Религия галгаев

РЕЛИГИЯ  ГАЛГАЕВ.

 Религия неразделенной семьи Ноаха, которая зафиксирована топонимами, названиями тысячелетних родов, башен,  в каменной книге ингушей.
Разгадка названия одного древнего храма : Гал-Ерда, Тхаба-Ерда и как  они отразились на истории западных и восточных кавказцев, на которых очевидно распространялась  религия галгаев.
      Горная Ингушетия, родина тысячелетних храмов; 1. Г1ал-ерда храм эпохи Тельца,
(Гал-бык, и эпитет Бога, храма Г1ал-ерда из эпохи тельца).  2. Тхаба-ерда - храм эпохи Овена.  Тха- эпитет Бога, эпохи Овна, шерсть овцы.
(можно предположить, что эпоха Тельца началась примерно за 4,3 тыс. лет д.н.э., эпоха Овна - за 2100-2200 лет д.н.э,)   
 С момента открытия Тхаба -Ерды
(Штедером в 1787 году) ученые решают вопрос о времени его сооружения.???
Позднее известный как христианский, Храм Тхаба-Ерда( из эпохи Овна), в прошлом был известен как  ингушский храм Г1ал-ерды, храм небесного Бога, из эпохи Тельца.
     В известных нам работах наименование храма Ткобя - Ерда встречается в различных вариантах с различным его толкованием: «Галиерг (Galiert)" по Энгельгардту.
мнению Б.А.Алборова, «в слове «Тхаба» мы имеем или имя основателя святыни, «erdy»... или же название того божества, на месте которого возник впоследствии христиаский храм14. . Б.А.Алборов считает несомненным связь «Тхаба-ерды» с культом небесного бога огня и плодородия - «Гальерды»16. А.Н.Генко  разделяет мнение Б.А.Алборова, что «позднейшее «Тхаба-Ерды» имело отношение к «Галиерду», исходя из того, что у Энгельгардта храм называется «Галиерт»19.
Горная Ингушетия ( Г1алг1айЧи) из тысяч башен, склепов храмов это культурный и религиозный центр кавкасионов.. (его древняя копия допотопная КолХа, колхи’да, где также строились пирамидальные башни). Можно предположить как распространялась религия галгаев ( колха) на западных кавказцев.

1. Тха - эпитет Бога ингушей из эпохи Овна (адыг. Тхьа, Тхьэшхо, кабард.-черк. Тхьэ, Тхьэшхуэ) —  бог адыгов (черкесов), демиург, хозяин Вселенной, творец всего сущего и происходящего. Божество по имени Тха является одним их древних представителей мифологии двух народов — ингушей и адыгов. Ингушский Нарт- Нясар, адыгский Насрен-Жаче / буквально "Насрен-борода")-глава (тхамада) нартов, богоборец, представлялся седобородым стариком.Согласно одному из мифов адыгов,  Насрен-жаче восстал против владычества бога Тха. попытался проникнуть в тайны Тха.. и тд



   2. Г1ал- ерда  храм из эпохи тельца, возраст 6 тысяч лет.. это время зарождения земледелия.. В самоназвание ингушей в характерном сложном слове скрыта целая история: Г1алГ1а ( КолХа) буквально обозначало Главный Г1а..  который был богом у всех древних народов, именем которого назывались древние цивилизации;  КолХа, Гайматт - страна Га..

«Предки ингушей обожествляли понятия Г1а и Г1ал. Г1а являлся их этнархом, а одно из главных божеств называлось Г1ал-ерда и олицетворяло собой божество плодородия, высшую производительную силу, дающую начало и движение вперед всему, что есть в природе.

Так, А. Шегрен отмечал, что "Ингуши, Кистины и Галгаи, для празднования нового года собираются в горы, и там приносят жертвы Гальерду, почитаемому ими за святого". (Религиозные обряды осетин, ингуш и их соплеменников при разных случаях. II. Праздники. - (Газета "Кавказ", 1846 г.)

Г1ал-ерда было связано с солнцем и солнечным светом. В хребте Ц1ей-лоам находится гора Гай комд (варианты Г1а, Галахой лоам, Гаьл-корт или Г1ал-корт) - гора в Ингушетии с отметкой 3171м., являющаяся эквивалентом Мировой горы

Отметим, что галь по-шумерски главный, всемогущий, тибетское гйал означает царь, а у арчинцев верховным богом являлся Hal/Гьал.

В мифологии балкарцев и карачаевцев, осетин и адыгов имеются божества плодородия, которые имеют созвучные Г1ал-ерда названия.

"Голу - большой всенародный праздник, который проводился 22 марта - в день весеннего равноденствия – и был посвящен божеству плодородия и покровителю воинов Голу". ("Карачаево-Балкарский фольклор". (Составитель М.Д. Каракетов). /"Карачаевцы и балкарцы: язык, этнография, археология, фольклор". М. 2001. С.383).

"Галагон, в осетинской мифологии владыка ветров, дух плодородия. Считают, что Галагон обитает высоко в горах, откуда посылает бури и метели. При веянии зерна на току, когда не бывает ветра, его призывают на помощь, обещая зарезать ему красного петуха, единственного жертвенного животного Галагона". (БСЭ. Мифология. М. 1998. С. 139)

Тхьэгъэлэдж (Тхагаледж) - бог плодородия, урожая. Исходная общеадыгская форма Тхьагъэлыгьы включает тхьэ 'бог'+гъэ 'лето' (время созревания растений, обработки земли и лыгы). Тхагаледж - покровитель растительного мира (что согласуется с этимологией этого имени), в эпических сказаниях его функции более многообразны". (М.А. Кумахов, 3. Ю. Кумахова "Нартский эпос: язык и культура". М. 1998. С.64.)

Учитывая, что гора Г1ал-корт, божество Г1ал и святилище Г1ал-ерда (у с. Т1аьрш) находятся в Ингушетии, мы можем констатировать, что балкаро-карачаевский Голу, осетинский Галагон, адыгский Тхьагъэлыгьы (Тхъе+ Гъэлыгь) заимствованы от ингушского "Г1ал-ерда".

Таким образом, термин Г1ал, лежащий в основе этнонима ghalgha, в различных языках выражает исключительно восхитительные эпитеты - высший, золотой, главный, священный, царь, могучий, сильный, выдающийся (выделяющийся) вперед, вверх, вытянутый вперед.»

Гали-Корт — горная вершина в Ачхой-Мартановском Чеченской республики. Высота над уровнем морясоставляет 2115 метра[2][3].
Галикорт (Галай корта)
развалины башенного аула в республике Чечня (Итум-Калинский район), находятся севернее аула Шора в левобережье
Карачаевские важные топонимы " Гиляч" ингушская этимология.
— «Городище » Гиляч" на ( гидроним!!)реке Гиляч, с притоком малый Гиляч, церковь, рядом Кьала — крепость ...грузинское название галгай (гиалгиай
Рядом наземные склепы из плит рисунок всадник на коне, вход с востока."
— — сравнить с ингушскими
Вход с востока и изображения всадников на ингушских склепах (селения Ляйлаг, Эгикал), в которых исследователи видят отражение обряда посвящения коня покойнику, широко бытовавшего у ингушей до принятия ими ислама. «Мы полагаем, ; пишет Л.П. Семенов, ; что изображение всадника на склепе имеет связь с древним обрядом посвящения коня, совершавшимся при похоронах.
«ГиляЧ»
Хал/Гал/Гил — варианты искажённого имени Бога Кавказа и Месопотамии
Че-внутреннее помещение, пример! «мехка- че» внутренняя часть государства.
Погребальные сооружения нахов обращены на восток, делятся на три основных типа: подземные склепы, полуподземные склепы, надземные склепы.
Для сравнения нахские топонимы;
Аккинское "Гильяче"
Аьккхие гиелиече (аккинцы/Эккхие гиелиечу/ Галечу — уроч. на с.-в. окр. Ак-кинцев культ, м. Гиелие — от Гал — Бог
 чеченское ГильЧу
Ч;анахойн гиелиечу/Гал-ечу. Уроч. на ю.-в., где стояло святилище, посвященное богу Гиела/Г1ал.
Г1алердиет;а (Гал-ерда) Ала'верда — уроч. на з. ;амкъа. Вер., здесь находилось святилище, посвященное Гал — нахский Бог, ерда- храм, верда - запо'веди)

Славянское  Коляда
Масоны Гульярдисты

Цитируем самого Фирудина-"На птичьем языке символ Гульярд [ГЛ-РД] можно прочесть как Гуль-Эриду [ГЛ-РД]. Как мы уже отметили, Эриду (место могущества) – это Вавилон и храм Э-Сагиля, который назывался «Причал Неба и земли» («Дом основание Неба и земли»).


Рецензии