время, когда стаивал ледниковый покров Великого Рисского (Волго-Донского) оледенения. В результате повысился уровень мирового океана, стали исключительно полноводными реки. Климат в то время был более теплым и влажным чем сейчас, и на освободившихся ото льда пространствах области распространяются хвойные, а затем широколиственные леса с преобладанием дуба и бука, липы и граба. Соответственно изменяется и фауна, типичными представителями которой становятся лесные виды: медведь, волк, благородный олень, заяц и т.д. По соседству с ними жили представители «мамонтовой фауны» – мамонт, шерстистый носорог, большерогий олень.

Однако период потепления был недолгим, и вскоре он сменяется новым Вюрмским (Валдайским) этапом оледенения, в ходе которого ледниковый щит из районов Скандинавии снова распространяется на юг, достигая Верхней Волги. Рязанская область оказалась в приледниковой зоне, и на ее территории распространяется тундровая растительность с островками хвойных лесов, сменяемая на юге холодными степями с небольшими сосново-березово-еловыми перелесками. Это было время наибольшего распространения «мамонтовой фауны»: на землях современной Рязанской области обитали мамонты, шерстистые носороги, бизоны, саблезубые тигры, гигантские и северные олени, мускусные овцебыки, песцы, полярные грызуны и птицы. В летние месяцы из более южных районов сюда заходили чисто степные виды – дикие лошади, сайгаки, степные волки и т.д.

В таких условиях жили первые обитатели Рязанского края, проникавшие на его территорию с юга, из Северного Причерноморья, вслед за отступающим ледником. Высказано мнение, что непосредственное заселение Окского бассейна происходило из районов Подонья (Грехова Л.В., 1970).

Верхнепалеолитические памятники на территории Рязанского края немногочисленны. Неподалеку от Рязани, у села Дубровичи, археологами найдено кремневое рубило, изготовленное ок. 80 тыс. лет назад. Это самый древний вещественный памятник истории человечества, обнаруженный на территории Рязанской области. Остатки стоянок первобытных людей эпохи верхнего палеолита известны в долине реки Оки (стоянки № 1 и № 2 у сел Шатрище и Ясаково, Спасский район), а также в бассейне реки Цны (села Польное Ялтуново и Старые Подсосенки, Шацкий район). Все они выявлены в обнажениях глубоких оврагов, перерезающих коренные берега рек Оки, Прони и Цны. Культурные остатки залегают здесь на значительной (до 4 – 5 м) глубине. Местонахождение у села Польное Ялтуново по геологическим условиям может быть отнесено к ранней эпохе верхнего палеолита (Кригер Н.И., 1965) и датировано около 30 – 35 тыс. лет назад. Для стоянки № 1 у села Шатрище получена радиокарбоновая дата 14.360 лет. Среди обнаруженных орудий – кремневые скребки, резцы, скребла, пластины, подработанные крупной ретушью, а также костяные поделки. Найдены кости мамонта, шерстистого носорога, лошади, бизона, северного оленя, сайгака, песца. На территории совр. города Рязани стоянок людей эпохи верхнего палеолита не найдено, однако обнаружены останки животных «мамонтовой фауны»: скопления костей мамонта в микрорайонах Сысоево, Канищево, у Свято-Троицкого монастыря; череп гигантского оленя в микрорайоне Борки; череп шерстистого носорога и кости мамонта близ пригородного села Дядьково Рязанского района. В других местах Рязанского края памятники верхнего палеолита не известны, но это не значит, что эти земли не были заселены – останки верхнепалеолитических стоянок вообще чрезвычайно трудно обнаружить из-за того, что со временем они оказались погребены под многометровым слоем отложений.

Используя методы сопоставления и аналогии, в частности данные, полученные в ходе раскопок на Костенковском комплексе стоянок под Воронежем, можно, в общих чертах, воссоздать картину того, как жили древнейшие обитатели Рязанского края. Большую часть своих орудий труда они изготавливали из камня, от которого, с помощью деревянной или костяной палочки (отжимника) откалывались длинные и узкие отщепы. Из них то затем, путем дополнительной обработки, и изготовлялись разнообразные орудия – наконечники копий и дротиков, ножи, скребки, резцы, проколки, острия и т.д. Значительное распространение приобрели также орудия труда из кости и рога – гарпуны, иглы, мотыжки. Основными занятиями людей этого времени были загонная охота на крупных животных (мамонтов, оленей), рыбная ловля с помощью гарпуна и собирательство корней, плодов и ягод съедобных растений. Во время охоты использовались приспособления для метания дротиков – копьеметалки, ловчие изгороди и ямы-ловушки. Люди уже умели заготавливать мясо впрок (вялить, сушить). Таким образом хозяйство первобытных обитателей нашего края носило присваивающий характер.

Стоянки верхнепалеолитических людей обычно располагались на береговых террасах, под высокими берегами рек, неподалеку от воды. Жилища представляли собой обширные (до 35 х 15 м) овальные полуземлянки с каркасом из деревянных жердей и костей животных. По их главной оси располагалось до 9 очажных ям, а по периметру – маленькие полуземлянки для отдельных семей. В таком жилище обитала целая родовая община. На охоте и в жизни люди уже широко использовали огонь, носили теплую меховую одежду с капюшоном, наподобие одежды современных народов полярного Севера.

2. МЕЗОЛИТ. В следующую за палеолитом эпоху мезолита (12 тыс. лет назад – 6 тыс. до н.э.) ледниковый покров постепенно стаивает, формируется современный тип климата области – умеренно-континентальный. Место тундры занимают вначале хвойные, а затем смешанные и широколиственные леса, а на юге – лесостепь. Вместе с ледником исчезают и характерные представители «мамонтовой фауны», которых сменяют современные виды животных, типичные для лесной полосы Евразии. В связи с этим изменились и способы охоты: коллективная загонная охота на крупных животных уступала место индивидуальной, объектами которой стали лесные животные и птицы (зубры, лоси, кабаны, медведи, олени, косули, водоплавающие птицы и др.). Она велась главным образом при помощи лука и стрел, важнейшего изобретения мезолитического человека. Первобытные люди эпохи мезолита изобрели плот и лодку с веслом, что позволило им передвигаться по рекам. Заметную роль в хозяйстве стало играть рыболовство с помощью рыболовных крючков, сетей, верш и заколов. Не потеряло своего значения и собирательство плодов, ягод, грибов, пресноводных моллюсков. Люди этого времени приручили первое животное – собаку. Новые способы охоты и рыболовства привели к уменьшению численности человеческих коллективов, к увеличению их подвижности.

Люди эпохи мезолита селились на склонах песчаных дюн по берегам рек и озер в небольших жилищах-полуземлянках. Широкое распространение в эпоху мезолита получили небольшие по размерам кремневые изделия и составные орудия труда. Последние состояли из двух частей: деревянной или костяной основы-рукояти и закрепленной в ней кремневой пластины-вкладыша. Большое значение приобрела обработка кости, из которой делали иглы, шилья, проколки.

В мезолитическое время продолжала существовать раннепервобытная родовая община, началось формирование племенной организации.

Мезолитические памятники в Рязанском крае довольно многочисленны и представлены стоянками и остатками кремнеобрабатывающих мастерских, известных главным образом в долинах рек Оки, Мокши и Цны, а также в Мещере. Они располагаются в большинстве случаев на мысах, краевых участках или останцах первых надпойменных террас рек и озерных котловин, на дюнообразных всхолмлениях и пойменных гривах, на высотах до 5 – 6 м над современным уровнем стояния вод, редко – на высоких террасах. Площадь мезолитических стоянок невелика, что соответствует небольшим охотничьим коллективам, остатками поселений которых они являются. Культурный слой их имеет небольшую мощность, иногда не выделяется, что свидетельствует о временном характере поселений, большой подвижности населения. Многие мезолитические стоянки, расположенные на дюнах, в настоящее время разрушены, нередко перекрыты напластованиями более позднего времени.

В кремневой индустрии мезолитических памятников Рязанского края отмечается ряд сходных черт: преобладание среди заготовок для орудий пластин правильной геометрической формы, частое использование таких пластин без дополнительной подправки, преимущественно односторонняя обработка орудий краевой ретушью, одинаковые формы резцов на углу сломанной пластинки, близкие формы наконечников стрел из ножевидных пластин с частичной подработкой черешка и пера. Такая близость является, вероятно, отражением как единства хозяйства, так и технических традиций населения рассматриваемой территории, свидетельствующих о единстве происхождения и тесных культурных связях.

Основные находки на мезолитических стоянках – орудия и другие изделия из местного валунного кремния: нуклеусы, наконечники стрел, скребки, острия, скобели, вкладыши для составных орудий, грубо оббитые топоровидные и тесловидные орудия. На некоторых памятниках, как, например, Борисово 1 и Шагара 4 в Клепиковском районе исследованы остатки жилых построек площадью до 40 – 45 кв. м с углубленным в землю полом и остатками костров на нем. Несмотря на общие черты в материальной культуры, позволяющие отнести мезолитическое население Рязанского края к культурно-хозяйственной зоне охотников и рыболовов северо-восточной Европы, мезолит Рязанской области не составляет в культурном отношении полного единства. Опираясь на некоторые особенности техники раскалывания кремния, мелкие различия в технике его обработки, типы орудий и их сочетание на отдельных памятниках, современные исследователи выделяют на Рязанщине стоянки бутовской, иеневской и культинской культур, а также памятники типа нижнего слоя стоянки Исток 1 и типа стоянки Пургасово 3.

Наиболее ранними представляются памятники типа нижнего слоя стоянки Исток 1 в Клепиковском районе. К более позднему времени 8 – 7 тыс. до н.э. относится бутовская культура, ареал которой охватывает обширную территорию от Верхнего Поволжья до верхней и средней Оки. В Рязанской области к этой культуре отнесены, например, верхний слой уже упоминавшейся стоянки Исток 1, стоянки Борисово 1, Заднепилево 1, 2, 4 и 8 в Клепиковском районе. Частично совпадает по времени с бутовской культурой, но в целом является уже позднемезолитической иеневская культура. Памятники ее известны в западном и центральном районах Волго-Окского междуречья. В Рязанской области к ней отнесены, например, стоянка Шильцева Заводь 5 у села Взвоз в Клепиковском районе. Памятники типа Пургасово 3 известны в бассейне реки Цны и в Мещере, например, стоянка Шагара 4 близ села Барское Клепиковского района. Памятники позднемезолитической культинской культуры выявлены в восточной части области. Некоторые исследователи предполагают, что ее носители проникли в Среднее Поочье из Прикамья.

3.  НЕОЛИТ. Эпоха неолита (6 – 4 тыс. до н.э.) на землях Рязанского края хронологически совпадает с атлантическим и началом суббореального периодов, когда климат был более теплым, чем современный, а также более влажным – в атлантический период, более сухим – в суббореальный период. Атлантический период разными исследователями датируется 5300 – 3000 или 5000 – 2500 до н.э., суббореальный – 3000 – 750 или 2500 – 500 до н.э. В период климатического оптимума, который одни исследователи относят к атлантическому периоду, другие – к суббореальному, средние июльские температуры в Европы были примерно на 3 – 4°, а средние годовые – на 1,5 – 2° выше современных. Вся территория Рязанской области входила тогда в подзону широколиственных лесов лесной зоны. Непроходимые девственные леса покрывали в ту пору всю территорию Рязанского края, и лишь в прибрежных речных долинах, по берегам многочисленных озер они расступались, сменяясь мелколесьем, кустарником и лугами, а на юге переходили в лесостепь.

Хозяйство неолитических племен региона было основано на рыболовстве и охоте. По сравнению с мезолитом орудия и способы рыболовства и охоты значительно усовершенствовались. Наряду с копьями и метательными дротиками неолитические охотники применяли лук и стрелы. Важным техническим новшеством неолита стало изобретение керамики – обожженной глиняной посуды. Развитие производительных сил вновь привело к увеличению численности коллективов, упрочению оседлости. К неолиту приурочен расцвет первобытнообщинного строя. В эту эпоху формируется позднепервобытная родовая община, высокого развития достигает племенная организация.

Неолитические памятники Рязанской области представлены стоянками, кремнеобрабатывающими мастерскими и грунтовыми могильниками. Они располагаются на возвышенных участках пойм, дюнообразных всхолмлениях, останцах и краевых участках первых террас речных долин и озерных котловин, на небольшой (как правило – до 5 – 6 м) высоте над уровнем рек и озер, нередко имеют мощные (до 1,5 – 2,5 м) культурный напластования. Иногда неолитические слои непосредственно перекрывают остатки мезолитических поселений, выше них располагаются напластования эпохи бронзы и более позднего времени.

В это время происходят значительные изменения в этнической картине Рязанского края. К первобытным, европеоидным по типу, обитателям Рязанщины, примешивается значительное число носителей монголоидных (лапоноидных) черт, пришедших с Востока, из Приуралья. На основе синтеза культурных достижений пришельцев с достижениями местных жителей в Волго-Окском регионе формируется своеобразная культура ямочно-гребенчатой керамики. Она имела несколько локальных вариантов. Ранние этапы ее развития на Рязанских землях представлены верхневолжской культурой (6 – 4 тыс. до н.э.), ареал распространения которой охватывал все Волго-Окское междуречье и даже выходил за его пределы. Рязанская область – южная окраина этой территории. Ранненеолитические памятники верхневолжской культуры известны в рязанском и шиловско-ижевском течении реки Оки, а также в озерной Мещере, где они изучены наиболее полно. Таковы стоянки Владычинская-Береговая 1 и 2, Владычинская-Боровая, поселения Шагара 1 и 4 в Клепиковском районе. Слои с накольчато-гребенчатой керамикой лежат здесь в основании неолитических культурных напластований.

В то время ведущую роль в хозяйстве местных жителей по-прежнему играли охота, рыболовство и собирательство. На охоте использовалась собака. Характерными чертами новой эпохи стало появление каменных топоров, изобретение новых способов обработки камня (шлифование) и глиняной посуды, которая лепилась вручную и украшалась характерным орнаментом из ямок и оттисков гребенчатого штампа (отсюда происходит и название всей культуры ямочно-гребенчатой керамики). Поселения племен верхневолжской культуры располагались по берегам озер и рек, и состояли из больших, площадью до 30 кв. м шалашей. Захоронения устраивались внутри поселений, причем покойника погребали с орудиями труда и засыпали могилу красной охрой. Большинство современных ученых считают, что племена культуры ямочно-гребенчатой керамики были предками современных финно-угорских народов: финнов, карел, эстонцев, ливов, вепсов, ижорян, коми-зырян, мордвы, марийцев, удмуртов, коми-пермяков и т.д.

4. ПОЗДНИЙ НЕОЛИТ. ФИННО-УГРЫ. Суровые условия среды обитания на землях Рязанского края способствовали тому, что каменный век господствовал здесь и в более позднюю эпоху энеолита (3 тыс. до н.э.), а частично и в эпоху бронзового века (2 тыс. до н.э.) когда племена и народности Средиземноморья уже перешли к применению для изготовления орудий труда первых металлов – меди и бронзы. По мнению М.Е.Фосс «под поздним неолитом следует понимать своеобразные культуры, сложившиеся в неолитическую эпоху, но продолжавшие существовать в некоторых местах и в эпоху бронзы… Отличительной особенностью их является длительное употребление камня для изготовления орудий в период, когда уже был известен металл». К позднему неолиту на территории Рязанской области относятся стоянки и грунтовые могильники двух близкородственных культур рязанской и волосовской, являвшихся поздними стадиями развития культуры ямочно-гребенчатой керамики.

Рязанская культура, получившая название по стоянкам под городом Рязанью у села Дубровичи (дюны «Борок» и «Черепки»), охватывала в конце 4 – первой полов. 2 тыс. до н.э. среднее течение Оки, нижнее течение Мокши, центральную и южную Мещеру. Для нее характерны остродонные и круглодонные сосуды с открытым горлом, орнаментированные по всей поверхности зональным орнаментом из рядов крупных ямок, перемежащихся полосами оттисков гребенчатого, зубчатого, полулунного и других штампов. Керамика рязанской культуры отличается от посуды льяловской, балахининской и других культур, входивших в общность культур ямочно-гребенчатой керамики, рядом специфических признаков в форме, технологии и орнаментации. Наиболее важные из них – преобладание ямочного элемента орнамента в виде неглубокой ямки округлой и овальной формы с плоским дном, широкое распространение и в орнаментации оттисков веревочки, так называемых «лапчатых отпечатков», нарезок, наличие у сосудов утолщенного венчика, своеобразного «воротничка», а на поздних памятниках – уплощенного или плоского дна и примесей шамота в глиняном тесте. Каменные орудия, найденные на памятниках рязанской культуры, изготовлялись преимущественно из отщепов с применением техники двухсторонней обработки, разнообразны по формам, диференцированны по назначению, нередко поражают своим совершенством и изяществом обработки. На некоторых памятниках, например, на поселении Черная Гора у дер. Фомино в Клепиковском районе найдены многочисленные и разнообразные костяные орудия и украшения. На поселениях рязанской культуры выявлены остатки полуземляночных жилых построек округлой и прямоугольной в плане формы площадью от 15 до 50 кв. м со следами кострищ на полу. Могильники рязанской культуры располагаются близ поселений или непосредственно на их территории, известны, например, у деревень Барское (Шагара 1) и Фомино (Черная Гора) в Клепиковском районе, а также на территории поселения Ибердус 1 в Касимовском районе. Обряд погребения – трупоположение. Погребенные укладывались в могилы скорченно на боку или на спине с подогнутыми ногами. Ориентировка костяков неустойчивая, но преобладает западная и юго-западная ориентировка. При погребениях найдены каменные и костяные украшения, отдельные кремневые орудия.

Волосовская культура получила свое название по типовой стоянке у села Волосово вблизи города Мурома. Во второй половине 3 – первой половине 2 тыс. до н.э. она получила распространение на обширной территории Волго-Окского междуречья, верхнего и среднего Поволжья. Для начального этапа существования волосовской культуры характерны толстостенные круглодонные сосуды с примесями толченой раковины в глиняном тесте, зональным орнаментом из ямчатых вдавлений, оттисков двузубого и рамчатого штампов, коротких нарезок. На втором этапе наряду с круглодонными появляются сосуды с уплощенными днищами, в орнаментации преобладают оттиски зубчатого и рамчатого штампов, образующие вертикальные и горизонтальные зигзаги, сетку. Посуда заключительного этапа нередко плоскодонная, преимущественно с растительными примесями в глиняном тесте, орнаментация становится несколько небрежной, иногда присутствует только в верхней части сосудов. Кремневые орудия на всех этапах характеризуются огромным разнообразием форм и прекрасной выделкой, многие их типы близки или идентичны орудиям из памятников рязанской культуры. В Рязанской области памятников волосовской культуры сравнительно немного, они концентрируются главным образом в ее восточной и северной частях. Это уже упоминавшиеся стоянки и поселения Черная Гора, Владычинская Береговая 1, Шагара 1, а также Ибердус 2 в Касимовском районе, ряд памятников у дер. Мыс Доброй Надежды в Сасовском районе. Погребения волосовской культуры известны преимущественно на местах их поселений. Среди них часты коллективные, как, например, на могильнике Шагара 1.

На территории Рязанской области волосовские племена активно контактировали с племенами рязанской культуры, о чем свидетельствует большое сходство в типах каменных и костяных орудий и украшений, заимствование отдельных элементов орнаментации глиняной посуды.

Рязанские и волосовские племена занимались охотой, рыболовством и собирательством. Основным объектом охоты был лось; добывались также медведь, кабан, благородный олень, косуля, заяц, бобр и пушные животные – лисица, куница, хорек; из птиц – гуси, утки, глухари, рябчики и т.д. Орудиями охоты служили лук и стрелы с превосходно выделанными наконечниками из кости, копья и дротики с кремневыми наконечниками. Часто использовались загонные способы охоты с помощью собак. Не меньшую роль в жизни неолитических жителей края играло рыболовство с помощью удочек и сетей, верш и заколов, крупную рыбу били гарпунами из кости и рога. Значительно облегчал добычу рыбы и передвижение челн-однодревка. Рацион дополняли продукты собирательства: раки и пресноводные моллюски, орехи и желуди, грибы, ягоды, плоды и корни съедобных растений.

Поселения рязанцев и волосовцев располагались по берегам рек, ручьев, озер и были небольшими: они состояли из нескольких округлых жилищ-полуземлянок диаметром 7 – 8 м, и насчитывали 25 – 30 жителей. Жилища имели коническую крышу из жердей, крытых сверху шкурами животных и дерном; внутри, напротив входа, устраивался очаг из камней. Летом пищу готовили под открытым небом, рядом с жилищами. Здесь же устраивались своеобразные «мастерские», где производились орудия труда из камня, кости и рога. Из глины искусно изготовлялись лепные остродонные сосуды с характерным ямочно-гребенчатым орнаментом; одежда шилась из шкур животных с помощью каменных скребков, проколок и костяных игл. На поздних этапах развития рязанской и волосовской культур было изобретено ткачество из волокон крапивы, в орнаменте глиняной посуды в это время появляются геометрические узоры, что было связано, по-видимому, с южным влиянием. Рязанцы и волосовцы украшали себя ожерельями из клыков убитых животных, на одном из рязанских поселений была найдена костяная флейта.

О верованиях людей эпохи позднего неолита свидетельствуют сохранившиеся погребения (Владычинский, Ибердусский могильники), для которых характерны захоронения в грунтовых ямах в вытянутом положении на спине, или скорченном на боку. В могилах находят орудия труда, украшения, фигурки зверей, животных и птиц, вырезанные из камня и кости. Нередко умерших засыпали красной охрой, которая с древнейших времен символизировала кровь как источник жизни и обиталище души.


Рецензии