Особый Корпус ЖДВ. Глава VIII. 3-я бригада. ч-5

ГЛАВА VIII.

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОРПУСА.

Часть 5.

Строительство ж.д. линии Смоляниново – Дунай и реконструкция ж.д. участка Угольная – Кангауз.
3-я бригада 1938-1940 г.

Инженер-полковник Богоявленский В.Н.

     В начале 1938 г. на должность командира 3-й бригады был назначен майор Десяткин Н.Г. по досрочном окончании Военно-транспортной академии (ВТА). Комиссаром бригады был назначен старший лейтенант Федоров В.Ф., прибывший в августе из ВТА.
     В этом году определился стабильный состав руководящих работников командного и инженерно-технического состава Управления бригады. В большинстве своём,  это были новые лица, прошедшие большую школу руководства строительством  и обладавших знаниями,  и практическим опытом работы в условиях Корпуса.  Начальником политотдела бригады был назначен батальонный комиссар Пугачев Н.В., начальником штаба бригады майор Усюкевич В.И. Командирами отдельных строительно-путевых батальонов были утверждены: 66-го – капитан Акимов С.М.; 67-го – ст. л-нт Алексеев С.Е.; 69-го – военинженер 3-го ранга Марков Н.Д.; 71-го – капитан Судариков А.С.; 72-го – военинженер 3-го ранга Крылов М.А. Начальником производственного отдела бригады – военинженер 3-го ранга Левитан И.М., в проектное отделение – военинженеры 3-го ранга Савин И.С., Кулешов П.К., главным механиком бригады – военинженер 3-го ранга Плахотнюк, инженером отделения главного механика военинженер 3-го ранга Нестеренко М.С.
     Штаб бригады с осени 1937 г. дислоцировался на ст. Смоляниново, располагаясь временно в законченных пристанционных зданиях. Частям бригады были поставлены на 1938 г. следующие задачи:
- 66-му батальону – работы по развитию Владивостокского ж.д. узла и сооружению ж.д. ветвей ВУРа, строительству жилых многоквартирных домов для сотрудников Управления Корпуса в г. Владивостоке, для Управления железной дороги и батальона на ст. Восточная.
- 67-му батальону – работы на строительном дворе в районе ст. Угловая по производству столярных изделий и кирпича. Кроме того, батальон обслуживал ряд подсобных предприятий в районах работ других бригад Корпуса.
- 69-му батальону – доделки на линии Смоляниново – Дунай, строительству линейных путевых зданий и станционных поселков при ст. Петровка, Линда и Дунай.
- 71-му батальону – окончание строительства на ст. Смоляниново деповских сооружений, водоснабжения и станционного поселка, строительство специальной ветви у ст. Шкотово.
- 72-му батальону – строительство сооружений первой очереди водоснабжения ст. Угловая, пристанционного поселка и военных городков для Управления бригады и батальона.
- 2-му батальону механизации – обслуживание частей бригады машинами и механизмами, их ремонт, погрузка гравия в Цемухинском карьере, работа больших пилорам и др.
     В начале 1938 г. в бригаду были включены 85 батальон (прибыл из 5-й бригады ст. Мысовая ЗабВО Прим. ИМЗ), командир батальона капитан Силкин С.Г., военный комиссар Чернявский, пом. ком. по техчасти капитан Сластников А.П., отдельная рота связи бригады была передислоцирована из ст. Петровка на ст. Смоляниново командир роты лейтенант Гирявенко М.Г. На летний период 1938 г. бригаде был прикомандирован 81-й батальон 5-й бригады, командир батальона майор Новосельский Н.И. Учебный батальон бригады оставался на ст. Новонежино, командир капитан Борисов П.И.
     Существовавший участок линии ст. Угловая – ст. Майхе со ст. Озерные Ключи, мешали дальнейшему развитию угледобычи Артемовского рудника, так как угольные пласты залегали под путями на значительном протяжении. По согласованию НКПС и Наркомата угольной промышленности было принято решение построить обход ст. Озерные Ключи длиной 10 км с новой станцией Озерные Ключи. Строительство обхода велось силами 85 батальона, в помощь ему был придан 81 батальон и отдельная рота связи.
     Одной из наиболее трудных и технически сложных работ Корпуса в 1938 г. являлось сооружение капитального моста ч/р Цемухе, взамен потерпевшего аварию в апреле 1937 г. По новому проекту мост располагался на прежней оси. От прежнего моста использовалась левобережная опора (устой) со стороны ст. Смоляниново, с укреплением её фундамента металлическим шпунтом, инъектированием кладки цементным раствором и заменой подферменной ж.б. плиты. Железобетонные пролеты не использовались. Схема моста была такова: новый металлический пролет 45 м + старый металлический пролет 33.6 м (он не получил повреждений). Эта схема не мешала сооружению новой пойменной опоры моста (она была за старой от левобережного устоя) и правого нового устоя, кроме того, водоток получался значительно шире прежнего.
      Фундаменты новых опор запроектированы в виде ж.б. опускных колодцев с нижней кромкой в виде ж.б. ножей, заглубление пойменной опоры на 8.0 м (старая была на 3.35 м) а устоя на 6.0 м. Профиль пути не менялся.
     Строительство моста было возложено на роту 31-го отдельного мостового батальона, прикомандированную из 1-й бригады, командир роты ст. л-нт Волков Н.Ф., под руководством  опытного главного механика мостового батальона Блинова Г.И.
     В ноябре 1937 г. были начаты подготовительные работы к сооружению моста: выкатка за пределы строительства старых ж.б. пролетов (при длине 14.7 м вес каждого 140 т);  продольная сдвижка металлического пролета 33.6 м, этими работами руководил вольнонаемный монтажник Дудко; подготовка к сооружению опускных колодцев – отсыпка островка в пойме, заготовка арматуры ножей нижней кромки, элементов опалубки и др.  В декабре произведена сборка ножей на месте, установка опалубки колодцев на высоту 4 м.  На левом берегу соорудили закрытый бетонный завод для работы в зимних условиях: две бетономешалки с электроприводом по 250 л каждая, паровой котел для воды и инертных, площадки для песка и щебня и цемента. Построена эстакада с узкоколейными путями для подачи бетона.
     Около середины декабря 1937 г. были забетонированы в тепляке нижняя часть колодца на высоту 4 м, а в начале января начато его опускание.
     Опускание колодца, ввиду тяжелых грунтов и сильного течения осуществлялось в три этапа различными способами.
     Первый этап 4 м колодец опускался на островке до уровня воды на глубину 1 м без водоотлива. Грунт грузился вручную в металлическую самоопрокидывающую бадью, поднимался краном-укосиной и выгружался в наклонный лоток за пределы тепляка.
      Начали опускание на 2.5-2.75 м с водоотливом, для чего на верхней плоскости колодца устанавливались три центробежных насоса с диаметром патрубков 6 дюймов (150 мм). Насосы работали от электромоторов, питаемые от двух электростанций на автомашинах ЗИС-5 мощностью 23 квт каждая, мощности станций хватало только на два насоса (один резервный). При достижении глубины 2.5 – 2.75 м насосы не справлялись с водоотливом. Опускание было приостановлено, и колодец нарастили до проектной отметки 8 м в тепляке.
      После твердения бетона, тепляк был разобран, на стройку был доставлен гусеничный экскаватор «Кунгурец» с грейфером емкостью 0.35 куб. м (полноповоротный с керосиновым двигателем экскаватор Д-0.35 Кунгурского завода Прим. ИМЗ). Грунт, до которого колодец был уже опущен, представлял плотный гравий с песком, с включением гальки и ниже булыжников и камней. Поэтому необходимо было делать подмыв грунта под стенками колодца. Управление Корпуса заключило договор с экспедицией подводных работ (ЭПРОН) Тихоокеанского ВМФ на производство подмыва грунта в колодце в процессе его опускания.
     На строительство в начале февраля прибыла бригада ЭПРОНа из 3-4 человек с гидромониторным оборудованием. Гидромонитор по своим размерам не позволял производить работы внутри колодца.
     Второй этап – опускание колодца попеременно с черпанием грунта внутри грейфером, а подмыв стенок колодца водолазами снаружи по периметру гидромонитором. Вода подавалась 5-ти ступенчатым центробежным насосом с диаметром патрубка 3 дюйма при давлении 8-10 атмосфер. Неэффективная работа гидромонитора снаружи колодца, привела к мысли, разместить его внутри. Пришлось заменить штатный наконечник более коротким самодельным, а затем воспользоваться соплом от цемент-пушки, при этом, кроме воды, к гидромонитору по отдельному шлангу подавался сжатый воздух от передвижного компрессора (6-7 атмосфер и расходе 5-6.5 куб.м). Эффективность подмыва резко возросла.
     В начале опускание колодца до 4 м шло быстро 0.25-0.3 м в сутки за две смены. Водолазы сменялись в работе через 1-2 часа. По мере увеличения крупности фракций грунта опускание колодца замедлилось, при глубине 4-5.5 м до 8-10 см в сутки, а по достижению булыжников и крупных камней с серой глиной – практически встало на глубине 5.5-5.8 м.
     Нужно отметить, что у водолазов ЭПРОНа прошли обучение водолазы 31-го мостового батальона. Через три недели они стали самостоятельно работать под водой в своей смене, выдавая не меньшую производительность труда.
     Третий этап – с водоотливом при помощи насосов смонтированных на деревянных люльках, которые могли опускаться и подниматься при помощи ручных лебедок внутри колодца. На люльках было установлено 4 центробежных насоса -  три восьмидюймовых и один шестидюймовый. Так как высота всасывания насоса не должна превышать 6-6.5 м, а высота колодца была 8 м, их пришлось делать опускаемыми. Электромоторов защитных от воды и погружаемых насосов в то время не было. Конструкцию опускных насосов спроектировал инженер Блинов Г.И.. а практически очень грамотно выполнил техник роты рядовой Петров.
     Для снабжения электроэнергией насосов (нужно 100-110 квт), из частей Корпуса доставили три передвижные электростанции ПС-50, номинальной мощностью по 60 квт каждая. В дальнейшем для надежности, был установлен стационарный генератор на 35 квт, работавший от локомобиля.
     Колодец часто перекашивался из-за упирания ножа в крупные камни, вытащить их было очень трудно, по мере опускания выправлять вертикаль становилось все сложнее. Потоки воды при крупных камнях становились максимальные, приходилось включать все насосы. Электростанции работали непрерывно в течении 12 суток на износ, сжигалось масса горючего. Когда нож вошел в плотные глины, разработка велась всухую, но выправлять вертикаль было крайне сложно. Иногда были крупные прорывы воды и насосы приходилось быстро поднимать в люльках.
     В начале апреля опускание колодца было закончено – 8.5 м от уровня меженных вод, пришлось нарастить верх колодца из деревянных просмоленных брусьев почти на метр, для исключения перелива воды сверху.
     Подводным бетонированием заполнялся колодец на глубине 3 м, далее с откачкой воды на всю высоту.
     Изготовление правобережной опоры производилось по аналогичной схеме с речной. С откачкой справлялся сначала один 6-ти дюймовый насос, грунт разрабатывался вручную и поднимался краном-укосиной с самоопрокидывающейся бадьей. При достижении 6 м был установлен второй насос.
     Остальные работы – по ограждению металлическим шпунтом из двутавровых балок фундамента левобережного устоя, сооружению наружных частей опор, по сборке и клепке на левом берегу нового металлического пролета – 45.0 м в затылок старому 33.6 м, надвижка их по промежуточным опорам, укладке мостового полотна и др. были завершены к концу июня 1938 г.  В первой декаде июля,  мост был сдан в эксплуатацию Управлению дороги, и движение было переключено на новый мост.
     Через полтора с небольшим месяца, в августовский критический паводок, мост успешно выдержал испытание. Горизонт воды через р. Цемухе превысил уровень паводка 1937 г. на 1.1 м. Вода размыла правобережную защитную дамбу, но мосту вреда не причинила.
     В числе важнейших производственных задач бригады на 1938 г. было развертывание основных работ по сооружению водоснабжении ст. Угловая.
      Устройство водоснабжения в полном своем комплексе должны были включать:
- Большое водохранилище, создаваемое плотиной, перегораживающей долину и протекающий по ней ручей;
- Водозаборные сооружения, состоящие из дренажа длиной 70 м, перегораживающей подрусловой поток ручья, водоприёмных колодцев с фильтрами и временного насосного здании над ними с насосами;
- Напорную линию длиной около 1 км от насосного здания до водонапорных баков;
- Ж.б. водонапорные заземленные баки (на возвышенности);
- Напорную самотечную линию (водовод) длиной свыше 14 км из стальных труб;
- Разводящую сеть на ст. Угловая.
     Плотина и водохранилище являлись второй очередью строительства, а остальные сооружения – первой. Сооружение первой очереди с забором прямо из ручья, обеспечивали полностью снабжение водой ст. Угловая, а также производственные и бытовые нужды других потребителей в её районе.
     В январе 1938 г. проектной организацией были выданы рабочие чертежи на водозаборные устройства и подразделения 72-го батальона приступили к выполнению основных работ 1-й очереди. Начали отрывку траншеи длиной 70 м поперек ручья для укладки дренажа. Приток воды был очень значительный, отрывку траншеи и укладку дренажа пришлось производить по частям, чтобы справиться с притоком воды имевшимися водоотливными средствами. Зима 1937-1938 г. была очень суровая, морозы достигали 25-30 градусов. Работали с напряжением, круглосуточно, чтобы уложить дренаж до весенней оттепели 1938 г. (это при нехватке спецодежды, резиновой обуви и леса для крепления). Работу по устройству дренажа, подводной части колодца с фильтрами закончили до весеннего подъема воды, что являлось решающим для успеха работ в целом.
     По окончании указанных работ приступили к отрывке километровой траншеи для напорной линии. Она прокладывалась по косогору в скальных грунтах при помощи отбойных молотков. Одновременно откапывались котлованы под водонапорные баки. Затем начали откапывать траншею под самотечную линию свыше 14 км с помощью траншейного экскаватора ( типа МК-II,  многоковшовый, колесно-гусенечный, с двигателем ЧТЗ-60 на лигроине, Киевского завода Прим. ИМЗ). Водители экскаватора имели малый опыт работы, поэтому доработку траншеи под укладку пришлось делать вручную.
     В основании плотины, длиной по верху около 250 м, был запроектирован зуб из глины шириной 6 м, при глубине заложения в самой нижней точке русла около 6 м. Наибольшая глубина траншеи у склонов лога достигала 14 м. В августе 1938 г. начали работы по отрывке траншеи под зуб плотины. Условия сооружения траншеи не позволяли применять ковшовые экскаваторы, поэтому предстояло выбросить вручную свыше 12000 куб. м грунта с многоярусной переброской его наверх и погрузкой в бортовые автомашины. В правой половине траншеи на глубине 3 м встретились с монолитной скалой, а ниже трещиновидной. Поэтому на протяжении 30-35 м пришлось делать основание зуба из бетона. С левой половины на глубине 4 м залегала ломовая глина, что обеспечивало надежное сопряжение зуба плотины.
     В конце августа в районе строительства прошли интенсивные дожди, Вода прибывала стремительно, разрушила мост через ручей, опрокинула компрессор, пострадали мастерские и склады, траншея полностью заполнилась водой, обрушились ряд стен. В результате паводка возник большой объем добавочных работ.
     Весной 1939 г. работы по строительству водоснабжения ст. Угловая были развернуты по всему фронту. На трассе водовода параллельно с отрывкой траншей производилась укладка стальных труб. Траншеекопатель нередко отказывал на тяжелой ломовой глине и был малопроизводительным в плывунных грунтах. В таких случаях применялся ручной труд. Устройство переходов водовода через ручьи и глубокие овраги являлись сложной и трудоемкой работой. Ещё сложнее была прокладка трубы через действующие ж.д. пути. Но все эти преграды преодолел личный состав 72-го батальона, была закончена надводная часть водоприемных колодцев, над ними насосное здание и смонтированы сами насосы.
     Полным ходом продолжалась в 1939 г. отрывка траншеи для зуба плотины. Ложе для бетонной части зуба вырубали в скале отбойными молотками. В левой половине основания на 6-ти м глубине началось укладка глинистого зуба. Утрамбовка глинистых слоев требовала особо тщательной работы, все выполнялось вручную, и требовала большого расхода рабочей силы. В этих работах наметилось значительное отставание от плана.
     С правой стороны долины в скальном основании склона, прилегающего к плотине, приступили к прокладке стометрового туннеля для донного водоспуска.
     Строительство плотины оказалось гораздо более сложным и трудоёмким, чем это предусматривалось первоначально в планах работ. Эти работы продолжались в 1940-1941 г. и не были закончены. С началом Великой Отечественной войны оно было прекращено.
     В первой половине сентября 1939 г. основные работы сооружения первой очереди были закончены, месяц потребовался на устранение недоделок, и к 7 ноября намечалось пуск водоснабжения в эксплуатацию. Вода, пройдя весь путь, пришла на ст. Угловая. Велика была радость населения ж.д. поселка и военных городков – вода пришла в дома, столовые и другие общественные здания.
     В связи с редким по силе наводнением в Приморье, во второй половине августа 1938 г., части бригады участвовали с  напряжением всех сил в работах по борьбе со стихией и по спасению ж.д. объектов Приморского отделения Дальневосточной дороги.
     Особенно значительные размывы на объектах бригады потерпели сооружения на перегонах ст. Угольная – ст. Кангауз:  деревянные мосты на 11 км, мосты на ст. Озерные Ключи, земполотно на 20 км, у моста ч/р Майхе, Цемухе, Большой Кангауз. Были размыты защитные, регуляционные и укрепительные устройства, земляное полотно. На перегоне Шкотово – Смоляниново была размыта в трех местах заградительная дамба на правобережном подходе к мосту ч/р Цемухе, на общем протяжении 120 м и земполотно на протяжении около 1 км.
     На перегоне Романовка – Новонежино произошел обвал скалы на ж.д. путь и подмыло рамы усиления свайного моста. На перегоне Новонежино – Кангауз размыло конуса и подмыло рамы деревянных мостов на 60, 62 и 66 км, на двух из них паводком вынесло береговые опоры. На 70 и 73 км разрушило земполотно и конуса опор.
     На восстановление разрушенного,  пришлось бросить большое количество материалов и рабочей силы. В некоторых местах пришлось делать все заново. Все это заставило пересмотреть проектные решения в пользу усиления ж.д. сооружений ( из-за отсутствия длительного гидрометеонаблюдения за таёжными реками проекты сооружений  на них делались по факту с небольшим запасом, но не по историческому максимуму Прим. ИМЗ). Сказалось это и на выполнение плана работ года, часть работ пришлось перенести на 1939 г.
     Широкое развитие получили стахановские методы на строительстве жилых домов. Значительное количество жилых и других деревянных домов было построено скоростными методами, разрабатывали и внедряли их начальник производственного отдела Корпуса военинженер 2 ранга Артемьев Д.П., инженер Масловский В.И., военинженер 3 ранга Ерохов В.М. и др. В Управлении 3-й бригады и батальонах внедрением скоростного метода руководили Левитан И.М. и Кузнецов.
     Главными задачами бригады на 1939 г. являлись: сдача важнейших объектов на строительстве линий Угольная – Кангауз и Смоляниново – Дунай с ветвями, обхода ст. Озерные Ключи, водоснабжения 1-й очереди военных городков и ст. Угловая, веток Тихоокеанского ВМФ, станционных поселков, жилых домов, туннеля во Владивостокском узле.
     Руководителям частей было дано указание о сокращении до минимума отвлечение личного состава на хозяйственные и другие непроизводственные работы. Обращено было внимание на важность проведения с сержантским и средним командным составом обязательных учебных занятий по наиболее эффективной организации работ применительно к предстоящим конкретным объектам работ.
     С ранней весны в конце марта – начало апреля, все бойцы были выведены на строительные объекты. В июне бригадой был сдан в эксплуатацию Дороге на ст. Смоляниново: паровозное депо, ремонтные мастерские тягового хозяйства, электростанция, конторы ж.д. служб, магазин и др. В конце ноября были сданы путевые устройства ст. Смоляниново со всем станционным оборудованием, в декабре – крупная ст. Угловая, сооружение водоснабжения 1-й очереди и паровозное депо на 3 стойла ст. Угловая.
     На 1939 г. в план работ 72-го батальона было включено строительство военного городка для Управления бригады и батальона. Другие части бригады осуществляли аналогичные строительства.
     Место для сооружения городка Управления бригады было выбрано еще в 1937 г. севернее ст. Угловая на большой равнине. С запада она граничила с шоссе Владивосток – Хабаровск, с севера и востока окаймлялась грядой сопок.
     Здания городка бригады – казармы, жилые дома начальствующего состава, административные и хозяйственные здания строились кирпичные и шлакоблочные с центральным отоплением, за исключением домов офицеров, которые строились с печным отоплением.
     Ранней весной 1939 г. на площадку городка была подведена ж.д. ветка со ст. Угловая, сделаны три грунтовые дороги, складские помещения и навесы. С началом работ встала задача подготовки рабочих специалистов – каменщиков, штукатуров, столяров, маляров и др. Обучение производили опытные инструкторы бригады практически на строящихся объектах, причем готовили специалистов для всех частей соединения. Много труда и хлопот на подготовку специалистов положил командир роты ст. л-нт Руженцов Т., командир взвода л-нт Украинцев, инженер батальона Микулин В.М.
     В декабре 1939 г. выведены были под крышу два жилых дома, санитарная часть и одна казарма. Несколько раньше были заложены фундаменты еще двух жилых домов и красноармейской столовой. Зимой кладка стен продолжалась только на жилых домах.
      Летом 1940 г. началось заселение зданий городка. Высокое и светлое здание с центральным отоплением было передано санитарной части  72-го батальона. В шлакоблочных домах разместились семьи офицеров, большую радость испытали люди ютившиеся в течении многих лет по баракам, полуземлянкам и палаткам. Поздней осенью сдали в эксплуатацию красноармейскую столовую на 750 мест, с центральным отоплением, водопроводом и др. оборудованием.
     Новый 1941 г. личный состав встречал торжественно – офицеры в новых квартирах, солдаты в теплых казармах рядом с прекрасной столовой.
     Одним из важных объектов строительства в 1939 – 1940 г. бригады была реконструкция ж.д. линии Угольная – Кангауз, мост ч/р Батальянза на перегоне Майхе – Топаза. На бригаду было возложены работы по сооружению подходов к капитальному мосту, по доставке гравия из Цемухинского карьера, обеспечения стройки механизмами. Сооружение моста было возложено на 31 мостовой батальон.
     Мост ч/р Батальянза расположен невдалеке от впадения её в залив. Ширина зеркала реки составляла 60-65 м, течение слабое, и при сильном ветре с залива получало в верхних слоях обратное направление. Русло реки ограничивалось низкими обрывистыми берегами, глубина воды составляла у берегов 1.5 м и более, а в середине до 6 м. На берегах под растительно-торфянистым слоем залегали пластичные илистые глины на глубину 8-9 м, в середине русла реки до 12-13 м, под ними шла песчано-гравийная смесь мощностью 2-2.5 м ниже щебень и крупные камни.
      Через эту реку существовал ж.д. временный деревянный мост на свайном основании длиной 70-75 м и высотой около 4 м. При прохожее поездов, скорость которых ограничивалась до 5 км/ч, ясно ощущалось колебания почвы и деталей моста. Происходили частые расстройства конструкций и конусов моста, так как сваи плохо удерживались глинистым грунтом основания.
     Проект капитального моста длиной 110 м с металлическими пролетными строениями, должен строиться на 25-30 м ниже по течению временного. Предстояло соорудить две береговые опоры и одну речную, в виде опускных  колодцев с ж.б. ножами, с глубиной - береговых до 10-10.5 м, речной – 14.0-14.5 м. Размер колодца 4х10 м.
     К сооружению моста 31-й мостовой батальон приступил весной 1939 г. командир батальона майор Малявкин П.М., пом. по технической части военинженер 2 ранга Ещин М.Е. ( погиб в бою в ВОВ в 1941 г. под Киевом). К моменту работ здесь находились 2 мостовые роты и большая часть роты механизации батальона. На 31-й батальон были возложены и другие задачи по переустройству ряда сооружений на перегоне Майхе – Топаза – Шкотово в условиях сохранения движения поездов. Личный состав батальона размещался в палаточном лагере на левом берегу в 500 м от моста.
     Предварительно была проведена подготовка к сооружению моста. На разъезде Топаза подготовлены площадки и склады для элементов пролетов и строительных материалов, сделаны ж.д. тупики для разгрузки, подъездной путь к новостройке, чтобы не мешать движению поездов на линии. Построен цементный склад и утепленный бетонный узел на две бетономешалки на 250 и 425 л, площадки для инертных. С электростанции «Артемгрес» протянута высоковольтная линия к понижающему трансформатору. Завезены все механизмы: подъемный кран на ж.д. ходу типа ПК-6 ( паровой, полноповоротный, емкость грейфера 1.5 куб.м Прим. ИМЗ), насосы, лебедки, электромоторы, пилорама.
     В конце мая приступили к основным работам по сооружению опускного левобережного колодца. Ввиду опасности провала колодца в илистую глину, решили отсыпать призму из гравелистого грунта Цемухинского карьера высотой 4.5-5 м. На отсыпку призмы было израсходовано 1200-1300 куб. м грунта. Когда высота отсыпки достигла 4-4.2 м от меженного уровня воды, произошло сначала оседание, а затем быстрое сползание призмы вместе с частью илистого берега в русло реки. При этом сползаемый грунт достиг островка, сооруженного в середине реки в ряжевом ограждении для работ по возведению речной опоры. Получилась своеобразная дамба из гравелистого грунта от берега до речной опоры высотой 1-1.2 м. Вначале все это вызвало переполох, а у некоторых строителей панику, созданная комиссия, приняла решение начать сооружение колодца на месте после планировки грунта. Вначале забетонировали колодец высотой 4 м, а потом постепенно наращивали его высоту до проектных 10 м.
     Грунт разрабатывался из колодца краном на ж.д. ходу грейфером емкостью 1.5 куб. м. На 4 м колодец опустили за 2-3 суток, пока шел насыпной грунт, потом ножи врезались в пластичную глину, которая сама поднималась от веса колодца, по мере её вынимания. Опускание колодца шло равномерно без перекосов и отклонений от оси. Правда иногда грейфер увязал в глине и кран опасно кренился, был случай обрыва троса застрявшего грейфера, пришлось быстро откачивать воду, чтобы его  достать (вода через глину сочилась медленно).
     На последних 2-2.5 м пошли песчаные грунты, а после гравийные с булыжниками, поэтому применялся гидроподмыв стенок колодца водолазами.
     Опускной колодец речной опоры сооружался примерно также, на отсыпанном островке в ряжевом ограждении. Постоянно шло чередование черпания грейфера и гидроподмыв стенок колодца. Железнодорожный кран стоял на временной эстакаде сооруженной на «самовольной» дамбе. Когда глубина достигла 8-13 м, трос грейфера работал на пределе, опять произошел обрыв троса. Откачать воду полностью не было возможности из-за сильного поступления в котловане, выручили водолазы. Нашли в липкой глинистой жиже на ощупь грейфер, на глубине 9-10 м и зацепили его – надо отдать должное героическому труду водолазов батальона.
     Правобережная опора сооружалась аналогично остальным, здесь не отсыпался островок из гравия. Правда опора получила небольшой наклон в сторону реки, выправить который не удалось, но он не влиял на устойчивость устоя в целом.
     В конце каждого опускания колодца до проектных отметок, приходилось осушать их для очистки внутренних стенок от приличного слоя илистой глины, прилипавшей насмерть (для хорошего сопряжения заливаемого бетона и стен).
     В самом начале батальон смонтировал кабель-кран упрощенной конструкции для нужд сооружения речной и правобережной опоры (для доставки бетона). После сооружения деревянной эстакады он использовался старшиной роты механизации Адамским для переброски механизмов и материалов на правый берег.
     Отсыпка конусов подходов моста при высоте 7.5-8 м была проблемная, на глинистом основании конуса могли сползти в реку. Инженер 2-го ранга Литвинов разработал отсыпку на свайном основании. Было забито в общей сложности 1000 шт. диаметром 25-28 см с длиной 9.5-10 м (сваи составные).
      Подходы сооружались силами 85 батальона, отсыпка начата в мае 1939 г. Грунт подавался вертушками по 12-15 платформ, разгрузка вручную. При отсыпки подходов,  внезапно начались просадки грунта, особенно при заезде вертушки. Просадки не прекращались, пришлось делать бурение для изучения геологии на данной местности. Оказалось, что под весом грунта подходов в стороны, в виде валов выдавливалась снизу илистая глина, все это прекратилось при достижении песчаного дна. Поэтому объем земляных работ по отсыпке увеличился в 2-2.5 раза.
     Сооружение моста продолжалось и зимой 1939-1940 г. Бетонирование велось в утепленной опалубке с использованием подогрева инертных, производилась клепка пролетов. Весной 1940 г. была выполнена окраска пролетов, изоляция балластных корыт на устоях и др. К июлю 1940 г. мост с подходами был закончен.
      В 1940 г. были закончены: реконструкция линии Угольная – Кангауз, строительство примыкающих к ней ветвей, Смоляниново – Дунай с примыкающими ветвями Тихоокеанского ВМФ и другими; во Владивостокском узле – намечавшиеся ранее работы по его реконструкции и развитию, достройка с дополнительными работами против первоначального проекта Владивостокского туннеля. Закончена была постройка больших жилых многоэтажных зданий на ул. 25 Октября во Владивостоке. С ноября 1940 г. все указанные ж.д. линии были сданы в постоянную эксплуатацию Приморской ж.д.
     В 1940-1941 г. Корпусом выполнены надстройка и внутреннее переустройство существовавшего здания Приморского Краевого комитета ВКП(б) во Владивостоке. Работы производились ротой 66-го батальона 3-й бригады под командованием Борисова В.Ф., при техническом руководстве ответственного представителя Управления Корпуса по строительству во Владивостоке Солодкина. Реконструкция здания была осложнена тем, что она производилась без прекращения работы Крайкома ВКП(б) в здании. Несмотря на это надстройка и переустройство здания, начатые в начале 1940 г., были успешно и с хорошим качеством выполнены в основном в 1940 г. и закончены в 1941 г.
     В 1940 и 1941 г. силами приданных частей 4-й бригады были выполнены работы по развитию ст. Эгершельд.
     В целом 3-й бригадой был выполнен за период 1934-1940 г. большой объем работ (включая объекты, выполненные 7-й бригадой в 1934-1935 г.):

По линии Угольная – Кангауз:
- Земляных работ                около        1800 тыс. куб. м
- Ж.б. сборных труб                79.0 пог. м
- Каменных, бетонных, ж.б. монолитных труб      4700 куб. м
- Малых мостов                29 шт.
- Больших и средних мостов                7 шт.
(ч/р Батальянза, Майхе, Цемухе, Малый и Большой Кангауз, Смоляная, Березовая).
     Капитальная реконструкция перегона Смоляниново – Шкотово.
     Новый обход ст. Озерные Ключи протяжением 10 км с мостами, трубами и др.
     Построены большие станции со всем оборудованием (связи, СЦБ и др.) – Угловая, Озерные Ключи, Смоляниново, Кангауз.
     Сооружены на ст. Смоляниново и Угловая паровозные депо и мастерские, электростанции, технические и служебные здания, пристанционные ж.д. поселки с жилыми и культурно-бытовыми домами (школами, интернатами, детскими яслями, столовыми, клубами, магазинами). Общая кубатура зданий составила около 100000 куб. м.
     Произведена замена верхнего строения пути (рельсов, шпал, балласта) на более мощное.
     Построены устройства водоснабжения наиболее совершенного для тех годов типа на ст. Угловая, Смоляниново, Кангауз с укладкой водопроводной сети общей длиной 30370 пог. м.

По линии Смоляниново – Дунай:
- Земляных работ                около 3 млн. куб. м
- Труб водопропускных                86 шт.
- Больших и средних мостов                5 шт.
(ч/р Кангауз, Ханахеза, Шетухе (два), Шимеуза).
     Уложено главного пути с ветвями – 88.7 км, уложено балласта – 193 тыс. куб. м.
     Построены станционные здания, пристанционные ж.д. поселки и линейных путевые здания. Общая кубатура всех зданий около – 29000 куб. м.
     Построен постоянный пункт водоснабжения на ст. Шимеуза с укладкой водопроводной сети длиной 775 пог. м.
     Построен ряд ж.д. ветвей для нужд Тихоокеанского ВМФ.
     Закончено строительство Владивостокского туннеля длиной 1385 м.
     Сооружен во Владивостоке ряд ж.д. ветвей, служебно-технических, жилых и культурно-бытовых зданий, два многоквартирных дома со всеми удобствами, надстройка двух этажей и внутреннее переустройство здания Приморского Крайкома ВКП(б). Построены военные городки для частей бригады.
     Произведены незаконченные работы по строительству большой сортировочной ст. Амурский Залив, развитию ст. Первая и Вторая Речка, с выходом в туннель, по сооружению плотины и туннеля для донного спуска водоснабжения ст. Угловая.

Архив Историко-Мемориального Зала ЖДВ.
В. Петропавловский. Июль 2022 г.

    
    
    
    
    
    


Рецензии
Это не подвиг даже, это нечто другое было, даже слова не подберу! Когда читаю такое, к примеру, как "... свыше 12000 куб. м грунта с многоярусной переброской его наверх и погрузкой в бортовые автомашины"! Это просто представляю сколько надо трудов, чтобы этот объём разработать экскаватором на самосвал... А тут - вручную, с переброской... Герои, герои, герои труда!!! Слава богу, мы хоть о них узнаем благодаря тебе, Владимир Николаевич...

Сергей Лелеко   27.07.2022 14:06     Заявить о нарушении